Психологопедагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях
реализации ФГОС НОО.
Педсовет 11.04.2017
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее
дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных
способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить
свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития
образования.
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения
представляется практически невозможной без специального психологопедагогического
сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.
Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях
общеобразовательного учреждения.
Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:
координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации
образовательного процесса детей с ОВЗ;
психологопедагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их
сверстников, родителей и педагогов);
создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через
развитие толерантности детей, педагогов, родителей.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер,
предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех
участников образовательного процесса включающий в себя следующие направления.
Направление деятельности школьной психологической службы, в условиях реализации ФГОС
включают:
сопровождение внедрения ФГОС в 1х классах начальной школы.
Просвещение педагогов и родителей по психологопедагогическим аспектам новых
образовательных стандартов. Диагностика учащихся на этапе поступления в школу и
мониторинг формирования «умения учиться» у первоклассников.
Мониторинг сформированности УУД
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе
заключения психологомедикопедагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может
учиться в общеобразовательной школе.
На 201617 учебный год в школе обучаются дети с ОВЗ:
Дьяченко Кирилл 1 Б
Канивец Ариана 1 А
Фирсов Артем 2 А
Климак Виталий 2 А
Шаповалов Арсений 6 Б
на них составляется индивидуальный маршрут развития ребенка;
с ними организуются коррекционноразвивающие занятия по дополнительным программам: «Развитие
познавательных способностей детей с ОВЗ».
проводятся консультации с учащимися, направленные на личностное развитие, на развитие
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и
реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций
педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности обучения.
психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с
коренными изменениями в организации воспитательнообразовательного процесса. Проведение
групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и
личностных компетенций учителя.
Трудности детей с ОВЗ при обучении
Соматическая ослабленность ребенка
Психологические особенности учащегося
Отличающийся от сверстников или соучеников опыт социального общения
Недостаточная подготовленность по предметам (у первоклассников г олвность к школе)
собые образовательные потребности Деятельность психологической службы школы в 20162017 уч. году выстроена в соответствии со
следующими направлениями:
I этап психологопедагогического сопровождения – оценка исходного уровня сформированности
универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу.
Он начинается в сентябре месяце одновременно с зачислением детей в школу и заканчивается в
октябре. В рамках этого этапа проводится психологопедагогическая диагностика, направленная на
определение готовности ребенка к обучению в школе и оценку сфомированности универсальных
учебных действий учащихся. Используется пакет из 10 методик.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям. На каждого учащегося с ОВЗ заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого
педагогическая карта, в которой фиксируются психологопедагогические особенности развития
личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по
сопровождающей работе.
Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений
ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может
быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи
отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью
психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной
адаптации семей с "особым" ребенком.
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе
являются родительские собрания, консультации,которые проводятся в активных формах с участием
учителей. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и
потребностях, раскрываются новые ресурсы.
Инклюзивное образование в условиях введение ФГОС требует координальной перестройки
организации деятельности учителя на уроке. В основе стандартов второго поколения лежит системнодеятельностный подход. С целью
психологической подготовки учителя к инклюзивному образованию в рамках стандартов второго
поколения, были организованны курсы повышения квалификации педагогов.
Задачи курсов:
сформирование психологической компетентности учителя по вопросу создания организационных и
психологопедагогических условий инклюзивного обучения;
Ознакомление со способами организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках
общеобразовательного класса.
Программа курсов включает в себя психологическое просвещение по вопросам обучения, воспитания
и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного
обучения.
На II этапе содержанием психологпедагогической работы является первичная адаптация детей
к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД. (с сентября по
декабрь). Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является
кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является
профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по
предупреждению проблем адаптационного периода: социальнопсихологических (проблемы
социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная
самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания,
памяти, мышления, трудностей в обучении).
Психическое и физическое здоровье ребенкаинвалида и с ОВЗ сильнейшим образом зависит от его
настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе
осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе,
направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями:
классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в
олимпиадах, спортивных мероприятиях и др. В школе работает ПМП консилиум
На III этапе – психологопедагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в
школьной адаптации.
проводится психологопедагогическая диагностика, направленная на выявление групп
школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
ввыявление детей с ОВЗ в ОУ, осуществление психологомедикосоциального
сопровождения.
индивидуальные и групповые консультации и просвещение родителей по результатам
диагностики. Продолжается работа родительского клуба .
организуется групповая коррекционная и консультативная работа со школьниками,
испытывающими трудности в обучении и поведении.
На IV этапе обеспечивается контроль динамики результативности реализации программы
формирования универсальных учебных действий;
коррекционная и развивающая работа с детьми с ОВЗ, имеющими трудности в освоении
универсальных учебных действий.
Он рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуальнопсихических свойств ребенка,
несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
Таким образом, основные принципы психологопедагогического сопровождения:
рекомендательный характер советов сопровождающего;
приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения;
мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды»
специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и
владеющих единой системой методов.
Результатом психологопедагогического сопровождения учащихся с отклонениями в здоровье в
процессе обучения становится новое жизненное качество – адаптивность, т.е. способность
самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в
благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Организация работы в ОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их
ребёнка;
проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционноразвивающих
задач;;
работа с родителями.
Вышеизложенная система психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения
их развития в условиях ОУ обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности
всех специалистов ОУ;
единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития
ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.