Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Литературное чтение»
1 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Спицына Т.О.,
учитель начальных классов
город Черняховск
2021 год
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. – М: Просвещение, 2009,-317с. – (Стандарты второго поколения)
- авторской программы по литературному чтению. Литературное чтение: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- учебно – методического комплекта «Начальная школа ХХI века»;
- санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальны метапредметный характер.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);
Ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев;
-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
-находить в текс те произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
-придумывать истории с героями изученных произведений;
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
-получать информацию о героях, произведении или книге;
-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
-дополнять таблицы, схемы, модели;
-сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр,
тема);
-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
-находить в тексте информацию о героях произведений.
Содержание учебного предмета, курса
Читаем сказки, загадки, скороговорки (4 ч)
Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, В. Бианки, В. Сутеева.
Учимся уму-разуму (8 ч)
Стихи, рассказы, сказки К. Ушинского, Л. Толстого, Л. Пантелеева, В. Осеевой, И. Северяниной, Е. Пермяка, А. Барто, Я. Акима, Э. Успенского, М. Пляцковского, В. Голявкина, С. Востоково, И.Бутмана, Е. Пермяка, В. Берестова.
Читаем сказки, прословицы, считалки (4 ч)
М. Пляцковского, В. Орлова, А. Усачёва, М. Яснова, С. Прокофьева, Д. Биссета.
Читаем о родной природе (3 ч)
Произведения устного народного творчества. Рассказы и сказки М. Пришвина, И.Соколов-Микитова, Л.Толстова, В.Бианки, Э. Мошковской, С Маршака.
О наших друзьях-животных (8 ч)
Стихи, рассказы, сказки: И.Мазнина, Ю.Коваль, М.Михайлов, Е.Чарушина, И. Жукова, М. Пришвина, Ю. Могутина, Б. Заходера, Э. Шима, Г. Скребицкого, А. Барто, Н.Сладкова, В. Орлова, Е. Чарушина.
Читаем о Родине и родной природе (6 ч)
Пословицы о Родине, стихи и рассказы: И. Соколова – Микитова, Е. Трутнева, И. Шевчука, К. Чуковского, С. Витвицкого, А.Плещеева, Я Тайца, Ю. Коринеца, Р. валеева, В. Лунина
Модуль «Литературное слушание» (11 часов)
Стихи, рассказы, сказки: Е. Серовой, Д. Павлычко, В. Белова, М. Михайлова, Муса Гали, А. Барто, В. Железникова, Л. Пантелеева, Я. Акима, Е.Ильиной, Е. Благининой, В. Сутеева, С. Маршака, М. Пришвина, А. Блока, Г. Скребицкого, Е. Трутневой, А. Пушкина, К. Чуковского, Е.Пермяк, Н.Саконская, В.Чаплина, С.Баруздин, Х.К.Андерсен, В.Бианки, Г.Скребицкий. Произведения устного народного творчества.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов — классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Форма промежуточной аттестации по литературному чтению - административная контрольная работа (итоговая).
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
|
Читаем сказки, загадки, скороговорки (4ч) «Литературное слушание» (1ч) |
|||
1 |
Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок) |
1 |
|
2 |
Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». |
1 |
|
3 |
«Литературное слушание». Е.Пермяк «Пичугин мост» |
1 |
|
4 |
Литературная (авторская) сказка. В. Сутеев «Кораблик» |
1 |
|
5 |
В.В.Бианки «Лис и Мышонок», Кир Булычёв «Скороговорка» |
1 |
|
Учимся уму - разуму (3 ч) «Литературное слушание» (2ч) |
|||
6 |
К.Д.Ушинский «Играющие собаки», Л.Н.Толстой «Косточка». |
1 |
|
7 |
«Литературное слушание». В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» |
1 |
|
8 |
В.А.Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И.Северянин «Её питомцы». |
1 |
|
9 |
«Литературное слушание». А.Барто «Весенняя гроза», Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы |
1 |
|
10 |
В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье». Пословица. |
1 |
|
Читаем о родной природе (2 ч) «Литературное слушание» (1ч) |
|||
11 |
Л.Н.Толстой «Солнце и ветер», В.В.Бианки «Синичкин календарь». |
1 |
|
12 |
И.С.Соколов - Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка. Русская народная песня «Березонька». Загадка. |
1 |
|
13 |
«Литературное слушание». В.Чаплина «Мушка» |
1 |
|
14 |
С.Я.Маршак «Апрель», М.М.Пришвин «Лесная капель». |
1 |
|
О наших друзьях животных (4 ч) «Литературное слушание» (2ч) |
|||
15 |
И. Mазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка». Загадка |
1 |
|
16 |
С.В.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. |
1 |
|
17 |
Е.И. Чарушин «Томкины сны» |
|
|
18 |
«Литературное слушание». С.Баруздин «Человеки» |
1 |
|
19 |
Э. Шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» |
1 |
|
20 |
«Литературное слушание». Е.Ильина «Чик-чик ножницами» |
1 |
|
Учимся уму - разуму (4 ч) «Литературное слушание» (1ч) |
|||
21 |
В.Осеева «На катке» |
1 |
|
22 |
В.В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится», «Кто хозяин?» |
1 |
|
23 |
«Литературное слушание». Х.-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
1 |
|
24 |
И. Бутмин «Клоун» |
1 |
|
25 |
Е.А.Пермяк «Бумажный змей», Е.А.Пермяк «Самое страшное». |
1 |
|
Читаем сказки, пословицы, считалки (3 ч) |
|||
26 |
М. Пляцковский «Урок дружбы». Пословица |
1 |
|
27 |
Сказки о животных. В.Орлов «Как Малышу нашли маму». |
1 |
|
28 |
А.Усачёв «Грамотная мышка». С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить» |
1 |
|
О наших друзьях – животных (3 ч) |
|||
29 |
А. Барто «Жук», Н.Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. В. Орлов «Большие уши» |
1 |
|
30 |
Итоговый мониторинг |
1 |
|
31 |
Е.И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо» |
1 |
|
|
Итого |
31 час |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.