ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
в начальной школе
«Мир профессий»
Программа курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
Пояснительная записка
Особенность профориентационной работы в 1-4 классах заключается в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение планировать ход и предвидеть результат работы, способность самоконтроля и самооценки. Начало школьного обучения является ценным периодом для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта. Учащиеся расширяют свои знания не только посредством печатного слова, но и на основе ярких примеров, жизненных ситуаций с помощью наглядных средств и практической деятельности. Отсюда вытекает важность обогащения впечатлений младших школьников о мире профессий, практика обсуждения проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализ деятельности людей различных профессий.
Одним из важных направлений социализации личности младших школьников является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В ходе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, учащиеся получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Это все достигается:
· встречами с представителями разных профессий;
· знакомством с профессиями своих родных и близких;
· участием в мероприятиях, раскрывающих всю палитру профессиональной и трудовой деятельности;
· участием в различных видах общественно полезной деятельности МАОУ «СОШ 78» и взаимодействующих с ним учреждений.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильной жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «В мире профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширять кругозор, уточнять представления об окружающем мире, создать положительную основу для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитывать физические, психологические, социальные качества, необходимые для полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы: научность; доступность; целесообразность; наглядность.
Формы деятельности занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «В мире профессий.» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Виды деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение и составление текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- интервьюирование;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
На диагностические процедуры отводится 8 часов.
В 1 классе -33 часа, со 2 по 4 класс, выделяется по 34 часа в год. Таким образом, количество часов, отводимых на данный курс, составляет 135 часов.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме, защита мини-проектов, сочинения, рисунки, коллаж, тестирование.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
Срок реализации 4 года
Направление профориентационное
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
1.1 Личностные планируемые результаты
Критерий сформированности |
Личностные результаты обучающихся |
|||
Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное) |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
|
познавательный интерес к новому курсу Знаниевый компонент начальные сведения об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
|
Знаниевый компонент приобретение знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требования к здоровью -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения |
Знаниевый компонент -знание мира профессий; профессиональное самоопределение; опыт презентации профессии; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры,
|
- проявление познавательных интересов и активности в данном курсе; Знаниевый компонент выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
|
Поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
|
Деятельностный компонент ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
|
Деятельностный компонент интерес к практическому изучению профессий и труда раз- личного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса |
Деятельностный компонент познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Деятельностный компонент готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи
|
|
-способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
|
|
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведе- ния в интернет-среде;
|
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведе- ния в интернет-среде;
|
|
Мотивационный компонент- отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; желание открывать новое знание, оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; |
Мотивационный компонент- формирование ответственного отношения к своим поступкам, самостоятельному выбору - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
|
Мотивационный компонент- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью |
Мотивационный компонент- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия |
Метапредметные планируемые результаты |
Типовые задачи развития УУД (программа развития УУД) |
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
|
Познавательные УУД:
|
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
|
Проблемно-ценностное общение |
Принятие решений |
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. · Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. · Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. · Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
|
Проблемно-ценностное общение |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
|
Сотрудничество |
Учитывать позиции других участников деятельности Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
|
Дискуссии Экскурсии Встречи
|
Коммуникация |
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
|
Дискуссии Дебаты |
Регулятивные УУД:
|
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем план -Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
|
|
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине» и др.)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Раздел 1. Введение в мир профессий (5 ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, индивидуальная и групповая работа, игра
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться. Индивидуальная и групповая работа. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Рассказ- презентация учителя о редких и забытых профессиях. Диагностика «Угадай профессию». Игра «Собери пословицу о труде».
Раздел 2. Профессии в школе (3 ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – разбор проблемной ситуации: каким должен быть учитель? Экскурсия в школьную библиотеку. Конкурс загадок на тему «Школа»
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями (12 ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – игры, используемые конструктивной обратной связи, игровые упражнения, практическое занятие – самодиагностика готовности к выбору профессии (ПР.1)
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
Раздел 4. Проект «Азбука профессий» (9ч )
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения
Коллективная работа: составление азбуки профессий. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Я
Раздел 5 Профессия моих родителей (3ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться.Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».
Раздел 6. Викторина (1 ч )
Виды внеурочной деятельности – рассказ, викторина
Формы деятельности - игры и упражнения
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
2 класс
Раздел 1. Введение в мир творческих профессий (1 ч )
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – групповая дискуссия. Диагностика «Какая это профессия?».
Раздел 2. Творческие профессии (32 ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться с профессиями. Конкурс эскизов «Моя новая комната»
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
Раздел 3. Итоговое повторение (1 ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – профессиональные упражнения
Диагностика «Зачем нужен труд». Эссе «Кем и каким я хочу стать».
3 класс
Раздел 1. Введение в мир профессий (5 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - Работа со словарем. Из истории слов.
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
Раздел 2 Профессии, которые нас защищают (8ч)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться с профессиями: полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист. Понятия: правопорядок, происшествие, уголовная и административная ответственность.Игра «Следствие ведут Колобки»
Раздел 3. Калейдоскоп профессий (11 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – групповая дискуссия. Понятия: учет, счета, отчетность, бухгалтерский баланс, учет, аванс, зарплата, ведомость. Беседа с приглашением. Самодиагностика готовности к выбору профессии (ПР.2)
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
Раздел 4. Профессии наших родителей (6 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться с профессиями. Сочинение
Раздел 5. Пишем «Книгу мира» (3 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - дискуссия
Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде, профессиях (пополнение папки «Азбука профессий») Практикум – игра.
Раздел 6. Итоговое повторение (1 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться. Диагностика «Анкета для выявления трудового сознания младших школьников».
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
4 класс
Раздел 1. Введение в мир профессий (2 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа, диагностика
Формы деятельности - игры и упражнения. Диагностика «Мои способности»
Раздел2. Профессии типа «человек-человек» (4 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и профессиональные упражнения, помогающие познакомиться. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. Самодиагностика готовности к выбору профессии (ПР.3)
Раздел 3. Профессии типа «человек-техника» (6 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - игры и упражнения, помогающие познакомиться Экскурсия кабинет технологии для девочек, мальчиков
Раздел 4. Профессии типа «человек-природа» ( 3час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - встреча с родителями, чьи профессии связаны с природой
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
Раздел 5. Профессии типа «человек – знаковая система» (4 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности - беседа – интервью с учителем математики (информатики)
Раздел 6. Профессии типа «человек - художественный образ» (2 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа, экскурсии
Формы деятельности –групповая дискуссия, встреча с родителями, чьи профессии связаны с художественным образом. Черты характера, которыми должен обладать работник.
Раздел 7. Орудия труда (3 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности – групповая дискуссия, использование конструктивной обратной связи, занятие-практикум в кабинете технологии
Самодиагностики готовности к выбору профессии (ПР.4)
Раздел 8. Условия труда (5 час)
Виды внеурочной деятельности – рассказ, дискуссия, беседа
Формы деятельности –игровые упражнения, групповая дискуссия
Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога, палеонтолога.
Раздел 9. Итоговое повторение (5 час)
Конкурс коллажей «Самая лучшая профессия»
Конкурс сочинений «Я б в… пошел, пусть меня научат!»
Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
Учебный план
1 класс
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов
|
В том числе |
Электронно –цифровые образовательные ресурсы |
|
Практические
|
Экскурсии |
|
|||
1 |
Введение в мир профессий |
5 |
4 |
|
http://profvibor.ru/ |
2 |
Профессии в школе
|
3 |
2 |
1 |
https://paramult.ru/
|
3 |
Знакомство с различными профессиями Практическая работа
|
12 |
8 |
8 |
http://festival.1september.ru/articles/313647/ https://infourok.ru/moya-buduschaya-professiya-uroki-igri-konferencii-1161687.html
|
4 |
Проект «Азбука профессий»
|
9 |
8 |
|
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-trude/ http://flaminguru.ru/posltrude.htm
|
5 |
Профессия моих родителей
|
3 |
3 |
|
http://psiholocator.com/
|
6 |
Викторина «Что мы узнали?» Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Итого |
33час. |
24 |
9 |
|
2 Класс
№п/п |
Раздел |
Кол-во часов по РП
|
В том числе |
Электронно –цифровые образовательные ресурсы |
|
Практические |
Экскурсии |
|
|||
1 |
Введение в мир творческих профессий
|
1 |
1 |
|
https://proforientator.ru
|
2 |
Творческие профессии Практическая работа |
32 |
23 |
3 |
https://www.youtube.com/watch?v=qUbMunaD1gw |
3 |
Итоговое повторение Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация. |
1 |
1 |
|
|
|
Итого |
34час. |
25 |
3 |
|
3 класс
№п/п |
Раздел |
Кол-во часов по РП
|
В том числе |
Электронно –цифровые образовательные ресурсы |
|
Практические |
Экскурсии |
|
|||
1 |
Введение в мир профессий
|
5 |
3 |
1 |
http://proftime.edu.ru/
|
2 |
Профессии, которые нас защищают
|
8 |
6 |
2 |
|
3 |
Калейдоскоп профессий Практическая работа
|
11 |
6 |
2 |
http://profvibor.ru/ |
4 |
Профессии наших родителей
|
6 |
4 |
2 |
https://www.youtube.com/watch?v=Xckazprlwn0 |
5 |
Пишем «Книгу мира»
|
3 |
3 |
|
http://psiholocator.com/
|
6 |
Итоговое повторение Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
|
1 |
1 |
|
|
|
Итого |
34час. |
23 |
6 |
|
3 класс
№п/п |
Раздел |
Кол-во часов по РП
|
В том числе |
Электронно –цифровые образовательные ресурсы |
|
Практические
|
Экскурсии |
|
|||
1 |
Введение в мир профессий |
2 |
2 |
|
http://profvibor.ru/ |
2 |
Профессии типа «человек-человек» |
4 |
2 |
2 |
https://smartia.me/skills/
|
3 |
Профессии типа «человек-техника» Практическая работа |
6 |
3 |
3 |
https://www.youtube.com/watch?v=eadVReihkmE (мультфильм) |
4 |
Профессии типа «человек-природа» |
3 |
2 |
1 |
|
5 |
Профессии типа «человек – знаковая система»
|
4 |
2 |
2 |
http://psiholocator.com/
|
6 |
Профессии типа «человек - художественный образ»
|
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Орудия труда |
3 |
2 |
1 |
https://paramult.ru/ |
8 |
Условия труда |
5 |
2 |
1 |
|
9 |
Итоговое повторение Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация. |
5 |
5 |
|
|
|
Итого |
34час. |
21 |
11 |
|
1. Календарно – тематический план
в I классе (33 часа)
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Наименование раздела, тема занятия |
Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала |
|
По плану |
Фактически |
|||
1 раздел «Введение в мир профессий» (5 часов) |
||||
1 |
|
|
Зачем человек трудится? |
Индивидуальная и групповая работа. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» Диагностика «Угадай профессию». |
2 |
|
|
Какие профессии ты знаешь? |
Индивидуальная и групповая работа. Конкурс рисунков. Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. |
3 |
|
|
Чем пахнут ремесла? |
Индивидуальная и групповая работа. Чтение произведения Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? |
4 |
|
|
Мир редких и забытых профессий. |
Индивидуальная и групповая работа. Рассказ- презентация учителя о редких и забытых профессиях. Конкурс рисунков |
5 |
|
|
Кем я хочу стать? |
Самооценка учащихся. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Моя будущая профессия». Индивидуальная и групповая работа. Пополняем портфолио |
2 раздел «Профессии в школе» (3 часа) |
||||
6 |
|
|
Профессия - учитель |
Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок о школе. Индивидуальная и групповая работа |
7 |
|
|
Профессия – педагог-организатор, социальный педагог |
Встреча со специалистами |
8 |
|
|
Профессия - библиотекарь |
Экскурсия в школьную библиотеку |
3 раздел «Знакомство с различными профессиями» (12 часов) |
||||
9 10 |
|
|
Профессия - продавец |
Понятия :«продавец», «покупатель», «товар», «цена». Игра «В магазине» Экскурсия в магазин |
11 12 |
|
|
Профессия - парикмахер |
Индивидуальная и групповая работа
|
13 14 |
|
|
Профессия - повар |
Экскурсия в школьную столовую. Виды блюд, сервировка стола, меню. Урок-игра |
15 16 |
|
|
Профессия – почтальон Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио |
Экскурсия в почтовое отделение с.Замишево Пишем письма родным и близким. |
17 18 |
|
|
Профессия - врач |
Экскурсия в ФАП с.Замишево Игра «На приеме у врача». |
19 20 |
|
|
Профессия - художник |
Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я -художник» |
4 раздел «Проект «Азбука профессий» (9 часов) |
||||
21 |
|
|
Организационное занятие. Предъявление заданий группам |
Коллективная работа: составление азбуки профессий.
|
22 23 |
|
|
Представление мини-проектов на буквы А-Д |
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д |
24 |
|
|
Представление мини-проектов на буквы Е-К |
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К |
25 26 |
|
|
Представление мини-проектов на буквы Л-Р |
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р |
27 28 |
|
|
Представление мини-проектов на буквы С-Я |
Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я |
29 |
|
|
Оформление результатов проекта |
Создание папки «Азбука профессий». |
5 раздел «Профессии моих родителей» (3 часа) |
||||
30 31 |
|
|
Кем работают мои родители? |
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» |
32 |
|
|
Встреча с родителями |
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» |
6 раздел «Викторина «Что мы узнали?» (1час) |
||||
33 |
|
|
Викторина «Что мы узнали?» Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация. |
Викторина «Что мы узнали?» Диагностика «Кем быть?». Пополняем портфолио |
Во II классе (34 часа)
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Наименование раздела, тема занятия |
Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала |
|
По плану |
Факти-чески |
|||
1 раздел «Введение в мир творческих профессий» (1 час) |
||||
1 |
|
|
Введение в мир творческих профессий |
Индивидуальная и групповая работа. Диагностика «Какая это профессия?». Пополняем портфолио |
2 раздел «Творческие профессии» (32 часа) |
||||
2 |
|
|
Мы построим новый дом |
Индивидуальная и групповая работа. Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором. |
3 |
|
|
Кто такой - дизайнер |
Знакомство с профессией дизайнера, понятиями «эскиз», «образ», «модель», «узоры» и др. Виды деятельности – показывать, намечать, делать. Конкурс эскизов «Моя новая комната» Пополняем портфолио |
4 |
|
|
Как составить букет |
Знакомство с профессией флорист. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение». Пополняем портфолио |
5 |
|
|
Фигурки из цветов |
Понятия: «флористика», «цвет», «форма», «композиция». Цветочные проекты «Спасибо, Учитель!». Практическая работа. Пополняем портфолио |
6 |
|
|
Кто такой скульптор |
Знакомство с профессией скульптор. Понятия: «художник», «мастер», «статуя», «статуэтка», «бюст», «памятник», «монумент». Практическая работа (лепка статуэтки из пластилина) |
7 |
|
|
Лепка из глины |
Практическая работа. Лепка из глины. |
8 |
|
|
Маленькая фея. Как придумать аромат. |
Знакомство с профессией парфюмер. Понятия: «начальная нота», «сердце» запаха», «шлейф». Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние -самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как стать настоящим парфюмером?» |
9 |
|
|
Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье. |
Профессии - портной, закройщик, швея. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия. |
10 |
|
|
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам |
Профессия реставратор. Занятие –практикум в кабинете технологии. Проект «Новая жизнь старым вещам» Пополняем портфолио |
11 |
|
|
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед |
Понятия: кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг Занятие –игра «Как у матушки на кухне» |
12 |
|
|
Моя мама – кондитер. |
Профессия кондитер. Понятия: «кондитерское изделие», «десерт», «кондитерский цех». Урок – интервью. Практическая работа. Лепка узоров из соленого теста. |
13 |
|
|
Кто украшает книжку. |
Профессия иллюстратор. Виды деятельности: иллюстрация печатных изданий, книг, сборников. Урок-практикум. |
14 |
|
|
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация |
Профессия иллюстратор. Конкурс «Иллюстрация к любимой сказке» |
15 |
|
|
Кто рисует картины |
Типы художников : живописец, художник – график, фотохудожник, художник - мультипликатор. Качества, необходимые художнику: воображение, оригинальность, находчивость, развитое пространственно-образное мышление, самостоятельность, чувство гармонии и вкуса. Практическая работа. |
16 |
|
|
Художники - детям Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
|
Виртуальная экскурсия по галерее лучших работ известных художников для детей. |
17 |
|
|
Когда возникла музыка. Музыканты оркестра |
Профессии: музыкант, аранжировщик, вокалист, инструменталист. Встреча – интервью с учителем музыки |
18 |
|
|
Кто сочиняет музыку |
Композитор. Правила теории музыки. Отличие композитора от исполнителя. |
19 |
|
|
Композиторы - детям |
Современные композиторы – детям |
20 |
|
|
Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра |
Профессия дирижер. Оркестр. Виртуальная экскурсия в театр. Волшебная палочка дирижера. Игра «Оркестр» |
21 |
|
|
Как стать писателем. Проба пера |
Писатель. Литературное произведение: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, сюжет, персонажи и их характеры. Практическая работа .Проба пера. |
22 |
|
|
Писатели - детям |
Презентация. Знакомство с творчеством русских писателей. Экскурсия в библиотеку с. Замишево |
23 |
|
|
Как рождаются стихи. Про поэтов. |
Поэт. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, песни. |
24 |
|
|
Поэты – детям |
Знакомство с творчеством советских и российских поэтов Практическая работа. Проба пера. |
25 |
|
|
Профессия - режиссёр |
Профессия режиссер. Близкие профессии: актер, оператор, звукорежиссер, художник – постановщик. Встреча-интервью. |
26 27 28 29 |
|
|
Кукольный театр. Сыграем пьесу |
Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создает театральные полотна?» Сказка Н. А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2 класса). Знакомство с особенностями пьесы. Коллективное разучивание реплик пьесы. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов и их изготовление. |
30 |
|
|
Я хочу танцевать. Как стать танцором . |
Танцор. Понятия: движение, фигуры, композиция. Виды, стили и форма танца. Качества, необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость. Игра «Кастинг» |
31 |
|
|
Кто придумывает танцы |
Хореограф и его деятельность. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д. Урок – практикум. |
32 |
|
|
Кто пишет статьи в газету Репортаж с места событий |
Журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер. Понятия: поиск информации, анализ фактов, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм. Практическая работа. Интервью с отличниками учебы. |
33 |
|
|
Что делает фотограф. Фотография другу |
Фотограф. Беседа «Как стать фотографом». Игра «Веселый фотограф» |
3 раздел «Итоговое повторение» (1 час) |
||||
34 |
|
|
Итоговое повторение Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
|
Диагностика «Зачем нужен труд». Эссе «Кем и каким я хочу стать». |
В III классе (34 часа)
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Наименование раздела, тема занятия |
Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала |
|
По плану |
Факти-чески |
|||
1 раздел «Введение в мир профессий» (5 часов) |
||||
1 |
|
|
Кем быть? |
Беседа. Диагностика «Методика незаконченных предложений». |
2 |
|
|
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» |
Практическое занятие. |
3 |
|
|
Кто такой мастер? Что такое призвание? |
Беседа. |
4 |
|
|
Встреча с нашими героями. |
Занятие –игра. |
5 |
|
|
Из истории слов. Работа со словарем. |
Экскурсия в библиотеку. Практикум-игра. |
2 раздел «Профессии, которые нас защищают» (8 часа) |
||||
6 7 |
|
|
Инспектор ГИБДД. Кто может работать инспектором ГБДД? |
Профессия инспектор ГИБДД. Встреча с инспектором. Понятия: ДТП, ПДД, нарушитель, пешеход, водитель, транспортное средство. Беседа по ПДД. Практикум-игра «Мы - пешеходы» |
8 9 |
|
|
Кто охраняет наш покой? Кто может работать полицейским? |
Профессии полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист. Понятия: правопорядок, происшествие, место преступления, уголовная и административная ответственность. Игра «Следствие ведут Колобки» |
10 11
|
|
|
Спасатель. Кто может работать спасателем? |
Профессия спасатель. Понятия: ЧС, пожар, наводнение. ТБ при пожаре, обморожении, возле водоемов , на воде, в лесу, при обнаружении бесхозных предметов. Экскурсия в пожарную часть |
12 13 |
|
|
Пограничник |
Пограничник. Понятия: государственная граница, долг, честь. Чтение и обсуждение Ю.Коваль «Алый» и другие рассказы. |
3 раздел «Калейдоскоп профессий» (11часов) |
||||
14 |
|
|
Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? |
Бухгалтер. Понятия: учет, счета, отчетность, бухгалтерский баланс, учет, аванс, зарплата, ведомость. Беседа с приглашением. |
15 |
|
|
Менеджер |
Менеджер по продажам, менеджер по закупкам, менеджер по персоналу. Понятия: активные продажи, демпинг, клиентская база, презентация товара, претензия. Деловая игра «Я - менеджер» |
16 17 |
|
|
Кто такой риэлтор? Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио
|
Риэлтор. Понятия: участники рынка, недвижимость, типы недвижимости (земля, жилье, нежилые помещения). Урок-игра «Рынок недвижимости» |
18 19 |
|
|
Профессия – фермер. |
Фермер. Понятия: крестьянское (фермерское) хозяйство, животноводство, растениеводство, птицеводство, прибыль, семена, корма, озимые культуры и др. Урок-игра «Ферма» |
20 |
|
|
Коммерсант. Знакомство с профессией. |
Коммерсант. Понятия: прибыль, закупка, продажа, выгода, финансы, посредник |
21 22 |
|
|
Кто такой бизнесмен? |
Бизнесмен. Понятия: фирма, банк, кредит, рассрочка платежа, договор, банкротство, биржа, акционер. Игра «Монополия» |
23 24 |
|
|
Экскурсовод. |
Экскурсовод. Понятия: экспонат, исторический памятник, антиквариат, маршрут экскурсии. Экскурсия в школьный музей. |
4 раздел «Профессии наших родителей» (6 часов) |
||||
25 26 |
|
|
Профессии наших мам |
Бухгалтер. Понятия: учет, счета, отчетность, бухгалтерский баланс, учет, аванс, зарплата, ведомость. Беседа с приглашением. |
27 |
|
|
Сочинение «Моя мама- мастер» |
Сочинение |
28 29 |
|
|
Профессии наших пап |
Беседа с приглашением пап. Экскурсия на предприятие |
30 |
|
|
Сочинение «Мой папа - мастер» |
Сочинение |
5 раздел «Пишем «Книгу мира» (3 часа) |
||||
31 32 33 |
|
|
Пишем «Книгу мира» |
Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде, профессиях (пополнение папки «Азбука профессий») Практикум – игра. |
6 раздел «Итоговое повторение» (1 час) |
||||
34 |
|
|
Совместное мероприятие с библиотекой «Радуга профессий» Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
|
Занятие-игра Диагностика «Анкета для выявления трудового сознания младших школьников» . |
В IV классе (34 часа)
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Наименование раздела, тема занятия |
Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала |
|
По плану |
Факти-чески |
|||
1 раздел «Введение в мир профессий» (2 часа) |
||||
1 2 |
|
|
Введение в мир профессий. Типы профессий Тест «Какая профессия мне больше подходит?» |
Индивидуальная и групповая работа. Диагностика «Мои способности». Практикум - игра |
2 раздел Профессии типа «человек-человек» (4 часа) |
||||
3
|
|
|
Профессии типа «человек-человек» |
Занятие-викторина. |
4
5 |
|
|
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми |
Экскурсия в д\с Беседа-интервью. Практикум-игра «Я - воспитатель» |
6 |
|
|
Черты характера, которыми должен обладать работник |
Викторина «Сколько профессий, столько дорог» |
3 раздел Профессии типа «человек - техника» (6 часов) |
||||
7
|
|
|
Профессии типа «человек-техника» |
Занятие -викторина |
8 9 |
|
|
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой |
Беседа-интервью. |
10 11 12 |
|
|
Черты характера, которыми должен обладать работник |
Экскурсия в кабинет технологии для мальчиков Экскурсия кабинет технологии для девочек |
4 раздел Профессии типа «человек - природа» (3 часа) |
||||
13 |
|
|
Профессии типа «человек-природа» |
Презентация. Беседа-интервью с учителем биологии. |
14 |
|
|
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с природой |
Занятие - встреча |
15 |
|
|
Черты характера, которыми должен обладать работник |
Экскурсия в зоопарк |
5 раздел Профессии типа «человек – знаковая система» (4 часа) |
||||
16 |
|
|
Профессии типа «человек -знаковая система» Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио |
Беседа – интервью с учителем математики (информатики) |
17 |
|
|
Встреча с родителями, чьи профессии связаны со знаковой системой |
Урок-встреча |
18 19 |
|
|
Черты характера, которыми должен обладать работник |
Экскурсия в кабинет физики. Экскурсия в кабинет химии. |
6 раздел Профессии типа «человек – художественный образ» (2 часа) |
||||
20 |
|
|
Профессия типа «человек – художественный образ» |
Занятие -конкурс |
21 |
|
|
Встреча с родителями, чьи профессии связаны с художественным образом. Черты характера, которыми должен обладать работник |
Экскурсия в музей |
7 раздел «Орудия труда» (3 часа) |
||||
22 |
|
|
Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. |
Беседа с приглашением технического работника школы. |
23 |
|
|
Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику |
Занятие-практикум в кабинете технологии |
24 |
|
|
Использование функциональных средств организма. |
Заочная экскурсия в цирк (Профессия гимнаст) |
8 раздел «Условия труда» (5 часов) |
||||
25 26 |
|
|
Условия повышенной моральной ответственности. |
Практикум -игра |
27 |
|
|
Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога, палеонтолога. |
Заочная экскурсия |
28 |
|
|
Условия труда бытового типа. |
Беседа с приглашением технического работника |
29 |
|
|
Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщик. |
Презентация |
9 раздел «Итоговое повторение» (5 часов) |
||||
30 |
|
|
Презентация «Мой характер. Мои качества» |
Защита детских презентаций |
31 |
|
|
Конкурс рисунков «Самая лучшая профессия» |
Урок-конкурс |
32
|
|
|
Конкурс сочинений «Я б в… пошел, пусть меня научат!» |
Урок-конкурс |
33
|
|
|
Урок- презентация: «Это моя будущая профессия» |
Презентация будущей профессии. |
34
|
|
|
Наши достижения. Пополняем портфолио Формы контроля - текущий контроль в форме работы с портфолио. Промежуточная аттестация.
|
Диагностика «Диагностика отношения к жизненным ценностям». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.