Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.
Оценка 4.9

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.03.2019
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.
Реализация программы "Одаренные дети" на базе общеобразовательной школы. С целью,выявления. поддержки и развития одаренных детей. В статье представлен план работы с одаренными детьми, основные направления, реализуемые в рамках программы. Также предлагается работа по индивидуальному плану. Рассматривается роль родителей и педагогов в развитии одаренности детей. Выявление одаренных детей является частью познания сильных сторон ребенка и помощь в его развитии.
одаренность 2015.docx
Психолого­педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС. Корнеева Надежда Геннадьевна Педагог­психолог ГБОУ  СОШ № 2 им. В. Маскина ж.­д. ст. Клявлино       Введение   нового   стандарта   существенно   изменило   всю   образовательную ситуацию ГБОУ  СОШ № 2 им. В. Маскина ж.­д. ст. Клявлино  – определилось точное   место   формам   и   видам   приложения   психологических   знаний   в содержании   и   организации   образовательной   среды.  Новые   ФГОС   безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние,   так   как   учебная   самостоятельность   детей   увеличивается, универсальные   умения   дадут   таким   детям   новые   возможности   для самореализации в постижении нового. Одно   из   направлений   психолого­педагогического   сопровождения   введения ФГОС   –   это   выявление   одаренных     учащихся,     разработка   и   реализация индивидуальных   программ   коррекционного   воздействия,   предоставление рекомендаций педагогам и родителям одаренного ребенка.        В  нашей школе продолжает действовать программа работы с одаренными детьми. Цель   программы  «Одаренные   дети»   ­   выявление,   поддержка   и   развитие одаренных   детей     способствующей формированию   творческих   способностей   в   области   науки,     технического   школы,   а   также   создание   среды,   творчества, искусства и спорта. План работы  с одаренными детьми № Основные направления 1. I.   Диагностическая работа Сроки Ответственные 2.1 Подготовка   диагностических   материалов   тесты   для (анкеты   для   родителей, учащихся, карты наблюдений и др.). 2.2 Изучение   интересов   и   склонностей обучающихся:   уточнение   критериев   всех Сентябрь видов одаренности. 2.3 Диагностика   родителей   и   индивидуальные беседы. Выявление и отбор одаренных, талантливых 2.4 В   течение года детей.   Составление   базы   данных   ОД,   ее пополнение. II.   Работа с ОД по индивидуальным планам 2. Педагог­психолог Классные руководители Педагог­психолог Зам. дир. по УВР Педагог­психолог 3.1 Составление   индивидуальных   планов работы с ОД. 3.2 Консультирование   учителей   – 1­я   неделя октября предметниками по  индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных 2­я   неделя октября Учителя,  Педагог­психолог Зам. дир. по УВР Педагог­психолог планов  работы с ОД. 3.3 Реализация индивидуальных планов работы В   течение с ОД года   Учителя предметники – Педагог­психолог 3. III.   Методическое сопровождение Сбор и подготовка аналитической информации: ­ формирование и своевременное пополнение базы В   течение года данных ОД; ­   отчет   по   реализации   индивидуальных   планов Апрель Зам. дир. по УВР Педагог­психолог работы с ОД;  ­ мониторинг результативности работы с  ОД. Декабрь  В   течение года Сбор и систематизация  методических материалов В   течение Зам. дир. по УВР по работе с одаренными детьми. Итоги работы с ОД в учебном году. Планирование работы на следующий год. года Май  Педагог­психолог Зам.   дир.   По   УВР Педагог­психолог Одно из направлений, реализуемых в рамках программы  – диагностическое, которое предусматривает:  организация диагностики одаренных детей;   диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в том числе кадровых);   создание банка данных «Одаренные дети школы».           ­  развивающее направление предполагает:  Создание системы психологического сопровождения одаренных детей.             Основной   задачей  психологической   сопровождающей     работы   с   одаренными   детьми   является   оказание   помощи   детям   и   образовательному учреждению в выявлении одаренных детей.        Это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.   Эффективная   идентификация   одаренности   посредством   какой­либо однозначной процедуры тестирования невозможна.        Исследователи, работавшие с методиками выявления одарённости ребёнка предупреждают о том, что одним тестом ответить на вопрос о наличии у того или иного учащегося характеристик одарённости сложно, нужна кропотливая работа с личностью, её особенностями и проявлениями, в тоже время единой комплексной диагностики, которая наверняка выявляла бы одарённого ребёнка, тоже не существует.           При выявлении одаренности психологическая служба школы использует комплексный подход. При этом задействован  широкий спектр разнообразных методов: ­     метод   наблюдения   за   детьми.   Более   перспективным   является   метод наблюдения   и   шкалирования   оценок   на   основе   установленных   параметров, характеризующих одаренность детей (по Дж. Рензулли и соавт.,1976); ­ специальные психолого ­ диагностические тренинги, с помощью серии игр –   они   позволяют   оценить   характеристики   учащегося   в упражнений, познавательной,   мотивационной   творческой   и   лидерской   областях.   В   рамках этих   тренингов   можно   организовать   определенные   развивающие   влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»; ­ экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями. Сведения, получаемые   от   родителей   ребенка,   его   учителей   и   других   взрослых, участвующих в воспитании, повышают эффективность процесса поиска, так как дают возможность установить условия и историю развития ребенка от самых первых шагов, узнать о наличии у него каких­либо особых способностей или интересов, выяснить особенности развития ребенка и общения со взрослыми и сверстниками, умения справляться с возникающими трудностями и т.п.;        Однако при использовании данных наблюдений следует иметь в виду, что восприятие ребенка взрослыми, с которыми он находится в тесном контакте, может быть искажено эмоциональными факторами, незнанием возрастных норм развития.   Принимая   во   внимание   отсутствие   оперативных   и   универсальных средств   проверки   достоверности   приводимых   жизненных   наблюдений,   мы должны их сопоставить с результатами тестирования. ­   проведение   психодиагностического   обследованияс   использованием психометрических    методик   в   зависимости   от   задачи   конкретного   случая одаренности: Интеллектуальная одаренность ­  Шкала Векслера; Академическая одаренность – Тесты достижений, Тест Равенна; Творческая одаренность – Тесты Торренса, Гилфорда; Лидерская одаренность – Тесты­опросники; Художественно­исполнительская одаренность – Тесты Люшера, Розенцвейга; Психомоторная одаренность ­ Тесты Пурдье, Брейса; Духовная одаренность – Тесты Ханта.              В   рамках   реализации   программы   «Одаренные   дети»   была   проведена диагностика по выявлению вида одаренности детей.     С   целью   выявления   динамики   развития   одаренности   создана   система психологической диагностики: I этап– выявление одаренных детей, с целью       создания банка    данных;   ­ работа с участниками образовательно     процесса: учащимися, родителями, учителями.      Одаренность меняется, эволюционирует в течение жизни, поэтому основная задача   состоит   в   рассмотрении   одаренности   не   как   застывшего   личностного показателя, а как потенциала, постоянно находящегося в движении, в развитии.  – выявление динамики развития одаренных  детей;                                                   ­ пополнение банка данных;                                                   ­оказание психолого­педагогической поддержки                                                      одаренным  детям.      По результатам тестирования, у учащихся проявилась одаренность. Виды одаренности 2012­2013уч. год. 2013­2014уч.год академическая одаренность техническая одаренность художественно­ исполнительская одаренность 7% 3% 12% 9% 3% 12% 2014­2015 уч.год 10% 3% 19% психомоторная одаренность потенциально одаренных скрытая одаренность 20% 26% 32% 21% 24% 31% 22% 20% 26%       Таким   образом,     просматривается   положительная   динамика   развития одаренности   учащихся,   но   необходимо   создание   условий   для   развития академической и технической одаренности. Возможно, развитию   одаренности будет способствовать обучение по новым стандартам.       Однако   и   комплексный   подход   к   выявлению   одаренности   не   избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или,   напротив,   к   их   числу   может   быть   отнесен   ребенок,   который   никак   не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.  II.   Работа с одаренными детьми по индивидуальным планам.       Результаты   наблюдений   и   диагностики   фиксируются   в   карте   психолого­ педагогического   исследования   личности   учащегося.   Эта   карта   ведется   и пополняется   информацией   до   окончания   ребенком   обучения   в   школе.     Она включает в себя 4 раздела: ­ данные ученика; ­ родители об изучаемом ученике; ­ данные психолого­педагогического наблюдения; ­ данные психолого­педагогического обследования ученика.            Эта информация служит отправной точкой для выстраивания системы психолого­педагогической   консультативной   и   коррекционно­развивающей работы с одаренными детьми, с родителями, с педагогами.          Так   как   потенциально   одаренные   дети   имеют   лишь   психологические возможности   (потенциал)   для   высоких   достижений   в   том   или   ином   виде деятельности, но не могут реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности.           Скрытая   одаренность   проявляется   в   деятельности   ребенка   в   менее выраженной, замаскированной форме.       Поэтому   выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному обследованию больших групп школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный   на   использовании   многоуровневого   комплекса   методов   анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его   общения   с   одаренными   взрослыми,   обогащения   его   индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения.                        То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый   продукт   его   деятельности   значительно   превышает   первоначальный замысел. К примеру, у ребенка наблюдалась способность к рисованию с детства. Взрослея, ребенок постоянно совершенствует  навыки рисования, знакомится с техникой рисования известных художников, реализует оригинальные идеи. При этом   демонстрирует   высокий   энергетический   уровень,   часто   делает   все   по– своему,   изобретателен   в   изобразительной   деятельности,   способен   по­разному подойти   к проблеме или к использованию материалов. Развитие деятельности по инициативе ребенка и есть творчество.           Творческая одаренность не рассматривается как особый самостоятельный вид одаренности, она характерна для любого вида труда.       Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности:  ­практическая ­ одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; ­познавательная ­ интеллектуальная одаренность различных видов; ­художественно­эстетическая – хореографическая, литературно­поэтическая,       изобразительная и музыкальная одаренности;  ­ коммуникативная – лидерская, аттрактивная одаренность; ­ духовно­ценностная – одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.      Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами обучения и воспитания,   а   так   же   оказания   им   социально­психологической   помощи   и поддержки. III этап ­    Методическое сопровождение            Педагоги обычно уделяют особое внимание  тому, как помочь ребенку освоится в новой для него обстановке. Однако очень часто, действуя из лучших побуждений, учителя скорее усложняют, чем облегчают для него эту проблему. Объясняется   это   неподготовленностью   педагогов     работать   с   одаренными детьми.    С целью оказания помощи педагогам, психологи школы   проводят  групповые и индивидуальные  консультации  для них по работе с одаренными детьми, даются рекомендации по оказанию необходимой поддержки способному ученику.      Хотя все одаренные дети являются разными по темпераменту, интересам, воспитанию   и,   соответственно,   по   личностным   проявлениям,   тем   не   менее, существуют   общие   особенности   личности,     характеризующие   большинство одаренных детей и подростков.               Знание этих личностных особенностей помогают педагогам при работе с одаренными детьми. Все формы работы с детьми   в полной мере учитывают личностные особенности одаренного ребенка и ориентируются на эффективную помощь в решении его проблем.                Профессионально­личностная   квалификация   педагогов,   работающих   с одаренными   детьми,   имеет   свою   специфику.   Под   профессиональной компетентностью   учителя   понимается   единство   его   теоретической   и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентный педагог призван создавать такие педагогические условия, при которых дети с указанными характеристиками, смогут полноценно и посильно реализовывать свои образовательные потребности, смогут осваивать различные учебные роли, становиться помощниками учителя, научатся самоорганизации и управлению   теми   своими   особенностями,   которые   сделают   из   талантливого ребёнка, ребёнка организованного и коммуникабельного.          С целью выявления склонностей педагогов к работе с одаренными детьми проводилось их анкетирование. Что позволило выявить:      ­     профессиональную   квалификацию   педагогов   для   работы   с   одаренными детьми;   ­   наличие   психолого­педагогических   знаний   и   навыков,   которые   являются результатом  усвоения психологии и педагогики одаренности;  ­ профессионально ­ личностную позицию педагогов – успешно активизировать и    развивать детскую одаренность, предоставлять учащимся свободу учиться.                        По результатам анкетирования учителей   с введение ФГОС были выявлены склонности к работе с одаренными детьми: ­ 50% учителей имеют большую склонность к работе с одаренными детьми, у них есть для этого потенциальные возможности. ­   49%   учителей   имеют   склонности   к   работе   с   одаренными   детьми,   но   они требуют дополнительных их желаний, ресурсов и активного саморегулирования в  интеллектуальном процессе. ­ 1% учителей не проявляют к этому  особого интереса.      Эта «потенциальная группа учителей» остается в зоне нашего внимания. Им ненавязчиво   оказывается   помощь,   чтобы   учетомпотребностей   одаренных   учеников.     разнообразить   программу   с     система   Разрабатывается   консультирования и тренингов развития творческого потенциала педагогов.      Все это позволяет говорить о готовности педагогов к работе с одаренными детьми,   о   развитии   как   базового,   так   и   специфического   компонентов   их профессиональной квалификации, о возможности создания творческой группы учителей для  работы с одаренными детьми.     Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность,  неудовлетворённость   обучением,  отсутствием   к   ним   должного внимания и другого.         Укоренившиеся интересы и склонности одаренных детей, развитые уже с   служат   хорошей   основой   для   успешного   личностного   и детства, профессионального   самоопределения,   однако   у   них   могут   возникнуть личностные проблемы в силу неравномерности развития:                    ­ проблемы общения;                  ­ проблемы в эмоциональном развитии;                  ­ проблемы, связанные с физическим развитием;                  ­ проблема отсутствия творческих проявлений;                  ­ трудность профессиональной ориентации;                  ­ проблема адаптации интеллектуально одаренных детей.   Не   случайно   известная   пословица   говорит   о   том,   что   «талантам   нужно   помогать…».   Эти   дети,   не   смотря   на   свои   таланты,   нуждаются   в сопровождающем обучении.      И мы говорим о сопровождении, в большей мере, чем об обучении такого ребёнка   ввиду   того,   что   одарённые   дети   имеют   не   только   особенные характеристики, но и способны стать соавторами своего образования. Способны, если   педагог   сможет   создать   для   этого   соответствующие   педагогические условия.       Родители  так  же играют важнейшую роль в формировании личности, и, хотя окружающие   могут   внести   свой   вклад   в   развитие   способностей   ребенка, приоритет   родителей   неоспорим.  Родители   получают   рекомендации,   которые призваны   помочь   одаренному   ребенку,   а   также   им   предлагаются   полезные приемы, которым взрослые могут научить своих детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.         Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью,   поэтому подводя итоги можно сказать, что выявление одаренных детей и подростков является составной частью познания сильных и слабых сторон всех детей, позволяющей оказать   им   существенную   помощь,   усовершенствовать   их   способности   и преодолеть слабости. На современном этапе роль педагога­психолога значительно возросла, так как психолого­педагогическое   сопровождение   образовательного   процесса   на   всех ступенях становится не просто желательным, но и необходимым.  Психолог  в сотрудничестве с остальными участниками образовательного процесса способен обеспечить   преемственность   воспитания   детей,   подростков   и   юношества   в меняющихся условиях, обусловленными сменой образовательных стандартов.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях  реализации ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019