Ростовская область, Семикаракорский район, г. Семикаракорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им А. А. Араканцева
г. Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №2
Приказ от «____» августа 2019 г.
_________Н. В. Мартемьянов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Доноведение»
Направление: духовно-нравственное направление
Уровень общего образования: начальное общее, 4-а класс
Количество часов: 68
Учитель: Божко Анна Анатольевна
Квалификационная категория: высшая
2019 - 2020 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «Доноведению» в начальной школе относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов. В соответствии с календарным учебным планом МБОУ СОШ№2 и расписанием учебных занятий программа включает 34 учебные недели и будет пройдена за 68 часов.
Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае;
- человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими;
- история Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир,
Природа Донского края,
Человек и природа,
Жизнь на Дону,
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Ученик научится:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
Содержание тем учебного курса
1.Я и окружающий мир (6 ч) Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
2.Человек и природа (16 ч) Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
3.Яркие страницы истории земли Донской (38 ч) Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
4.Жизнь на Дону (8 ч) Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
№ |
Тема |
Количество часов |
УУД |
Форма внеурочной деятельности |
1. |
Я и окружающий мир |
6 ч |
Личностные: Мотивация учебной деятельности Предметные: Представлять Ростовскую область как малую Родину; знакомиться с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами Коммуникативные: Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Экскурсии |
2. |
Человек и природа |
16 ч |
Личностные - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; Познавательные - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
Коммуникативные - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Экскурсии Практические работы |
3. |
Яркие страницы истории земли Донской |
38 ч |
Познавательные · находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; Регулятивные вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца Коммуникативные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края |
Экскурсии Практические работы |
4. |
Жизнь на Дону
|
8 ч |
· Познавательные ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; · Регулятивные приводить примеры достопримечательностей родного края описывать наиболее важные события истории родного края; · рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города Коммуникативные Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; |
Экскурсии Практические работы |
2. Планируемые результаты
Обучающийся научатся:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим
ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
· находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
· проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
· ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема раздела, урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Элементы основного содержания |
Планируемые результаты |
1 четверть – 16 часов «Я и окружающий мир» – 6 часов |
|||||
1 |
С чего начинается Родина? |
4.09 |
|
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. |
Личностные Положительное отношение и интерес к занятиям; умение признавать собственные ошибки; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности); восприятие здорового образа жизни как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная Коммуникативные Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы. Слушать партнёра по общению. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формулировать собственное мнение. Аргументировать свою позицию. |
2 |
Донской край – мой край! |
4.09 |
|
Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. |
|
3 |
Что ты знаешь о роде своём? |
11.09 |
|
Моя семья. |
|
4 |
Моя родословная |
11.09 |
|
Летопись семьи. Семейные традиции |
|
5 |
Дом, в котором мы живём |
18.09 |
|
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. |
Личностные: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; · Регулятивные объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; Познавательные развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. Коммуникативные слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
6 |
Дом, в котором мы живём. |
18.09 |
|
Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. |
|
«Человек и природа» – 16 часов |
|||||
7 |
Экологические проблемы воздуха в родном крае. |
25.09 |
|
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха в Донском крае. Природоохранные меры в крае.
|
Познавательные: уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; Регулятивные раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты Коммуникативные слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
8 |
Природоохранные меры в крае. |
25.09 |
|
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха в Донском крае. Природоохранные меры в крае.
|
|
9 |
Водные ресурсы региона. |
2.10 |
|
Экологические проблемы в крае. Проблемы воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. |
|
10 |
Экологические проблемы воды в родном крае. |
2.10 |
|
Экологические проблемы в крае. Проблемы воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. |
|
11 |
Почва Донского края |
9.10 |
|
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. |
Познавательные: разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. Регулятивные ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий |
12 |
Экологические проблемы почв родного края |
9.10 |
|
Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
|
|
13 |
Разработка полезных ископаемых в Ростовской области |
16.10 |
|
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. |
Познавательные: представлять подземные богатства нашего края; способы добычи полезных ископаемых, профессии, связанные с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. Коммуникативные слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
14 |
Охрана полезных ископаемых родного края.
|
16.10 |
|
Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
|
|
15 |
Экосистемы края. |
23.10 |
|
Развитие промышленности в Ростовской области.
|
Познавательные: иметь представление об экологическом равновесии об экологических катастрофах. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий |
16 |
Экологическое равновесие в природе |
23.10 |
|
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. |
|
2 четверть – 16 часов |
|||||
17 |
Красная Книга Ростовской области |
6.11 |
|
Красная Книга Ростовской области. Её значение. |
Познавательные: Красная книга РО, с растения и животные, которые в неё внесены; многообразие форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Регулятивные: бережно относиться к представителям живого мира нашего края. Коммуникативные слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
18 |
Охранять природу – значит охранять Родину |
6.11 |
|
Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
|
|
19 |
На казачьем кругу |
13.11 |
|
Казаки – люди вольные |
Познавательные: понимание идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. понимание значения службы Отчизне, Родине, краю. История казачьих символов, управление в казачьей станице. Коммуникативные: Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Формулировать ответы на вопросы. |
20 |
Казачьи символы. |
13.11 |
|
Казачьи символы. |
|
21 |
Степные рыцари. |
20.11 |
|
Степные рыцари. |
|
22 |
Донской казак хват, силой, удалью богат |
20.11 |
|
Степные рыцари. |
|
«Яркие страницы истории земли Донской» – 38 часов |
|||||
23 |
Ермак Могучий.
|
27.11 |
|
Казаки – люди вольные. Степные рыцари. |
Познавательные: · находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; |
24 |
Казаки – люди вольные. |
27.11 |
|
Ермак Могучий. |
|
25 |
В годину смуты
|
4.12 |
|
Роль донского казачества в истории Руси |
Познавательные: причины казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). Коммуникативные: Слушать партнёра по общению. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формулировать собственное мнение. Аргументировать свою позицию. |
26 |
Донское казачество в смутное время |
4.12 |
|
Роль донского казачества в истории Руси |
|
27 |
Подвиг дивный |
11.12 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
Познавательные: значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
28 |
Роль Петра 1 в истории России и родного края. |
11.12 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
|
29 |
Защита казаками крепости Азов |
18.12 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
Познавательные: · находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; значение строительства морского порта для России |
30 |
Защита казаками крепости Азов |
18.12 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
|
31 |
Крестьянское восстание на Дону |
25.12 |
|
Смутное время для народа |
|
32 |
Степан Разин |
25.12 |
|
Донской казак Степан Тимофеевич Разин |
|
3 четверть – 20 часов |
|||||
33 |
С Петром Великим у стен Азова |
15.01 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
Познавательные: значение строительства крепости для всей России. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
34 |
«Где морская слава России зарождалась» |
15.01 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
|
35 |
Взятие крепости Азов |
22.01 |
|
Значение крепости Азов для России |
Познавательные: · находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; история города Таганрога. Личностные: чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». |
36 |
Казаки в сражении за Азов |
22.01 |
|
Роль казаков в сражении за Азов |
|
37 |
На мысу Таган-Рог |
29.01 |
|
Правление Петра I и его роль в истории родного края. |
|
38 |
Троицкая крепость |
29.01 |
|
Троицкая крепость – будущий город Таганрог |
|
39 |
Взволновался Тихий Дон… |
5.02 |
|
Восстание казачества |
|
40 |
«С Дону выдачи нет!» |
5.02 |
|
Восстание казачества |
|
41 |
Кондратий Афанасьевич Булавин |
12.021 |
|
Биография. |
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
42 |
Краснощёков Иван Матвеевич |
12.02 |
|
Биография. |
|
43 |
Емельян Пугачев |
19.02 |
|
Биография. |
Познавательные: · находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; |
44 |
Крестьянское восстание |
19.02 |
|
Участие казаков в восстании |
|
45 |
Вместе с Суворовым |
26.02 |
|
Биография |
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
46 |
Взятие крепости Измаил |
26.02 |
|
Участие казаков во взятии крепости |
|
47 |
Платов Матвей Иванович |
4.03 |
|
Биография |
Познавательные: · находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; Регулятивные: гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов. |
48 |
Выдающийся казачий военачальник |
4.03 |
|
Подвиги атамана Платова |
|
49 |
Подвиги атамана Платова |
11.03 |
|
Подвиги атамана Платова |
|
50 |
Отечественная война 1812 года |
11.03 |
|
Участие казаков в Отечественной войне 1812 года |
|
51 |
Бакланов Яков Петрович |
18.03 |
|
Биография. Боевые заслуги |
Познавательные: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, освобождение родного города от фашистов Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
52 |
Казаки в войне на Кавказе |
18.03 |
|
Участие казаков |
|
4 четверть – 16 часов |
|||||
53 |
За землю и за волю… |
1.04 |
|
Возрождение традиций донского казачества |
Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий |
54 |
Февральская революция 1917 года |
1.04 |
|
Возрождение традиций донского казачества |
|
55 |
Дон в годы Великой Отечественной войны |
8.04 |
|
Участие казаков в войне |
Коммуникативные: Слушать партнёра по общению. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формулировать собственное мнение. |
56 |
Дон в годы Великой Отечественной войны |
8.04 |
|
Участие казаков в войне |
|
57 |
Мирное время на Дону |
15.04 |
|
Виды производства |
Регулятивные: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) |
58 |
Сельское хозяйство |
15.04 |
|
Виды производства в сельском хозяйстве |
|
59 |
Промышленность |
22.04 |
|
Промышленное строительство |
|
60 |
Виды промышленности на Дону |
22.04 |
|
Занятие людей в промышленности |
|
«Жизнь на Дону» – 8 часов |
|||||
61 |
Обычаи, обряды и праздники казаков |
29.04 |
|
Обычаи, обряды и праздники на Дону. |
Личностные: чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. Коммуникативные: Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями |
62 |
Зимние обряды |
29.04 |
|
Обычаи, зимние обряды и праздники на Дону. |
|
63 |
Весенние обряды |
6.05 |
|
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. |
|
64 |
Летние обряды |
6.05 |
|
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. |
|
65 |
Осенние обряды |
13.05 |
|
Обычаи, осенние обряды и праздники на Дону. |
|
66 |
Ростов – город, Ростов - Дон |
13.05 |
|
Города Ростовской области |
Познавательные: познакомить с историей города Ростова-на-Дону
|
67 |
Мой любимый город Семикаракорск |
20.05 |
|
Города Ростовской области |
|
68 |
Итоговый урок. |
20.05 |
|
Закрепление изученного |
|
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол №____
От ____августа 2019 года ______августа 2019
Руководитель ШМО:
_________ Стельмашова Л.П. ______________ Рудевицкая Е.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.