Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНА Протокол заседания МО от _____________ № _______ Руководитель МО__________ /_________________/
|
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР_____________ /________________/ «___»___________20__ |
УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «Кокуйская СОШ №2» __________ /Н.В.Чандышина/ Приказ от «__»_______20_ №__ |
Рабочая программа
по русскому языку
в 5 классе «А»
на 2019/2020 учебный год
Составил:
учитель Кутузова
Татьяна Вениаминовна
П.г.т.Кокуй, 2019
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе « А » составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательной программе основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
–Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки №345 от 28.12.2018 года с изменениями);
а также с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
с учетом «Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. УМК по русскому языку/ Сост.Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., М., Просвещение, 2017.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предмет «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов за счет реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.
Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты достигаются за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
· способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
· способность работать с информацией;
· способность к сотрудничеству и коммуникации;
· способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
· способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
· способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Программа адресована обучающимся 5 «А» класса, в котором учащихся. У детей этого возраста формируется научный тип мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
они владеют коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Одни из них требуют сниженного темпа опроса, больше времени готовиться к ответу. Без наводящих вопросов не могут последовательно излагать материал. При организации самостоятельной работы необходимо указать аналогичные задания, более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания. Группа детей затрудняется при фонетическом разборе слова, другие испытывают затруднения в области синтаксиса. Есть обучающиеся, которые хорошо владеют учебным материалом.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется путем представления одной из следующих работ:
а) письменной работы
б) художественной творческой работы (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации);
в) отчетных материалов по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности обучающихся или на школьной конференции.
Изучение предмета «Русский язык» способствует духовно-нравственному развитию обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные:
Показатели достижения результатов |
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, процедур 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
|
Метапредметные:
Результаты |
Показатели достижения результатов |
||
Регулятивные |
Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: · анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; · идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; · выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; · ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; · формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: · определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; · обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; · определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; · выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); · выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; · составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); · определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; · описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; · планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: · определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; · систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; · отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; · оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; · сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: · определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; · анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; · свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; · оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; · обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: · наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; · соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; · принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; · самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; · ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; · демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
|
|
|
… |
|
|
|
Познавательные |
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: · подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; · выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; · выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; · объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; · выделять явление из общего ряда других явлений; · определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; · строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; · строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; · излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; · самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; · вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; · объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); · выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; · делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: · обозначать символом и знаком предмет и/или явление; · определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; · создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; · строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; · создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; · преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; · переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; · строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. 3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет: · находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); · ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; · устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; · резюмировать главную идею текста; · преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); · критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: · определять свое отношение к природной среде; · анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; · проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; · распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; · выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 5 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
|
|
|
… |
|
|
|
Коммуникативные |
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: · определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; · отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); · представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; · соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; · высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; · принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; · создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; · использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; · использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; · делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: · целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; · выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; · использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; · использовать информацию с учетом этических и правовых норм; · создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
|
|
|
Предметные:
Обучающийся научится:
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
· участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
· использовать знание алфавита при поиске информации;
· различать значимые и незначимые единицы языка;
· проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
· членить слова на слоги и правильно их переносить;
· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
· опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
· проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
· проводить лексический анализ слова;
· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова;
· применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
· находить грамматическую основу предложения;
· распознавать главные и второстепенные члены предложения;
· опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
· проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
· соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
· опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
· использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса
Краткая характеристика содержания предмета «Русский язык» в соответствии с УМК под редакцией Т.А.Ладыженской..
Содержание предмета «Русский язык» связано с проблемой школы «Образовательная среда школы как фактор социализации обучающихся». Это происходит через изучение следующих тем.
Содержание |
5 класс |
Раздел 1. Речь и речевое общение |
Умение общаться- важная часть культуры общения. Речевая ситуация. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. |
Раздел 2. Речевая деятельность |
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения, письма. Понимание основной и дополнительной информации текста. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста. Овладение различными видами чтения, приемами работы с книгой и другими информационными источниками. Создание устных и письменных высказываний. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Основные особенности устного высказывания. Основные особенности письменного высказывания. |
Раздел 3. Текст |
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально- смысловые типы речи: повествование, описание. План текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к типу речи. Составление плана текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм построения текста. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. |
Раздел 4. Функциональные разновидности языка |
Разговорная и книжная речь. Художественная и научно- деловая речь. Типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, спор. Особенности языка художественной литературы. |
Раздел 5. Общие сведения о языке |
Общие сведения о языке. Русский язык в кругу других славянских языков. Лингвистика как наука о языке. Выдающиеся отечественные лингвисты. |
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия. |
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Оглушение и озвончение согласных. Элементы фонетической транскрипцию Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Слог. Ударение. Особенности ударения в русском языке. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах. |
Раздел 7. Графика |
Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Прописные и строчные буквы. Звуковой и буквенный анализ слов. Использование знания алфавита при поиске информации в справочной литературе, в SMS-сообщениях. |
Раздел 8. Морфемика и словообразование. |
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари. |
Раздел 9. Лексикология и фразеология |
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слов. Основные способы толкования лексического значения слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов как основа тропов. Основные виды тропов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы. Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологизмы, их признаки и значение. Сфера употребления фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Стилистические пласты лексики. Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов и использование ее в различных видах деятельности. Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей. |
Раздел 10. Морфология |
Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные части речи, их синтаксические свойства. Имя существительное как часть речи, его значение, морфологические свойства, синтаксическая роль. Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имя прилагательное как часть речи, его значение, морфологические свойства, синтаксическая роль. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Полные и краткие качественные прилагательные. Глагол как часть речи, его значение, морфологические свойства, синтаксическая роль. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
|
Раздел 11. Синтаксис |
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращение, его функции и способы выражения. интонация предложений с обращением. Сложное предложение и его виды. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Синтаксические конструкции с чужой речью. |
Раздел 12. Культура речи |
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой речевого общения. Основные нормы русского литературного языка. Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. |
Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация |
Орфография как раздел правописания. Орфограмма и орфографическое правило. Орфографические правила, связанные с правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Правописание окончаний в словах разных частей речи. Употребление Ъ и Ь, гласных после шипящих и Ц. Употребление прописной и строчной букв, Перенос слова. Пунктуация как раздел правописания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме. |
Раздел 14. Язык и культура |
Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально- культурным компонентом в художественных произведениях. Использование этимологических словарей для подготовки сообщений. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. |
Раздел 3. Тематическое планирование
5 класс (170 часов)
Продолжительность учебного года составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №2». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 170 часов, в том числе:
на повторение в начале учебного года – 20 ч.,
на повторение в конце учебного года – 14 ч.,
на проведение контрольных работ - 9 ч. ,
на проведение уроков развития речи- 29 ч.,
на резерв – 3 ч.,
на проектную и учебно-исследовательскую деятельность - 1 час. Итого на изучение нового учебного материала остается 94 часа.
№ урока п/п |
Тема |
Количество часов |
Примечание |
|
Язык и общение |
5 |
|
1 |
Язык и человек. |
1 |
|
2 |
Общение устное и письменное. |
1 |
|
3 |
Читаем учебник. |
1 |
|
4 |
Слушаем на уроке. |
1 |
|
5 |
РР Стили речи. |
1 |
|
|
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
20 |
|
6 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
1 |
|
7 |
.Орфограмма. |
1 |
|
8-9 |
Правописание проверяемых гласных в корне слова. |
2 |
|
10 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
|
11 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
|
12 |
Буквы И,У,А после шипящих. |
1 |
|
13 |
Разделительные Ъ и Ь. |
1 |
|
14 |
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
|
15 |
РР Что мы знаем о тексте. |
1 |
|
16 |
РР Изложение по тексту Г.Скребицкого (упр.70) |
1 |
|
17 |
Части речи. |
1 |
|
18 |
Глагол как часть речи. |
1 |
|
19 |
Написание - ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. |
1 |
|
20 |
РР Тема текста. |
1 |
|
21 |
Личные окончания глаголов. |
1 |
|
22 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
|
23 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
24 |
РР Сочинение по картине А.Пластова «Летом». |
1 |
|
25 |
Анализ сочинений. Местоимение. |
1 |
|
26 |
РР Основная мысль теста. |
1 |
|
27 |
РР Сочинение «Летние радости». |
1 |
|
28 |
Анализ сочинений. Обобщение по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». |
1 |
|
29 |
УК Диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». |
1 |
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
28 |
|
30 |
Синтаксис. Пунктуация. |
1 |
|
31 |
РР Сжатое изложение (упр.127) |
1 |
|
32-33 |
Словосочетание. |
2 |
|
34 |
Разбор словосочетания. |
1 |
|
35 |
Предложение. |
1 |
|
36 |
РР Сжатое изложение (упр.144) |
1 |
|
37 |
Анализ изложений. Виды предложений по цели высказывания. |
1 |
|
38 |
Восклицательные предложения. |
1 |
|
39 |
РР Сочинение на 1 из тем: «Памятный день», «Веселое происшествие», «Интересная встреча». |
1 |
|
40 |
РР Устный отзыв о сочинении товарища. |
1 |
|
41 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
1 |
|
42 |
Сказуемое. |
1 |
|
43 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
|
44 |
Нераспространенные и распространенные предложения. |
1 |
|
45 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
1 |
|
46-47 |
Определение. |
2 |
|
48 |
Обстоятельство. |
1 |
|
49-50 |
Предложения с однородными членами. |
2 |
|
51-52 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
2 |
|
53 |
Предложения с обращениями. |
1 |
|
54 |
РР Письмо. |
1 |
|
55 |
Синтаксический разбор простого предложения. |
1 |
|
56 |
РР Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки». |
1 |
|
57 |
Анализ сочинений. Пунктуационный разбор простого предложения. |
1 |
|
58-59 |
Простые и сложные предложения. |
2 |
|
60 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
1 |
|
61-62 |
Прямая речь. |
2 |
|
63 |
Диалог. |
1 |
|
64 |
РР Сжатое изложение (упр.261). |
1 |
|
65 |
Анализ изложений. Обобщение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.» |
1 |
|
66 |
УК Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.» |
1 |
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
9 |
|
67 |
Фонетика. Гласные и согласные звуки. |
1 |
|
68 |
Изменение звуков в потоке речи. |
1 |
|
69 |
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. |
1 |
|
70 |
РР Повествование. |
1 |
|
71 |
Графика. Алфавит. |
1 |
|
72 |
РР Описание предмета. Сочинение- описание предмета. |
1 |
|
73 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
1 |
|
74 |
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. |
1 |
|
75 |
Орфоэпия. |
1 |
|
76 |
Фонетический разбор слова. |
1 |
|
77 |
Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
1 |
|
78 |
УК Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
1 |
|
Лексика. Культура речи |
6 |
|
|
79 |
Слово и его лексическое значение. |
1 |
|
80 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
|
81 |
РР Сочинение- рассуждение «Какой я хотел бы оставить след на земле?» |
1 |
|
82 |
Прямое и переносное значение слов. |
1 |
|
83 |
Проект. Использование в речи слов в переносном значении. |
1 |
|
84 |
Омонимы.. |
1 |
|
85 |
Синонимы. |
|
|
86 |
РР Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». |
1 |
|
87 |
Антонимы. |
1 |
|
88 |
РР Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег». |
|
|
89 |
Анализ изложений. Обобщение изученного по теме «Лексика. Культура речи» |
1 |
|
90 |
УК Диктант по теме «Лексика. Культура речи» |
1 |
|
Морфемика. Орфография. Культура речи |
13 |
|
|
91 |
Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. |
1 |
|
92 |
Окончание. |
1 |
|
93 |
Основа слова. |
1 |
|
94 |
Корень слова. |
1 |
|
95 |
РР Рассуждение. Сочинение- рассуждение «Дни недели рассказывают о себе». |
1 |
|
96 |
Суффикс. |
1 |
|
97 |
Приставка. |
1 |
|
98 |
Чередование звуков. Беглые гласные. |
1 |
|
99 |
Варианты морфем. Морфемный разбор слова. |
1 |
|
100 |
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. |
1 |
|
101 |
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-ЛОЖ,- РОС- РАСТ(РАЩ-). |
1 |
|
102 |
Буквы О-Е после шипящих в корне. |
1 |
|
103 |
Буквы И-Ы после Ц |
1 |
|
104 |
РР Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». |
1 |
|
105 |
Анализ сочинений. Обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». |
1 |
|
105 |
УК Диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». |
1 |
|
Морфология. Орфография. Культура речи. |
33 |
|
|
106 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
|
107 |
РР Доказательства в рассуждении. Сочинение –рассуждение «Чем я больше всего люблю заниматься и почему». |
1 |
|
108 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
1 |
|
109 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
1 |
|
110 |
Род имен существительных. |
1 |
|
111 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. |
1 |
|
112 |
РР Сжатое изложение (упр.513). |
1 |
|
113 |
Три склонения имен существительных. |
1 |
|
114 |
Падеж имен существительных. |
1 |
|
115-116 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
2 |
|
117 |
Множественное число имен существительных. |
1 |
|
118 |
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
1 |
|
119 |
Морфологический разбор имени существительного.. |
1 |
|
120 |
Обобщение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». |
1 |
|
121 |
УК КР (тест) по теме» Имя существительное как часть речи.» |
1 |
|
122 |
Анализ КР. Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
123 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. |
1 |
|
124 |
РР Описание животного. Сочинение- описание животного. |
1 |
|
125 |
Анализ сочинений. Прилагательные полные и краткие. |
1 |
|
126 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
|
127 |
УК Практическая работа по теме «Имя прилагательное как часть речи». |
1 |
|
128 |
Анализ ПР. Глагол как часть речи. |
1 |
|
129 |
НЕ с глаголами. |
1 |
|
130 |
РР Рассказ. |
1 |
|
131 |
Неопределенная форма глагола. |
1 |
|
132 |
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. |
1 |
|
132 |
Виды глагола. |
1 |
|
133 |
Буквы Е-И в корнях с чередованием. |
1 |
|
134 |
РР Невыдуманный рассказ (о себе). |
1 |
|
135 |
Время глагола. Прошедшее время. |
1 |
|
136 |
Настоящее время. |
1 |
|
137 |
Будущее время. |
1 |
|
138-140 |
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. |
3 |
|
141 |
Морфологический разбор глагола. |
1 |
|
142 |
РР Сжатое изложение. (упр.688) |
1 |
|
143 |
Анализ изложений. Ь после шипящих во 2-м лице единственного числа. |
1 |
|
144 |
Употребление времен. |
1 |
|
145 |
РР Спортивный репортаж.(упр.697) |
1 |
|
146 |
Обобщение изученного по теме «Глагол». |
1 |
|
147 |
УК Диктант по теме «Глагол». |
1 |
|
148 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
|
Повторение и систематизация изученного |
14 |
|
|
149-150 |
Разделы науки о языке |
2 |
|
151 |
Фонетика. Фонетический разбор слов. |
1 |
|
152 |
Орфография. Орфоэпия. |
1 |
|
153-154 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов. |
2 |
|
155 |
Орфограммы в окончаниях слов. |
1 |
|
156 |
Употребление букв Ъ и Ь. |
1 |
|
157 |
РР Сочинение по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку». |
1 |
|
158-160 |
Анализ сочинений. Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с прямой речью. |
3 |
|
161 |
Морфология. Части речи. |
1 |
|
162-163 |
Морфологический разбор слов разных частей речи. |
2 |
|
164 |
РР Сочинение- рассуждение «Куда бы я хотел поехать летом и почему». |
1 |
|
165 |
Анализ сочинений. Отзыв о сочинении. |
1 |
|
166-167 |
Итоговая контрольная работа (тест) |
2 |
|
168-170 |
Резервные уроки. |
3 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.