Путешествие капельки воды

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект НОД Путешествие капельки воды.docx

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №79 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей с задержкой психического развития

подготовительной группы компенсирующей направленности

на тему: «Путешествие капельки воды»

с использованием ИКТ, анимации и звуковых эффектов

(формирование целостной картины мира).

 

 

 

 

                                                                                         Составила воспитатель                 первой

                                                                                          квалификационной категории:

                                                                                          Нагибина Надежда Георгиевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

 

Цель: формирование у детей представление о круговороте воды в природе, о необходимости бережного отношения к воде – главному источнику жизни на планете Земля.

Задачи:

Познавательное развитие:

·         Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода-источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека), о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния).

·         Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

·         Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.

·         Развивать целостное восприятие, упражнять в составлении целого из частей.

·         Закрепить  знание цифр, умение прямого и обратного счёта.

 

Социально-коммуникативное развитие:

·         Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику.

·         Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

·         Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

·         Формировать  основы  безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Речевое развитие:

·        Обогатить  активный  словарный запас.

·        Развивать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

·        Знакомить  с книжной культурой, детской литературой.

Художественно - эстетическое развитие:

·        Развивать предпосылки  ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.

·        Формировать задатки  эстетического отношения к окружающему миру.

·        Формировать умение ассоциировать образ и звук.

·        Прививать навык прослушивания классических музыкальных  произведений.

 

 

Физическое развитие:

·        Закладывать основы  здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

·        Развивать  равновесие, координацию  движений.

 

Материалы и оборудование: Лэпбук  «Вода - колыбель жизни на нашей планете», компьютер, презентация «Путешествие капельки воды» (в презентации используется анимация, звуковые эффекты: звуки дождя, ветра, журчание ручейка, звуки падающих капель, плеск рыбы в воде, классическое музыкальное произведение «Лодка в океане» композитор Морис Равель, видеофильмы о воде «Путешествие капельки воды», «Озеро Байкал», «Подводный мир", стаканы с водой и молоком, чайные ложки; розетки с сахарным песком, речным песком, гуашью, кисточки.

 

Предварительная работа с детьми:

     Беседа о значении воды; проведение опытов с водой, снегом и льдом; чтение художественной литературы: «Хорошая вода» Нина Гернет; чтение сказки «Капитошка, Путешествие воды»; чтение стихотворений о воде; «Мойдодыр» Корней Чуковский;  разгадывание загадок о воде; просмотр видеофильмов о воде «Путешествие капельки воды».

 

Ход занятия.

Воспитатель:  Здравствуйте, дети . Сегодня у нас с вами будет необычное путешествие с необычным гостем!

Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы ее отгадаете, то сразу  догадаетесь о чем у нас сегодня пойдет речь

Слушайте внимательно.

 (Тихо звучит музыка Мориса Равеля «Лодка в океане»)

Мною можно умываться

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

И зовут меня …  (вода).

Правильно, молодцы!

Ребята, когда я шла утром на работу, на ладошку мне упала капелька. Капелька стала расти, расти. Заговорила со мной,  очень просилась к нам  в гости. Зовут капельку Капелька.   Она  хочет рассказать вам  много интересного.

-Послушайте, Капелька  вам расскажет стихотворение о воде:

Воспитатель и Капелька:

 Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане  

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает.

 В лес  туманный заползает

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить

 Воспитатель и Капелька: -  Где можете встретить воду?

(страница лэпбука, слайд презентации)

Ответы детей.

- Кому на нашей планете необходима вода для жизни?

 (страница лэпбука, слайд презентации)

Ответы детей

- Для чего вода нужна людям? (страница лэпбука, слайд презентации)

Ответы детей

Воспитатель и Капелька:  - Дети, выполните задание  «Как люди используют воду»  соберите пазлы. Если вы расставите по порядку числа от 1 до 10, картинка сразу соберется. (раздать пазлы). Молодцы! (завершилось тихое воспроизведение музыкального произведения «Лодка в океане» Мориса Равеля)

-Дети, давайте послушаем Капельку. Она нам расскажет свою историю.   ( Слайд)

Ребята, я со своими  подружками–капельками  сидели в большом облаке. Нам было там очень хорошо. Мы  весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше. (Слайд) (Звук падающих капель)

 И в один прекрасный момент наше облако пролилось на землю проливным дождем. (Слайд) (Звук дождя)

«Прощайте!» — только и успела прокричать я  своим подружкам. И стремительно летела по направлению земли. (Слайд)(Звук ветра)

Всего несколько секунд и я упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — Мне было удивительно и немного страшно. (Слайд)(Звук ручья)

 Ручеек же, весело журча, нес меня и моих подружек  к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то я  удивилась еще больше. Никогда в своей жизни я  не видела так много воды! Все казалось мне новым и интересным. (Слайд) (Звук  ручья)

В озере я заметила  маленьких  плавающих карасиков. «Здравствуйте, милые рыбки! Давайте познакомимся! Меня зовут Капелька»  (Слайд) (Звук : плеск рыбы)

Но  в этот момент пригрело солнышко, и я превратилась в пар. Я почувствовала, что лечу, плавно вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. (Слайд )(Звук ветра)

Когда  была уже достаточно далеко от земли, то я почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала я. (Слайд) (Звук ветра)

В это время как раз рядом со мной  проплывало красивое белое облако, и облако пригласило меня присоединиться «Капелька, прыгай на меня!»- сказало прекрасное  белое облако. Я  с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали друг другу  о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле. (Слайд) (Звук ветра и падающих капель)

Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель и Капелька:  Разложите картинки  по порядку, чтобы получился круговорот воды в природе.

- А сейчас, ребята, вместе с Капелькой садимся в паровозик, едем к берегу моря.

«Едет, едет паровозик по лугам и по полям.

Что увидел, паровозик, расскажи скорее нам». (Поем хором)

 (Примечание воспитателя: Для детей группы компенсирующей направленности один из лучших способов быстро привлечь весь  детский коллектив для организованного перемещения   по групповому помещению)

- Приехали! На берегу моря  выполним упражнения!

Физкультминутка  (речь с движениями)

Волны плещут в океане    (дети машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей   (дети вытягивают руки вперед).

Пусть плывут сюда скорей (движение руками «брассом»).

Мы по берегу гуляем, (ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке и сжимаем в кулаке  (сжимать кулаки).

Чтобы больше их собрать, надо чаще приседать (приседания).

Вверх потянемся, пройдемся и на место все вернемся.

Корабли пристали к суши,

приготовьтесь снова слушать.  (дети садятся).

 

- Дети, Капелька предлагает нам создать маленькую лабораторию. Кто знает, чем занимаются в лаборатории?

 Ответы детей.

В лаборатории проводят разные опыты. Мы с вами уже проводили некоторые опыты с водой: приносили снег  и лед в группу. Что с ними  произошло? – Правильно! Молодцы, запомнили! Они растаяли и превратились  в воду. Значит снег и лед  - это вода в твердом состоянии.

Вот  мы с вами вспомнили  о некоторых свойствах воды и сегодня узнаем новые свойства.

Первый опыт: Возьмите любую чашечку или кастрюлечку из кукольной посуды. Одинаковой  ли формы и размеры сосуды? – Разные.

А теперь  налейте немного  из бутылки  воды   в сосуды, которые вы выбрали.  Посмотрите, что у нас получилось? – Вода принимает форму сосуда, в который налита.

Вода не имеет формы. Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Второй опыт:

Перед вами стоят стаканы с водой и молоком.

Вам надо положить ложки в стакан с водой и молоком.  Расскажите, что вы видите. (Ответы детей)

Правильно. В стакане с водой ложка видна, а в стакане  с  молоком ее не видно.

-Вода не имеет цвета, она прозрачная. В стакане с водой ложку видно, а с молоком – нет.

Посмотрите через стакан с водой. Через стакан   с водой можно увидеть другие предметы

 

Третий опыт:

Дети, вы каждый день часто просите попить водички. Вспомните, есть ли у воды вкус? Правильно у чистой воды нет вкуса.

Пожалуйста, понюхайте стаканы с водой. Чем пахнет?

-Ничем

-Правильно, чистая вода ничем не пахнет.

 

Четвертый опыт:

Дети сейчас  мы узнаем еще один секрет воды: узнаем, что растворяется в воде, а что нет.

Это будет еще один опыт и во время  опытов ничего не пробуем и ничего не берем в рот; а также аккуратно все размешиваем.

 Посмотрите, что у нас  на столе: стаканы с водой, розетки: с сахарным песком,  речным песком, солью, гуашью. (все емкости подписаны, дети старательно читают)

- Как вы думаете, что растворяется в воде? Как вы думаете речной песок растворяется  в воде?

Ответы детей.

А теперь давайте проверим ваши предположения!

У вас у каждого стоят стаканы  с чистой водой и розетки с сахаром, солью, речным песком,  гуашью.

В первый стакан положите сахар и помешайте. Что сделалось с сахаром?

-Он растворился.

-Берем второй стакан. Опускаем туда речной песок и размешиваем.

-Скажите, что произошло с речным  песком ? он растворился?  - Нет.

И, наконец, берем кисточкой гуашь и опускаем в следующий стакан  в воду, размешайте.

Что мы видим?

-Гуашь растворилась  и вода окрасилась в другой цвет.

-Значит гуашь растворяется в воде.

Рефлексия.

Воспитатель и Капелька: Что мы сегодня нового узнали о воде?

 Прозрачная, без вкуса, запаха, не имеет формы,  хорошо растворяет некоторые вещества. И обязательно все должны помнить, что воду надо беречь. Не загрязнять водоемы, не бросать в реки и озера мусор. Чистая вода – основа жизни на планете Земля.

Дети, вы старались,  хорошо выполняли задания, проводили опыты с водой. Спасибо! Молодцы! Капелька дарит вам  наклейки.

Резерв ( если есть в запасе несколько минут)

-И, в заключении,  посмотрите видеофильм «Подводный мир»

Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах воды с помощью опытов. Познакомить детей с новым свойством воды (возможностью растворять некоторые вещества) посредством проведения серии опытов. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, воображение.  Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Посмотрите также