Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по учебномупредмету «Литературное чтение на родном(русском)языке»разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее–ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241; от 22 сентября 2011 г. № 2357; от 18 декабря 2012 г. №1060; от 29 декабря 2014 г. №1643; от 18 мая 2015 г. № 507; от 31 декабря 2015 г. №1576), и примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в ред. протокола №3/15 от 28.10.2015).
Программа рассчитана на изучение литературного чтения на родном (русском) языке. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» сопровождает регулярный курс литературного чтения, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературного чтения в начальной школе, но не дублируют их.
Литературное чтение на родном языке способствует формированию представлений о литературе как духовной культурной ценности русского народа, развитию духовно-нравственных основ личности, интеллектуальных и творческих способностей, расширяет представление о русском литературном языке, способствует воспитанию чувства гордости за принадлежность к великой русской культуре, самобытной и глобальной. Часть программы посвящена знакомству с детскими писателями Самарского края.
В программе учтены психолого-педагогические особенности младшего школьника, читательские предпочтения младших подростков.Программа построена на основе тематического принципа, близкого и понятного ученику начальных классов.
Цельизучения учебного предмета – сформировать читательскую компетентность младшего школьника, предполагающую владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником значимости постоянного чтения, формирование духовной потребности в нем.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1)развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
2) воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного;
3) формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями Самарских авторов.
Программа предлагает три основные содержательные линии учебного предмета.
1. Фольклор и литература.
Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.
2. Литература и духовный мир Человека.
Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей, на воспитание бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.
3. Стихия русского литературного языка.
Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.
Место предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на минимально необходимое (допустимое) количество часов на изучение предмета(в том числе при режиме пятидневной учебной недели) и составляет по 0,5 часа в неделю (17 часов в год) второго года обучения на уровне начального общего образования. Предмет преподается в течение второго полугодия во втором классе из расчета 1 раз в неделю.
Возможный вариант учебного плана представлен в Приложении 1.
2 Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру;
- формирование на основе восприятия художественных текстовдуховнонравственных ценностейрусского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку, к культуре других народов;
- воспитание бережного отношения к миру: к природе, к людям, ко всему живому на Земле.
Метапредметные результаты Познавательные УУД:
– овладение умением смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;
– формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;
– формирование умения синтезировать- составлять целое из частей;
– формирование умения выбирать основания и критерия для классификации объектов.
Регулятивные УУД:
– целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
– планировать, т.е. составлять план и последовательность действий;
– прогнозировать– предвосхищатьрезультат;
– контролировать – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД
– понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос;
– учитывать разные мнения; умение обосновать собственное;
– уметь договариваться, находить общее решение,
– уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
– сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности.
Предметные результаты
1) Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.
2) Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.
3) Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями Самарских авторов. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится:
– составлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится:
– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
– сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор» и«авторская литература».
Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы.
Выпускник получит возможность научиться:
– работая в группе, создавать проекты в виде книжек-самоделок.
3 Оценка предметных результатов
Объектом оценки предметных и метапредметныхрезультатов, которые достигаются в процессе изучения учебного предмета, является способность учащихся решать учебные задачи, построенные на изучаемом учебном материале.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и итогового оценивания. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего оценивания, учитываются при определении итоговой оценки.
Текущее оценивание освоения учебной программы осуществляется учителем на уроках в течение всего учебного года. Отметка ставится за выполнение учебной задачи, показывающей овладение конкретными действиями (умениями) по пятибалльной шкале. Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос. В качестве итоговой работы предлагается групповая проектная задача, которая предполагает изготовление продукта – сборника произведений современных отечественных писателей и поэтов, уже знакомых обучающимся.
4 Содержательный раздел
Программа предлагает три основные содержательные линии учебного предмета.
1. Фольклор и литература.
Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.
2. Литература и духовный мир Человека.
Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей русского народа, на традицию бережного отношения к миру, к родной земле, к Человеку посредством освоения смыслов произведения.
3. Стихия русского литературного языка.
Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.
Содержание линии программы воплощаются вследующих блоках:виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Виды речевой деятельности
Слушание. Умение слушать, воображать картины, написанные автором, – как важная ступень восприятия художественного текста. Определение эмоционального тона услышанного произведения, умение следить за сюжетом.
Чтение. Формирование умения плавно читать вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Формирование привычки читать выразительно, передавая чувства и эмоции, которые заложил автор произведения.
Говорение. Формирование умения строить высказывание о прочитанном, не только на уровне «нравится-не нравится», но и на основе простейших выводов из наблюдений за поступками героев, за движением сюжета. Умение включаться в беседу о прочитанном.
Письмо.Коллективное написание короткойаннотации (1-2 предложения) к произведению.
Круг детского чтения
Произведения малых жанров русского фольклора: пословицы, загадки, небылицы. Стихи и рассказы советских и современных российских поэтов, а также произведения поэтов Самарского края, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, безграничные возможности русского литературного языка.
Примерная тематика: о детях, о русской природе, о русском характере, о Родине, о нравственных нормах и правилах, о любви ко всему живому, о бережном отношении к миру и человеку.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, стихи и проза, загадка, небылица, рассказ, заглавие, литературный герой, автор.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в чтении текста по ролям, винсценировании, участие в коллективном сочинении высказываний на литературную тему. Сочинение загадки, небылицы.
Участие в коллективном проекте по созданию новой книги из подготовленных материалов.
5 Тематическое планирование
a. Тематическое планирование курса включает несколько разделов - блоков: «Писатели – детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьез», «Мир вокруг тебя».
Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
в объеме 17 часов. 2 класс
Блок |
Тема |
Коли честв о часов |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Раздел «Писатели – детям» 5 ч. |
«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы о чтении и книге. О пользе чтения- языком плаката. |
1 |
Слушание. Чтение. Беседа о книге. Вчитывание в афоризмы о книгах, о пользе чтения. Рассматривание плакатов о книгах, о библиотеке, постижение смыслов нарисованного. |
Загадка авторская и народная.Е. Серова. Загадки «Подскажи словечко». |
1 |
– Слушание. Чтение. Выявление закона построениязагадки: в основе описание |
|
|
|
объекта, явления. Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему).Понятие «фольклор» и «авторская литература». . Сочинение своих загадок. |
К. Чуковский «От двух до пяти». Детское словотворчество. |
1 |
Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях. |
|
А. Барто «Болтунья». Прием контраста. |
1 |
Слушание. Наблюдения за интонацией чтеца. Анализ характера героини. . Выразительное чтение стихотворения. |
|
С. Михалков «Фома». |
1 |
Чтение стихотворения. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Анализ характера героя. Юмор в стихотворении. Выразительное чтение. |
|
Раздел «Я и мои друзья» 3 ч. |
Что такое совесть? Рассказ А. Гайдара «Совесть». |
1 |
Беседа о нравственных качествах человека. Поиск ответа на вопрос «что такое совесть». Предположения детей. Чтение рассказа по ролям. Анализ характера героини. |
Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». |
1 |
Чтение сказок по ролям. Характеры героев и |
|
Рассказ или сказка? |
|
события. Выявление особенностей авторской сказки: герои- животные, юмор в произведениях. Составление аннотации на сборник сказок Г. Остера по образцу. |
Мир детства в стихах С. Махотина: «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова» |
1 |
Слушание стихотворений современного российского поэта. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу. |
|
Раздел «Люблю природу русскую. Весна» 2 ч. |
Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворенииР. Рождественского «Странный февраль» |
1 |
Чтение рассказа. Слушание стихотворения. Сравнение произведений. Общее в тематике, в эмоциональном тоне: о капризах погоды с юмором, с улыбкой. Отличие: стихи, проза. |
Как работает прием олицетворения? Е. Ярышевская «Зима возвращается». В. Лунин «Весна». |
1 |
Слушание стихотворения Е. Ярышевской. Аналитическая беседа. Вывод о необычном взгляде поэта, который оживляет мир: зиму представляет забывчивой дамой (прием олицетворения). Чтение стихотворения В. |
|
|
|
Лунина. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение стихотворений. |
Раздел «И в шутку и всерьез» 4 ч. |
Небылицы народные и авторские. Б. Заходер «Вот что значит запятая». |
1 |
Чтение народных небылиц. Анализ: как устроена небылица как жанр. Назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица Б. Заходера. Понятие «фольклор» и «авторская литература». Как из небылицы сделать быль: выразительное чтение с паузами в разных местах. Сочинение небылицы (по желанию) |
Портрет писателя. Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка. |
1 |
Чтение стихов Г. Кружкова. Характер героя героя стихотворения «Слетело с ветки яблоко». Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу. |
|
Чудеса языка. М. Яснов «Чудетство», «Горести-печалести», «Радость» |
1 |
Слушание, чтение стихотворений. Наблюдения за языком стихотворений. Новые слова и их значение в стихотворениях «Чудетство»,«Горести- печалести». Как раскрывается сюрприз в |
|
|
|
|
стихотворении «Радость».
|
Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад» |
1 |
Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина. Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Чтение стихотворения. Краткая биография поэта |
|
Раздел «Мир вокруг тебя» 3 ч. |
Они сражались за Родину, за мир. Военная тема в стихотворении Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны», К. Симонова «Родина». |
1 |
Рассказ о Великой Отечественной войне. Слушание стихотворение о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой родине. Русские народные пословицы о Родине. |
Большой хрупкий мир. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха» |
1 |
Чтение стихотворения М. Исаковского. Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э.Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку. |
|
Проектная задача «Современные писатели-детям». Создание сборника произведений. |
1 |
Групповая проектная задача по созданию сборника произведений современных писателей и поэтов, творчество которых изучалось на уроках, для второклассников. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.