ОГБОУ «МОСОЛОВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
РАБОЧАЯ
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 3 класса
Автор – составитель:
учитель – логопед:
Булганина Н.Н.
Пояснительная записка
В связи с изменениями в системе образования, в школу-интернат, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей. В условиях нашего учреждения, чаще всего, среди школьников с ОВЗ, встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами, со смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают, в данном случае, младшие школьники.
Трудности обучения данной группы школьников с нарушениями речи первичного или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и в какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций, и познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению школьных предметов.
Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развернутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей. Также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании основного смысла прочитанного.
Таким образом, несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ программного материала и, чаще всего, находит отражение в письменной речи. Это проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии. Затруднения на письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых высказываний, с невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу; с появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребенка; с отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.
В связи с тем, что у детей с ОВЗ, как правило, страдают все стороны речевой системы, в большей или меньшей степени, встает необходимость составления такого содержания планирования, которое сможет предупредить и корригировать данную проблему.
Рабочая программа логопедических занятий реализуется для учащихся 3 класса, и составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», №273 от 29.12.12г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.
- Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, вступивший в силу с 2014 года,
предполагает введение новых подходов к организации в системе начального
образования комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении программы в начальной
школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы,
направленной на развитие речевой деятельности,
формирование
коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей
действительности, формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности, преодоление недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а
также направленной на коррекцию
индивидуальных пробелов в знаниях.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование рассчитано на обучающихся 3 класса с ОВЗ с предпосылками или наличием нарушений устной и (или) письменной речи. Основой содержания программы являются авторские материалы и методические рекомендации Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И..
Целью реализации программы является предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 3 класса с ОВЗ.
В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выделяются определенные
Задачи:
1. своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ в логопедические группы;
2. определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой категории детей, в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
3. составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;
4. организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи путем формирования всех составляющих языковой системы;
5. формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;
6. практическое усвоение лексико-грамматических норм русского языка;
7. проведение профилактических мероприятий, позволяющих избежать неблагоприятного развития в речевом статусе ребенка.
Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей педагогики: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.
Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении комплексного подхода, как необходимой составляющей при реализации коррекционно-развивающей работы и включает в себя взаимосвязанные направления:
1.диагностическая работа обеспечивает выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;
2.коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь по профилактике и устранению речевых нарушений у детей;
3.информационно-просветительская работа связана с распространением опыта логопедической работы с детьми и взаимосвязью со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ.
В коррекционном обучении, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.
На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.
В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 15-20 мин., в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Предполагаемым результатом реализации программы является: развитие устной и письменной речи у школьников 3 класса с ОВЗ.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Программа рассчитана, приблизительно, на 1 год обучения, и имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка или группы детей. Основной формой работы являются групповые (подгрупповые) занятия, реже – индивидуальные.
Тематическое планирование
логопедических занятий в 3 классе
№ п/п |
Тема и ее содержание
|
Коррекционные задачи
|
К/ч |
I |
Логопедическое обследование: |
|
|
1. 2. 3.
|
Обследование устной речи. Обследование письменной речи. Обследование чтения. (Обследование проводится с использованием методик Т.А.Фотековой, Т.В. Ахутиной ).
|
Уточнение состояния всех аспектов устной и письменной речи.
|
|
II |
Подготовительный этап:
|
|
|
|
1.Уточнение речевых возможностей учащихся. Правила речи. 2.В мире звуков. Звуки окружающего мира.
3.Органы артикуляции. Строение и функции органов артикуляции. 4.Артикуляционная гимнастика. 5.Дыхательная гимнастика.
6.Голосообразование. Голосовая гимнастика.
7.Общая моторика. Речь с движениями.
8.Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
9.Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.
10.Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.
11.Зрительно-пространственные и временные представления. 12.Зрительно-моторные координации. Графические упражнения.
|
Развитие общих речевых навыков. Развитие физиологического и речевого дыхания, темпа речи, выразительности. Развитие общего физиологического слуха, умения слушать и слышать. Органы артикуляции (повторение). Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха. Формирование умения в плавной речи, тембре, модуляции и силе голоса. Развитие общей моторики, чувства ритма, координации движений. Развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации движений. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. Развивать фонематический слух. Развивать вербальную память. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Развитие логического мышления. Развивать зрительные, пространственные и временные представления. Развивать зрительно-пространственную организацию.
|
|
III |
Коррекционный этап:
|
|
|
|
Коррекция недостатков на фонетическом уровне.
|
|
|
|
1.Гласные звуки и буквы. Уточнение артикуляции гласных звуков. 2.Дифференциация понятий «звук»-«буква» 3.Слогообразующая роль гласных Л.\т.: « Школа ».
4.Гласные буквы 1 ряда ( а, о, у, э, ы). Артикуляция гласных звуков. Л.\т.: «Школьные принадлежности». 5.Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов.
6.Гласные буквы 2 ряда (я, ю, е, ё, и ). Артикуляция гласных звуков. 7.Гласные буквы 1 и 2 ряда.
8.Согласные звуки и буквы. 9.Звуковой анализ и синтез гласных. 10.Выделение из слов гласных звуков. 11.Звуковой анализ и синтез согласных. 12.Выделение из слов согласных звуков. 13.Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Л.\т.: «Осень». 14.Составление рассказа по сюжетной картине с использованием опорных слов. 15.Дифференциация букв а – я. Дифференциация гласных а - я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. 16.Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л.\т. «Сад-Огород». 17.Дифференциация букв у – ю. Дифференциация гласных у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л.\т. «Овощи».
18.Составление рассказа по с\к с использованием опорных слов. 19.Дифференциация букв о – ё. Дифференциация гласных о - ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л.\т. «Фрукты». 20.Составление рассказа по с\к с использованием опорных слов. 21.Дифференциация букв э - е. Дифференциация гласных э - е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л.\т. «Овощи-Фрукты». 22.Составление рассказа по с\к с использованием опорных слов.
23.Дифференциация букв ы - и. Дифференциация гласных ы -и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л.\т. «Сад. Плоды. Ягоды». 24.Составление рассказа по с\к с использованием опорных слов. 25.Дифференциация гласных, смешиваемых по кинестетическому сходству (о – а).
26.Дифференциация гласных, имеющих акустико-артикуляторное сходство ( ё – ю ). Л.\т.: «Золотая осень». 27.Составление рассказа по с\к с использованием опорных слов. 28.Дифференциация согласных по оптическому сходству (и-е),(п-т),(ш-щ),(л-м),(и-ц),(б-д),(з-е). 29.Составление рассказа по с\к с использованием опорных слов.
30.Звукобуквенный анализ и синтез. Простые формы. Установление количества и последовательности звуков в слове. Л.\т.: «Приметы осени». 31.Состовление рассказа по сюжетной картинке. 32.Сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза. Установление количества и последовательности звуков в слове. Л.\т.: «Птицы осенью». 33.Составление рассказа по сюжетной картинке. 34.Согласные твёрдые и мягкие. 35.Твёрдые и мягкие согласные перед гласными. Л.\т.: «Перелетные птицы». 36.Составление рассказа по с/к. 37.Обозначение мягкости согласных при помощи гласных е, ё, я, ю, и. 38.Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). 39.Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). 40.Разделительный мягкий знак. 41.Различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. 42.Анализ слов с мягким знаком на конце и в середине слов. Л.\т.: «Золотая осень». 43.Составление рассказа по вопросам. 44.Слог. 45.Слоговой анализ слов. 46.Составление слов из слогов. 47.Составление слов из слогов, имеющих сложную слоговую структуру.
48.Слоговой анализ и синтез слов. 49.Деление слов на слоги. 50.Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. 51.Слоговой анализ и синтез трёх-, пятисложных слов. Л.\т. : «Приметы осени». 52.Составление плана к рассказу.
53.Ударение. 54.Ударный слог. 55.Ударная гласная. 56.Ударные и безударные гласные. 57.Роль ударных и безударных в устной речи и в различении значений слов. Л.\т.: «Грибы». 58.Последовательный пересказ текста по графическому плану. 59.Согласные звонкие и глухие. Различение звонких и глухих согласных.
60.Дифференциация согласных З – С изолированно, в слогах, словах, словосочетания, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л./т.: « Грибы». 61.Последовательный пересказ по вопросам.
62.Дифференциация согласных Б – П изолированно, в слогах, словах, словосочетания, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л./т.: «Лес. Осенний лес. Лесные ягоды». 63.Последовательный пересказ по вопросам.
64.Дифференциация согласных Д - Т изолированно, в слогах, словах, словосочетания, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л./т. : «Птицы. Перелетные птицы». 65.Последовательный пересказ по опорным словам.
66.Дифференциация согласных Г - К изолированно, в слогах, словах, словосочетания, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л./т. : «Птицы. Перелётные птицы». 67.Последовательный пересказ по опорным словам.
68.Дифференциация согласных В - Ф изолированно, в слогах, словах, словосочетания, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л./т.: «Поздняя осень». 69.Составление рассказа-описания с использованием вопросного плана.
70.Дифференциация согласных Ж – Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетания, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения. Л./т.: «Транспорт». 71.Творческий пересказ по обозначенному началу текста.
72.Дифференциация шипящих – свистящих звуков. Различение звуков Ж – З изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т.: «Дом. Квартира. Мебель». 73.Работа с деформированным текстом.
74.Различение звуков Ш - С изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т.: «Начало зимы». 75.Работа с деформированным текстом.
76.Различение звуков Щ – Сь изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т. : «Приметы зимы». 77.Творческий пересказ по обозначенному началу текста.
78.Различение звуков Ч - Ц изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т.: «Одежда. Обувь». 79.Составление связного текста из деформированных предложений.
80.Дифференциация аффрикат. Различение звуков Ч – Ть изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т.: «Бытовые приборы». Последовательный пересказ текста по графическому плану.
81.Различение звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т.: «Птицы. Зимующие птицы». 82.Последовательный пересказ текста по вопросам.
83.Различение звуков Ц - С изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т. : «Птицы. Зимующие птицы». 84.Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания.
85.Различение звуков Ч – Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л/т : «Комнатные растения». 86.Составление описаний зимующих птиц по индивидуальным предметным картинкам. 87.Различение звуков Ш – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л/т: «Зимние забавы». 88.Составление описаний зимующих птиц по индивидуальным предметным картинкам. 89.Дифференциация сонорных. Различение звуков Р - Рь изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т.: «Инструменты». 90.Составление рассказа по сюжетной картине.
91.Различение звуков Л - Ль изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т. : «Библиотека». 92.Составление рассказа по сюжетной картине.
93.Различение звуков Р - Л изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т. : «Библиотека». 94.Составление рассказа с использованием опорных слов.
95.Различение звуков Рь - Ль изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Л./т. : «Почта». 96.Составление плана рассказа.
|
Закрепление понятия «гласные звуки».
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Обогащение словарного запаса. Активизация мыслительной деятельности. Закрепление понятия о букве как о графическом образе звука. Обогащение словарного запаса. Развитие монологической речи. Развитие слуховых способностей к переключению. Развитие фонематических представлений. Обогащение словарного запаса. Закреплять навык различения гласных звуков и букв. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие навыка употребления букв (парных гласных) после твердых и мягких согласных на письме в слогах, словах, предложениях. Развитие слухо-речевой памяти. Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. Развитие монологической речи. Развивать навык различения гласных а –я. Формировать и развивать зрительное восприятие и представление, зрительно-моторные координации. Обогащение словарного запаса.
Развивать навык различения гласных у -ю. Формировать и развивать зрительное восприятие и представление, зрительно-моторные координации. Обогащение словарного запаса. Развитие монологической речи. Развитие умения составлять связное высказывание.
Развивать навык различения гласных о- ё. Формировать и развивать зрительное восприятие и представление, зрительно-моторные координации. Обогащение словарного запаса. Развитие монологической речи. Развитие умения составлять связное высказывание. Развивать навык различения гласных э- е. Формировать и развивать зрительное восприятие и представление, зрительно-моторные координации. Обогащение словарного запаса. Развитие монологической речи. Развитие умения составлять полные предложения с учетом разнообразия языковых средств и использования при этом опорных слов. Развивать навык различения гласных ы - и. Формировать и развивать зрительное восприятие и представление, зрительно-моторные координации. Обогащение словарного запаса. Развитие монологической речи. Развитие умения составлять полные предложения с учетом разнообразия языковых средств и использования при этом опорных слов. Закрепить навык дифференциации о – а на письме. Закрепить навык дифференциации ё – ю на письме. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительной дифференциации. Расширение объема зрительной памяти, зрительного восприятия, представлений. Развитие умения соотнесения звука, букву и символ.
Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Развитие простых и сложных форм звукового анализа и синтеза слов. Развивать внимание, восприятие, памяти, мышления, мелкой моторики. Умение составлять связные предложения по сюжетной картинке и объединение их рассказ.
Умение различать твёрдые и мягкие фонемы Развивать осознанное восприятие. Развитие фонематических представлений, восприятия, слуха, внимания, памяти и ориентировки в пространстве. Умение составлять полные высказывания, учитывая связь предложений в тексте. Учить обозначать мягкость согласных Учить выделять мягкие согласные и правильно употреблять после них гласную букву. Формирование мыслительной деятельности. Учить производить звукобуквенный анализ слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных. Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. Обогащение словарного запаса. Развивать умение строить рассказ по вопросам, грамматически правильно строить своё высказывание. Развитие коммуникативных навыков. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов. Формировать речевые навыки и мыслительные процессы. Обогащение словарного запаса. Развивать умение составлять план к рассказу, использовать составленный план при пересказе. Закрепление навыка определения ударения в словах. Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. Развитие психических функций. Развитие умения пересказывать текст с опорой на графический план. Развивать умение составлять полные предложения - обсуждения лексических слов, последовательно пересказывать текст.
Умение различать на слух согласные фонемы. Различение звонких и глухих З – С в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить последовательно пересказывать. Различение звонких и глухих Б - П в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Учить последовательно пересказывать текст. Развитие коммуникативных функций. Различение звонких и глухих согласных Д - Т в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить последовательно пересказывать. Различение звонких и глухих Г - К в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить последовательно пересказывать. Различение звонких и глухих В - Ф в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить описанию с опорой на план. Различение звонких и глухих Ж - Ш в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить умению продолжать раскрытие сюжетных линий в тексте. Различение шипящих – свистящих Ж - З в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Уметь восстанавливать порядок предложений в тексте. Различение звуков Ш - С в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Уметь восстанавливать порядок предложений в тексте. Различение звуков Щ - Сь в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи , определять последовательность частей текста с продолжением раскрытия сюжетных линий. Различение звуков Ч - Ц в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить восстанавливать порядок предложений в тексте. Различение звуков Ч -Ть в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Развитие умения пересказывать текст с опорой на графический план. Различение звуков Ч - Щ в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить последовательно пересказывать текст опираясь на вопросный план. Различение звуков Ц - С в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Формировать навык собирать материал для рассказа путём наблюдений, определять и раскрывать тему текста; составлять связное высказывание, используя средства выразительности. Различение звуков Ч — Ш в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти.
Различение звуков Ш- Щ в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти.
Различение звуков Р - Рь в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить умению составлять связные предложения по сюжетной картине и объединять их в рассказ, учитывая связь слов в предложении. Различение звуков Л - Ль в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Учить умению составлять связные предложения по сюжетной картине и объединять их в рассказ, учитывая связь слов в предложении. Различение звуков Р - Л в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Развивать монологическую речь. Развитие умения составлять полные предложения с учетом разнообразия языковых средств и использованием опорных слов. Различение звуков Рь - Ль в устной и письменной речи. Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Обогащение словарного запаса. Развивать монологическую речь. Развивать умение составлять план к рассказу; использовать составленный план при кратком пересказе. |
|
|
Коррекция недостатков формирования лексико-грамматического строя речи.
|
|
|
|
А) Лексика.
1.Дифференциация понятий "слово"-"предложение". 2.Определение количества и порядка слов в предложении. 3.Слова, обозначающие предметы, явления. Л./т.: «Посуда». 4.Составление плана к рассказу.
5.Слова, обозначающие действия предмета. 6.Различение действий по вопросам. Л./т. : «Лес зимой». 7.Краткий пересказ рассказа.
8.Слова-признаки. 9.Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы : (какой?какие?какая?какое?) 10.Согласование признака с предметом в роде, числе, падеже. Л./т. «Животные.». 11.Составление рассказа-описания с использованием вопросного плана. 12.Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.
13.Синонимы. 14.Слова-приятели : близкие по смыслу, но разные слова. Л./т. : «Животные зимой». 15.Последний пересказ по графическому плану.
16.Антонимы. 17.Слова – неприятели, которые имеют противоположное значение. Л./т. : «Стройка». 18.Последовательный пересказ по вопросам.
19.Омонимы. 20.Слова – близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. Л./т. : «Стройка». 21.Последовательный пересказ по опорным словам.
22.Многозначные слова. 23.Слова, которые имеют прямое и переносное значение. Л./т.: «Стройка». 24.Творческий пересказ по обозначенному началу текста.
Б) Словообразование.
25.Родственные слова. 26.Образование родственных слов. 27.Однокоренные слова. 28.Понятие «однокоренные слова». 29.Анализ группы родственных, однокоренных слов. Л./т.: «Домашние животные». 30.Работа с деформированным текстом.
31.Приставка. 32.Понятие о приставках. 33.Словообразование при помощи приставки. Л./т. : «Домашние животные». 34.Работа с деформированным текстом.
35.Суффикс. 36.Общее понятие о суффиксах и употребление их в речи. 37.Образование слов с суффиксами. Л./т. : «Дикие животные». 38.Работа над рассказом-описанием с опорой на вопросный план. 39.Окончание. 40.Общее понятие об окончании. 41.Морфологический состав слова.
В) Развитие, совершенствование навыка лексико-грамматического оформления речи : Словоизменение.
42.Части речи. Имя существительное. 43.Понятие об имени существительном. 44.Одушевленные и неодушевленные предметы. 45.Морфологические признаки имени существительного. 46.Род имен существительных. 47.Изменение имен существительных по родам. 48.Изменение имен существительных по числам. 49.Изменение имён существительных по падежам. 50.Преобразование существительных множественного числа в ед.число. 51.Преобразование им сущ-х ед.числа в мн.число. Л./т. : «Животные жарких стран». 52.Составление рассказа по сюжетной картине. 53.Имя прилагательное. 54.Понятие об имени прилагательном. 55.Морфологические признаки имени прилагательного. 56.Преобразование существительных в имена прилагательные. 57.Изменение прилагательных по родам. 58.Изменение прилагательных по числам. 59.Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. 60.Составление загадок- описаний по образцу. Л./т. : «Детеныши животных». 61.Составление рассказа по сюжетной картинке. 62.Глагол. Понятие о глаголе. 63.Морфологические признаки глагола. 64.Согласование глаголов с именем существительным в числе и роде. 65.Образование глагола с приставками в-, во-, вы- (в значении внутрь, изнутри). 66.Образование глагола с приставками при-, у-,от-, под- (в значении удаления или отсутствия). 67.Образование глагола с приставками пере-, про-, до- (в значении перемещения). 68.Образование глагола с приставками раз-, рас-, с/со- (в значении сближения). 69.Образование глаголов в ед. ч и мн. числе настоящего и прошедшего времени. 70.Окончание глаголов в ед. и мн. числе, настоящего и прошедшего времени. 71.Согласование существительного с глаголами ед. и мн. числа настоящего и прошедшего времени. Л./т. : «Женские профессии». 72.Составление короткого рассказа по опорным словам. 73.Предлоги. Понятие о предлогах. 74.Предлоги В ,ИЗ 75.Предлоги ДО, К, ОТ 76.Предлоги ДЛЯ,БЕЗ 77.Предлоги НАД,ПОД 78.Предлоги ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА 79.Предлоги ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД 80.Предлоги НА, ПО, С(СО) 81.Предлоги ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ. 82.Предлоги ПЕРЕД, ВОКРУГ 83.Предлоги У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ 84.Предлоги ПРО,О, ОБ(ОБО) 85.Практическое употребление слов с предлогами. Л./т. : «Детёныши животных». 86.Составление рассказа –описания с использованием графических схем. 87.Предлоги и приставки. 89.Образование существительных с умен. – ласк. Суффиксами. Л./т. : «Профессии»». 90.Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
91.Предложение и словосочетание. 92.Уточнение понятий «словосочетание» и «предложение». 93.Различение «словосочетание» и «предложение». 94.Составление предложений из слов, данных в начальной форме. 95.Составление предложений из словосочетаний с опорой на с/к. 96.Виды предложений по цели высказывания. 97.Связь слов в предложении. 98.Составление предложений по картинкам. 99.Составление предложений по схемам. 100.Распространение предложений по вопросам. 101.Составление предложений по словосочетанию. 102.Распространение простых предложений с помощью определений и дополнений. 103.Деформированное предложение. 104.Работа над рассказом-описания. Л./т. : «Весна. Начало весны». 105.Краткий пересказ текста.
|
Различение понятий «слово» и «предложение». Развитие фонематического слуха, подвижность зрительного и слухового анализатора. Развитие навыка речевого анализа и синтеза. Уточнение значений имеющихся у учащихся слов. Актуализация и обогащение словаря. Развивать умение составлять план к рассказу и использовать его при пересказе текста.
Дать понятие «слова- действия». Учить правильно ставить вопрос к слову-действию. Развитие навыка речевого анализа и синтеза. Уточнение значений имеющихся у учащихся слов. Актуализация и обогащение словаря; Развитие фонематического слуха, восприятия. Развивать умение составлять связное высказывание, объединяя их в короткий рассказ. Дать понятие «слова - признаки». Учить согласованию. Учить правильно ставить вопрос к слову-признаку. Развивать фонематический анализ, слуховое внимание, способность к переключению. Обогащение словарного запаса. Учить описанию с опорой на план. Учить различать слова-предметы, слова-действия, слова – признаки. Развитие зрительного внимания, слуховой памяти.
Познакомить со словами-синонимами. Развитие вербально-логического мышления. Обогащение словарного запаса. Учить последовательно пересказывать; составлять связное высказывание, используя средства выразительности. Познакомиться со словами-антонимами. Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов. Учить последовательно пересказывать текст; составлять связное высказывание, используя средства выразительности. Познакомить со словами – омонимами. Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов. Учить последовательно пересказывать текст. Познакомить с понятием «многозначные слова». Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов. Формировать умение определять и раскрывать тему текста; собирать материал по теме; точно употреблять слова в речи; определять последовательность частей текста; умение завершать рассказ, не нарушая смысловых линий.
Учить образовывать родственные слова. Формирование предпосылок к усвоению темы. Дать понятие «однокоренные слова» Учить выделять общий корень в словах. Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля. Учить восстанавливать порядок предложений. Дать общее понятие о приставках и практическое употребление их в речи. Учить образовывать слова с приставками и употребление их в речи. Обогащение словарного запаса. Учить восстанавливать порядок предложений. Дать понятие о суффиксах и их употребление в речи. Учить образовывать слова с суффиксами. Обогащение словарного запаса. Учить описанию с опорой на план.
Дать понятие об окончаниях и практическое употребление их в речи. Учить морфологическому составу слова.
Дать понятие имени существительному. Активизировать знания о морфологических признакам существительного. Учить изменять сущ-е по родам и числам. Учить образовывать ед.и мн.число имён существительных. Практическое употребление имени существительного в форме ед. и мн. числа по падежам. Формирование навыков понимания и выполнения двухступенчатых инструкций. Активизация мыслительной деятельности. Учить навыкам составления рассказа по сюжетной картине; строить связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства. Закрепить знания об имени прилагательном, его морфологических признаках. Уметь изменять прилагательные по родам и числам. Закреплять навык согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Уметь составлять описательные действия. Умение составлять полное высказывание. Учитывая связь слов в предложении.
Закрепить знания о глаголе, его морфологических признаках. Усвоение навыка согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе. Развитие логического мышления, памяти , внимания , самоконтроля ,на основе заданий и упражнений. Формирование навыков понимания и выполнения двухступенчатых инструкций. Активизация зрительного восприятия, логического мышления. Практическое употребление глагола с приставками. Обогащение словарного запаса. Умение составлять полное высказывание. Учитывая связь слов в предложении.
Усвоить знания о предлоге. Уметь правильно употреблять предлоги в речи. Развитие навыка практического употребления слов с предлогами. Развитие навыка речевого анализа и синтеза. Уточнение значений имеющихся у учащихся слов. Актуализация и обогащение словаря. Развитие фонематических процессов. Учить строить описание с опорой на схему.
Практическое употребление навыка различения предлогов и приставок. Формировать умение определять и раскрывать тему текста; собирать материал по теме; точно употреблять слова в речи; определять последовательность частей текста; умение завершать рассказ, не нарушая смысловых линий. Развитие фонематического анализа слов, слухового внимания, способности к переключению. Обогащение словарного запаса. Автоматизация и совершенствование знаний о предложении. Автоматизировать навыки различения словосочетания и предложения. Учить строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Учить восстанавливать порядок слов в предложении. Учить интонационно и графически оформлять предложения. Закреплять навык составления простых предложений. Развитие фонематического анализа слов, слухового внимания, способности к переключению. Развитие контроля над ходом своей деятельности. Развитие монологической речи. Обогащение словарного запаса. Учить умению кратко передавать сюжетные линии текста.
|
|
|
Работа над связной речью.
|
|
|
|
1.Различение понятий «текст» или «группа предложений». Л./т. «Приметы весны». 2.Общее понятие о тексте-повествовании. 3.Построение текста (начало, основная часть, заключение). 4.Заголовок и тема текста. 5.Передача содержания текста по вопросам. Л./т. «Транспорт». 6.Дополнение текста. 7.Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. Л./т. : «Правила дорожного движения». 8.Составление рассказа по с/к. 9.Составление рассказа по серии с/к. 10.Составление плана рассказа. 11.Составление рассказа по его началу. Л./т. : «Прилет птиц». 12.Составление рассказа по его концу. 13.Составление текста-повествования. 14.Восстановление деформированного текста. 15.Составление связного текста из деформированных предложений. Л./т. : «Насекомые». 16.Последовательный пересказ. 17.Рассказ -описание. 18.Краткий пересказ текста. Л./т. : «Цветы». 19.Закрепление раздела по развитию связной речи.
|
Формирование навыка согласовывать слова в моделях различных синтаксических конструкций. Развитие навыка грамматического оформления речи. Учить восстанавливать порядок предложений в тексте. Развитие ориентировки в пространстве. Учить последовательно пересказывать. Развитие контроля за ходом своей деятельности. Развитие ориентировки в причинно-следственных связях статьи . Обогащение словарного запаса. Развитие правильного распределения концентрации внимания. Формировать умение определять и раскрывать тему, собирать материал по теме; точно употреблять слова в речи. Развитие слухо-речевой памяти, коммуникативных способностей.
|
|
IV |
Оценка результативности работы
|
|
|
|
1.Проведение итоговой проверочной работы.
|
1Сравнение результатов в обследовании на начало и конец года.
|
|
Литература, использованная при составлении рабочей программы
1.Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А.Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А.Алмазова.-М.: Просвещение, 2014.-126с.
2. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.- М.: Изд-во Союз СПб, 2001.-219 с.
3.Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графо-моторных навыков/ Г.Г.Мисаренко// Логопед.-2004. - № 2- С.4-14.
4. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей/ Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова. - М.: Просвещение, 1972.- 205с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Национальный книжный центр, 2015.- 320 с.
6.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О.Б. Иншакова.- М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина И.П. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов/ Авт.-сост.: Л.Г.Кобзарева, М.П. Резунова, И.П. Юшина – Воронеж : ИП ЛакоценинаН.А.-2014.
8. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов./ Авт.- сост.: Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова- Воррнеж: : ИП ЛакоценинаН.А.-2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.