Рабочая программа по литературе для 6 класса
Оценка 5

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
08.12.2019
Рабочая программа по литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго по¬коления, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).
рабочая программа литература коровин 6 класс ФГОС.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ЛИТЕРАТУРЕ

 

(название предмета (дисциплины)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ГОД:

2019 – 2020

 

КЛАСС:

6

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 год

 

 

УРОВЕНЬ:

 

общеобразовательный

 

УЧИТЕЛЬ:

Сазоненко О.В.

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго по­коления, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Про­граммы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Про­свещение, 2012).

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образо­вания предусматривает решение следующих основных задач:

                      обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

                      обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

                      обеспечение доступности получения каче­ственного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с огра­ниченными возможностями здоровья;

                      установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образова­тельной программы и соответствующему уси­лению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образователь­ного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

                      обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, взаимодействия всех его участ­ников;

                      взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

                      выявление и развитие способностей обучающих­ся, в том числе одаренных детей, детей с ограни­ченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систе­му клубов, секций, студий и кружков, организа­цию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;

                      организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

                      участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

                      включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

                      социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

                      сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В соответствии с учебным планом предмет «Литература»  включен в образовательную область «Филология» и изучается в 6 классе в объеме 3 часа в неделю, 105 часов в год. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентич­ности: патриотизма, любви и уважения к Отече­ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Рос­сии; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гума­нистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

                 формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан­ному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

                 формирование целостного мировоззрения, со­ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе­го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

                 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов России и народов мира; готовно­сти и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нем взаимопонимания;

                 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные со­общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокуль­турных, социальных и экономических особенно­стей;

                 развитие морального сознания и компетентно­сти в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен­ных чувств и нравственного поведения, осознан­ного и ответственного отношения к собствен­ным поступкам;

                 формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб­но-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности;

                 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

                 осознание значения семьи в жизни челове­ка и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

                 развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

                 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но­вые задачи в учебе и познавательной деятельно­сти;

                 умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

                 умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

                 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

                 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятель­ности;

                 умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логи­ческое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

                 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

                 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; работать индивидуально и в группе: на­ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интере­сов; формулировать, аргументировать и отстаи­вать свое мнение;

                 умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потреб­ностей планирования и регуляции своей дея­тельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью;

                 формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-комму­никационных технологий.

Предметные результаты:

                 понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы

XVIII   в., русских писателей XIX-XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

                 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

                 умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

                 определение в произведении элементов сюже­та, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ­ведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного про­изведения;

                 приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

                 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

                 умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

                 понимание авторской позиции и свое отноше­ние к ней;

                 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекват­ное восприятие;

                 умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

                 написание изложений и сочинений на темы, свя­занные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекуль­турные темы;

                 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

                 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Художественное произведение. Содержание и фор­ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленич­ные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная муд­рость. Краткость и простота, меткость и выразитель­ность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование вы­разительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Сочинение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических со­бытий и вымысел, отражение народных идеалов (па­триотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (51 ч)

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя- баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Кры­лов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример крити­ки мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение не­вежественного судьи, глухого к произведениям истин­ного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (раз­витие представлений).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ли­цейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. На­родно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты чело­века и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вы­мышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для вне­классного чтения).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история люб­ви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Сочинение.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Уче­нические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием срав­нения как основа построения стихотворения. Особен­ности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три паль­мы». Тема красоты, гармония человека с миром. Осо­бенности выражения темы одиночества в лирике Лер­монтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахии, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежим луг». Сочувственное отношение к кресть­янским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их ду­ховный мир. Пытливость, любознательность, впечат­лительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характе­ристика персонажей (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устная и письменная характери­стика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело...». Передача слож­ных, переходных состояний природы, запечатлеваю­щих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изо­бражении природы. «Листья» — символ краткой, но яр­кой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще май­ская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизне­утверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утончен­ный психологизм. Мимолетное и неуловимое как чер­ты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для ис­кусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

P.P. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейза­жа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фанта­стических картин. Диалог-спор. Значение риториче­ских вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закреп­ление понятия). Диалог. Строфа (начальные представ­ления)

К.Р. Контрольная работа  по произведениям поэтов.

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного ха­рактера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудо­любие, талантливость, патриотизм. Особенности язы­ка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (нача1ьные представления). Ирония (начальные представ­ления).

К.Р. Контрольная работа.

P.P. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение ли­цемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «По­смотри, какая мгла...»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные со­стояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Составление плана письменного высказыва­ния. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (31 ч)

Александр Иванович Куприн

« Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (на­чальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Степанович Грин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтиче­ская мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие пред­ставлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пей­зажных образов (начальное представление).

Р. Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Устная и письмен­ная характеристика героев.

Михаил Михайлович Пришвин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Анти­пыча. Тропа Насти  и Митраши.

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Теория литературы. Сказка-быль

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (1 ч). Стихотво­рения, рассказывающие о солдатских буднях, пробу­ждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, от­ветственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Р. Р. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие дол­га. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), осо­бенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (на­чальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудно­стей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свой­ственные юному герою. Душевная щедрость учитель­ницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная про­блематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие по­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Василий Макарович Шукшин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шук­шинских героев — «чудиков», правдоискателей, правед­ников. Человеческая открытость миру как синоним не­защищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие по­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Устная и письменная характеристика героев. Сочинение.

Родная природа в русской поэзии XX века

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за ок­ном...»; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Поро­ша»; А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь рит­мики и мелодики стиха с эмоциональным состояни­ем, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Чело­век и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличитель­ные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Проект

Контрольная работа

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звез­да», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Ос­новные поэтические образы, символизирующие Ро­дину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и националь­ное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». По­двиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изобра­жение героев и героические подвиги в «Илиаде». Опи­сание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хит­роумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, лю­бящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужест­венных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истин­ных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приоб­щение к истинно народному пониманию правды жиз­ни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодаль­ных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение ди­кой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над циви­лизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и муд­рая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).

Подведение итогов за год (2ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тематическое планирование

 

п.п

Тема урока

Кол-во

часов

Введение (1час)

 

1.

Художественное произведение. Содержание и форма.

1

Устное народное творчество (4 часа)

 

2.

Обрядовый фольклор.

1

3.

Пословицы и поговорки.

1

4.

Загадки.

1

5.

Контрольная работа  по теме «Устное народное творчество».

1

Из древнерусской литературы (2часа)

 

6

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях.

1

7

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях.

1

Из литературы 18 века (1час)

 

8.

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

1

Из литературы XIX века (51час)

 

9.

Басни И.А. Крылова. «Листы и Корни»

1

10.

И.А. Крылов. Басня «Ларчик» и  «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект.

1

11.

Контрольная работа  по теме «Басня».

1

12.

А.С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

1

13.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

1

14.

Стихотворение А.С. Пушкина « И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

1

15.

Лирика А.С. Пушкина

1

16

А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана  Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка».

1

17

«Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя.

1

18.

Контрольная работа  по повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка».

1

19.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

 

20.

Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

1

21.

Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

22

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

23.

Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

24

Осуждение произвола и деспотизма  в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

25

Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

26.

Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

27.

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

1

28.

Р.Р. Сочинение по повести «Дубровский».

 

29.

Контрольная работа  по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

30.

М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

1

31.

Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

1

32.

Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

1

33.

Контрольная работа  по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

1

34.

И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя.

1

35.

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

36.

Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

37.

Роль картин природы в рассказе  И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

38.

Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»

1

39.

Ф.И. Тютчев. Литературный портрет поэта.

1

40.

Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

1

41.

Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И. Тютчева «С поля коршун поднялся…»

1

42.

Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

1

43.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета.

1

44.

Н.А. Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

45.

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А. Некрасова «Железная дорога».

1

46.

Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А. Некрасова

1

47.

Контрольная работа  по произведениям поэтов 19 века.

1

48.

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.

1

49.

Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша».

1

50.

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

51.

Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С. Лескова

1

52.

Контрольная работа  по сказу Н.С. Лескова «Левша»

1

53.

А.П. Чехов. Устный рассказ о писателе.

1

54.

Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1

55.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.

1

56.

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе.

1

57.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики.

1

58.

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект

1

59.

Контрольная работа  по стих-ям поэтов 19 века.

1

Из русской литературы ХХ века (31 час)

 

60.

А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

1

61.

Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

1

62.

Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1

63.

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.

1

64.

«Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас.

1

65.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

1

66

М. М. Пришвин. Литературный портрет писателя. Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Анти­пыча.

 

67

М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Тропа Насти  и Митраши.

 

68

Р.Р. Сочинение по произведению  М. М. Пришвина «Кладовая солнца».  Какие нравственные уроки мы получаем, читая произведение "Кладовая солнца"?

 

69.

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса».

1

70

Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса».

1

71.

Отношение автора к героям повести А.С. Грина «Алые паруса».

1

72.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне

1

73.

Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.

1

74.

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

75.

Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

1

76

Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

77.

Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

78.

Отражение трудностей военного времени в  рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

79.

Душевная щедрость учительницы в    рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

80

Нравственная проблематика рассказа  В.Г. Распутина «Уроки французского». Проект

1

81.

А.А. Блок.  « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

1

82

С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

1

83.

Человек и природа в тихой лирике Н.М. Рубцова.

1

84.

Контрольная работа  по стих-ям о природе поэтов 20 века.

1

85.

Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики».

1

86.

Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина

1

87.

Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

88.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

89

Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г. Распутина, Ф.А. Искандера (по выбору).

1

90

Сочинение по произведениям В.Г. Распутина, Ф.А. Искандера (по выбору).

1

Из зарубежной литературы (12 часов)

 

91.

Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга».  Любовь к малой родине и своему родному краю.

1

92.

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа.

1

93.

Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».

1

94.

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

1

95

Геродот. «Легенда об Арионе»

1

96.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические  эпические поэмы.

1

97.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические  эпические поэмы.

1

98.

М. Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».

1

99.

«Дон Кихот» нравственный смысл романа.

1

100.

Мастерство М. Сервантеса – романиста. «Дон Кихот».

1

101.

Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка».

1

102

Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

«Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства.

1

103

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке.

1

Подведение итогов за год (2 ч)

104

Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

1

105

Задание на лето.

1

ИТОГО: 105 часов

 

 

 

           


 

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2019