РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
|
ПО |
ЛИТЕРАТУРЕ |
|
(название предмета (дисциплины) |
УЧЕБНЫЙ ГОД: |
2019 – 2020 |
|
КЛАСС: |
6 |
|
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: |
1 год |
|
УРОВЕНЬ: |
общеобразовательный |
|
УЧИТЕЛЬ: |
Сазоненко О.В. |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В соответствии с учебным планом предмет «Литература» включен в образовательную область «Филология» и изучается в 6 классе в объеме 3 часа в неделю, 105 часов в год. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы
XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Сочинение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев.
Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (51 ч)
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя- баснописца. Самообразование поэта.
«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Александр Сергеевич
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Сочинение.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахии, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бежим луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.
Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
P.P. Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления)
К.Р. Контрольная работа по произведениям поэтов.
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (нача1ьные представления). Ирония (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа.
P.P. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (31 ч)
Александр Иванович Куприн
« Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Степанович Грин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
Р. Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Михаил Михайлович Пришвин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча. Тропа Насти и Митраши.
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Теория литературы. Сказка-быль
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (1 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
Р. Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Устная и письменная характеристика героев. Сочинение.
Родная природа в русской поэзии XX века
А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Проект
Контрольная работа
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14 ч)
Мифы Древней Греции (2 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот
«Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.
«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Подведение итогов за год (2ч)
тематическое планирование
№ п.п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Введение (1час) |
|
|
1. |
Художественное произведение. Содержание и форма. |
1 |
Устное народное творчество (4 часа) |
|
|
2. |
Обрядовый фольклор. |
1 |
3. |
Пословицы и поговорки. |
1 |
4. |
Загадки. |
1 |
5. |
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество». |
1 |
Из древнерусской литературы (2часа) |
|
|
6 |
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. |
1 |
7 |
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. |
1 |
Из литературы 18 века (1час) |
|
|
8. |
Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. |
1 |
Из литературы XIX века (51час) |
|
|
9. |
Басни И.А. Крылова. «Листы и Корни» |
1 |
10. |
И.А. Крылов. Басня «Ларчик» и «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект. |
1 |
11. |
Контрольная работа по теме «Басня». |
1 |
12. |
А.С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. |
1 |
13. |
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. |
1 |
14. |
Стихотворение А.С. Пушкина « И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. |
1 |
15. |
Лирика А.С. Пушкина |
1 |
16 |
А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». |
1 |
17 |
«Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя. |
1 |
18. |
Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка». |
1 |
19. |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|
20. |
Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский» |
1 |
21. |
Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
22 |
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
23. |
Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
24 |
Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
25 |
Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
26. |
Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
27. |
Авторское отношение к героям повести «Дубровский». |
1 |
28. |
Р.Р. Сочинение по повести «Дубровский». |
|
29. |
Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Дубровский». |
1 |
30. |
М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». |
1 |
31. |
Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…» |
1 |
32. |
Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». |
1 |
33. |
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова |
1 |
34. |
И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. |
1 |
35. |
Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» |
1 |
36. |
Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» |
1 |
37. |
Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» |
1 |
38. |
Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» |
1 |
39. |
Ф.И. Тютчев. Литературный портрет поэта. |
1 |
40. |
Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» |
1 |
41. |
Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И. Тютчева «С поля коршун поднялся…» |
1 |
42. |
Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» |
1 |
43. |
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета. |
1 |
44. |
Н.А. Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда. |
1 |
45. |
Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А. Некрасова «Железная дорога». |
1 |
46. |
Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А. Некрасова |
1 |
47. |
Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века. |
1 |
48. |
Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. |
1 |
49. |
Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша». |
1 |
50. |
Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» |
1 |
51. |
Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С. Лескова |
1 |
52. |
Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова «Левша» |
1 |
53. |
А.П. Чехов. Устный рассказ о писателе. |
1 |
54. |
Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. |
1 |
55. |
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. |
1 |
56. |
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе. |
1 |
57. |
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. |
1 |
58. |
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект |
1 |
59. |
Контрольная работа по стих-ям поэтов 19 века. |
1 |
Из русской литературы ХХ века (31 час) |
|
|
60. |
А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». |
1 |
61. |
Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». |
1 |
62. |
Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» |
1 |
63. |
А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. |
1 |
64. |
«Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас. |
1 |
65. |
«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова |
1 |
66 |
М. М. Пришвин. Литературный портрет писателя. Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча. |
|
67 |
М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Тропа Насти и Митраши. |
|
68 |
Р.Р. Сочинение по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Какие нравственные уроки мы получаем, читая произведение "Кладовая солнца"? |
|
69. |
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса». |
1 |
70 |
Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса». |
1 |
71. |
Отношение автора к героям повести А.С. Грина «Алые паруса». |
1 |
72. |
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне |
1 |
73. |
Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. |
1 |
74. |
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
1 |
75. |
Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. |
1 |
76 |
Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
1 |
77. |
Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
1 |
78. |
Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». |
1 |
79. |
Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». |
1 |
80 |
Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Проект |
1 |
81. |
А.А. Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. |
1 |
82 |
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
1 |
83. |
Человек и природа в тихой лирике Н.М. Рубцова. |
1 |
84. |
Контрольная работа по стих-ям о природе поэтов 20 века. |
1 |
85. |
Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». |
1 |
86. |
Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина |
1 |
87. |
Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». |
1 |
88. |
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». |
1 |
89 |
Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г. Распутина, Ф.А. Искандера (по выбору). |
1 |
90 |
Сочинение по произведениям В.Г. Распутина, Ф.А. Искандера (по выбору). |
1 |
Из зарубежной литературы (12 часов) |
|
|
91. |
Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. |
1 |
92. |
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. |
1 |
93. |
Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». |
1 |
94. |
Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». |
1 |
95 |
Геродот. «Легенда об Арионе» |
1 |
96. |
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. |
1 |
97. |
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. |
1 |
98. |
М. Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». |
1 |
99. |
«Дон Кихот» нравственный смысл романа. |
1 |
100. |
Мастерство М. Сервантеса – романиста. «Дон Кихот». |
1 |
101. |
Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». |
1 |
102 |
Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. |
1 |
103 |
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке. |
1 |
Подведение итогов за год (2 ч) |
||
104 |
Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». |
1 |
105 |
Задание на лето. |
1 |
ИТОГО: 105 часов |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.