Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с записью многозначных чисел римскими цифрами, знакомству с календарём, решением задач «на движение».
2. Использовать набор задач шестого «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению материалов шестого модуля.
3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 109
Тема: Путешествие 6. Последний звонок и летние каникулы
Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с записью многозначных чисел римскими цифрами, знакомству с календарём,
решением задач «на движение».
2. Использовать набор задач шестого «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к
изучению материалов шестого модуля.
3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
задачи
решения учебной
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
(Можно использовать «Дидактический материал» к учебнику
«Математика» 3 класс, с. 104105)
3 4 6 1
4. Математическая разминка.
Задание № 6, с. 21
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
.
Рассмотрите столбчатую диаграмму и ответьте на вопросы.
Прочитайте задачу, обозначенную
Какой ответ вы можете дать? Докажите.
(Двух автобусов хватит, чтобы вывезти 800 отдыхающих.)
1 2
Мы закончили раздел путешествия 5«Спортивный лагерь».
Чему мы научились?
Все ли задачи путешествия сразу смогли решить? А сейчас сможем?
Предлагаю дома решить оставшиеся задачи.
Переверните страницу и прочитайте название нашего последнего
путешествия.
Как может быть связана математика с этим путешествием?
Выскажите свои предположения.
Окиньте взглядом разворот «путешествия».
Прочитайте все предложенные задачи.
О чём эти задачи?
Предположите, какие задачи вы сможете решить сегодня.
Какие задачи кажутся вам незнакомыми, сложными?
Предположите, что нового предстоит нам узнать в этом
путешествии?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Как мы обозначаем это умение?
III. Выбираем
задания и
определяем
4 6 3 2 5
Решение задач.
1. Задача № 1, с. 22
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
© ООО «Баласс», 2014
2проблемную
ситуацию раздела.
Прочитайте задачу.
Рассмотрите рисунки.
Почему наш герой в постели?
Как изменяется время, когда минутная стрелка делает один полный
оборот?
Покажите на модели часов.
Попробуйте дать ответ на вопрос задачи.
2. Задача № 2, с. 22
Прочитайте задачу.
Какие утренние дела необходимо успеть до школы?
Подумайте, как это можно смоделировать? (Схема)
Заполните определённые отрезки схемы теми данными, которые вы
нашли в условии.
Расскажите задачу по схеме.
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
определять
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
в
© ООО «Баласс», 2014
33. Задача № 3, с. 22
Прочитайте задачу.
Что нам может помочь, чтобы ответить на вопрос задачи?
(Календарь).
Кто умеет определять любые дни недели по календарю?
Нужно это уметь?
А сколько дней осталось до летних каникул?
4. Задача № 7, с. 23
Прочитайте задачу.
Решали мы подобные задачи?
Что мы ещё не знаем и не умеем?
Попробуйте сформулировать цели нашего путешествия.
Хотите узнать, какие герои будут путешествовать с нами?
Прочитайте текст внизу с. 23.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Для выбора домашнего задания можно использовать «Дидактический
материал» к учебнику «Математика» 3 класс, с. 104105. По желанию
задание № 9, с. 23
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание.
Урок 110 (§ 2.53).
Тема: Запись чисел римскими цифрами (Урок сообщения нового знания)
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
сотрудничать
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014
4Цели: 1. Познакомиться с новыми римскими цифрами.
2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Задание № 9, с. 23
Решение:
Сначала переправляются двое детей, один из которых остаётся
на противоположном берегу, а второй перегоняет назад лодку.
Затем переправляется взрослый,
а оставшийся на
противоположном берегу ребенок перегоняет назад лодку. После
этого всё повторяется по циклу.
3. Индивидуальная работа.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
энциклопедий,
словарей,
© ООО «Баласс», 2014
5Сообщение
знания
II.
нового
(узнаём…).
– Реши примеры, установив предварительно порядок действий.
(358 + 178) – (400 – 75 : 3)
912 – (243 + 168) + 16 • 10
345 + (819 – 720) : 11
3 4 5 3
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 24
Цель работы:
– создание ситуации наблюдения;
– самостоятельный поиск значения новых римских цифр путём
соотнесения их с числами, записанными арабскими цифрами.
Прочитайте задание, рассмотрите рисунок.
Понаблюдайте, как соотносятся арабские и римские числа на
буйках.
Какие новые обозначения римских чисел вы увидели?
Как записать римскими числами другие арабские числа?
2. Работаем с текстом в оранжевой рамке.
Какие новые римские числа вы узнали?
Первичное
III.
закрепление
(применяем…).
3 4 5 3
Работа в парах.
Новые знания римских чисел помогут вам прочитать текст, который
записала Пеппи.
1. Задание № 2, с. 24
2. Задание № 3, с. 24
П
справочников.
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
© ООО «Баласс», 2014
64 5 3 4 5
Парногрупповая работа.
3. Задача № 4, с. 24
Решение:
XXII + XVII = XXXIV 1й способ XXII + XVII = XXXIX
2й способ XVII + XVII = XXXIV
X + III = XI 1й способ X + II = XII
2й способ IX + II = XI
C – XX = LXX 1й способ L + XX = LXX
X + X = XV 1й способ X + X = XX
2й способ V + X = XV
3й способ X + V = XV
XVI – VI = VIII1 1й способ XIV – VI = VIII
2й способ XV – VII = VIII
XL – I = XII 1й способ XI + I = XII
4. Задача № 5, с. 25
Прочитайте задание.
Рассмотрите рисунки.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
определять
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
в
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
© ООО «Баласс», 2014
7IV. Тренинг
(выбираем…).
с такой самооценкой?
4 5
Работа в парах.
1. Задание № 6, с. 25
Самостоятельная работа.
2. Задание № 8, с. 25 (По вариантам 12 столбики)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задание 8, с. 25 (3ий столбик). По желанию, задание № 7, с. 25.
Возможна работа с дидактическими материалами.
сотрудничать
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
ТОУУ
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014
8