Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Чапаевск
«Утверждаю»
Директор ГКОУ для детей-сирот г.о.Чапаевск
___________________Н.А.Калабекова
Приказ № 134 о/д от 17.06.2022 г.
Программа принята на основании решения
Педагогического совета № 10 от 15.06.2022 г.
Программа внеурочной деятельности "Светофор"
Программу разработала:
учитель Шиловская С.В.
Краткая аннотация
Программа внеурочной деятельности «Светофор» для обучающихся 1—14 лет ФГОС ООО ОВЗ (социальной направленности) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встреча с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Срок реализации – 1 год..
В изучения курса внеурочной деятельности участвуют обучающиеся 10-14 лет. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. .Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждённый распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)
4. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 год №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность
Программа внеурочной деятельности «Светофор» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Все обучающиеся являются участниками дорожного движения и поэтому в нашей школе актуальным вопросом является формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Считаем, что система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:
· проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;
· кружковая работа.
Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.
Цель: Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
· Формировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
· Обеспечивать гармонично - эстетическое и физическое воспитание.
· Формировать общечеловеческие нравственные ценностные ориентации.
· Воспитать у обучающихся чувство преданности своей Родине на примерах героических, боевых и трудовых традициях сотрудников полиции, формировать у детей правосознание, гуманное отношение к людям, чувство товарищества.
· Изучить Правил дорожного движения, овладеть методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Светофор»
Личностные:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно-важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз - формирование потребности соблюдать нормы
здорового образа жизни, сознательно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности
- воспитание ответственного отношения к личному здоровью
Метапредметные: - овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.
- выявлять причинно следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека
- овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни
Предметные: - умение информировать о результатах своих наблюдений,
участвовать в дискуссии, находить компромиссное решение в различных
ситуациях
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация
возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы приборов и технических средств, умения оказывать первую медицинскую помощь
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдержать необходимые умственные и физические нагрузки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу года обучающиеся научатся:
- правилу перехода дороги, перекрестка;
- правилу безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
- особенностям жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины,
которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
- правилу безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
- наиболее характерным для региона проживаниям чрезвычайным ситуациям, причинам их возникновения и последствия;
- опасным погодным явлениям, наиболее характерным для региона
проживания;
- основным терминам и понятиям, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни; помнить:
- основные правила безопасности при использовании электроприборов и
других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у
водоемов; - порядок и правила вызова экстренных служб; обладать навыками:
- ориентирования на местности;
- действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в
поле, у водоема;
- действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе
проживания; - оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы программы |
теория |
практика |
1 |
ПДД |
15 |
12 |
2 |
Медицинская помощь |
2 |
2 |
3 |
Обязанности пассажиров |
2 |
1 |
Всего: |
19 |
15 |
Содержание и методическое обеспечение программы
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Формы занятий |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с членами кружка, распределение обязанностей. Планирование деятельности обучающихся. |
Беседа |
2 |
Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом” |
Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у обучающихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. |
Урок-практикум |
3 |
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней |
Сформировать у обучающихся представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожност |
Игра |
4 |
Законы улиц и дорог |
Воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах |
Беседа |
5 |
Дорожными знаками, светофор |
Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды. |
Решение заданий |
6 |
Обязанности пассажиров |
Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках. |
Игра “Что можно, а что нельзя” |
7 |
Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов |
Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов. |
Беседа с просмотром видеороликов |
8 |
Причины дорожно – транспортных происшествий |
Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок. |
Беседа |
9 |
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах |
Ознакомить учащихся со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах |
Беседа |
10 |
Дорожная разметка |
Познакомить детей с назначением дорожной разметки |
Беседа |
11 |
Тормозной путь транспортных средств |
Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля. |
Диспут |
12 |
Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” |
Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части |
Ролевая игра по ситуациям |
13 |
Велосипед и дорожное движение |
Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним |
Занятие- практикум |
14 |
Общие требования к водителям велосипедов |
Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах |
Обзорное занятие |
15 |
Изучение положения о конкурсе «Безопасное колесо» |
Знакомство с программой, обсуждение конкурсов. Распределение участников по конкурсам. |
Беседа |
16 |
Письмо родителям |
Обратится к взрослым, чтобы они были внимательными на дороге. |
Конкурс |
17 |
Выпуск Брошюр “ Будь внимателен на дрогах” |
Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей |
Конкурс |
18 |
Мы пешеходы! |
Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом |
Игра “Мы пассажиры” |
19 |
Агитбригада |
Выступление перед учащимися школы и детским садом |
Творческое выступление |
20 21 22 |
Дорога в разное время года |
Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года |
Просмотр презентации. Видеофильм. |
23 |
Участие в конкурсе “Безопасное колесо” |
Проверка знаний учащихся |
Конкур “Безопасное колесо” |
24-26 |
Первая помощь |
Дать знания и навыки первой медицинской помощи |
Заанятие – практикум |
27 |
ГИБДД |
Разъяснить значимость работы инспектора ГИБДД в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров |
Беседа |
28 |
Организация встречи с инспектором ГИБДД |
Пропаганда ПДД |
Беседа |
29 |
Выпуск стенгазеты |
Разъяснительная работа среди учащихся школы |
Конкурс |
30-31 |
Фигурное вождение |
Обучение фигурному катанию на велосипеде |
Занятие – практикум |
32-33 |
Мы на улице |
Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике |
Экскурсия |
34 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов за год |
Занятие- практикум |
Учебно-методические средства обучения.
Технические средства обучения.
— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
-интерактивная доска;
— компьютер;
Экранно-звуковые пособия
— аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
— презентации;
— видеофильмы, соответствующие тематике программы;
— мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике курса.
Оборудование
— демонстрационные таблицы и плакаты;
— предметные картинки;
— сюжетные картинки;
— репродукции картин;
— карточки с заданиями;
— предметы обиход
Формы подведения итогов по каждой теме
№ |
Раздел |
Форма подведения итогов по теме |
1 |
ПДД |
Тестирование учащихся, Блиц –
опрос |
2 |
Медицинская помощь при травмах |
Практическое занятие, тестирование |
3 |
Обязанности пассажиров |
Тестирование учащихся, |
Кадровое обеспечение:
Педагогический работник, имеющий педагогическое образование, работающий с детьми с ОВЗ (курсовая подготовка).
Список литературы
1. Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2011. № 2. С. 175-178.
2. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
3. Газета «Добрая дорога детства» 2020-2023. г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/about/
4. Добрая дорога детства: интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/
5. Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере безопасности дорожного движения как компонента системы общего и дополнительного образования // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.