ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Оценка 4.8
Лекции
doc
администрации
Взрослым
09.01.2018
Говориться о двух основных путях активизации воспитательных процессов в вузе. Дана характеристика основным педагогическим условиям успешной активизации воспитательного процесса для качественной профессиональной подготовки специалистов в высших профессиональных учебных заведениях. Раскрыто понятие воспитательного процесса в ВУЗе, который должен строится с учётом перечисленных в статье ценностей.ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
1.doc
ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Повышение качества подготовки специалистов в высших
профессиональных учебных заведениях неизбежно связано с активизацией
воспитательных процессов. Являясь неотъемлемой частью целостного
педагогического процесса, воспитание во многом определяет качество
образования в целом. Вместе с тем именно воспитательные процессы, как
показывает опыт, становятся наиболее уязвимым местом деятельности
высшей школы. Причиной такого положения дел является во многом
традиционный крен вузовской подготовки в область учебной деятельности.
Однако было бы несправедливым говорить о полном отсутствии
воспитательной работы вуза. В первую очередь необходимо отметить большой
воспитывающий потенциал самого процесса обучения, характеризующегося
достаточно высоким уровнем взаимоотношений между педагогами и
студентами. Немалую роль в воспитании будущих профессионалов играют и
специально организованные воспитательные мероприятия, такие, как
заседания КВН, факультетские и общевузовские смотрыконкурсы,
музыкальные вечера и т.п. Тем не менее, приходится признать, что указанное
воздействие имеет зачастую ситуативный, несистемный характер, связано с
активной деятельностью небольшого числа преподавателей и студентов и
потребительским отношением большинства к результатам этой деятельности.
В связи с этим можно говорить о двух основных путях активизации
воспитательных процессов в вузе:
1.
Координация усилий всех субъектов воспитания,
четкая
функциональная согласованность их деятельности.
2. Профессиональный подход к осуществлению воспитательной работы.
Указанные пути активизации воспитательных процессов скорее нужно
рассматривать не как отдельные составляющие воспитательной активности
вуза, а как неразрывно связанные компоненты одного процесса.
Демократизация социальной действительности повлекла за собой
реструктуризацию сферы деятельности и общения студенческой молодежи,
проявившуюся в изменениях групповых ценностей и норм, принципов
организации жизнедеятельности социальных общностей.
К характерным тенденциям современного состояния группы можно
отнести неразвитость делового взаимодействия и его невостребованность со
стороны студентов, локализованность личностных контактов в рамках
отдельных группировок.
Выявленный дефицит взаимодействия в значительной степени связан с
резким сужением спектра совместной деятельности членов группы,
фактическим доминированием одной, индивидуальной по своей сути, учебно
традиционно присущие
профессиональной деятельности.
Такие, академическим группам коллективообразующие виды деятельности как
трудовая, досуговая, общественная деятельность активно не культивируются
со стороны воспитательных структур вуза.
Как следствие, наблюдается потеря потребности в коллективной жизни и
деятельности, базой которых служила, в первую очередь, трудовая и
общественная деятельность, рост тенденций индивидуализма и разобщенности
среди студенческой молодежи.
Как следует относиться к складывающейся ситуации: правомерна ли в
данном случае позиция невмешательства или речь должна идти об
объединении усилий всех участников воспитательного процесса, в том числе
социальных педагогов, психологов, а также изучение неформальной среды
общения студентов с целью оказания организационной и педагогической
поддержки в приобщении к социально и личностно значимым видам
деятельности. Ведь преподаватель вуза должен быть не только источником
профессиональной информации, но и посредником между студентом и
культурой, способным оказывать позитивное влияние на их становление и
формирование не только как специалистов, но и как будущей украинской
интеллигенции.
Настоятельно встает проблема возобновления традиций коллективизма
среди студенческой молодежи посредством развития коллективных форм их
совместной деятельности в учебе, труде, отдыхе, спорте, туризме,
активизации студенческого самоуправления с обеспечением его реальных
прав и возможностей, повышением роли самоуправления в организации
воспитательной работы. Воспитание молодежи, по нашему мнению, должно
быть направлено на становление гуманной личности с присущим для нее
сочетанием выраженной индивидуальности с коллективистской
направленностью, характеризующейся осознанием своего гражданского долга,
трудолюбием,
профессиональной и гуманитарной
культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми.
ответственностью,
Что касается второго пути активизации воспитательного процесса в
высшей школе, связанного с профессиональным подходом к осуществлению
воспитательной деятельности, то в первую очередь нужно отметить, что
воспитательная работа в ВУЗе является социальноадаптационной
(подготовка к жизни в современном обществе),
профориентационной
(дающая возможность самореализации в той сфере деятельности, к которой
готовится будущий специалист), а также активизирующей самореализацию
личности.
Следовательно, воспитательный процесс в ВУЗе должен строится с
учётом следующих ценностей:
человек – преподаватель, сотрудник университета, студент как
субъекты взаимодействия, носители культуры осваивающие и создающие её; саморазвитие – как высшая потребность человека раскрытие
способностей в успешной созидательной деятельности;
духовность – ориентация на общечеловеческие ценности (свобода,
ответственность, вера, любовь, дружба, честь, достоинство);
интеллигентность – как интеллектуальное восприятие мира, не
зависящее от социального происхождения и профессиональной
принадлежности личности, но позволяющее ей мыслить, познавать богатство
внутреннего мира, проявлять уважение к людям, обладать внутренней и
внешней культурой.
профессиональная компетентность – способность специалиста
применять знания для решения практических задач в соответствии с кругом
полномочий и профессиональных обязанностей;
здоровье – как состояние полного физического, душевного и
социального благополучия.
наука – максимальное использование научноисследовательского
потенциала университета в обеспечении образовательного процесса,
фундаментализация научных исследований, поддержка существующих и
формирование новых научных школ и научнопедагогических коллективов,
деятельность которых направлена на развитие фундаментальных научных
исследований.
Основными педагогическими условиями успешной активизации
воспитательного процесса для качественной профессиональной подготовки
специалистов в высших профессиональных учебных заведениях являются:
формирование планов воспитательной деятельности и проведение
мероприятий на основе изучения интересов студентов;
соединение личностных ориентиров человека и общественных
интересов;
органичное включение воспитательной деятельности, конкретных
мероприятий в процесс профессионального становления студентов
(учебный процесс, научноисследовательская работа);
максимальное использование при выборе и реализации направлении и
форм работы со студентами возможности ведения диалога и поиска
конструктивного компромисса;
профессиональнокорпоративных
активное
возможностей (традиций кафедры, факультета, вуза, отрасли,
примеров жизни и деятельности референтных личностей
авторитетных учёных, педагогов, специалистов) для формирования
чувства корпоративности, сопричастности студентов к лучшим
традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры;
создание атмосферы подлинной и постоянной заботы о студентах, их
социальнопедагогической поддержки;
использование
ориентация содержания и форм внеаудиторной работы со
студентами на активность и деятельность самих студентов, на
проявление ими самостоятельности в организации и проведении
мероприятий:
использование в воспитательной деятельности положительного
влияния наиболее активных, увлечённых, целеустремлённых,
способных и успешных студентов на своих сокурсников;
формирование установки на естественность, престижность и
почетность участия студента во внеаудиторной жизни вуза
(культурной, спортивной, научнотехнической и т.п.). Создание
системы морального и материального поощрения студентов за
результаты их участия во внеаудиторной жизни вуза;
широкое привлечение студентов к участию в научном, техническом,
художественном творчестве и других формах деятельности;
создание в вузе психологической службы, подразделения социально
педагогической поддержки
социологической
лаборатории.
студентов,
ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
ПУТИ АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.