Путешествие в царство богородской игрушки
Оценка 4.7

Путешествие в царство богородской игрушки

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
4 кл—6 кл
06.08.2022
Путешествие в царство богородской игрушки
Руководство работы групп на уроке (смешанное обучение, метод "ротация")
Богородская игрушка Пономарева Н.Ф..doc

Конспект урока

Предмет: технология

Класс: 5

 Дата: ……………………..

Тема урока: "Путешествие в царство богородской игрушки"

Тип урока: комбинированный

Вид урока: конференция, практическая часть

Учебная цель:  знакомство с богородской резной игрушкой, закрепление конструктивных и графических  навыков  создания  подвижного  изделия из бумаги.

Задачи:

Образовательные: формирование знаний, умений и навыков у  учащихся в распознавании изделий народных промыслов Подмосковья,

развитие умения  отвечать на вопросы  и представления  отчета о работе;

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей, умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания;

Развитие глазомера,  умения решать математические задачи при создании двигательного механизма  и росписи шаблона богородской игрушки.

Воспитательные: воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе и    парами.

Цель учащихся:

Знать историю развития  и особенности богородской игрушки.

Уметь создать подвижную бумажную игрушку по мотивам богородской игрушки.

 Проблемный вопрос: Почему богородские игрушки так разнообразны и интересны детям?

Используемые технологии:

 модульная, ИКТ-технология, проектная,  «смешанное обучение, метод ротация».

Формы организации учебной деятельности учащихся:   работа в группах, фронтальная во время выполнения практического задания.

Материалы:

Презентация "Богородские игрушки",

выкройки богородских игрушек (из опыта Просняковой Т.Н.), картонные обложки от бумажных изделий, наборы фломастеров или маркеров, цветные карандаши,  клей-карандаш, клей "Кристалл" моментальный для крепления проблемных мест, ножницы, прозрачные пуговицы (D=0, 5см) или бусины, толстые иглы, нитки №10 или тонкая проволока.

 

 

ХОД УРОКА

 

Оргмомент:  подготовить на столы для каждого учащегося материалы к уроку:  задания  для каждой группы,   выкройки,  ножницы,  фломастеры, карандаши, клей т.д.

Актуализация знаний:

Мы продолжаем разговор: "Современное декоративное  искусство"

Сегодня я вам предлагаю отправиться в  виртуальную экспедицию в Подмосковье. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет, чтоб узнать цель нашей экспедиции: https://yandex.ru/video/search?text

Определяется тема урока, опираясь на просмотренный сюжет: "Богородская игрушка. Кузнецы"

Учитель: Я - руководитель художественного совета, и я же  буду оценивать итоги ваших исследований по теме. Все вместе мы должны узнать историю развития  и особенности богородской игрушки, найти ответ на вопрос: Почему богородские игрушки так разнообразны и интересны детям?

 

Вначале урока вы объединились   группами:

1группа-мифологи,

2группа-историки,

3группа - механики,

4группа-искусствоведы.

  Работая вместе,  вы   проведете  исследование, чтобы найти  ответы на предложенные вопросы. Итогом этой работы должны стать выполненные задания и презентация этих заданий перед классом.

На втором уроке вам нужно будет применить знания на практике - создать  подвижное изделие по мотивам богородской  игрушки,  расписав его простыми графическими элементами по своему замыслу.

Тогда  вы уже будете работать индивидуально.

 

Выполняя задания вам предстоит работать с модульным уроком, с образцами изделий Мастеров,  искать online  информацию, создавать презентацию и  работать с учителем. А для представления результатов экспедиции мы встретимся на конференции, на  которой вы представите результаты своих исследований.

Изучение новых знаний

Работа в группах

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

o  1группа  мифологи  (работа с  текстом учителя, поиск ответа на вопрос: "Какая версия рождения богородской игрушки более правдоподобная"?

o  Задание:  Ответьте на вопросы и подготовьте сообщение для выступления на конференции:

1.      Какой святой стоял по преданию у истоков богородской игрушки?

2.      Какое отношение имеет к рождению богородской игрушки резчик Татыга?

3.      Как "Аука" стала началом большого промысла?

4.      О чем рассказывает "купеческая версия"  рождения богородской игрушки?

5.      Ответьте на вопрос: "Какая версия рождения богородской игрушки, на ваш взгляд, самая правдоподобная?"

Версии

Предания

Версия 1

Говорят, что первые игрушки стал вырезать Святой Сергий Радонежский, основатель монастыря, для навещавших его детей.

Версия 2

По другой версии создателем игрушки стал глухонемой резчик Татыга, впоследствии набравший себе в ученики посадских детей.

Версия 3

Следующее предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Версия 4

Ещё одно предание повествует о том, как житель села вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурбака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

 

o  2группа историки (работа с фрагментом модульного урока, поиск ответа на вопрос:  "Как развивался  богородский промысел резной  игрушки" ).

Ответьте на вопросы и запишите ответы,  работая самостоятельно  с фрагментом модульного урока.

Уважаемый ученик, сегодня тебе предстоит выполнять роль историка. Ваш путь лежит в Подмосковье. Для того, чтобы принять участие в конференции найдите ответ на  вопрос: " Как развивался  богородский промысел резной  игрушки самостоятельно изучив приложение №1.

Желаю успеха! Выполнил (ла)___________________________________________

УЭ 0- цели урока.

УЭ 1- знакомство с историей богородского промысла резной игрушки.

УЭ 2- практическая работа – подготовка выступления на конференции.

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания.

Руководство по изучению материала.

УЭ-1

Цель: знакомство с историей развития промысла богородской игрушки.

1.Где зародился промысел богородской игрушки?....................

....................................................................................................

2.В каких селах промысел получил наибольшее развитие в 19веке?....................................................................................

3.В каком году мастера  объединились  в артель "Богородский резчик"?......................................................................................

4.Какую задачу должна была выполнить профтехшкола, организованная при артели?.......................................................

.....................................................................................................

5. В каком году артель резчиков была преобразована в фабрику?......................................................................................

6.К какому событию это было приурочено?............................

....................................................................................................

7. Какие художественные направления существуют сегодня на Богородской фабрике?..........................................................

..................................................................................................

 

Работай самостоятельно

9 минут.

 

 

 

 

 

 

 

Смотри приложение1.

 

 

 

 

УЭ-2

Ответь на вопросы:

 Мог  ли  развиваться богородский промысел независимо от сегриевопосадского?....................................................................

................................................................................................................

Как повлияло на развитие промысла такое сотрудничество?

....................................................................................................................................................................................................................................

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к фрагменту модульного урока 1.

Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, д 79 Б

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

По утверждению историков, резьбой по дереву в 17 веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском.

Вначале резчики села Богородское  были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины 19 века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец 19 века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек. 

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

       К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице-Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

 

o  3группа механики (поиск ответа на вопрос "В чем секрет богородских игрушек?»

Рекомендации для успешного выполнения  работы.

Задание:    проанализируйте секреты движущихся богородских игрушек. 

Рассмотрите разные механизмы, которые двигают фигурки игрушек: медведь и мужик, курочки, мишка-дергунчик (если нет оригиналов игрушек, представить детям  видео: https://yandex.ru/video/search?text).

Презентуйте результаты работы и покажите разные способы движения богородских игрушек.

Воспроизведите самый доступный способ движения, используя картонные макеты.

 

 

o  4 группа  искусствоведы, поиск ответа на вопрос: "Почему богородская игрушка интересна людям?"

 (работа  в интернете по ссылкам: ttps://www.souvenirs-online.ru/articles/bogorodskaya-igrushka/bogorod-toy-segodnya.htm

Презентация создается в программе Power Point с использованием источников Интернета.

Состоит из 5-7слайдов.

Текст минимальный, он  выполняется прямым шрифтом (размер не менее 20),  обязательно  иллюстрирована.

Примерный план создания слайдов:

1слайд. Название темы, ФИО авторов

2 слайд. Особенности богородских игрушек.

3-5 слайд. Любимые богородские сюжеты.

6 слайд. Что такое богородские "дергачи"?

7 слайд. Безопасные  игрушки.

8 слайд. Вывод - ответ на вопрос: "Почему богородская игрушка интересна людям?"

Текст для презентации:

Наша страна до сих пор славится народными промыслами. В небольших городах, деревеньках и селах люди своими руками создают произведения искусства, через которые они передают наш русский характер, дух, особенности нашего менталитета.

Так, например, в богородской игрушке, которая представляет собой объемно-вырезанные фигурки людей или животных из дерева, преобладают русские народные мотивы.  Богородская игрушка зародилась, а позднее и получила такое название, в поселке Богородское, где мастера стали использовать древние традиции объемной резьбы по дереву. Благодаря этому и появились такие замечательные игрушки, которые нравятся и взрослым и детям. Богородские мастера были реалистами, изображали то, что видели: нехитрый крестьянский быт, зверей из окрестных лесов. Любимым персонажем был медведь – герой многих народных сказок. Медведь был очень похож на человека.

Он и сегодня такой: Неокрашенные белые богородские игрушки легко узнать по сочетанию гладкой и порезанной ножом поверхности. Специальными порезками мастера точно передают густую шерсть на спине медведя, блеск шкуры коня или перья птицы. Самые популярные богородские игрушки - движущиеся. Их называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару. Стоит им двинуться и деревянная сценка оживает. Такими дергачами с восторгом забавлялись дети во все времена.

Богородская резьба в наши дни отличается разнообразием внешнего вида и сюжета. Конечно, говоря про богородскую игрушку, большинство из нас ассоциируют ее с «мужиком и медведем».

Действительно, ведь именно эта композиция богородской игрушки и стала символом промысла. Кузнецы, стучащие по наковальне, мишка-рыбак, мишка-дровосек, заяц-барабанщик, курочки, различные мышата - все это варианты богородской игрушки. Их так много, что все и не перечислить. А мастера создают все новые и новые неповторимые шедевры, которые так и хочется взять в руки и поиграть: постучать по барабану зайчика, покормить курочек, половить рыбку?.

Вообще, богородская игрушка – замечательный подарок для ребенка. Во-первых, она выполнена из безопасного, экологически чистого и прочного материала – дерева. Можно и покусать, и постучать. Во-вторых, игрушка интересна и развивает моторику рук. Да и кого же могут оставить равнодушными расписанные яркими красками курочки, которых стоит чуть-чуть повращать и они тут же оживают и начинают клевать зерно. Сейчас  можно купить и другую подобную  богородскую игрушку – курочки с девочкой, которая отличается от классических «курочек» тем, что на плоском основании стоит маленькая девочка и как-будто кормит их. Эта игрушка обязательно порадует и увлечет ребенка.

Закрепление полученных знаний и способов деятельности:  презентация результатов работы групп на конференции.

Урок 2.

Проверка понимания знаний и способов деятельности:

Что нужно сделать?

Чтобы ваше изделие  было идеальным, необходимо

  1. уплотнить выкройку (придумайте способ самостоятельно).
  2. расписать по мотивам русских игрушек, используя цветные карандаши, фломастеры или маркеры.
  3. вырезать расписанную игрушку по контуру.
  4. игрушка должна иметь двигательный механизм.
  5. декорировать двигательный механизм.
  6. Чтобы достигнуть идеального результата, надо сделать фигурки двигающимися.

Пути  разрешения проблемы:

найдите информацию  в Интернете.

воспользуйтесь опытом учителя.

придумайте способ движения  планок самостоятельно.

 

Практическое выполнение изделия (наклеивание на картон для уплотнения, раскрашивание + роспись фломастерами или маркерами,  вырезание по контуру), сборка механизма с помощью проволоки, бусинок или пуговок и толстых ниток. Декорирование двигающихся частей - планок.

Правила техники безопасности с ножницами.

Закрепление полученных знаний и способов деятельности:  презентация результатов работы.

Самооценивание  взаимооценивание выполненной работы  по критериям    

Баллы

Критерий

1уч.

2уч.

3уч.

4уч.

5

баллов

  1. отличные  навыки создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки.

ii.  отличная  презентация результатов работы.

 

 

 

 

4

балла

1. хорошие навыки  создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки.

ii.  хорошая  презентация результатов работы.

 

 

 

 

3

балла

1. удовлетворительные навыки  создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки.

ii.  удовлетворительная   презентация результатов работы.

 

 

 

 

1-2

балла

1. неудовлетворительные  навыки создания двигающейся модели по мотивам богородской игрушки.

ii.  неудовлетворительная  презентация результатов работы.

 

 

 

 

0 баллов

Нет работы

 

 

 

 

 

Проверка понимания знаний и способов деятельности (знания и виды деятельности) 

Рефлексия: "Знаю-Хочу-Узнал", "Умею-Хочу научиться-Научился".

Практика создания двигающейся игрушки  ( ставьте "+" или  "—")

Номер

Приём

Умею

Хочу научиться

Научился (лась)

1.

Наклеивание выкройки для уплотнения

2.

Вырезание расписанных деталей игрушки

3.

Умение вырезать детали для двигающегося механизма

4.

Умение расписывать шаблоны (графические навыки)

5.

Умение крепить двигательный механизм

6. 

Декорирование  изделия

 

Выводы по ключевому вопросу:  Таким образом, мы с вами узнали, в чем секрет такой нужности древнего промысла Богородской резной игрушки. Богородский промысел не исчез с веками. Живет он вместе с мастерами и с людьми, которым нужен. Любая богородская игрушка сделана с любовью, и каждый ее создатель старается сотворить неповторимый образ, который будет радовать глаз, поднимать настроение, и делать наш мир чуточку лучше.

 

Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности (вид проверки: тест, диктант и т.д.)  и подведение итогов учебного занятия:  подведение итогов (как выполнена цель урока, как можно использовать   сделанные игрушки).

Информация о домашнем задании:  найти в Интернете информацию о ежегодном  Фестивале в селе Богородском.

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Предмет : технология

Конспект урока Предмет : технология

Почему богородские игрушки так разнообразны и интересны детям?

Почему богородские игрушки так разнообразны и интересны детям?

Как развивался богородский промысел резной игрушки" )

Как развивался богородский промысел резной игрушки" )

Приблизительно с середины 19 века центр народного промысла перемещается из

Приблизительно с середины 19 века центр народного промысла перемещается из

Вывод - ответ на вопрос: " Почему богородская игрушка интересна людям?"

Вывод - ответ на вопрос: " Почему богородская игрушка интересна людям?"

Чтобы ваше изделие было идеальным, необходимо уплотнить выкройку (придумайте способ самостоятельно)

Чтобы ваше изделие было идеальным, необходимо уплотнить выкройку (придумайте способ самостоятельно)

Практика создания двигающейся игрушки ( ставьте "+" или "—")

Практика создания двигающейся игрушки ( ставьте "+" или "—")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2022