Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»
структурное подразделение дошкольного образования
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ГРАММАТИКУ»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для учителей МКОУ «СОШ с. Прималкинского»
Подготовила:
Махортова Ирина Михайловна
воспитатель высшей категории
Март 2017 г.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ГРАММАТИКУ»
Форма проведения: занятие-путешествие
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: продолжать развивать фонематическое восприятие; закрепить знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Программные задачи:
Образовательные:
· совершенствовать умение дифференцировать звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие), определять позицию звука в слове, делить слова на части (слоги);
· составлять рассказ о весне, используя опорные схемы, активизировать словарный запас по теме «Весна», формировать грамматически правильную речь;
Развивающие:
· развивать зрительное и слуховое восприятие, память, фонематическое восприятие, наглядно-образное мышление, память, связную речь, добиваться полных ответов на вопросы;
· поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь,
· продолжать формировать навыки учебной деятельности, навык самоконтроля и самооценки,
Воспитательные:
· воспитывать самостоятельность, активность, доброту, любовь к родному языку, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Оборудование НОД: проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация, маркеры игрового пространства: магнитные доски, домики.
Материалы:
- демонстрационный: домики для гласных и согласных звуков, схемы к словам, волшебный мешочек с игрушками, домики для гласных и согласных букв, Азбука, сундучок с сюрпризом.
- раздаточный: карточки с рисунками, буквы, разносы, звёздочки для самооценки.
Предварительная работа: над предложением, словом, слогом, звуком, буквой,
работа с разрезной азбукой, составление рассказов по опорным схемам.
Словарная работа: предложение, звуки: звонкие, глухие.
Методы и приёмы:
1. Информативно – рецептивный – (правильного поведения персонажа).
Словесный метод - (создание мотивации для деятельности детей, художественное слово, индивидуальное чтение стихотворения, составление рассказа по опорной схеме, вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение, использование сюрпризных моментов).
2. Игровой метод - (д/и «Крылатые выражения», «Вопросы и ответы», «Найди свой домик», «Раздели слова на слоги», «Определи позицию звука»)
3. Наглядный — использование иллюстраций, игрушек, домиков для звуков.
Эвристический метод: распределение букв по домикам и наклеивание их, рефлексия.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· формирование умения прийти на помощь;
Регулятивные УУД:
· умение осуществлять действие по заданному правилу;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать внимание, рассматривая картинку-слайд;
Познавательные УУД :
· ориентировка в пространстве;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач);
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД :
· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
· строить монологические высказывание и диалоговую речь;
· эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества;
· ориентация на партнера по общению;
· умение слушать собеседника;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· формулировать собственное мнение и позицию
Ход НОД:
1. Организационный момент.
(Входят под песню «Про азбуку»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня в гостях ваши будущие учителя. Давайте, с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу и нашим гостям своё хорошее настроение.
Собрались
все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг,
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Подарите свои улыбки нашим гостям. (Посадить детей)
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло интересное письмо с приглашением из одной волшебной страны – Грамматика. Как вы думаете, кто там живет?
Дети: Звуки, буквы, слова, предложения.
Воспитатель: Я предлагаю, вам отправится в страну «Грамматику». В этой стране вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт сюрприз. Вы готовы?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: Но, чтобы в неё попасть, мы должны с вами вспомнить крылатые выражения.
Дети: Бить баклуши - бездельничать.
Попасть впросак - запутаться, оказаться в трудном положении.
Жар загребать чужими руками - пользоваться результатами чужого труда.
Зарубить на носу – запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.
Ни пуха ни пера – пожелать удачи.
Уйти несолоно хлебавши – разочароваться, не получить того, на что рассчитывал.
Работать спустя рукава – делать что – нибудь медленно, лениво, нехотя.
Работать засучив рукава – хорошо работать.
Очки втирать – обманывать.
Знать на зубок – превосходно выучить стихотворение, роль.
Слайд 2
Воспитатель: А вот и страна «Грамматика» (входит королева Грамматика)
Королева Грамматика:
«Приветствую вас юные друзья.
Всех очень рада видеть я.
Знаю, очень скоро,
Готовитесь идти вы в школу.
Готовы к школе вы друзья?
В том убедиться хочу я.
А чтоб проверить ваши знанья,
Устрою здесь я испытанья.
Королева Грамматика: Первое задание.
Слайд 3
Д/и «Вопросы и ответы»
Воспитатель: Нам нужно вспомнить и рассказать всё то, что мы знаем о звуке, букве, предложении.
Воспитатель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Воспитатель: Предложения состоят….?
Дети: из слов
Воспитатель: А слова?
Дети: из звуков.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ребёнок:
Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ребёнок:
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не могут они петь.
Воспитатель: Какими могут быть согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель: Что такое буква?
Дети: графический рисунок звука; домик звука.
Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки произносим и слышим, буквы видим, пишем.
Королева Грамматика: Вы справились с заданием и получаете
Слайд 4 (звёздочка с буквой А)
Королева Грамматика: А вот вам новое задание.
Слайд 5 (Задание 2)
Слайд 6 (картинка с изображением весны, далее опорная схема для составления рассказа о весне)
Воспитатель: На этой картинке спрятано время года. Догадайтесь, что это за время года? Какие признаки весны вы нашли?
Дети: Перечисляют признаки весны.
Воспитатель: Давайте составим рассказ о весне по опорной схеме.
Слайд 7
Дети: Примерный рассказ: Наступила весна. На улице тепло. Ярко светит и греет солнышко. Тает снег. Бегут ручьи. На дорогах лужи. Люди сняли зимнюю одежду. На деревьях появляются молодые, зелёные листочки. Появляется трава. Прилетели птицы из тёплых стран. От зимней спячки проснулся медведь, ёж, барсук, насекомые. Заяц и лиса поменяли шубки. Распустились первые весенние цветы: подснежник, мать - и – мачеха, ветреница, ландыш, незабудка.
Королева Грамматика: Вы справились с заданием и получаете
Слайд 8(звёздочка с буквой З)
Королева Грамматика: А играть вы любите?
Дети: Да
Королева Грамматика: Я предлагаю вам игру Д/и «Найди свой домик»
Слайд 9
Воспитатель: (Ставит домики красный, синий, зелёный в центре зала. Это домики, в которые будут заселяться дети с картинками). Раздаёт картинки.
Дети: По первому звуку, в слове изображенному на картинке дети определяют, в какой дом поселить картинку и подходят к нужному домику.
Королева Грамматика: Вы справились с заданием и получаете
Слайд 10 (звёздочка с буквой Б)
Королева Грамматика: Молодцы, у меня для вас новое испытание.
Слайд 11
Д/и «Раздели слова на слоги»
Королева Грамматика: У меня есть волшебный мешочек. А что здесь находится, узнаете, если отгадаете загадку:
С ними весело играть,
Но не надо их ломать.
Поиграем, а потом
Их на место уберём.
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Я предлагаю, вам, поиграть в игру «Раздели слова на слоги» с игрушками.
Дети: Встают, делают круг. (В центре круга королева Грамматика с мешочком)
Я
найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Дети: Достают из мешка игрушку, называют слово и делят его на слоги.
Королева Грамматика: Молодцы, вы справились с заданием и получаете
Слайд 12 (звёздочка с буквой У)
Королева Грамматика: Я предлагаю вам отдохнуть.
Слайд 13
Физминутка
Мы веселые детишки (улыбаемся).
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Шире рот откроем -
Гримасы состроим.
Королева Грамматика: Справитесь ли вы со следующим заданием?
Слайд 14
Д/и «Определи позицию звука»
Воспитатель: Звуки любят прятаться, нужно определить, где спрятался звук в начале, в середине или в конце слова. (Картинки на слайде)
Ставлю доски, потом слайд.
Слайд 15
Дети: Определяют позицию звука, раскладывают фишки под схемами.
Мост, сапоги, кактус, петух, такси, книга.
Королева Грамматика: вы справились с заданием и получаете
Слайд 16 (звёздочка с буквой К)
Королева Грамматика: У меня последнее для вас задание
Слайд 17
Практическая часть «Засели гласные и согласные буквы в домики»
Воспитатель: Согласные и гласные буквы перемешались, но очень хотят попасть в свои домики. (Ставлю доску, дети подходят к столам для работы).
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли!
(Расцепить пальцы).
Дети: Делят буквы на гласные и согласные, наклеивают соответственно в домики синие и красные.
Королева Грамматика: вы справились с заданием и получаете
Слайд 18 (звёздочка с буквой А)
Королева Грамматика: А вот вам мой сюрприз.
Слайд 19 все звёзды с буквами
Дети: Читают слово АЗБУКА.
Слайд 20
Королева Грамматика: (Берет азбуку и дарить детям)
Я дарю вам эту книгу.
« Дорогие дети!
Сил своих вы не жалея.
Книжки умные читайте
И меня не забывайте!»
Королева Грамматика: Дарит книгу и сундучок с подарками. (прощается и уходит)
Воспитатель: Вот мы и закончили своё путешествие и пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, мы должны отгадать слова по признакам.
Д/и «Отгадайте слова по признакам»
1. Вязаные, кожаные, рабочие, тёплые. (Рукавицы)
2. Белый, чёрный, свежий, чёрствый, ржаной, пшеничный. (Хлеб)
3. Зелёное, красное, кислое, сладкое, наливное. (Яблоко)
4. Школьный, телефонный, дверной, электрический. (Звонок)
5. Грибной, проливной, моросящий, слепой. (Дождь)
6. Колючая, красивая, душистая, красная, белая. (Роза)
7. Указательная, железнодорожная, часовая. (Стрелка)
8. Скользкое, душистое, детское, банное. (Мыло)
9. Глубокая, мелкая, фарфоровая, летающая. (Тарелка)
10. Апельсиновая, подгорелая, арбузная, хрустящая. (Корка)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Мы с вами в детском саду.
Рефлексия
Ребята, на столе для вас цветные звёзды, красного, синего цвета.
Красная звезда обозначает - мне было интересно, я справился со всеми заданиями.
Синяя звезда – было не интересно, вызвало трудности?
Дети: Прощаются и уходят под музыку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.