Конспект урока
Предмет: технология
Класс: 5
Дата: ……………………..
Тема урока: "Путешествие в царство богородской игрушки"
Тип урока: комбинированный
Вид урока: конференция, практическая часть
Учебная цель: знакомство с богородской резной игрушкой, закрепление конструктивных и графических навыков создания подвижного изделия из бумаги.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний, умений и навыков у учащихся в распознавании изделий народных промыслов Подмосковья,
развитие умения отвечать на вопросы и представления отчета о работе;
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей, умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания;
Развитие глазомера, умения решать математические задачи при создании двигательного механизма и росписи шаблона богородской игрушки.
Воспитательные: воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе и парами.
Цель учащихся:
Знать историю развития и особенности богородской игрушки.
Уметь создать подвижную бумажную игрушку по мотивам богородской игрушки.
Проблемный вопрос: Почему богородские игрушки так разнообразны и интересны детям?
Используемые технологии:
модульная, ИКТ-технология, проектная, «смешанное обучение, метод ротация».
Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в группах, фронтальная во время выполнения практического задания.
Материалы:
Презентация "Богородские игрушки",
выкройки богородских игрушек (из опыта Просняковой Т.Н.), картонные обложки от бумажных изделий, наборы фломастеров или маркеров, цветные карандаши, клей-карандаш, клей "Кристалл" моментальный для крепления проблемных мест, ножницы, прозрачные пуговицы (D=0, 5см) или бусины, толстые иглы, нитки №10 или тонкая проволока.
ХОД УРОКА
Оргмомент: подготовить на столы для каждого учащегося материалы к уроку: задания для каждой группы, выкройки, ножницы, фломастеры, карандаши, клей т.д.
Актуализация знаний:
Мы продолжаем разговор: "Современное декоративное искусство"
Сегодня я вам предлагаю отправиться в виртуальную экспедицию в Подмосковье. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет, чтоб узнать цель нашей экспедиции: https://yandex.ru/video/search?text
Определяется тема урока, опираясь на просмотренный сюжет: "Богородская игрушка. Кузнецы"
Учитель: Я - руководитель художественного совета, и я же буду оценивать итоги ваших исследований по теме. Все вместе мы должны узнать историю развития и особенности богородской игрушки, найти ответ на вопрос: Почему богородские игрушки так разнообразны и интересны детям?
Вначале урока вы объединились группами:
1группа-мифологи,
2группа-историки,
3группа - механики,
4группа-искусствоведы.
Работая вместе, вы проведете исследование, чтобы найти ответы на предложенные вопросы. Итогом этой работы должны стать выполненные задания и презентация этих заданий перед классом.
На втором уроке вам нужно будет применить знания на практике - создать подвижное изделие по мотивам богородской игрушки, расписав его простыми графическими элементами по своему замыслу.
Тогда вы уже будете работать индивидуально.
Выполняя задания вам предстоит работать с модульным уроком, с образцами изделий Мастеров, искать online информацию, создавать презентацию и работать с учителем. А для представления результатов экспедиции мы встретимся на конференции, на которой вы представите результаты своих исследований.
Изучение новых знаний
Работа в группах
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
o 1группа мифологи (работа с текстом учителя, поиск ответа на вопрос: "Какая версия рождения богородской игрушки более правдоподобная"?
o Задание: Ответьте на вопросы и подготовьте сообщение для выступления на конференции:
1. Какой святой стоял по преданию у истоков богородской игрушки?
2. Какое отношение имеет к рождению богородской игрушки резчик Татыга?
3. Как "Аука" стала началом большого промысла?
4. О чем рассказывает "купеческая версия" рождения богородской игрушки?
5. Ответьте на вопрос: "Какая версия рождения богородской игрушки, на ваш взгляд, самая правдоподобная?"
Версии |
Предания |
Версия 1 |
Говорят, что первые игрушки стал вырезать Святой Сергий Радонежский, основатель монастыря, для навещавших его детей. |
Версия 2 |
По другой версии создателем игрушки стал глухонемой резчик Татыга, впоследствии набравший себе в ученики посадских детей. |
Версия 3 |
Следующее предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими». |
Версия 4 |
Ещё одно предание повествует о том, как житель села вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурбака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка. |
o 2группа историки (работа с фрагментом модульного урока, поиск ответа на вопрос: "Как развивался богородский промысел резной игрушки" ).
Ответьте на вопросы и запишите ответы, работая самостоятельно с фрагментом модульного урока.
Уважаемый ученик, сегодня тебе предстоит выполнять роль историка. Ваш путь лежит в Подмосковье. Для того, чтобы принять участие в конференции найдите ответ на вопрос: " Как развивался богородский промысел резной игрушки самостоятельно изучив приложение №1.
Желаю успеха! Выполнил (ла)___________________________________________
УЭ 0- цели урока.
УЭ 1- знакомство с историей богородского промысла резной игрушки.
УЭ 2- практическая работа – подготовка выступления на конференции.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания. |
Руководство по изучению материала. |
УЭ-1 |
Цель: знакомство с историей развития промысла богородской игрушки. 1.Где зародился промысел богородской игрушки?.................... .................................................................................................... 2.В каких селах промысел получил наибольшее развитие в 19веке?.................................................................................... 3.В каком году мастера объединились в артель "Богородский резчик"?...................................................................................... 4.Какую задачу должна была выполнить профтехшкола, организованная при артели?....................................................... ..................................................................................................... 5. В каком году артель резчиков была преобразована в фабрику?...................................................................................... 6.К какому событию это было приурочено?............................ .................................................................................................... 7. Какие художественные направления существуют сегодня на Богородской фабрике?.......................................................... ..................................................................................................
|
Работай самостоятельно 9 минут.
Смотри приложение1.
|
УЭ-2 |
Ответь на вопросы: Мог ли развиваться богородский промысел независимо от сегриевопосадского?.................................................................... ................................................................................................................ Как повлияло на развитие промысла такое сотрудничество? .................................................................................................................................................................................................................................... |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к фрагменту модульного урока 1.
Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, д 79 Б
В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
По утверждению историков, резьбой по дереву в 17 веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском.
Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины 19 века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец 19 века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.
В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.
К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице-Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.
o 3группа механики (поиск ответа на вопрос "В чем секрет богородских игрушек?»
Рекомендации для успешного выполнения работы.
Задание: проанализируйте секреты движущихся богородских игрушек.
Рассмотрите разные механизмы, которые двигают фигурки игрушек: медведь и мужик, курочки, мишка-дергунчик (если нет оригиналов игрушек, представить детям видео: https://yandex.ru/video/search?text).
Презентуйте результаты работы и покажите разные способы движения богородских игрушек.
Воспроизведите самый доступный способ движения, используя картонные макеты.
o 4 группа искусствоведы, поиск ответа на вопрос: "Почему богородская игрушка интересна людям?"
(работа в интернете по ссылкам: ttps://www.souvenirs-online.ru/articles/bogorodskaya-igrushka/bogorod-toy-segodnya.htm
Презентация создается в программе Power Point с использованием источников Интернета.
Состоит из 5-7слайдов.
Текст минимальный, он выполняется прямым шрифтом (размер не менее 20), обязательно иллюстрирована.
Примерный план создания слайдов:
1слайд. Название темы, ФИО авторов
2 слайд. Особенности богородских игрушек.
3-5 слайд. Любимые богородские сюжеты.
6 слайд. Что такое богородские "дергачи"?
7 слайд. Безопасные игрушки.
8 слайд. Вывод - ответ на вопрос: "Почему богородская игрушка интересна людям?"
Текст для презентации:
Наша страна до сих пор славится народными промыслами. В небольших городах, деревеньках и селах люди своими руками создают произведения искусства, через которые они передают наш русский характер, дух, особенности нашего менталитета.
Так, например, в богородской игрушке, которая представляет собой объемно-вырезанные фигурки людей или животных из дерева, преобладают русские народные мотивы. Богородская игрушка зародилась, а позднее и получила такое название, в поселке Богородское, где мастера стали использовать древние традиции объемной резьбы по дереву. Благодаря этому и появились такие замечательные игрушки, которые нравятся и взрослым и детям. Богородские мастера были реалистами, изображали то, что видели: нехитрый крестьянский быт, зверей из окрестных лесов. Любимым персонажем был медведь – герой многих народных сказок. Медведь был очень похож на человека.
Он и сегодня такой: Неокрашенные белые богородские игрушки легко узнать по сочетанию гладкой и порезанной ножом поверхности. Специальными порезками мастера точно передают густую шерсть на спине медведя, блеск шкуры коня или перья птицы. Самые популярные богородские игрушки - движущиеся. Их называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару. Стоит им двинуться и деревянная сценка оживает. Такими дергачами с восторгом забавлялись дети во все времена.
Богородская резьба в наши дни отличается разнообразием внешнего вида и сюжета. Конечно, говоря про богородскую игрушку, большинство из нас ассоциируют ее с «мужиком и медведем».
Действительно, ведь именно эта композиция богородской игрушки и стала символом промысла. Кузнецы, стучащие по наковальне, мишка-рыбак, мишка-дровосек, заяц-барабанщик, курочки, различные мышата - все это варианты богородской игрушки. Их так много, что все и не перечислить. А мастера создают все новые и новые неповторимые шедевры, которые так и хочется взять в руки и поиграть: постучать по барабану зайчика, покормить курочек, половить рыбку?.
Вообще, богородская игрушка – замечательный подарок для ребенка. Во-первых, она выполнена из безопасного, экологически чистого и прочного материала – дерева. Можно и покусать, и постучать. Во-вторых, игрушка интересна и развивает моторику рук. Да и кого же могут оставить равнодушными расписанные яркими красками курочки, которых стоит чуть-чуть повращать и они тут же оживают и начинают клевать зерно. Сейчас можно купить и другую подобную богородскую игрушку – курочки с девочкой, которая отличается от классических «курочек» тем, что на плоском основании стоит маленькая девочка и как-будто кормит их. Эта игрушка обязательно порадует и увлечет ребенка.
Закрепление полученных знаний и способов деятельности: презентация результатов работы групп на конференции.
Урок 2.
Проверка понимания знаний и способов деятельности:
Что нужно сделать?
Чтобы ваше изделие было идеальным, необходимо
Пути разрешения проблемы:
найдите информацию в Интернете.
воспользуйтесь опытом учителя.
придумайте способ движения планок самостоятельно.
Практическое выполнение изделия (наклеивание на картон для уплотнения, раскрашивание + роспись фломастерами или маркерами, вырезание по контуру), сборка механизма с помощью проволоки, бусинок или пуговок и толстых ниток. Декорирование двигающихся частей - планок.
Правила техники безопасности с ножницами.
Закрепление полученных знаний и способов деятельности: презентация результатов работы.
Самооценивание взаимооценивание выполненной работы по критериям
Баллы |
Критерий |
1уч. |
2уч. |
3уч. |
4уч. |
5 баллов |
1. отличные навыки создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки. ii. отличная презентация результатов работы. |
|
|
|
|
4 балла |
1. хорошие навыки создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки. ii. хорошая презентация результатов работы. |
|
|
|
|
3 балла |
1. удовлетворительные навыки создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки. ii. удовлетворительная презентация результатов работы. |
|
|
|
|
1-2 балла |
1. неудовлетворительные навыки создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки. ii. неудовлетворительная презентация результатов работы. |
|
|
|
|
0 баллов |
Нет работы |
|
|
|
|
Проверка понимания знаний и способов деятельности (знания и виды деятельности)
Практика создания двигающейся игрушки ( ставьте "+" или "—")
Номер |
Приём |
Умею |
Хочу научиться |
Научился (лась) |
1. |
Наклеивание выкройки для уплотнения |
|||
2. |
Вырезание расписанных деталей игрушки |
|||
3. |
Умение вырезать детали для двигающегося механизма |
|||
4. |
Умение расписывать шаблоны (графические навыки) |
|||
5. |
Умение крепить двигательный механизм |
|||
6. |
Декорирование изделия |
Выводы по ключевому вопросу: Таким образом, мы с вами узнали, в чем секрет такой нужности древнего промысла Богородской резной игрушки. Богородский промысел не исчез с веками. Живет он вместе с мастерами и с людьми, которым нужен. Любая богородская игрушка сделана с любовью, и каждый ее создатель старается сотворить неповторимый образ, который будет радовать глаз, поднимать настроение, и делать наш мир чуточку лучше.
Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности (вид проверки: тест, диктант и т.д.) и подведение итогов учебного занятия: подведение итогов (как выполнена цель урока, как можно использовать сделанные игрушки).
Информация о домашнем задании: найти в Интернете информацию о ежегодном Фестивале в селе Богородском.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.