Приложение
к АООП НОО (ТНР 5.5)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты
· воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
· приобщение к литературному наследию русского народа;
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, языков;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
· воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
· формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
· овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
· овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
· осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
· осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
· осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
· распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
· понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
· понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
· понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
· понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
· осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
· соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
· соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
· обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
· произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
· осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
· выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
· проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
· выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
· редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
· употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
· употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
· выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
· редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
· соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
· соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
· использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
· использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
· использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
· использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
· использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
· владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
· владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
· чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
· умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
· умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
· умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
· уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
· уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
· умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
· создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
· создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
· создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
· оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
· соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
· различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
К концу обучения выпускник научится:
· в объёме содержания предмета находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами;
· осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
· применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов,
· проверять написанное;
· понимать значение отдельных устаревших слов;
· использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
· понимать значение отдельных русских пословиц и поговорок;
· произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного), осознавать смыслоразличительную роль ударения;
· различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
· владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
· использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
· владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
· анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
К концу обучения выпускник получит возможность научиться:
· использовать первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков;
· соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
· находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др., подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
· различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
· создавать тексты по предложенному заголовку;
· подробно или выборочно пересказывать текст;
· пересказывать текст от другого лица;
· составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
· анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
· корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
· анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения, давать оценку невежливому речевому поведению.
2. Содержание учебного предмета, курса
Первый год обучения (16,5 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (4,5 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Резерв учебного времени – 1 ч.
Второй год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (4 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Резерв учебного времени – 1 ч.
Третий год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Резерв учебного времени – 1 ч.
Четвёртый год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 1 ч.
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
Примеча-ние |
|
по плану |
по факту |
||||
1. |
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. |
1 |
|
|
|
2. |
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. |
1 |
|
|
|
3. |
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». |
1 |
|
|
|
4. |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) |
1 |
|
|
|
5. |
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). |
1 |
|
|
|
6. |
Проектное задание: «Словарь в картинках». |
1 |
|
|
|
7. |
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). |
1 |
|
|
|
8. |
Смыслоразличительная роль ударения. |
2 |
|
|
|
9. |
Звукопись в стихотворном художественном тексте. |
1 |
|
|
|
10. |
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). |
1 |
|
|
|
11. |
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. |
2 |
|
|
|
12. |
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). |
1 |
|
|
|
13. |
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). |
1,5 |
|
|
|
14. |
Резерв учебного времени |
1 |
|
|
|
15. |
Итого |
16,5 |
|
|
2 класс
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
Примеча-ние |
|
по плану |
по факту |
||||
1. |
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). |
1 |
|
|
|
2. |
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). |
1 |
|
|
|
3. |
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). |
1 |
|
|
|
4. |
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. |
1 |
|
|
|
5. |
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). |
1 |
|
|
|
6. |
Проектное задание: «Почему это так называется?». |
1 |
|
|
|
7. |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
|
|
|
8. |
Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. |
1 |
|
|
|
9. |
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». |
1 |
|
|
|
10. |
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. |
1 |
|
|
|
11. |
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). |
1 |
|
|
|
12. |
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы. |
1 |
|
|
|
13. |
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). |
1 |
|
|
|
14. |
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. |
1 |
|
|
|
15. |
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. |
1 |
|
|
|
16. |
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. |
1 |
|
|
|
17. |
Резерв учебного времени |
1 |
|
|
|
18. |
Итого |
17 ч. |
|
|
3 класс
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
Примеча-ние |
|
по плану |
по факту |
||||
1. |
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). |
1 |
|
|
|
2. |
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). |
1 |
|
|
|
3. |
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). |
1 |
|
|
|
4. |
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. |
1 |
|
|
|
5. |
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. |
1 |
|
|
|
6. |
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» . |
1 |
|
|
|
7. |
Как правильно произносить слова. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). |
1 |
|
|
|
8. |
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). |
1 |
|
|
|
9. |
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). |
1 |
|
|
|
10. |
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Совершенствование навыков орфографического оформления текста. |
1 |
|
|
|
11. |
Особенности устного выступления. |
1 |
|
|
|
12. |
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. |
1 |
|
|
|
13. |
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). |
1 |
|
|
|
14. |
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). |
1 |
|
|
|
15. |
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.). |
2 |
|
|
|
16. |
Резерв учебного времени |
1 |
|
|
|
17. |
Итого |
17 |
|
|
4 класс
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
Примеча-ние |
|
по плану |
по факту |
||||
Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) |
|||||
1. |
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. |
1 |
|
|
|
2. |
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). |
1 |
|
|
|
3. |
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. |
1 |
|
|
|
4. |
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. |
1 |
|
|
|
5. |
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. |
1 |
|
|
|
6. |
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». |
1 |
|
|
|
Язык в действии (4 часа) |
|||||
7. |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). |
1 |
|
|
|
8. |
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). |
1 |
|
|
|
9. |
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). |
1 |
|
|
|
10. |
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. |
1 |
|
|
|
Секреты речи и текста (6 часов) |
|||||
11. |
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. |
1 |
|
|
|
12. |
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. |
1 |
|
|
|
13. |
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. |
1 |
|
|
|
14. |
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
1 |
|
|
|
15. |
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. |
1 |
|
|
|
16. |
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). |
1 |
|
|
|
17. |
Резерв учебного времени |
1 |
|
|
|
18. |
Итого |
17 ч. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.