Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Оценка 4.6

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
24.01.2022
Публичное представление собственного инновационного   педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
предст. опыта Смагина.doc

 

Публичное представление собственного инновационного   педагогического опыта учителя русского языка и литературы  МОБУ «Кергудская основная общеобразовательная школа» Ичалковского муниципального района

Республики Мордовия

Смагиной Ларисы Ивановны.

Тема  инновационного опыта

«Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания  на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности»

1.     Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

В «Концепции модернизации российского образования» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование и развитие творческой личности – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями русского языка и литературы.  Ведь именно на уроках русского языка и литературы закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания  на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности - эта проблема стала для меня предметом  изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческой  личности, развитию духовно богатой личности, мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческой личности в процессе образования и воспитания  на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности - создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческой  личности осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3.     Теоретическая база опыта.

Проблемы развития творческой личности широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

 Приступая к работе над данной темой, я изучила работы выдающихся педагогов и психологов, познакомилась с результатами психолого-педагогических исследований Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З. Зака «Методы развития способностей»,  Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

 Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогичесикх условий,  способствующих развитию творчества в ребенке.

  Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

   Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.

Все они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. 

Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.

4.     Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Тема  «Развитие творческой личности в процессе образования и воспитания  на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности» многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.

 В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Все теории творчества, отличаясь, по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я сформулировала для себя следующие правила:

·        Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их  сама и показываю это ребятам  в нашем общении.

·        Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям.

·        Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

·        Поощрять разумный поиск.

·        Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

·        Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

·        Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.

·        Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,  отстаивать свое мнение, добиваясь признания. 

·        Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Придерживаясь этих правил, убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:

- интеллектуальных способностей;

- знаний;

- личностных характеристик;

- мотивации;

- окружения;

- стилей мышления.

Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

  Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития творческих способностей. На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.

Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.  Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

5.     Анализ результативности.

Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, стабильности результатов обучения, в коммуникативной активности. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я». Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках языка и литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей». Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность раскрыть свою личность, выразиться, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

    Проводимая работа позволяет получить хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Качество знаний за период 2012-2017 г.-  64  %, по итогам внутреннего мониторинга (школьный уровень).

Качество знаний за период 2012-2017 г.- 77,6  %, по итогам внутреннего мониторинга(школьный уровень).

       Учащиеся участвуют в районных, межрегиональных  предметных олимпиадах по русскому языку и литературе, по эрзянскому языку, где становятся  победителями и призёрами. Участвуют  в творческих конкурсах различных уровней, где также завоевывают призовые места.

Таким образом, видно, что работа по развитию творческой личности учащихся способствует  повышению интереса к знаниям у большинства учащихся, развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.

6.     Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, в условиях резкого снижения общей и речевой культуры, грамотности молодых людей.       

Определённые трудности связаны и с тем, что современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению художественной и дополнительной литературы, способной обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и об окружающем мире, развивать мышление.

7.     Адресные рекомендации по использованию опыта

 В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях МО гуманитарных дисциплин школы, района,  провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье. Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения.

С целью повышения педагогического мастерства и распространения  собственного педагогического опыта создала  персональный учительский сайт  проекта «Инфоурок». Сайт: https://infourok.ru/user/smagina-larisa-ivanovna

 

 

8.     Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися


Скачано с www.znanio.ru

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Для решения этой цели я определила следующие задачи: - формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; - развивать познавательную, исследовательскую и творческую…

Для решения этой цели я определила следующие задачи: - формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; - развивать познавательную, исследовательскую и творческую…

Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и

Работы В. А. Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и

Служить примером для подражания

Служить примером для подражания

Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому

Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому

Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон

Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022