Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей с задержкой психического развития
подготовительной группы компенсирующей направленности
на тему: «Путешествие капельки воды»
с использованием ИКТ, анимации и звуковых эффектов
(формирование целостной картины мира).
Составила воспитатель первой
квалификационной категории:
Нагибина Надежда Георгиевна
Санкт-Петербург
2019
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
Цель: формирование у детей представление о круговороте воды в природе, о необходимости бережного отношения к воде – главному источнику жизни на планете Земля.
Задачи:
Познавательное развитие:
· Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода-источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека), о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния).
· Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
· Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.
· Развивать целостное восприятие, упражнять в составлении целого из частей.
· Закрепить знание цифр, умение прямого и обратного счёта.
Социально-коммуникативное развитие:
· Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику.
· Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
· Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
· Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Речевое развитие:
· Обогатить активный словарный запас.
· Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
· Знакомить с книжной культурой, детской литературой.
Художественно - эстетическое развитие:
· Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.
· Формировать задатки эстетического отношения к окружающему миру.
· Формировать умение ассоциировать образ и звук.
· Прививать навык прослушивания классических музыкальных произведений.
Физическое развитие:
· Закладывать основы здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
· Развивать равновесие, координацию движений.
Материалы и оборудование: Лэпбук «Вода - колыбель жизни на нашей планете», компьютер, презентация «Путешествие капельки воды» (в презентации используется анимация, звуковые эффекты: звуки дождя, ветра, журчание ручейка, звуки падающих капель, плеск рыбы в воде, классическое музыкальное произведение «Лодка в океане» композитор Морис Равель, видеофильмы о воде «Путешествие капельки воды», «Озеро Байкал», «Подводный мир", стаканы с водой и молоком, чайные ложки; розетки с сахарным песком, речным песком, гуашью, кисточки.
Предварительная работа с детьми:
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дети . Сегодня у нас с вами будет необычное путешествие с необычным гостем!
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы ее отгадаете, то сразу догадаетесь о чем у нас сегодня пойдет речь
Слушайте внимательно.
(Тихо звучит музыка Мориса Равеля «Лодка в океане»)
Мною можно умываться
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
И зовут меня … (вода).
Правильно, молодцы!
Ребята, когда я шла утром на работу, на ладошку мне упала капелька. Капелька стала расти, расти. Заговорила со мной, очень просилась к нам в гости. Зовут капельку Капелька. Она хочет рассказать вам много интересного.
-Послушайте, Капелька вам расскажет стихотворение о воде:
Воспитатель и Капелька:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает.
В лес туманный заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я
доложить
Без нее нам не прожить
Воспитатель и Капелька: - Где можете встретить воду?
(страница лэпбука, слайд презентации)
Ответы детей.
- Кому на нашей планете необходима вода для жизни?
(страница лэпбука, слайд презентации)
Ответы детей
- Для чего вода нужна людям? (страница лэпбука, слайд презентации)
Ответы детей
Воспитатель и Капелька: - Дети, выполните задание «Как люди используют воду» соберите пазлы. Если вы расставите по порядку числа от 1 до 10, картинка сразу соберется. (раздать пазлы). Молодцы! (завершилось тихое воспроизведение музыкального произведения «Лодка в океане» Мориса Равеля)
-Дети, давайте послушаем Капельку. Она нам расскажет свою историю. ( Слайд)
Ребята, я со своими подружками–капельками сидели в большом облаке. Нам было там очень хорошо. Мы весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше. (Слайд) (Звук падающих капель)
И в один прекрасный момент наше облако пролилось на землю проливным дождем. (Слайд) (Звук дождя)
«Прощайте!» — только и успела прокричать я своим подружкам. И стремительно летела по направлению земли. (Слайд)(Звук ветра)
Всего несколько секунд и я упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — Мне было удивительно и немного страшно. (Слайд)(Звук ручья)
Ручеек же, весело журча, нес меня и моих подружек к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то я удивилась еще больше. Никогда в своей жизни я не видела так много воды! Все казалось мне новым и интересным. (Слайд) (Звук ручья)
В озере я заметила маленьких плавающих карасиков. «Здравствуйте, милые рыбки! Давайте познакомимся! Меня зовут Капелька» (Слайд) (Звук : плеск рыбы)
Но в этот момент пригрело солнышко, и я превратилась в пар. Я почувствовала, что лечу, плавно вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. (Слайд )(Звук ветра)
Когда была уже достаточно далеко от земли, то я почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала я. (Слайд) (Звук ветра)
В это время как раз рядом со мной проплывало красивое белое облако, и облако пригласило меня присоединиться «Капелька, прыгай на меня!»- сказало прекрасное белое облако. Я с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали друг другу о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле. (Слайд) (Звук ветра и падающих капель)
Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель и Капелька: Разложите картинки по порядку, чтобы получился круговорот воды в природе.
- А сейчас, ребята, вместе с Капелькой садимся в паровозик, едем к берегу моря.
«Едет, едет паровозик по лугам и по полям.
Что увидел, паровозик, расскажи скорее нам». (Поем хором)
(Примечание воспитателя: Для детей группы компенсирующей направленности один из лучших способов быстро привлечь весь детский коллектив для организованного перемещения по групповому помещению)
- Приехали! На берегу моря выполним упражнения!
Физкультминутка (речь с движениями)
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вперед).
Пусть плывут сюда скорей (движение руками «брассом»).
Мы по берегу гуляем, (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке и сжимаем в кулаке (сжимать кулаки).
Чтобы больше их собрать, надо чаще приседать (приседания).
Вверх потянемся, пройдемся и на место все вернемся.
Корабли пристали к суши,
приготовьтесь снова слушать. (дети садятся).
- Дети, Капелька предлагает нам создать маленькую лабораторию. Кто знает, чем занимаются в лаборатории?
Ответы детей.
В лаборатории проводят разные опыты. Мы с вами уже проводили некоторые опыты с водой: приносили снег и лед в группу. Что с ними произошло? – Правильно! Молодцы, запомнили! Они растаяли и превратились в воду. Значит снег и лед - это вода в твердом состоянии.
Вот мы с вами вспомнили о некоторых свойствах воды и сегодня узнаем новые свойства.
Первый опыт: Возьмите любую чашечку или кастрюлечку из кукольной посуды. Одинаковой ли формы и размеры сосуды? – Разные.
А теперь налейте немного из бутылки воды в сосуды, которые вы выбрали. Посмотрите, что у нас получилось? – Вода принимает форму сосуда, в который налита.
Вода не имеет формы. Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Второй опыт:
Перед вами стоят стаканы с водой и молоком.
Вам надо положить ложки в стакан с водой и молоком. Расскажите, что вы видите. (Ответы детей)
Правильно. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ее не видно.
-Вода не имеет цвета, она прозрачная. В стакане с водой ложку видно, а с молоком – нет.
Посмотрите через стакан с водой. Через стакан с водой можно увидеть другие предметы
Третий опыт:
Дети, вы каждый день часто просите попить водички. Вспомните, есть ли у воды вкус? Правильно у чистой воды нет вкуса.
Пожалуйста, понюхайте стаканы с водой. Чем пахнет?
-Ничем
-Правильно, чистая вода ничем не пахнет.
Четвертый опыт:
Дети сейчас мы узнаем еще один секрет воды: узнаем, что растворяется в воде, а что нет.
Это будет еще один опыт и во время опытов ничего не пробуем и ничего не берем в рот; а также аккуратно все размешиваем.
Посмотрите, что у нас на столе: стаканы с водой, розетки: с сахарным песком, речным песком, солью, гуашью. (все емкости подписаны, дети старательно читают)
- Как вы думаете, что растворяется в воде? Как вы думаете речной песок растворяется в воде?
Ответы детей.
А теперь давайте проверим ваши предположения!
У вас у каждого стоят стаканы с чистой водой и розетки с сахаром, солью, речным песком, гуашью.
В первый стакан положите сахар и помешайте. Что сделалось с сахаром?
-Он растворился.
-Берем второй стакан. Опускаем туда речной песок и размешиваем.
-Скажите, что произошло с речным песком ? он растворился? - Нет.
И, наконец, берем кисточкой гуашь и опускаем в следующий стакан в воду, размешайте.
Что мы видим?
-Гуашь растворилась и вода окрасилась в другой цвет.
-Значит гуашь растворяется в воде.
Рефлексия.
Воспитатель и Капелька: Что мы сегодня нового узнали о воде?
Прозрачная, без вкуса, запаха, не имеет формы, хорошо растворяет некоторые вещества. И обязательно все должны помнить, что воду надо беречь. Не загрязнять водоемы, не бросать в реки и озера мусор. Чистая вода – основа жизни на планете Земля.
Дети, вы старались, хорошо выполняли задания, проводили опыты с водой. Спасибо! Молодцы! Капелька дарит вам наклейки.
Резерв ( если есть в запасе несколько минут)
-И, в заключении, посмотрите видеофильм «Подводный мир»
Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах воды с помощью опытов. Познакомить детей с новым свойством воды (возможностью растворять некоторые вещества) посредством проведения серии опытов. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.