Приложение
к АООП НОО (ТНР 5.5)
Планируемые результаты изучения курса
На минимальном уровне |
На достаточном уровне |
Личностные |
|
У обучающихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному; адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
|
Обучающиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; осознания русского языка как основного средства общения народов России; осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.). |
Предметные |
|
Фонетика и орфоэпия. Графика. Орфография. Закреплены навыки дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза на все более усложняющемся речевом материале, дети познакомились с некоторыми особенностями русской графики, с трудными случаями буквенной символики. Состав слова (морфемика). Сформированы представления о составе слова, об однокоренных словах, о некоторых морфемах (корне, окончании). Способны образовывать слова относительно сложной морфологической структуры (по образцу). Могут проводить разбор слов по составу в различных его формах (по заданному алгоритму, моделировать слова по составу, узнавать слова по данной модели, подбирать слова к данной модели). Способны реализовывать под руководством учителя по заранее данному алгоритму осуществлять два способа проверки написания слова: путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов. Морфология Практически усваивают общее лексическое значение имени существительного (обозначение предмета), его грамматические признаки, способны ставить вопросы кто? что? к словам, различать по вопросу одушевленные и неодушевленные существительные (без термина), имена существительные нарицательные и собственные (без термина), овладевают терминами «единственное и множественное число», умеют по заданному алгоритму практически распознавать род имен существительных; Практические усваивают общее понятие о словах, обозначающих признак предмета, могут распознавать слова этой категории в речи, могут по заданному алгоритму ставить вопрос к именам прилагательным. Практически усваивают общее лексическое значение глаголов. Могут на практическом материале изменять глаголы по числам, временам, глаголов прошедшего времени по родам. Сформировано практическое представление о предлоге как слове, как служебной части речи. Усваивают на элементарном уровне правописание предлогов (единообразное написание, не совпадающее с произношением гласных и согласных, раздельное написание с другими словами), закрепляют различие между предлогами и приставками. Синтаксис. Пунктуация Умеют вычленять предложение из текста, отличать его от отдельных слов и словосочетаний, соблюдать при произношении и чтении средства интонационного оформления коммуникативного типа предложения, Умеют соблюдать правила записи предложения, употребляя большую букву в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, под руководством учителя с опорой на наглядный материал могут составлять, распространять предложения (по вопросам, по картине, по графической схеме). Могут определять, о ком или о чем говорится в предложении, находить соответствующие слова, ставить вопросы к главным членам предложения, составлять схему семантической структуры простого предложения. Усваивают таких понятий и терминов, как «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое». Усваивают в практическом плане роль интонации в предложении, понятие логическое ударение (без введения термина). Развитие речи В процессе работы над связной речью на уроках русского языка предусматривается усвоение основных признаков текста, его смысловой цельности и связности. |
Обучающиеся получат возможность усвоить правила обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака, усвоить правильное написание слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу; правописание буквосочетаний чк, чн, . правила написания разделительного Ъ. Устанавливать слоговую структуру слова и правила переноса; устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки; Практически освоить навык словообразования с помощью приставок в-, во-, до-, на-, над-, за-, по-, про-, щ-, об-, с-, со-, у-. Определять коллективно под руководством учителя темы и содержания устных и прочитанных рассказов, сопоставлять их название и содержание. Восстанавливать деформированные предложения и простейшие деформированные тексты (восстановление последовательности предложений) коллективно под руководством учителя
|
Метапредметные |
|
Регулятивные |
|
Обучающиеся научатся: организовывать своё рабочее место; понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические и дисграфические ошибки, допущенные при списывании.
|
Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при выполнении заданий; объяснять по заданному алгоритму, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; осуществлять элементарную само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
|
Познавательные |
|
Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
|
Обучающиеся получат возможность научиться: находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
|
Коммуникативные |
|
Обучающиеся научатся: выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; уметь слышать, точно реагировать на реплики; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (подгруппе).
|
Обучающиеся получат возможность научиться: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить) с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя). |
Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку
диктант |
Словарный диктант |
изложение |
сочинение |
Грамматические задания |
списывание |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
Во втором классе итоговые контрольные работы проводятся со второго полугодия и носят обучающий характер.
ДИКТАНТ
Объем диктанта: 2-й класс - 1 - 2 четверть - 15 - 25 слов, 3-4 четверть - 25 - 30 слов.
Тексты диктантов подбираются с расчётом на возможности их выполнения всеми учащимися. Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Нецелесообразно вносить в диктант слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-6 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности.
Ошибкой считается;
Нарушение орфографических правил при написании слов
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова.
К специфическим (дисграфическим) ошибкам относятся:
· Смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
· Нарушения звуко-слоговой структуры слова: пропуски букв /слогов, добавления, перестановки, раздельное написание частей слова.
Что не следует считать ошибками:
· Ошибки на неизученные правила орфографии и пунктуации; единичную замену слова близким по значению;
· Единичный пропуск заглавной буквы; повторение одного и того же слова два раза.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык с учетом структуры дефекта ребенка и состояния его мелкой моторики. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Критерии оценивания.
Проверочный диктант
Оценка «5» - за работу, в которой нет ошибок; работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно ребенку, в соответствии с правилами каллиграфии, допустимы 1-2 специфические (дисграфические ошибки).
Оценка «4» - за работу, в которой допущение 1-2 орфографические ошибки, работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно ребенку, возможны отдельные отступления от каллиграфических норм, допустимы 2-3 дисграфические ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно, допущены 3-4 дисграфических ошибок.
Оценка «2» - за работу, в которой допущено более 5 орфографических ошибок, допущено более 4 дисграфических ошибок, нормы каллиграфии не соблюдаются.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Количество слов для словарного диктанта - 10-12 слов.
Оценка «5» - без ошибок.
Оценка «4» - 1 -2 ошибки.
Оценка «3» - 3-4 ошибки.
Оценка «2» - 5-7 ошибок.
Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.
Учет ошибок такой же как при оценке диктанта.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценка «5» - верно выполнено все задание.
Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Оценка «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений, допускается 1- 2 дисграфических ошибок, обусловленных недостаточностью оптико-пространственного восприятия.
Оценка «4» - за работу, в которой допущена 1 орфографическая или синтаксическая ошибка или 1 -2 исправления, 3 дисграфических ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущены 2-3 орфографических и/или синтаксических ошибки, ошибки, 4 дисграфических ошибки.
Оценка «2» - за работу, в которой допущены 4 и более орфографических ошибок, 5 и более дисграфических ошибок.
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
Содержание учебного предмета
Ведущие методы обучения.
Учитывая специальные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, необходимым представляется использование совокупности словесных, наглядных, практических и игровых методов с преобладающей ролью наглядных и практических методов.
Наряду с традиционными методами обучения особое внимание уделяется методу наглядности и методу лингвистического эксперимента.
Метод наглядности призван визуализировать скрытые от ребенка лингвистические явления и закономерности, и предполагает использование различных внешних опор в виде схем, условных обозначений. Основным условием при отборе средств наглядности является облегчение процесса ориентации учеников с ОНР в лингвистических явлениях. Поэтому условные обозначения и схемы не должны быть слишком сложными и требовать длительного времени для заучивания. Ряд схем и условных обозначений могут носить промежуточный характер, поэтому заучивание их названий или названий их элементов не требуется и закрепляется только в пассивном словаре, чтобы ученики понимали инструкции и могли их выполнить соответствующим образом.
В рамках данного метода можно выделить методы моделирования и конструирования языкового материала.
Метод лингвистического эксперимента предполагает, что ученикам не дается готовых ответов. Поиск решения той или иной лингвистической задачи проходит в совместной работе учеников и педагога. Перебор вариантов, выбор наилучшего способа решения формирует у учеников чувство языка, мотивацию к работе с лингвистически материалом, публичного признания, снимает страх ошибки и потребность в угадывании единственно правильного результата. Метод лингвистического эксперимента не отрицает и не исключает использования алгоритмов решения лингвистических задач.
Алгоритмизация последовательностей действий при манипуляциях с лингвистическим материалом позволяет создать ориентировочную основу и сформировать умственный план действий. Использование наглядных опор и алгоритмов лингвистических действий и операции производится в соответствии с теорией формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Программное содержание (136 часов)
Тема |
Дидактические единицы, раскрывающие содержание темы |
Звуки и буквы (30 часов) |
Звуко-буквенный и слоговой анализ. Гласные и согласные. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Алфавит. Различение и сопоставление алфавитного названия букв и их произношения. Поиск словарных слов по словарю учебника. Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и их буквенные обозначения. Слогообразующая функция гласных. Чтение и запись (списывание с образца, под диктовку, самостоятельная запись) слогов с данными гласными Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных по звонкости, группировка парных согласных, выделение группы согласных только звонкого/глухого ряда. Составление и запись простых слогов, выделение слогов на слух с заданной согласной. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака и гласной И. Мягкий знак между согласными и после Л. Дифференциация твердых и мягких согласных, группировка парных согласных, выделение группы согласных только твердого/мягкого ряда. Усвоение правописания слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний чк, чн. Слова с удвоенными согласными. Письменное обозначение, чтение и запись (списывание с образца, под диктовки, самостоятельная запись) слогов и слов с заданными согласными Йотированные гласные буквы я, ё, ю, е. Изучение и закрепление звукового состава йотированных гласных. Изучение изменения звуковой характеристики данных гласных в различных слоговых позициях (в конце слова, слога; в середине слова после гласного; в начале слова перед гласными [а], [у], [э], [о]; после разделительных мягкого и твердого знаков). Определение разделительной функции мягкого знака, различение на слух раздельного произношения гласного и согласного звуков, запись слов с разделительными твердым и мягким знаками. Слог Деление слов на слоги и правила переноса слов с одной гласной и мягким знаком. Ударение. Определение и различение ударных и безударных слогов. Использование ударения для проверки написания простых слов без приставок. |
Слово (85 часов) |
Состав слова. Корень Понятие о корне как главной неизменяемой части слова. Понятие однокоренные слова, Подбор однокоренных слов. Группировка однокоренных слов. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова. Проверка правописания с опорой на словоизменение и подбор однокоренных слов. Звуко-буквенный состав слова с разделительным мягким знаком. Понятие о транскрипции. Окончание Понятие «окончание слова», практическое усвоение его функционального значения. Выделение окончания в составе слова. Изменение окончаний по заданному образцу. Тренировка в практическом согласовании слов в словосочетании с помощью окончаний. Словообразование. Практическое усвоение навыка словообразования с помощью приставок в-, во-, до-,на-, над-, за-, по-, про-, о0, об-, с-, со-, у-. Слово как часть речи Слова, обозначающие предметы Понятие «слово, обозначающее предмет» и его функциональное значение в речи. Постановка вопросов «Кто?», «Что?». Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Формирование умения правильно отвечать на вопросы косвенных падежей, а также умений самостоятельно изменять вопрос в соответствии с необходимой грамматической формой слова и отвечать на него. Большая буква В именах, отчествах и фамилиях людей, названиях стран, рек, городов, улиц. Предлог. Предлог как самостоятельная часть речи, необходимая для связи слов в предложении. Его функциональное значение. Определение и выделение предлога в речи. Правила правописания предлога. Слова, обозначающие действие предмета. Понятие «слово, обозначающее действие предмета». И отвечающие на вопросы что делает? что делать? что делал? что сделал?. Их функциональное значение в речи. Различение и подбор данной группы слов к подходящим по смыслу словам – названиям предметов. Изменение грамматических признаков при согласовании слов - названий действий с подходящими по смыслу словами – названиями предметов. В роде и числе. Слова, обозначающие признак предмета. Понятие «слова, обозначающие признак предмета» и отвечающие на вопрос какая? какой? какое? какие?. Различение и подбор данной группы слов к подходящим по смыслу словам – названиям предметов. Изменение грамматических признаков при согласовании слов - названий признаков со словами – названиями предметов в роде и числе. |
Предложение (21 час) |
Понятие «предложение». Его функциональное значение в речи. Предложение как единица речи. Выделение предложений из текста. Границы предложения. Их определение и обозначение на письме. Определение смыслового содержания предложения. Выделение главных членов предложения и постановка к ним вопросов. Нахождение в предложении слов, связанных между собой по смыслу. Составление вопросов для распространения предложений. Второстепенные члены предложения. Характеристика морфологической принадлежности второстепенных членов предложения (слова-названия предметов, слова-названия действий, слова - названия признаков предмета, предлоги). Восстановление деформированных предложений. Предложения, различающиеся по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Моделирование и конструирование простых предложений. |
Чистописание
|
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д. Работа по предупреждению ошибок: · В написании графически схожих строчных и заглавных букв, типа м-и-ш; к-п-н; ш-ц-щ; Ч-У; · В написании строчных букв со схожими элементами в противоположных графических зонах, типа в-д; и-у и т.д. · В написании соединений графически схожих строчных букв типа: ши, ми, ли, и др. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений. |
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, девочка, декабрь, дорога, земляника, иней, капуста, комната, коньки, лопата, магазин, малина, мальчик, мебель, месяц, метро, морковь, мороз, ноябрь, обед, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, спасибо, стакан, суббота, товарищ, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, шёл, яблоня, ягода, язык, январь.
Коррекционная работа
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с языковым материалом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинноследственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаковосимволических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение универсальных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
· умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
· стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы
Важным компонентом коррекционной работы является формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста.
На уроках русского языка ученики учатся рассуждать, доказывать, что является мощным стимулом формирования речемыслительной деятельности обучающихся.
Также необходимо организовать работу так, чтобы учесть специфические проявления речевого дефекта на уровне письменной речи и избежать провокационных заданий, стимулирующих проявления нарушений письменной речи.
Тематическое планирование
№ п\п |
Кол-во часов |
Тема урока |
Основные виды деятельности обучающихся |
Звуки и буквы (30ч) |
|||
1 |
1 |
Гласные и согласные |
Проведение звуко-буквенного и слогового анализа. Закрепление и дифференциация понятий «звук» и «буква». Знакомство с алфавитом. Различение и сопоставление алфавитного названия букв и их произношения. Изучение транскрибирования отдельных звуков, слогов, простых слов, в том числе, с опорой на материализованную основу. Формирование умения восстанавливать алфавитный порядок букв, слогов, слов. Обучение поиску словарных слов по словарю учебника. Уточнение фонетической, акустической, артикуляционной и графической характеристики гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и их буквенных обозначений. Закрепление понятия о слогообразующей функции гласных. Составление слогов с данными гласными, выделение на слух слогов с заданной гласной. Чтение и запись (списывание с образца, под диктовку, самостоятельная запись) слогов с данными гласными. Составление, чтение и запись простых слогов с заданной гласной. Согласные звуки и буквы. Изучение фонетический, акустической, артикуляционной и графической характеристики согласных. Дифференциация согласных по звонкости, группировка парных согласных, выделение группы согласных только звонкого/глухого ряда. Составление и запись простых слогов, выделение слогов на слух с заданной согласной. Составление слогов с заданной согласной. Выделение заданного слога на слух, его запись. Составление и запись слов с заданными звуками и слогами. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака и гласной И. Мягкий знак между согласными и после Л. Дифференциация твердых и мягких согласных, группировка парных согласных, выделение группы согласных только твердого/мягкого ряда. Усвоение правописания слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний чк, чн. Слова с удвоенными согласными. Письменное обозначение, чтение и запись (списывание с образца, под диктовки, самостоятельная запись) слогов и слов с заданными согласными Йотированные гласные буквы я, ё, ю, е. Изучение и закрепление звукового состава йотированных гласных. Изучение функционального значения йотированных гласных при смягчении согласных. Усвоение смягчающей роли звука Й в составе йотированных гласных. Продолжение изучения изменения звуковой характеристики данных гласных в различных слоговых позициях (в конце слова, слога; в середине слова после гласного; в начале слова перед гласными [а], [у], [э], [о]; после разделительных мягкого и твердого знаков), в частности, усвоение и закрепление двойного звучания Я, Ё, Ю, Е в начале слова, после гласной и после мягкого знака. Повторение и закрепление правил правописания твердого знака. Определение разделительной функции мягкого знака, различение на слух раздельного произношения гласного и согласного звуков, запись слов с разделительными твердым и мягким знаками. Деление слов на слоги и правила переноса слов с одной гласной и мягким знаком. Определение и различение ударных и безударных слогов. Использование ударения для проверки написания простых слов без приставок. Продолжение работы по формированию, уточнению, обогащению и активизации словарного запаса обучающихся. Составление простых распространенных предложений на заданную тему, по сюжетной картине, по серии картин. Формирование адекватного восприятия оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки. Формирование положительной мотивации к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.). Формирование умения организовывать своё рабочее место; понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; Формирование умения ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные). Закрепление навыка выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; уметь слышать, точно реагировать на реплики; задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, уточнить) с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления. |
2-3 |
2 |
Алфавит
|
|
4-5 |
2 |
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] |
|
6-9 |
4 |
Согласные звуки и буквы.
|
|
10-12 |
3 |
Дифференциация согласных по звонкости |
|
13-14 |
2 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака и гласной И. Мягкий знак между согласными и после Л. Контрольное списывание. |
|
15-17 |
3 |
Правописания слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
18-19 |
2 |
Правописание буквосочетаний чк, чн. |
|
20 |
1 |
Слова с удвоенными согласными. |
|
21-22 |
2 |
Йотированные гласные буквы я, ё, ю, е.
|
|
23-24 |
2 |
Мягкий знак |
|
25-26 |
2 |
Твердый знак
|
|
27 |
1 |
Проверочная работа.
|
|
28 |
1 |
Работа над ошибками. |
|
29-30 |
2 |
Обобщение и повторение материала (резерв) |
|
Слово (85 часов) |
|||
31 |
1 |
Состав слова
|
Понятие о составе слова. Определение и закрепление понятия о корне слова как главной неизменяемой части слова. Формирование умения находить корень в слове. Понятие «однокоренные слова», наблюдение за единообразием написания корней в этих словах. Упражнения по подбору однокоренных слов. Задания на различение и группировку однокоренных слов. Правописание безударных гласных в корне слова. Формирование навыков словоизменения и практическое использование изученной темы ударение для проверки написания простых слов без приставок с безударной гласной в корне. Изучение и закрепление правильного написания глухих и звонких согласных в корне слова с помощью словоизменения и подбора однокоренных слов (повтор и отработка темы «Однокоренные слова»). Дифференциация глухих и звонких согласных в произношении и восприятии на слух на материале «Парные согласные в корне слова». Звуко-буквенный состав слова с разделительным мягким знаком. Упражнения в транскрипции слов. Уточнение разделительной функции мягкого знака и его позиции в слове. Определение и закрепление понятия «окончание слова», практическое усвоение его функционального значения. Наблюдение за его изменениями в различных словосочетаниях. Выделение окончания в составе слова. Изменение окончаний по заданному образцу. Упражнения в практическом согласовании слов в словосочетании с помощью окончаний. Первоначальное практическое усвоение навыка словообразования с помощью приставок в-, во-, до-,на-, над-, за-, по-, про-, о0, об-, с-, со-, у-. Формирование умения находить изученные орфограммы. Слово как часть речи. Первоначальное понятие об обобщенном морфологическим значении слов. Знакомство с термином «часть речи». Определение и закрепление понятия «слово, обозначающее название предмета» и его функциональное значение в речи. Формирование умения определять и выделять среди прочих слова, обозначающие названия предмета. Дифференциация одушевленных и неодушевленных слов, обозначающих названия предметов. Формирование умения ставить вопросы «кто?», «Что?». Формирование умения правильно отвечать на вопросы кто? Что? И в зависимости от их изменения (У кого? У чего?, К чему?, К кому? и проч.), а также умений самостоятельно изменять вопрос в соответствии с необходимой грамматической формой слова и отвечать на него. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, названиях стран, рек, городов, улиц. Изучение предлога как самостоятельной части речи, необходимой для связи слов в предложении. Уточнение его функционального значения. Определение и выделение предлога в речи. Правила правописания предлога. Определение и закрепление понятия «слово, обозначающее действие предмета» и отвечающие на вопросы что делает? что делать? что делал? что сделал?, и его функциональное значение в речи. Формирование умения находить слова, обозначающие действия предметов среди других частей речи. Работа по различению и подбору данной группы слов к подходящим по смыслу словам – названиям предметов. Наблюдение за изменением грамматических признаков при согласовании слов - названий действий с подходящими по смыслу словами – названиями предметов в роде и числе. Определение и закрепление понятия «слова, обозначающие признак предмета» и отвечающие на вопрос какая? какой? какое? какие?. Формирование умения определять слова, обозначающие признак предмета и находить их среди других частей речи. Работа по различению и подбору данной группы слов к подходящим по смыслу словам – названиям предметов. Наблюдение за изменением грамматических признаков при согласовании слов - названий признаков со словами – названиями предметов в роде и числе. Первоначальная работа по различению простейших случаев многозначности слов, омонимов, подбор синонимов и антонимов (без использования терминологии). Обучение пониманию образных выражений в художественных текстах. Определение темы и содержания устных рассказов и прочитанных текстов, сопоставление их названия и содержания (коллективно под руководством учителя). Оглавление готовых текстов (коллективно под руководством учителя). Формирование чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; адекватного восприятия оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умения признавать собственные ошибки; оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; объяснять по заданному алгоритму, какой способ действий был использован для выполнения задания, последовательность действий при выполнении заданий; осуществлять элементарную само и взаимопроверку работ; находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова; уметь слышать, точно реагировать на реплики; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; |
32-35 |
6 |
Корень. Понятие о корне слова
|
|
36-47 |
12 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
|
48 |
1 |
Проверочная работа |
|
49 |
1 |
Работа над ошибками. Повторение |
|
50-61 |
12 |
Правописание парных согласных в корне слова |
|
62 |
1 |
Проверочная работа. |
|
63 |
1 |
Работа над ошибками. Повторение |
|
64-67 |
4 |
Окончание. Понятие об окончании |
|
68-71 |
4 |
Приставка. Словообразование с помощью приставок. |
|
72 |
1 |
Контрольный диктант |
|
73 |
1 |
Работа над ошибками. Повторение |
|
74-75 |
2 |
Обобщающие уроки по теме «Состав слова» |
|
76 |
1 |
Слово как часть речи. Понятие «часть речи». |
|
77-82 |
6 |
Слова, обозначающие названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что? |
|
83-84 |
2 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
|
85-88 |
4 |
Большая буква в именах существительных. |
|
89 |
1 |
Словарный диктант |
|
90 |
1 |
Работа над ошибками. Повторение |
|
91-96 |
6 |
Слова, обозначающие действия предметов, отвечающие на вопрос что делать, что делает, что сделает?, что делал?, что сделал? |
|
97-102 |
6 |
Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? |
|
103-106 |
4 |
Предлог |
|
107 |
1 |
Проверочная работа |
|
108 |
1 |
Работа над ошибками. Повторение |
|
109-113 |
5 |
Обобщающие уроки по теме «Части речи» Резерв. |
|
Предложение (21час) |
|||
114-115 |
2 |
Понятие «Предложение» Контрольное списывание. |
Определение и закрепление понятия «предложение», усвоение его функционального значения в речи. Выделение предложений из текста. Определение границ предложения и их обозначение на письме заглавной буквой в начале предложения и точкой в конце. Определение смыслового содержания предложения. Выделение главных членов предложения и постановка к ним вопросов. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы о ком или о чем говорится в предложении, что говорится и т.д. и соответственно правильно отвечать на них. Формирование умения находить в предложении слова, связанные между собой по смыслу. Работа по составлению вопросов для распространения предложений и умений ответить на них путем поиска их в заданном предложении или самостоятельного подбора слов, подходящих по смыслу. Формирования умения правильно выбрать и охарактеризовать выбранные для распространения группы слов: слова – названия предметов, слова - названия действий предметов, слова – названия признаков предметов, предлоги. Умение согласовывать их в предложении. Восстановление деформированных предложений (закрепление ранее пройденных тем на новом материале). Изучение предложений, различающихся по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, восклицательных. Формирование умений интонационно точно воспроизвести вопрос, восклицание, повествование, адекватно использовать на письме знаки препинания в конце предложений. Формирование умений задавать вопросы по смыслу этих предложений и правильно отвечать на них. Составление предложений, различающихся по цели высказывания. Формирование элементарных навыков моделирования и конструирование простых предложений. Составление простых распространенных предложений на заданную тему. По сюжетной картине, по серии картин, составление небольшого устного рассказа с опорой на вопросы, по данному зачину или окончанию. Восстановление нарушенного порядка предложений в деформированном тексте. Формирование осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам; организовывать своё рабочее место; понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические и дисграфические ошибки, использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий для решения конкретных языковых задач; |
116-119 |
4 |
Главные члены предложения.
|
|
120-123 |
4 |
Второстепенные члены предложения.
|
|
124-125 |
2 |
Распространение предложения |
|
126-129 |
4 |
Связь слов в предложении. Словарный диктант |
|
130-131 |
2 |
Виды предложений по цели высказывания.
|
|
132 |
1 |
Контрольный диктант |
|
133 |
1. |
Работа над ошибками Повторение |
|
134-136 |
3 |
Повторение и обобщение пройденного материала (резерв) |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.