Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Урок 30.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
4 2 3
Проверка домашнего задания.
– Прочитайте описания леса в 1й и 2й частях текста. Какие слова вы
подчеркнули?
– Какое настроение было у героев? Из чего вы это поняли?
– Что вы узнали из 1й и 2й частей о наших героях?
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 4 3 1 1 2 3
I. Чтение 3й части.
1. Работа с текстом во время чтения.
Читают дети, поскольку это несложная часть текста. Основной
приём анализа – комментированное чтение, то есть учитель вставляет
по ходу чтения необходимые комментарии.
То был один из самых скверных моментов в его жизни. Бильбо довольно
быстро решил, что до утра делать ничего не надо: бессмысленно блуждать
во мраке по лесу и выбиваться из сил, не имея никакой надежды на завтрак,
чтобы их восстановить. Бильбо сел, прислонился спиной к дереву и в
который раз стал вспоминать свою далёкую норку, прекрасные кладовые.
(Он очень голоден, поэтому и вспоминает кладовые, где хранились съестные припасы.) Он
погрузился в мечты о беконе, яйцах и жареном хлебе, как вдруг
почувствовал чьёто прикосновение. К его руке прижалась какаято
крепкая липкая верёвка (Догадались, что это за липкая верёвка?), а когда он
попытался встать, тут же упал, так как ноги его оказались спутаны той же
гадостью.
И вдруг изза спины у него появился здоровенный паук. Онто и начал
обматывать Бильбо паутиной, пока тот дремал. Бильбо видел его глаза,
чувствовал, как притрагиваются мохнатые лапы; паук трудился на совесть
(Старался!), опутывая и опутывая Бильбо своими мерзкими нитями. Хорошо,
что Бильбо вовремя очнулся, – ещё минута, и он бы уже не смог
шевельнуться. И тогда паук впрыснул бы ему яд, как проделывают с
мухами обыкновенные пауки. (Оказывается, паук принял Бильбо за обыкновенную муху.)
Бильбо стал отчаянно отбиваться от гадкой твари кулаками и вдруг
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2012
2вспомнил про кинжал (длинный нож). Как только он выхватил его, паук
отпрыгнул назад, а Бильбо тем временем перерубил нити, опутывавшие
ноги. Теперь настал его черёд нападать, и он накинулся на паука. Если бы
паук знал, что ему грозит, он бы пустился наутёк сразу, но он явно не
привык к «добыче» с таким жалом (жало – это кинжал), и Бильбо успел
нанести ему удар кинжалом в голову. Паук заскакал, заплясал, дико
задёргал лапами, и тогда Бильбо уложил его вторым ударом. Но тут же
упал сам и надолго потерял сознание.
2. Работа с текстом после чтения.
Выявление первичного восприятия и беседа о прочитанном.
– Какой момент заставил вас поволноваться?
– Как вы думаете, паука можно назвать сказочным? Почему? (Он
огромный, коварный. Здесь, как в сказках, это сила зла.)
– А каким мы видим Бильбо? (Находчивый, смелый.)
– А почему Бильбо сам потерял сознание?
3. Обобщение прочитанного.
– Обратите внимание, как построена сказочная повесть: мы не знаем, что
происходит. Автор постоянно подкидывает нам загадки, которые
приходится разгадывать. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
– Давайте проверим ваши предположения.
II. Чтение текста 4й части.
Читают ученики по абзацам.
Вопросы после чтения 1го абзаца.
– Изменилось ли чтото в лесу после победы Бильбо над пауком? (Пока
нет. Может быть, есть ещё какието силы зла?)
– На что обратил внимание Бильбо, когда пришёл в себя?
– Почему на кинжале были именно чёрные пятна?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
3– Каким же почувствовал себя Бильбо?
– Как он решил называть теперь свой кинжал?
Вопросы после чтения 2го абзаца.
– Зачем Бильбо отправился в разведку?
– Бильбо сокрушается, что не послушался советов Гэндальфа и Беорна.
Хотите узнать, кто же они такие? (Гендальф – добрый волшебник,
посланный заморскими богами, чтобы поддерживать в Средиземье покой и
порядок. Беорн – это человекмедведь. Дело в том, что люди в Средиземье
появились позже, чем эльфы и гномы. Люди были разные и жили
племенами. Одно из племён отличалось тем, что его люди могли
превращаться в медведей. К ним и принадлежал Беорн.)
– Что чувствует хоббит в этот момент? (Одиночество.) А ведь только что
он чувствовал себя смелым, мужественным. Исчезло ли это чувство?
Вопросы после чтения 3го абзаца.
– Что значит: счастье сопутствовало ему с рождения?
– Почему хоббиты как никто умеют бесшумно ступать по лесу?
– Почему Бильбо не шёл, не шагал по лесу, а крался?
Вопросы после чтения 4го абзаца.
– Как же назывался лес, через который шли гномы и хоббит?
– Что это были за клубки черноты?
– Что необычного заметил Бильбо в пауках? (Пауки говорили.)
Чтение текста до конца. Вопросы:
– Чей разговор услышал Бильбо?
– Где же гномы? (Они висят вниз головами.)
– Как вы думаете, почему Бильбо не вмешался в разговор пауков?
– Что же ждёт гномов?
– Почему гномы не сопротивлялись?
© ООО «Баласс», 2012
4– В каком настроении были пауки?
III. Обобщающая беседа.
– Что нового мы узнали о Бильбо?
– Можно ли предположить, как поступит хоббит? Как события будут
развиваться дальше?
– Вернёмся ещё раз к названию главы. Можем ли мы теперь объяснить,
почему глава называется «Пауки и мухи»?
IV. Составление характеристики героя.
Выполнение задания 3 на с. 15–16 в тетради (начало).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Что сказочного в 4й части?
– Что в этой сказке от настоящей жизни (реальности), а что вымышлено
автором?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
– В тексте повести нам встретились самые разные сказочные герои: хоббит,
эльфы, гномы, гоблины, тролли. Нарисуйте каждого из этих героев (или по
выбору) такими, какими вы их себе представляете.
© ООО «Баласс», 2012
5Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
6