Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс

Оценка 4.8
pdf
25.02.2021
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс
output.pdf



        Пояснительная записка

Примерная рабочая программа по учебномупредмету «Литературное чтение на родном(русском)языке»разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее–ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241; от 22 сентября 2011 г. № 2357; от 18 декабря 2012 г. №1060; от 29 декабря 2014 г. №1643; от 18 мая 2015 г. № 507; от 31 декабря 2015 г. №1576), и примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в ред. протокола №3/15 от 28.10.2015).

 Программа рассчитана на изучение литературного чтения на родном (русском) языке. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.  Программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» сопровождает регулярный курс литературного чтения,  представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературного чтения в начальной школе, но не дублируют их. 

Литературное чтение на родном языке способствует формированию представлений о литературе как духовной культурной ценности русского народа, развитию духовно-нравственных основ личности, интеллектуальных и творческих способностей, расширяет представление о русском литературном языке, способствует воспитанию чувства гордости за принадлежность к великой русской культуре, самобытной и глобальной. Часть программы посвящена знакомству с детскими писателями Самарского края.

В программе учтены психолого-педагогические особенности младшего школьника, читательские предпочтения младших подростков.Программа построена на основе тематического принципа, близкого и понятного ученику начальных классов.

Цельизучения учебного предмета – сформировать читательскую компетентность младшего школьника, предполагающую владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником значимости постоянного чтения, формирование духовной потребности в нем.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

1)развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

2)                воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного;

3)                формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями Самарских авторов.

Программа предлагает три основные содержательные линии учебного предмета.

1.                      Фольклор и литература. 

Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.

2.                      Литература и духовный мир Человека.

Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей, на воспитание бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения. 

3.                      Стихия русского литературного языка.

Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной  детской литературы, делать первые  наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения. 

Место предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на минимально необходимое (допустимое) количество часов на изучение предмета(в том числе при режиме пятидневной учебной недели) и составляет по 0,5 часа в неделю (17 часов в год) второго года обучения на уровне начального общего образования. Предмет преподается в течение второго полугодия во втором классе из расчета 1 раз в неделю.

Возможный вариант учебного плана  представлен в Приложении 1.

 

2 Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

-            формирование  гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру;

-            формирование на основе восприятия художественных текстовдуховнонравственных ценностейрусского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к  человеку, к культуре других народов;

-            воспитание бережного отношения к миру: к природе,  к людям, ко всему живому на Земле.

Метапредметные результаты Познавательные УУД:

               овладение умением смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;

               формирование умения анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;

               формирование умения синтезировать- составлять целое из частей;

               формирование умения выбирать основания и критерия для классификации объектов.

Регулятивные УУД:

               целеполагать – предлагать  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

               планировать, т.е. составлять план и последовательность действий;

               прогнозировать– предвосхищатьрезультат;

               контролировать – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД

               понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос;

               учитывать разные мнения; умение обосновать собственное;

               уметь договариваться, находить общее решение,

               уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

               сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации совместной деятельности.

Предметные результаты

1)                Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

2)                Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.

3)                Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями Самарских авторов. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится:

               осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; 

               читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

               ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;

               для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность; 

               для    художественных текстов:      формулировать   простые      выводы,

основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;

               ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; Выпускник получит возможность научиться:

               осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится:

               составлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится:

               отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов.

Выпускник получит возможность научиться:

               сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор»  и«авторская литература».

 

Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится:

               создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы.

Выпускник получит возможность научиться:

               работая в группе, создавать проекты в виде книжек-самоделок. 

 

3        Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных и метапредметныхрезультатов, которые достигаются в процессе изучения учебного предмета, является способность учащихся решать учебные задачи, построенные на изучаемом учебном материале.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе  текущего и итогового оценивания.  Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего оценивания, учитываются при определении итоговой оценки.

Текущее оценивание освоения учебной программы осуществляется учителем на уроках в течение всего учебного года. Отметка ставится за выполнение учебной задачи, показывающей овладение конкретными действиями (умениями) по пятибалльной шкале. Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос. В качестве итоговой работы предлагается групповая проектная задача, которая предполагает изготовление продукта – сборника произведений современных отечественных писателей и поэтов, уже знакомых обучающимся.

4        Содержательный раздел

Программа предлагает три основные содержательные линии учебного предмета.

1.                      Фольклор и литература. 

Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.

2.                      Литература и духовный мир Человека.

Содержание направлено на развитие речевой и читательской деятельности, на осознание духовно-нравственных ценностей русского народа, на традицию бережного отношения к миру, к родной земле,  к Человеку посредством освоения смыслов произведения. 

3.                      Стихия русского литературного языка.

Содержание линии связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной  детской литературы, делать первые  наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения. 

Содержание линии программы воплощаются вследующих блоках:виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Виды речевой деятельности

Слушание. Умение слушать, воображать картины, написанные автором, – как важная ступень восприятия художественного текста. Определение эмоционального тона услышанного произведения, умение следить за сюжетом.

Чтение. Формирование умения плавно читать вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Формирование привычки читать выразительно, передавая чувства и эмоции, которые заложил автор произведения.

Говорение. Формирование умения строить высказывание о прочитанном, не только на уровне «нравится-не нравится», но и на основе простейших выводов из наблюдений за поступками героев, за движением сюжета. Умение включаться в беседу о прочитанном.

Письмо.Коллективное написание короткойаннотации (1-2 предложения) к произведению.

Круг детского чтения

Произведения малых жанров русского фольклора: пословицы, загадки, небылицы. Стихи и рассказы советских и современных российских поэтов, а также произведения поэтов Самарского края, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, безграничные возможности русского литературного языка.

Примерная тематика: о детях, о русской природе, о русском характере, о Родине, о нравственных нормах и правилах, о любви ко всему живому, о бережном отношении к миру и человеку.

 

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, стихи и проза, загадка, небылица, рассказ, заглавие, литературный герой, автор.

                Творческая     деятельность     обучающихся     (на     основе     литературных

произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в чтении текста по ролям, винсценировании, участие в коллективном сочинении высказываний на литературную тему. Сочинение загадки, небылицы. 

Участие в коллективном проекте по созданию новой книги из подготовленных материалов.

 

5 Тематическое планирование

a. Тематическое планирование курса включает несколько разделов - блоков: «Писатели – детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьез», «Мир вокруг тебя».

Тематическое планирование курса  «Литературное чтение на родном (русском) языке»

в объеме 17 часов. 2 класс

Блок

Тема

Коли честв о часов 

Характеристика

основных       видов деятельности обучающихся

Раздел «Писатели – детям»

5 ч.

«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы о чтении и книге. О пользе чтения- языком плаката.

1

Слушание. Чтение. Беседа о книге.

Вчитывание  в афоризмы о книгах, о пользе чтения. Рассматривание плакатов о книгах, о библиотеке, постижение смыслов нарисованного.

Загадка авторская и народная.Е. Серова. Загадки «Подскажи словечко». 

1

Слушание. Чтение. Выявление

закона

построениязагадки:  в основе описание

 

 

 

 

объекта,         явления. Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему).Понятие

«фольклор» и «авторская литература».

.           Сочинение     своих загадок.

К. Чуковский «От двух до пяти». Детское словотворчество.

1

Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги

«От     двух     до     пяти».

Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.

А. Барто «Болтунья». Прием контраста.

1

Слушание. Наблюдения за интонацией чтеца. Анализ характера героини.  .

Выразительное             чтение стихотворения.

С. Михалков «Фома».

1

Чтение             стихотворения. Выявление эмоционального       тона: трагическое   или комическое.                Анализ характера героя. Юмор в стихотворении. 

Выразительное чтение.

Раздел «Я и мои друзья»

3 ч.

 Что такое совесть? Рассказ А. Гайдара «Совесть».

1

Беседа о нравственных качествах человека. Поиск ответа на вопрос «что такое совесть».

Предположения детей.  Чтение рассказа по ролям. Анализ характера героини.

Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности».

1

Чтение сказок по ролям.

Характеры      героев      и

 

 

Рассказ или сказка?

 

события. Выявление особенностей авторской сказки: герои- животные, юмор в произведениях.

Составление аннотации на сборник сказок Г.

Остера по образцу.

Мир детства в стихах С. Махотина: «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова»

1

Слушание стихотворений современного российского поэта. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях,       о нравственном             выборе. Собирательная характеристика лирического героя.

Составление аннотации на сборник стихов С.

Махотина по образцу.

Раздел «Люблю природу русскую. Весна»

2 ч.

Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова

«Апрельские шутки» и стихотворенииР.

Рождественского «Странный февраль» 

1

Чтение                рассказа.

Слушание стихотворения. Сравнение произведений. Общее в тематике,    в эмоциональном тоне: о капризах        погоды             с юмором,      с             улыбкой.

Отличие: стихи,  проза. 

Как работает прием олицетворения?

Е. Ярышевская «Зима возвращается».

В. Лунин «Весна».

1

Слушание

стихотворения               Е.

Ярышевской.

Аналитическая беседа. Вывод о необычном взгляде поэта, который оживляет мир: зиму представляет забывчивой дамой (прием олицетворения). Чтение стихотворения В.

 

 

 

 

Лунина.  Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение стихотворений.

Раздел «И в шутку и

всерьез»

4 ч.

Небылицы народные и авторские. Б. Заходер «Вот что значит запятая».

1

Чтение народных небылиц. Анализ: как устроена небылица как жанр. Назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица Б. Заходера. Понятие «фольклор»    и

«авторская литература».

Как из небылицы сделать быль: выразительное чтение с паузами в разных местах.

Сочинение       небылицы

(по желанию)

Портрет писателя. Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка.

1

Чтение стихов Г. Кружкова. Характер героя   героя стихотворения «Слетело с ветки яблоко». Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение.

Составление аннотации на сборник стихов Г.

Кружкова по образцу.

Чудеса языка. М. Яснов «Чудетство»,

«Горести-печалести», «Радость»

1

Слушание,     чтение стихотворений.

Наблюдения за языком стихотворений. Новые слова и их значение в стихотворениях «Чудетство»,«Горести-

печалести». Как раскрывается сюрприз в

 

 

 

стихотворении «Радость».

 

Что дороже всех сокровищ? С. Эйдлин «Клад»

1

Знакомство                      со

стихотворением самарского поэта С. Эйдлина. Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Чтение стихотворения. 

Краткая биография поэта

Раздел «Мир вокруг тебя» 3 ч.

Они сражались за Родину, за мир. Военная тема в стихотворении Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны», К. Симонова «Родина».

1

Рассказ о Великой Отечественной войне. Слушание

стихотворение о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой родине.                        Русские народные  пословицы о Родине. 

Большой хрупкий мир. 

М. Исаковский «Вишня».

Э. Шим «Черемуха»

1

Чтение стихотворения М. Исаковского. Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского.

Смысл                  монолога

Черемухи в рассказе Э.Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.

Проектная задача «Современные писатели-детям». Создание сборника произведений.

1

Групповая  проектная задача по созданию сборника произведений современных писателей и поэтов, творчество которых изучалось на уроках,           для второклассников.

 

 

 

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс

Пояснительная записка Примерная рабочая программа по учебномупредмету «Литературное чтение на родном(русском)языке»разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее–ФГОС), утвержденным приказом

Пояснительная записка Примерная рабочая программа по учебномупредмету «Литературное чтение на родном(русском)языке»разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее–ФГОС), утвержденным приказом

В программе учтены психолого-педагогические особенности младшего школьника, читательские предпочтения младших подростков

В программе учтены психолого-педагогические особенности младшего школьника, читательские предпочтения младших подростков

Стихия русского литературного языка

Стихия русского литературного языка

Регулятивные УУД: – целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; – планировать, т

Регулятивные УУД: – целеполагать – предлагать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; – планировать, т

Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного

Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве

Линия ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве

Умение включаться в беседу о прочитанном

Умение включаться в беседу о прочитанном

Блок Тема Коли честв о часов

Блок Тема Коли честв о часов

Блок Тема Коли честв о часов

Блок Тема Коли честв о часов

А. Барто «Болтунья». Прием контраста

А. Барто «Болтунья». Прием контраста

Лунина. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения)

Лунина. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения)

Радость». Что дороже всех сокровищ?

Радость». Что дороже всех сокровищ?

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2021