РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
11 кл +1
15.11.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Образовательная программа среднего профессионального образования, программа подготовки квалифицированных рабочих служащих, профессия 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
ОП.06 2021-2024 основы фин грамотн мастер ЖКХ 2021-2025.docx

Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное автономное  образовательное учреждение Вятский торгово-промышленный техникум

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ»

 

 

основная профессиональная образовательная программа

образовательная программа среднего профессионального образования

программа подготовки квалифицированных рабочих служащих

 

профессия 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кирс

2021

 

Составитель: Конькова Ольга Николаевна, преподаватель

 

 

Техническая экспертиза: Шуплецова И.В., методист

Содержательная экспертиза: Юрганова М.С., председатель ПЦК

 

 

 

 

 

Рассмотрено и рекомендовано ПЦК профессиональных дисциплин

 

протокол №__ от _______2021 г.                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ  (ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ) 4

2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 9

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ    24

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 27

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 30

 


1.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОГОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ)

 

1.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение разработки рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины

 

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе:

– Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России  от 09.12.2016  № 1578;

– Основной профессиональной образовательной программы по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;

– Локальных актов.

 

1.2. Область применения программы общеобразовательной

учебной дисциплины

 

Программа профессиональной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

Рабочая программа предназначена для использования в учебном процессе очной формы обучения.

 

1.3.     Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла в соответствии с естественно-научным профилем профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными предметами «Математика», «Информатика», «История» (в соответствии с учебным планом).

Изучение учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.

 

1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные характеристики и установки:

- сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планировать и ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом возможных рисков;

-готовность к правильному поведению в непредвиденных обстоятельствах и к принятию решения о финансовом обеспечении качества жизни;

- готовность жить по средствам.

 Метапредметные результаты:

- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих ка и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет);

- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив;

- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;

- владеть коммуникативными компетенциями:

- находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);

- анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов;

- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

- оформлять бизнес-план;

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования.

Предметные результаты:

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнесплан, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике;

- знать основы предпринимательской деятельности;

- знать правила разработки бизнес-планов;

- знать порядок выстраивания презентации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

 


2. ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

 

Вид учебной деятельности

Объем

часов по очной

форме

обучения, час

Максимальная учебная нагрузка (всего):

38

в том числе:

 

объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по учебным занятиям

36

самостоятельная работа обучающегося

2

Консультации

2

промежуточная аттестация

 

 

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Очная форма обучения

 

Наименование

разделов

и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов, час

Формы текущего контроля

1. Основы финансовой грамотности

 

18

 

1.1. Управление бюджетом домохозяйства. Личный финансовый план.

Содержание учебного материала:

 

2

Выполнение практических работ. Тестирование.

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Зачем быть финансово грамотным. Деньги: сущность и функции. Личный финансовый план, порядок его составления.

 2. Как формируются доходы семьи и от чего они зависят. Расходы: как, потратив меньше денег, обеспечить более высокий уровень жизни своей семье. Зачем семье составлять бюджет и как это делается. Постановка финансовых целей и их достижение через управление семейным бюджетом.

 

 

Практическое занятие

1. Составление личного финансового плана.

2. Составление финансового плана семьи.

 

 

1.2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Что такое банк, каковы его основные функции в экономике.  

Какие услуги предлагает банк (с упором на услугах физическим лицам):

- Денежные переводы;

- Счета и вклады;

- Кредитные продукты (с акцентом на рисках при чрезмерном увлечении кредитами);

- Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления:

Переводы без открытия счета в банке (Western Union и т. п., переводы без открытия счета через банк, перевод наличных на банковскую карту);  Оплата услуг ЖКХ;

2. Перевод со счета в банке (в том числе с использованием систем онлайн доступа к счету); Оплата товаров и услуг с пластиковой карты (обязательно упомянуть, что карте соответствует счет в банке);

Платежи картой в интернете;

Электронные деньги.

Депозиты, их виды (по сроку, валюте, возможностям пополнения и снятия, начислению процентов). Пояснить понятие простой и сложной ставки процентов.

Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть

 

 

Практическое занятие

1. Расчет простых и сложных процентов по вкладам в банках с использованием онлайн калькуляторов.

 2. Расчет простых и сложных процентов по кредитам банков с использованием онлайн калькуляторов.

 

1.3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

 

1.4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.

 

 

Практическое занятие

1. Решение ситуационных задач по исчислению основных налогов, уплачиваемых гражданами. Знакомство с работой личного кабинета на сайте налоговой инспекции.

 

1.5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.

 2. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.

 

 

Практическое занятие

Решение ситуационных задач по расчету сумм страховых взносов и возмещений

 

1.6. Собственный бизнес: как создать и не потерять.

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

 

1.7. Риски в мире денег: как защититься от разорения.

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид.

Мошенничество с пластиковыми картами.

2. Мошенничество с кредитами. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Прочие виды мошенничества на финансовом рынке.

 

 

Практическое занятие

 Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».

 

1.8. Обеспеченная старость:

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия.

2. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

 

 

Практическое занятие

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

 

1.9. Защита прав потребителей финансовых услуг

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Кто защищает права потребителей в финансовой сфере? Наиболее распространенные нарушения прав потребителей: в сфере кредитования; в сфере страхования; в сфере безналичного денежного обращения, банковские карты; в сфере вкладов; в других сферах финансовых услуг. Десять правил защиты прав потребителя финансовых услуг.

 

2. Основы предпринимательской деятельности

 

18+2

Выполнение практических работ. Тестирование. Выполнение проектных заданий

2.1. Содержание и формы предпринимательства

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

История возникновения и сущность предпринимательства. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Виды, формы предпринимательства. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Место управления в предпринимательской деятельности.

 

2.2. Виды предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала:

 

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое консультативное.

 

2.3. Культура предпринимательства

Содержание учебного материала:

2

 

Сущность и значение предпринимательской культуры. Деловая и профессиональная этика. Деловые отношения – важнейшая часть культуры предпринимательства. Основные черты бизнес-тема

 

2.5. Организация развития собственного дела

Содержание учебного материала:

4

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Создание собственного дела. Разработка технико-экономического обоснования бизнес-плана. 2. Управления новым предприятием. Регистрация, лицензирование и прекращение предпринимательской деятельности.

 

 

Практическое занятие

1. Разработка технико-экономического обоснования бизнес-плана

2 Планирование продукции

3 Разработка плана маркетинга

4 Разработка производственного плана

5 Разработка организационного плана

6 Разработка финансового плана

 

2.6. Налогообложение в предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала:

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Налоги, налоговая система РФ. Виды налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организации, налог на имущество организации). Ответственность налогоплательщиков.

 

 

Практическое занятие

Методика расчета различных видов налога. Решение ситуационных задач

 

 

2.7. Предпринимательство и конкуренция

Содержание учебного материала:

2

 

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Виды и роль конкуренции в развитии рыночных отношений. Развитие конкуренции в современных условиях. Система государственного антимонопольного регулирования. Предпринимательская тайна и конкуренция

 

2.8. Маркетинг как основа предпринимательства

Содержание учебного материала:

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя. Важнейшие принципы маркетинга. Изучение потребностей. Сегментация рынка

 

2.9. Риск в деятельности предпринимателя

Содержание учебного материала:

2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

Виды рисков. Риски при финансировании проектов. Страхования рисков. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя.

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к защите проекта бизнес-плана

2

 

 

Дифференцированный зачёт

 

 

 

Консультации

 

 

Всего:

 

38

 

 

 


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Успешное освоение учебной дисциплины предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы. Обучающийся обязан посещать уроки, в том числе практические, лабораторные занятия, получать консультации преподавателя и выполнять внеаудиторную (самостоятельную) работу.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий осуществляется преподавателем исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения предмета, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организация учебного процесса предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделить целям, задачам, структуре и содержанию дисциплины.

Главной задачей урока  является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Содержание урока определяется настоящей рабочей программой предмета.

Урок предполагает систематическое устное изложение учебного материала. На них обучающийся получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Теоретический материал урока обычно носит проблемный характер и нацелен на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, кроме того он способствуют формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Предполагается, что обучающиеся приходят на урок, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Часто обучающимся трудно разобраться с дискуссионными вопросами, дать однозначный ответ. Преподаватель, сравнивая различные точки зрения, излагает свой взгляд и нацеливает их на дальнейшие исследования и поиск научных решений. После урока желательно вечером перечитать и закрепить полученную информацию, тогда эффективность ее усвоения значительно возрастает. При работе с конспектом урока необходимо отметить материал, который вызывает затруднения для понимания, попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю.

Целью практических и лабораторных занятий является проверка уровня понимания обучающимися теоретических вопросов, рассмотренных на уроках и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала; применение теоретических знаний в реальной практике решения задач; восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.

Практические (лабораторные) занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки определяются преподавателем, ведущим занятия.

На практических (лабораторных) занятиях под руководством преподавателя обучающиеся обсуждают дискуссионные вопросы, отвечают на вопросы тестов, закрепляя приобретенные знания, выполняют практические (лабораторные) задания и т.п. Для успешного проведения практического (лабораторного) занятия обучающемуся следует тщательно подготовиться.

Основной формой подготовки обучающихся к практическим (лабораторным) занятиям является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными и т.п.

Изучив конкретную тему, обучающийся может определить, насколько хорошо он в ней разобрался. Если какие-то моменты остались непонятными, целесообразно составить список вопросов и на занятии задать их преподавателю. Практические (лабораторные) занятия предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу и развить навыки публичного ведения дискуссий и общения, сформировать определенные навыки и умения и т.п.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов включает в себя выполнение  различного рода заданий (изучение учебной и научной литературы, материалов уроков, систематизацию прочитанного материала, подготовку контрольной работы, решение задач и т.п.), которые ориентированы на более глубокое усвоение материала  изучаемого  предмета. Самостоятельная работа по учебному предмету осуществляется в различных формах (например: создание проектов по различной тематике).

К выполнению заданий для самостоятельной работы  предъявляются следующие  требования:  задания  должны  исполняться  самостоятельно либо группой и представляться   в   установленный   срок,   а   также   соответствовать установленным требованиям по оформлению.

Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

Результатом самостоятельной работы должно стать формирование у обучающегося определенных знаний, учебных действий.

Система оценки качества освоения учебной дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по предмету.

При проведении промежуточной аттестации обучающегося учитываются результаты текущего контроля в течение семестра.

Процедура оценивания результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе действующего Положения об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Для приобретения требуемых компетенций, хороших знаний и высокой оценки по предмету обучающимся необходимо выполнять все виды работ своевременно в течение семестра.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Образовательные технологии

 

При реализации учебной дисциплины используются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач.

1.                 Игровая технология. Позволяет активизировать и интенсифицировать учебный процесс, осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных предметов, знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе, сокращение времени накопления опыта.

2.                 Проектная технология. Преимущества работы над проектом: модель производственной деятельности, возможность получения практически-полезного продукта при групповой работе над проектом, стимулирование к самообучению, возможность проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель).

 

4.2.  Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению учебной дисциплины

 

С целью реализации учебной дисциплины имеется кабинет «Основы финансовой грамотности предпринимательства».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»;

- образцы финансовых документов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением с возможностью подключения к Internet;

- средства телекоммуникации.

4.3. Информационное обеспечение

 

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

Основная литература

 

1.   Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

2.   Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

3.      Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

4.     Жданова А.О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

5.     Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.        

Дополнительная литература

 

1.     Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo

2.     Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf

3.      Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 464 с. 30

4.     Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009. 226 с. 5

5.     Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf

6.      Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf

7.     Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Берзона. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

8.     Степанов А.Г., Кутепова К.О. Всё о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2014.

9.     Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.

10.                        Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fmc.hse.ru/ vaginvideoАрустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009.

11.                        Голубева Т.М.Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие.  Профессиональное образование. М.: Форум, 2010.

12.                        Богалдин - Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса. Предпринимательство. Коммерция. Сервис-бизнес. Финансы. Учебное пособие. Российская академия образования. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.

13.                        Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.М. Каунов, Н.В. Логинова. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017. - 195 с. 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66731.html

14.                        Кукушин В.С. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес) Деловой этикет: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп.

15.                        Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011.

 

Электронные информационные ресурсы

1.   https://fira.ru – сервис для проверки предприятий и работы с экономической статистикой.

2.   https://nalog-nalog.ru – бухгалтерские новости и статьи.

3.   https://npfsberbanka.ru – НПФ «Сбербанк».

4.   http://ru.investing.com – финансовый портал (данные по финансовым рынкам России).

5.   https://secretmag.ru – журнал «Секрет фирмы».

6.   http://tpprf.ru/ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

7.   https://quote.rbc.ru – Финансовый портал «РБК Quote».

8.   http://unionsrussia.ru – Союз профсоюзов России.

9.   http://vip-money.com – сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант».

10.                       www.asv.org.ru – Агентство по страхованию вкладов.

11.                      www.banki.ru – финансовый информационный портал.

12.                      www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

13.                      www.ffoms.ru – Федеральный фонд ОМС.

14.                      www.fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

15.                      www.fnpr.ru – Федерация независимых профсоюзов России.

16.                      www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

17.                      www.iblfrussia.org – Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia).

18.                      www.instaforex.com/ru – сайт компании «ИнстаФорекс» –

19.                      услуги на рынке Forex.

20.                      www.nalog.ru/rn77 – Федеральная налоговая служба (ФНС России).

21.                      www.nalogkodeks.ru – журнал «Налоговая политика и практика».

22.                      www.o-strahovanie.ru – сайт «Всё о страховании».

23.                      www.pfrf.r – Пенсионный фонд Российской Федерации.

24.                      www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

25.                      www.sberbank.ru – ПАО «Сбербанк России».

26.                      www.siora.ru – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

27.                      www.soglasie-npf.ru – НПФ «Согласие-ОПС».

28.                      www.vtbnpf.ru – НПФ «ВТБ Пенсионный фонд».

29.                      Вашифинансы.рф – Проект Минфина России «Дружи с финансами»


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта.

Результаты обучения

 

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Метапредметные результаты

- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих качеств и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет);

- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив;

- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;

- владеть коммуникативными компетенциями:

- находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);

- анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов;

- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

- оформлять бизнес-план;

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования.

Предметные результаты

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнесплан, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике;

- знать основы предпринимательской деятельности;

- знать правила разработки бизнес-планов;

- знать порядок выстраивания презентации.

- устный опрос;

- тестирование по теме;

- выполнение индивидуальных проектных заданий;
- выполнение и защита практических работ;

-опрос по индивидуальным заданиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Кировской области

Министерство образования Кировской области

Составитель: Конькова Ольга Николаевна, преподаватель

Составитель: Конькова Ольга Николаевна, преподаватель

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Личностные характеристики и установки: - сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планировать и ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом возможных…

Личностные характеристики и установки: - сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планировать и ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом возможных…

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизниСодержание учебного материала: 2

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизниСодержание учебного материала: 2

Содержание учебного материала: 2

Содержание учебного материала: 2

Содержание учебного материала: 2

Содержание учебного материала: 2

Организация развития собственного делаСодержание учебного материала:4

Организация развития собственного делаСодержание учебного материала:4

Риск в деятельности предпринимателя

Риск в деятельности предпринимателя

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Целью практических и лабораторных занятий является проверка уровня понимания обучающимися теоретических вопросов, рассмотренных на уроках и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала; применение…

Целью практических и лабораторных занятий является проверка уровня понимания обучающимися теоретических вопросов, рассмотренных на уроках и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала; применение…

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по предмету

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по предмету

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя

Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя

Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/

Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Метапредметные результаты - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность…

Метапредметные результаты - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2024