РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Культурное наследие Орловского края»
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее
Направление: гражданско-патриатическое
Форма: кружок
Программу составила:
учителем начальных классов
Питеримова Татьяна Васильевна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культурное наследие Орловского края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальность изучения в рамках внеурочной деятельности программы «Культурное наследие Орловского края» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и образования школьников в рамках федеральных образовательных стандартов начального общего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно-историческому наследию, и важная роль в развитии этого интереса и духовно- нравственном сплочении общества отводится образованию, потому что именно школа остается единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России.
Курс «Культурное наследие Орловского края» должен способствовать воспитанию у школьников любви и чувства гордости к родной Орловщине, формированию качеств, на основе которых формируются гражданственность и патриотизм. Данный курс предполагает, что процесс познания родного края тесно связан с православной культурой и духовными традициями Орловщины.
Программа курса рассчитана на 34 часа для изучения в 4 классе.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Родиной Н. И. «Духовное наследие Орловского края», рекомендованной бюджетным учреждением Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».
Программа предполагают коллективную, групповую и индивидуальную формы организации учебной деятельности, а также работу с источниками, с текстами, картой Орловской области, рассматривание картин, икон, проектную деятельность, создание, просмотр и обсуждение видеопрезентаций, экскурсии в краеведческий музей и др.
Цель программы: историко-культурологическое образование и воспитание духовности, уважения к прошлому и настоящему своей малой родины на основе местного краеведческого материала.
Задачи программы:
- дать учащимся разнообразные знания о прошлом и настоящем Орловского края, о фактах из жизни биографии исторических деятелей и представителей духовной культуры родного края;
- дать учащимся необходимые сведения об истории культурного наследия на территории Орловской области, развивая познавательный интерес детей к истории своего родного края, углубляя и обогащая его;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной культуры, осознанию себя потомками славного прошлого России, Орловщины;
- формировать умения использовать дополнительные источник информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- привлечь внимание школьников к вопросам духовного возрождения и восстановления утраченных отечественных святынь и исторических памятников прошлого.
Возможные формы работы в кружке:
– работа с источниками, с текстами, картой Орловской области;
– рассматривание картин, икон;
– проектная деятельность (подготовка и защита проектов);
– создание, просмотр и обсуждение видеопрезентаций;
– экскурсии в краеведческий музей и др.
– создание творческих работ;
– организация внеклассных мероприятий по теме курса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
- приобщение к культурно-историческому наследию и истории родного края;
- развитие познавательного интереса к духовной истории родного края;
- опыт эмоционально - ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам.
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- осуществлять нравственный выбор в соответствии с нравственными принципами и духовными традициями народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебных заданий;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах ( сообщение, рассказ, доклад, презентация и др.);
– развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
Предметные результаты
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий и анализировать ее;
- слушать собеседника, рассказать о выдающихся людях и событиях; высказывать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам;
- читать историческую карту, находить и показывать на ней изучаемые историкокультурные объекты;
- описывать их месторасположение;
- рассказывать (устно или письменно) о событиях, личностях в истории родного края;
- составлять описания образа жизни предков, памятников материальной и духовной культуры родного края;
- объяснять причины и следствия важных событий в истории края;
- давать оценку событиям и личностям истории родного края;
- знать об уважительном отношении к Родине большой и малой, к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству;
- знать гражданские, православные и народные праздники.
Результаты духовно-нравственного воспитания должны выражаться в ощущении личной включенности школьника в жизнь и ритм окружающей его действительности, он должен знать историю прошлого своего края и иметь живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли. Основным условием реализации программы являются профессиональная компетентность педагогов, их высокий духовно-нравственный потенциал и любовь к детям.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Культурное наследие Орловского края» (4 класс)
1. Вводное занятие. «Преданья старины глубокой…»
Знакомство с понятием « краеведение».
2. Выдающие люди Орловского края.
Феофан Затворник. Граф М.Ф. Каменский. Г.М. Пясецкий. Писатели-орловцы. Задачи, структура кружка. Виды деятельности. Проекты. Виды проектов.
Возможные формы организации деятельности учащихся: просмотр устного
журнала «Выдающиеся люди земли Орловской».
3 - 4. Исторические источники об истории Орловского края.
Исторический источник. Вещественные источники. Письменные сказания и летописи. Жития святых - жанр духовной литературы. Современные носители информации – сайт Орловско Болховской митрополии.
Возможные формы организации деятельности учащихся: знакомство с
письменными и устными источниками по истории края; просмотр презентации на тему «Вещи рассказывают…»
5. Вятичи – наши предки
Первоначальные сведения об обитателях нашего края. Предание о названии реки Оки. Легенда о племенах, поселившихся на Оке. Характер вятичей. Отношения вятичей с князьями Древнерусского государства.
Возможные формы организации деятельности учащихся:
работа с раздаточным материалом: «Предания и легенды о вятичах»; обсуждение
материалов; разбор документов об отношениях вятичей с князьями Древнерусского государства и соседями.
6 - 7. Занятия жителей в старину. Экскурсия в краеведческий музей
Охота. Бортничество. Земледелие. Скотоводство. Ремесло. Орудия труда.
Возможные формы организации деятельности учащихся:
знакомство с занятиями жителей края в старину; работа с раздаточным материалом; составление рассказа: «Один день из жизни наших предков» с описанием занятий и орудий труда наших предков.
8 - 10. «Орловский спис» (вышивание) Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в славянском браном ткачестве, и в узорах Смоленских и Полтавских мастериц, и в золотной вышивке монастырей.
11 - 12. Быт и обычаи вятичей
Организация жизни вятичей. Жилища. Семья. Положение женщины в семье. Радушие и гостеприимство. Военные обычаи.
Возможные формы организации деятельности учащихся: групповая работа с
текстами о быте и обычаях вятичей в рабочих листах, а также дополнительной литературы.
13. Верования наших предков
Язычество. «Печерский патерик» о борьбе вятичей против принятия христианства.
История возникновения христианства в нашем крае. Просветитель земли Орловской Иоанн Кукша и его ученик Никон. Чудеса. Отношение вятичей к христианству. Распространение христианства в крае.
Возможные формы организации деятельности учащихся:
работа с новыми понятиями по заданным текстам, чтение текста и беседа по теме прочитанного.
14. Фольклор Орловского края.
15. Обобщение по теме: « Сказанья старины глубокой…»
Возможные формы организации деятельности учащихся:
презентации проектов по заданным темам ( история предметов и вещей, семейных икон). Вариативная деятельность: интерактивная экскурсия в музее.
16. Летописи о первых городах Орловского края. Летописи – первоначальный источник сведений о первых городах. Вщиж. Карачев. Брянск. Елец. Кромы. Мценск. Новосиль и др.
Междуусобная борьба князей и разорение ими городов Орловских городов и земель.
17. Древний город Кромы ( ныне поселок)
Город на карте области. История названия города. История города в событиях и фактах. Святыни края. Возможные формы организации деятельности учащихся: изучение карты Орловской области; работа с раздаточными материалами по теме « Кромы в истории государства Российского»
18. Древний город Болхов
Город на карте области. История названия города. История города в событиях и фактах. Святыни края. Возможные формы организации деятельности учащихся:
изучение карты Орловской области; работа с раздаточными материалами по теме «Болхов в истории государства Российского»; презентация на тему: «Болхов–город церквей».
19. Орел изначальный.
Никоновская летопись об основании города. Предание об основании города и его
названии. Первоначальный вид и назначение города. Главные дороги крымских татар в пределах Орловского края. Особые меры против вторжения крымцев. Служилые люди. Жители посада. Постройка первых церквей.
Возможные формы организации деятельности учащихся: изучение карты
Орловской области; работа с документами об основании города и его назначении; обсуждение изученного; сообщение о служилых людях и жителях посада.
20. Древний город Мценск
Никоновская летопись об основании города Мценска. История названия города. Гора Самород. Мценская крепость. История города в событиях и фактах.
Второе крещение амчан. Святитель Николай – покровитель города Мценска. Икона Николы Амченского. Легенда об иконе Николы Амченского в повести Н.С.Лескова «Левша».
Собор святого Николая. Архитектор А.И.Мельников – автор проекта Николаевского собора во Мценске. Архитектурные особенности собора. Святой источник. Возможные формы организации деятельности учащихся:
изучение карты Орловской области; беседа по вопросам о крещении Мценской земли; изучение иконы «Святого Николы Амченского» в сопровождении рассказа учителя.
21. Восставшие из руин.
Свято-Троицкий храм – главный храм Мценского благочиния. История создания церкви в XVII веке. Современная жизнь Свято-Троицкой церкви. Судьба Казанской иконы Божией Матери. Сайт Свято-Троицкой церкви.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Скульптурное изображение Николая Чудотворца. Смоленская икона Божией Матери.
Церковь Вознесения Господня. Судьба храма в послевоенные годы: как церковь Вознесения господня стала Домом Боярина. Тайны Вознесенского храма.
Никитский (Крестовоздвиженский) храм – архитектурный памятник начала XIX века.
Интересные факты из жизни Никитского (Крестовоздвиженского) храма. Восстановление Никитской церкви.
Судьба церкви иконы Божьей Матери «Знамение».
Возможные формы организации деятельности учащихся:
работа с текстами и дополнительной литературой по группам, сравнение фотографий с видами храмов дореволюционного времени, советского времени и современными, знакомство с материалами сайта Свято-Троицкого храма.
22. Памятники архитектуры.
Николо-Песковская церковь (1790), церковь Михаила Архангела (1722), ротонда-часовня (1801); здания торговых рядов (середина 19 в.), народного училища (1796), банка (1906). В левобережной части Орла, которую жители города называют «Дворянским гнездом» (название существует с начала 19 в.), уцелели: дом Фомичевых, дом губернатора (19 в.), беседки-ротонды на кручах «Тургеневского бережка» и «Дворянского гнезда» (в настоящее время здесь находится городской парк). На месте старой крепости к 400-летию города был возведен мемориальный ансамбль (1966). Близ Орла, у деревни Камышовка, расположен мемориальный комплекс Орловско-Курской битвы. У села Сабурово расположена т. н. «Крепость», выстроенная в 1790, в которой располагалась усадьба графа М. Ф. Каменского, а затем помещика Сабурова (сохранились участки стен и несколько башен).
23. Обобщение по теме « Однажды я побывал…»
Возможные формы организации деятельности учащихся: сообщения и рассказы
учащихся об интересных фактах истории церквей города Мценска и Орловского края; презентации о посещенных святых местах.
24. Орловщина – родина великих писателей.
Н. С. Лесков, «Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских писателей, сколько не поставил их на службу родине ни один другой русский город». Сегодня в Орле действует несколько литературных музеев, в которых собран богатейший материал о литературном прошлом и настоящем Орла и Орловской области. В доме Т.Н. Грановского в настоящее время располагается экспозиция, посвященная просветителям-орловцам 1840-60 годов 19 века: Т.Н. Грановскому, П.В.Киреевскому, П.И.Якушкину, Д.И.Писареву, Марко Вовчок. Одной из основных тем этого музея является народное творчество России, представленное через деятельность фольклористов Киреевского и Якушкина. Дальнейшее развитие эта тема получает в постоянно действующих выставках прикладного искусства Орловщины. Среди ценных экспонатов этого музея - мемориальная библиотека П.В.Киреевского, состоящая из раритетов.
Первым филиалом орловского музея И.С.Тургенева стала в 1921 году бывшая усадьба писателя "Спасское-Лутовиново", где после пожара 1906 года, уничтожившего главным дом, сохранились парк и усадебные постройки. В 1976 году сгоревший дом был восстановлен по имеющимся архивным документам, тургеневская мебель из Орла возвращена в Спасское-Лутовиново. В 1988 году спасский музей получил самостоятельный статус и в настоящее время называется "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново".
25. Источники Орловского, Мценского и Болховского края
Общая характеристика источников. Спас-Чекрякский источник. Святой Георгий Коссов. Источник Троице-Оптина монастыря.
Возможные формы организации деятельности учащихся: рассказы б истории
источников, просмотр видеоматериала, собранного учащимися гимназии об истории мценских источников.
26. Праздник святого Георгия Победоносца в Орле.
Житие святого Георгия Победоносца. Молодежное Братство святого Георгия в Орле. Миссионерская деятельность. Традиции праздника в городе Орле: Богослужение, Крестный ход, молебен, выступления клубов единоборств, парусная регата, гала-концерт.
Возможные формы организации деятельности учащихся: знакомство с житием
святых Кирилла и Мефодия; изучение иконы святых в сопровождении рассказа педагога.
27 - 28. Праздник славянской письменности. Святые Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности.
Житие святых Кирилла и Мефодия. Вклад святых в создание алфавита – кириллицы. Первые книги: Библия, Апостол, Псалтирь.
Возможные формы организации деятельности учащихся: чтение рассказа об
истории происхождения праздника славянской письменности и беседа на тему прочитанного рассказа; знакомство с житием святых Кирилла и Мефодия, изучение иконы святых в сопровождении рассказа педагога.
29. Орловское полесье.
Орловское полесье дарит людям не только природные богатства, эта земля имеет огромное историко-культурное наследие. На территории национального парка «Орловское полесье» сохранилось множество населенных пунктов – сел и деревень, культурные традиции которых формировались на протяжении веков и дошли до наших дней.
30. Викторина: « Люби и знай родной свой край»
Возможные формы организации деятельности учащихся: игра; работа с
раздаточными материалами; оценка и взаимооценка деятельности
31. Обобщение. Экскурсия в краеведческий музей.
32 - 34. Беседа по итогам изученного кружка «Культурное наследие Орловского края». Выставка творческих работ. Защита проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Дата проведе-ния |
1 |
Вводное занятие. «Преданья старины глубокой…» |
Знакомство с понятием « краеведение». |
|
2 |
Выдающие люди Орловского края. |
Феофан Затворник. Граф М.Ф. Каменский. Г.М. Пясецкий. Писатели-орловцы. Задачи, структура кружка. Виды деятельности. Проекты. Просмотр журнала «Выдающиеся люди земли Орловской». |
|
3-4 |
Исторические источники об истории Орловского края. |
Исторический источник. Вещественные источники. Письменные сказания и летописи. Просмотр презентации на тему «Вещи рассказывают…»
|
|
5 |
Вятичи – наши предки
|
Первоначальные сведения об обитателях нашего края. Предание о названии реки Оки. Легенда о племенах, поселившихся на Оке. Характер вятичей. «Предания и легенды о вятичах». |
|
6-7 |
Занятия жителей в старину. Экскурсия в краеведческий музей
|
Охота. Бортничество. Земледелие. Скотоводство. Ремесло. Орудия труда. Знакомство с занятиями жителей края в старину; составление рассказа: «Один день из жизни наших предков» с описанием занятий и орудий труда наших предков. |
|
8-10 |
«Орловский спис» (вышивание) |
Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья. |
|
11-12 |
Быт и обычаи вятичей |
Организация жизни вятичей. Жилища. Семья. Положение женщины в семье. Радушие и гостеприимство. Военные обычаи. |
|
13 |
Верования наших предков |
Язычество. «Печерский патерик» о борьбе вятичей против принятия христианства. История возникновения христианства в нашем крае. Просветитель земли Орловской Иоанн Кукша и его ученик Никон. Чудеса. Отношение вятичей к христианству. Распространение христианства в крае. |
|
14 |
Фольклор Орловского края. |
Знакомство с фольклором Орловского края (презентации) |
|
15 |
Обобщение по теме: « Сказанья старины глубокой…» |
Презентации проектов по заданным темам ( история предметов и вещей, семейных икон). |
|
16 |
Летописи о первых городах Орловского края. |
Летописи – первоначальный источник сведений о первых городах. Елец. Кромы. Мценск. Новосиль и др. Междуусобная борьба князей и разорение ими городов Орловских городов и земель. |
|
17 |
Древний город Кромы |
Город на карте области. История названия города. История города в событиях и фактах. Святыни края. |
|
18 |
Древний город Болхов |
Город на карте области. История названия города. История города в событиях и фактах. Святыни края. |
|
19 |
Орел изначальный. |
Никоновская летопись об основании города. Предание об основании города и его названии. Первоначальный вид и назначение города. Главные дороги крымских татар в пределах Орловского края. Особые меры против вторжения крымцев. Служилые люди. Жители посада. Постройка первых церквей. |
|
20 |
Древний город Мценск |
Никоновская летопись об основании города Мценска. История названия города. Гора Самород. Мценская крепость. История города в событиях и фактах. Второе крещение амчан. Святитель Николай – покровитель города Мценска. Икона Николы Амченского. Легенда об иконе Николы Амченского в повести Н.С.Лескова «Левша». Собор святого Николая. Архитектор А.И.Мельников – автор проекта Николаевского собора во Мценске. Архитектурные особенности собора. |
|
21 |
Восставшие из руин. |
Свято-Троицкий храм – главный храм Мценского благочиния. История создания церкви в XVII веке. Современная жизнь Свято-Троицкой церкви. Судьба Казанской иконы Божией Матери. Сайт Свято-Троицкой церкви. Храм святых апостолов Петра и Павла. Скульптурное изображение Николая Чудотворца. Смоленская икона Божией Матери. Церковь Вознесения Господня. Судьба храма в послевоенные годы: как церковь Вознесения господня стала Домом Боярина. Тайны Вознесенского храма. Никитский (Крестовоздвиженский) храм – архитектурный памятник начала XIX века. |
|
22 |
Памятники архитектуры.
|
Николо-Песковская церковь (1790), церковь Михаила Архангела (1722), ротонда-часовня (1801); здания торговых рядов (середина 19 в.), народного училища (1796), банка (1906). В левобережной части Орла, которую жители города называют «Дворянским гнездом» (название существует с начала 19 в.), уцелели: дом Фомичевых, дом губернатора (19 в.), беседки-ротонды на кручах «Тургеневского бережка» и «Дворянского гнезда» (в настоящее время здесь находится городской парк). На месте старой крепости к 400-летию города был возведен мемориальный ансамбль (1966). Близ Орла, у деревни Камышовка, расположен мемориальный комплекс Орловско-Курской битвы. У села Сабурово расположена т. н. «Крепость», выстроенная в 1790, в которой располагалась усадьба графа М. Ф. Каменского, а затем помещика Сабурова (сохранились участки стен и несколько башен). |
|
23 |
Обобщение по теме « Однажды я побывал…» |
Сообщения и рассказы учащихся об интересных фактах истории церквей города Мценска и Орловского края; презентации о посещенных святых местах. |
|
24 |
Орловщина – родина великих писателей.
|
Н. С. Лесков, «Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских писателей, сколько не поставил их на службу родине ни один другой русский город». Сегодня в Орле действует несколько литературных музеев, в которых собран богатейший материал о литературном прошлом и настоящем Орла и Орловской области. В доме Т.Н. Грановского в настоящее время располагается экспозиция, посвященная просветителям-орловцам 1840-60 годов 19 века: Т.Н. Грановскому, П.В.Киреевскому, П.И.Якушкину, Д.И.Писареву, Марко Вовчок. Одной из основных тем этого музея является народное творчество России, представленное через деятельность фольклористов Киреевского и Якушкина. Дальнейшее развитие эта тема получает в постоянно действующих выставках прикладного искусства Орловщины. Среди ценных экспонатов этого музея - мемориальная библиотека П.В.Киреевского, состоящая из раритетов. Первым филиалом орловского музея И.С.Тургенева стала в 1921 году бывшая усадьба писателя "Спасское-Лутовиново", где после пожара 1906 года, уничтожившего главным дом, сохранились парк и усадебные постройки. В 1976 году сгоревший дом был восстановлен по имеющимся архивным документам, тургеневская мебель из Орла возвращена в Спасское-Лутовиново. В 1988 году спасский музей получил самостоятельный статус и в настоящее время называется "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново". |
|
25 |
Источники Орловского, Мценского и Болховского края
|
Рассказы б истории источников, просмотр видеоматериала, собранного учащимися гимназии об истории мценских источников. 30. Викторина: « Люби и знай родной свой край» Возможные формы организации деятельности учащихся: игра; работа с раздаточными материалами; оценка и взаимооценка деятельности. |
|
26 |
Праздник святого Георгия Победоносца в Орле. |
Житие святого Георгия Победоносца. Молодежное Братство святого Георгия в Орле. Миссионерская деятельность. Традиции праздника в городе Орле: Богослужение, Крестный ход, молебен, выступления клубов единоборств, парусная регата, гала-концерт. |
|
27-28 |
Праздник славянской письменности. Святые Кирилл и Мефодий |
Житие святых Кирилла и Мефодия. Вклад святых в создание алфавита – кириллицы. Первые книги: Библия, Апостол, Псалтирь. Чтение рассказа об истории происхождения праздника славянской письменности и беседа на тему прочитанного рассказа; знакомство с житием святых Кирилла и Мефодия. |
|
29 |
Орловское полесье. |
Орловское полесье дарит людям не только природные богатства, эта земля имеет огромное историко-культурное наследие. На территории национального парка «Орловское полесье» сохранилось множество населенных пунктов – сел и деревень, культурные традиции которых формировались на протяжении веков и дошли до наших дней. |
|
30 |
Викторина: « Люби и знай родной свой край» |
Игра; оценка и взаимооценка деятельности |
|
31 |
Обобщение. |
Экскурсия в краеведческий музей.
|
|
32-34 |
Выставка творческих работ. Защита проектов. |
Беседа по итогам изученного кружка «Культурное наследие Орловского края». Выставка творческих работ. Защита проектов. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.