Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur20-korr.doc
Литературное чтение Урок 20. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова­внука», гл. 1) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Обсуждение   домашнего   задания   (см.   урок   17   в   «Тетради   по   литературному чтению», задание III.4). Слова, связанные с историей книги, учащиеся называют и комментируют. Задание III.4. Слова: бамбук, камень, пергамен, шёлк, воск, Новгород, Египет, Китай, Русь, береста, бумага, папирус, Англия, Рим, Индия, перо, грамота. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 1II. Развитие  умений. 2  4  2  3  1  2  3  4  1. Работа с текстами. Работа с авторским текстом «Путешествие второе». 1. Работа с текстами до чтения. Беседа­обсуждение заголовка путешествия. 2. Работа с текстами во время чтения. Чтение материалов учебника (с. 57–59). – Какие моменты путешествия заставили вас поволноваться? – Если бы у вас была возможность управлять этим путешествием, то что бы захотелось пережить заново, рассмотреть подробнее и т.д.? – Снятся ли вам сны после чтения книг? Какие книги стали вашими снами? –  Что  поразило  мальчика, читателя  XVIII  века,  в «Слове   о  полку  Игореве» настолько, что перешло в его сон? – Знаете ли вы что­нибудь о «Слове о полку Игореве»? – Что запомнили из рассказа Николая Александровича? 3. Продолжение работы с материалами учебника. а) Обсуждение подзаголовков к «Путешествию второму». – Что такое усадьба? (Рассматриваем изображение на с. 60.) – Знакома ли фамилия Аксаковых? – Что общего между мальчиком Серёжей и усадьбой Аксаковых? б) Чтение текста путешествия (с. 60–63). в) Обсуждение прочитанного. – Откуда Николай Александрович знал описание усадьбы? (Рекомендация на дом: найти в книге это описание.) – Что показалось Оле странным? 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. © ООО «Баласс», 2014 2– Каково ваше восприятие речи XVIII века? – Назовите любимых Серёжиных писателей. – Слышали ли вы о них? – Каким вы представляете Серёжу Аксакова, что можете сказать о нём? – Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на с. 63)? – Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему? – Какой журнал взволновал Николая Александровича? – Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит? – Как может каждый из вас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым? – Встречались ли вы раньше с автобиографическими произведениями? – Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров? (Любая книга, даже   автобиографическая,   –   это   не   слепок   с   жизни,   всегда   есть   элемент творчества, вымысла; кроме этого, такой приём позволяет избежать ненужных прямых параллелей между реальным человеком и литературным героем.) –   Когда   вы   догадались,   что   Серёжа   и   писатель   Аксаков,   автор   «Аленького цветочка», – одно и то же лицо? 2. Работа с текстом главы 1. 1. Работа с текстом до чтения. – Детские годы… О каком периоде идёт речь? – Что можно сказать о семье героя, исходя из названия текста? – Однажды С. Аксаков записал: «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе». Что он имел в виду, по­вашему? 2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное   чтение   1­й   главы   (комментарии   идут   попутно   с первичным чтением, учащиеся готовы к такому чтению). 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 3– О чём может быть «Зеркало добродетели»? – Какие взаимоотношения царят в семье, например, между братом и сестрой? – Судя по названиям текстов из книги («Зеркало добродетели»), для чего она была написана – для сердца или разума? – Почему негде было взять книг? – Что за книга «Домашний лечебник»? – Почему Серёже нравилось читать лечебник? (Интересно, и переведено толково и хорошо.) 3. Работа с текстом после чтения. – С каким читателем мы встретились на страницах повести? – Можно ли семью Серёжи назвать читающей? – Кто руководил чтением Серёжи? – А ваши родители тоже следят за вашим чтением? Вам бы этого хотелось? – Почему Серёжа не просто много читал, но и перечитывал книги? Только ли из­за того, что их было мало? –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Вместе   с   родителями   прочитать   главы   1–3   повести   С.   Аксакова.   Записать вопросы к автору, которые возникли в ходе чтения текста. ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также