Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска
РАССМОТРЕНО:
на заседании М/О Протокол № _________ от «___» __________2020г. Председатель М/О ________
На заседании МС Протокол № ____________ от «___»_________2020 г. |
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР _________ О.В. Ефименко «___» ___________2020 г. |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска ________________Л.Н. Ермакова «___» _________________2020 г.
Введено в действие приказом по школе-интернату № __________________ от «___»_________2020 г.
|
Программа
курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг тебя»
(социальное направление)
В 5В классе
(для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития)
на 2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю: 1 час
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: учитель
Должикова Нелли Викторовна
Ответственный за реализацию программы:
учитель
Должикова Нелли Викторовна
КУРСК – 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Важным направлением образования детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития является накопление нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Курс «Мир вокруг тебя» способствует развитию у обучающихся социально значимых навыков, служит формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии , творческой активности, помогает познать свои внутренние психологические характеристики, собственные возможности, положительные качества, учит правильному поведению в различных жизненных ситуациях.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся 5 класса в новой социальной роли- ученик в новой социальной группе – средние классы, школа, помогает повысить самостоятельность детей.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
-формирование у обучающихся с ОВЗ, навыки в области безопасности жизни;
-развитие коммуникативной функции речи и средств альтернативной коммуникации, как непременное условие социальной адаптации обучающихся;
-расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
-развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет учителю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Формы проведения:
Групповые занятия длительностью 35 минут с использованиемследующих форм:
экскурсии,
сюжетно-ролевые игры,
беседы,
наглядные средства обучения.
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. В ней ведётся разбор конкретных ситуаций, предполагающий в процессе обсуждение конкретных жизненных ситуаций.
В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. Ценность этого метода заключается в том, что обуающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира.
Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
Объём программы
Занятия по программе внеурочной деятельности «Мир вокруг тебя» проводятся 1 раз в неделю.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав группы, для занятий по
курсу «Мир вокруг тебя»
Возраст
детей от 10 лет до 12 лет, численность группы не более 5 человек.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
- умение поддерживать коммуникативную ситуацию;
- приобретение навыков межличностного взаимодействия;
-положительная динамика в развитии усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Предметные результаты:
- знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
-знать правила безопасного поведения в отдельных ситуациях;
- уметь безопасно общаться с взрослыми;
- уметь обратиться за помощью,
Тематический план курса «Мир вокруг тебя»
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Моя школа! |
10 |
2 |
Мир вокруг нас. |
12 |
3 |
Азбука безопасности. |
13 |
|
Итого |
35 |
Содержание курса «Мир вокруг тебя»
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Моя школа! |
|||
1. |
Я -пятиклассник! |
1 |
03.09 |
2. |
Мой класс. |
1 |
10.09 |
3. |
Мои новые учителя. |
1 |
17.09 |
4. |
Расписание уроков. |
1 |
24.09 |
5. |
Наши мероприятия. |
1 |
01.10 |
6. |
Фотоальбом «Мои учителя и воспитатели.» |
1 |
08.10 |
7. |
Игра-головоломка « Школьные принадлежности». |
1 |
15.10 |
8. |
Самоделкин «Игрушки в классе». |
1 |
22.10 |
9. |
Фотогалерея «Мои одноклассники». |
1 |
05.11 |
10. |
Час досуга «Наши традиции» |
1 |
12.11 |
Мир вокруг нас. |
|||
11. |
Моя семья. |
1 |
19.11 |
12. |
Дорога в школу и домой. |
1 |
26.11 |
13. |
Я - пассажир. Общественный транспорт. |
1 |
03.12 |
14. |
Я - зритель. Правила поведения в кинотеатре. |
1 |
10.12 |
15. |
Я - зритель. Правила поведения в театре. |
1 |
17.12 |
16. |
Правила поведения в поликлинике. |
1 |
24.12 |
17. |
Игра «Поликлиника» |
1 |
14.01 |
18. |
Правила поведения в магазине. |
1 |
21.01 |
19. |
Игра «Магазин». |
1 |
28.01 |
20. |
Места для прогулок. Парк, детская площадка. |
1 |
04.02 |
21. |
Домашние животные. |
1 |
11.02 |
22. |
Любимые игрушки. |
|
18.02 |
Азбука безопасности. |
|||
23. |
Пешеход обязан знать! |
1 |
25.02 |
24. |
Опасности дома. |
1 |
04.03 |
25. |
Незнакомые люди. |
1 |
11.03 |
26. |
Безопасность на воде. |
1 |
18.03 |
27. |
Незнакомый предмет на улице. |
1 |
01.04 |
28. |
Осторожно! Электричество! |
1 |
08.04 |
29. |
Огонь друг или враг? |
1 |
15.04 |
30. |
Безопасная еда. |
1 |
22.04 |
31. |
Осторожно! Аптечка! |
1 |
29.04 |
32. |
В общественном транспорте. |
1 |
06.05 |
33. |
В лесу. |
1 |
13.05 |
34. |
Летние забавы. |
1 |
20.05 |
35. |
Безопасные каникулы. |
1 |
27.05 |
Материально-техническое обеспечение:
Предметные, сюжетные картинки, плакаты, краски, карандаши, раскраски, видеоматериалы, компьтер, игрушки, предметы быта.
Использованная литература:
1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
3. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
4. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.
5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
6.
Маллер
А.Р. Социальное
воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.