РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ» ДЛЯ 5 КЛАССА
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ» ДЛЯ 5 КЛАССА

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл
29.12.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ» ДЛЯ 5 КЛАССА
Список методической литературы: 1. УМК «Российское казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд. М.,2015 г. 2. «Российское казачество», отв. ред. Т.В.Таболина, изд.М.,2008 г. 3. Альманах «Казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2012 г. 4. Журнал «Этносоциум», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2012 г. 5. Рамазан Абдулатипов «Мой русский народ: кубанские казаки», изд. Классик Стиль, 2006 г. Список учебной литературы: 1. Ковалёва О.В. «Некоторые аспекты политического поведения казачества», В.Д.Зотов, М.:МАКС, 2004 г. 2. Пётр Краснов серия книг «Казачья слава», «История казачества», изд. Яуза, Эксмо, 2006 г. 3. Петр Краснов «История кубанского войска», изд. Вече, 2007 г. 4. Анатолий Короченко «Русские полководцы», изд. АСТ, Астрель, 2004г. 5. Владимир Лесин «Исторические портреты: Михаил Кутузов, Матвей Платов, Алексей Ермолов», изд. АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г. 6. Учебное пособие: «История казачества в вопросах и ответах», сост. С.А.Кислицын, изд. Феникс, 2001 г.
внеурочка 5 кл казачьи забавы(готова).docx

Приложение к основной образовательной программе

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Сальска

 


Рассмотрено на                        

заседании ШМО учителей

истории и естествознания

протокол № 1 от 26.08.2020 г.

Руководитель ШМО

                            Н.Н. Шматько

 

 

Рекомендована

педагогическим советом

протокол №1 от 27.08.2020 г.

 

 

 

 

 

Утверждена

приказом по МБОУ СОШ №7 г. Сальска

от 27.08.2020 № 164

Директор школы

                            С.Ю. Лысикова

 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ»

ДЛЯ 5 КЛАССА

 

 

 

Педагог дополнительного образования:

Серова Светлана Николаевна

 

 

 

 

2020 – 2021 учебный год

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Казачьи забавы» для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.     ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);

2.     Образовательная программа МБОУ СОШ № 7 (утверждена приказом директора от 27.08.2020г. №164);

3.     Учебный план МБОУ СОШ № 7 (утвержден приказом директора от 27.08.2020 г. №164);

4.     Годовой календарный график МБОУ СОШ № 7 (утвержден приказом директора от 29.05.2020 г. №127);

5.     УМК «Российское казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд. М.,2015 г.

 

Список методической литературы:

1.     УМК «Российское казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд. М.,2015 г.

2.     «Российское казачество», отв. ред. Т.В.Таболина, изд.М.,2008 г.  

3.     Альманах «Казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2012 г.

4.     Журнал «Этносоциум», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2012 г.

5.     Рамазан Абдулатипов «Мой русский народ: кубанские казаки», изд. Классик Стиль, 2006 г.

Список учебной литературы:

1.     Ковалёва О.В. «Некоторые аспекты политического поведения казачества», В.Д.Зотов, М.:МАКС, 2004 г.

2.     Пётр Краснов серия книг «Казачья слава», «История казачества», изд. Яуза, Эксмо, 2006 г.

3.     Петр Краснов «История кубанского войска», изд. Вече, 2007 г.

4.     Анатолий Короченко «Русские полководцы», изд. АСТ, Астрель, 2004г.

5.     Владимир Лесин «Исторические портреты: Михаил Кутузов, Матвей Платов, Алексей Ермолов», изд. АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г.

6.     Учебное пособие: «История казачества в вопросах и ответах», сост. С.А.Кислицын,  изд. Феникс, 2001 г.

 

Казачьи игры для детей дают огромные возможности для физического и развития ребёнка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста

Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

 Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.

 

Цели: приобщать обучающихся к культуре и традициям казачества, обеспечить физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое  развитие  детей,  воспитывать патриотизм на основе культурно-исторических традиций казачества. 

 

Задачи:

·        Формировать знания по истории и культуре казачества;

·        Создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков; Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

·        Прививать бережное отношение к традициям казачества;

·        Развивать внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве;

·        Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

 

На изучение программы внеурочной деятельности «Казачьи забавы» отведено 34 часа (1 час в  неделю). Программа будет выполнена в полном объёме.

 


 

Учебно-тематический план курса «Казачьи забавы»

Наименование разделов, тем.

Всего часов

1

Вводное занятие.

Знакомство с общими  правилами игры. Правила безопасности во время игры.

1

История казачества

7

2

История казачества России.

Казачья игра «Лошадки».

2

3

История казачества. Игра «Казачата».

2

 

4

История казачьих игр.

Казачья игра «Надень папаху».

2

 

5

Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России.

1

Подвижные казачьи игры

10

6

Подвижные игры « Хлибчик», «Мельница».

2

7

Подвижные игры: «Капуста », «Лень»

2

 

8

Подвижные игры: «Селезень и утка»,

«Игра в шапку».

2

 

9

Подвижная игра «Зевака».

1

 

10

Подвижные игры: «Борьба на коленях», «Перетяни за черту».

1

 

11

Релаксационная игра « Ручеёк».

2

 

Игры и эстафеты

4

12

Игры – эстафеты «Послушай мяч»,

«Передал - садись».

1

 

13

Эстафеты с бегом и прыжками.

1

 

14

Эстафеты преодолением препятствий

1

 

15

Игры – эстафеты: «Чемпионы малого мяча», «Вызов номеров»

1

 

Кубанские казачьи игры

12

 

16

Разминка. Строевые упражнения. Подвижные игры: «Лапта», «Салки».

2

 

17

Разминка. Строевые упражнения. Игра «Иголка, нитка, узелок».

1

18

Разминка. Строевые упражнения.

Игра «Ляпка».

1

19

Разминка. Строевые упражнения. Игра «Жмурки».

1

20

Разминка. Строевые упражнения. «Горелки»

1

21

Разминка. Строевые упражнения. Игра

«Челнок».

1

22

Разминка. Строевые упражнения. Подвижные игры: «Перебежки»,«Стоп».

2

23

Разминка. Строевые упражнения. Игры: «Берегись», «Игра в шапку»

2

24

Разминка. Строевые упражнения. Игры: «Чехарда», «Салки».

1

Итого:

34

 

 

 

 

 


 

Содержание программы:

1.     Вводное занятие: знакомство с общими  правилами игр, правилами безопасности во время игр.

2.     История казачества России. Казачья игра «Лошадки». Знакомство учащихся с возникновением казачества.

3.     История казачества Кубани. Игра «Казачата». Знакомство учащихся с возникновением Кубанского  казачества.

4.     История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху». Знакомство учащихся с традиционными казачьими играми.

5.     Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Знакомство с атаманом Кубанского казачества, его вклад в развитие России.

6.     Подвижные казачьи игры.Знакомство с общими  правилами игр.

7.     Игры и эстафеты.Знакомство с общими  правилами игр.

8.     Казачьи национальные игры. Знакомство с национальными играми казаков.

 

Планируемые результаты:

Личностными результатами являются следующие умения:

·        Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

·        Оценивать конкретные поступки как хорошие так и плохие;

·        Выражать свои эмоции;

·        Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·        определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

·        проговаривать последовательность действий во время занятия;

·        учиться работать по определенному алгоритму.

Познавательные УУД:

·        умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·        постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·        разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

·        владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

·        сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Предметными результатами являются:

·        организация отдыха и досуга средствами физической культуры;

·        представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

·        оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

·        организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

·        соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

·        организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;

·        взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

·        в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

·        находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

·        выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

·        применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5класса должны:

иметь представление:

·        о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

·        о режиме дня и личной гигиене;

·        о способах изменения направления и скорости движения;

·        о народной игре как средстве подвижной игры;

·        об играх казаков Дона;

·        о соблюдении правил игры.

уметь:

• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

• играть в казачьи игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

• соблюдать правила игры.

Ожидаемый результат

• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре казачьих игр.

• Развитие умений работать в коллективе.

• Формирование у детей уверенности в своих силах.

• Умение применять игры самостоятельно.

• Умение самостоятельно и активно играть в казачьи игры.

• Приобретение качеств необходимых в повседневной жизни: находчивость, проявление инициативы, быстрое принятие решения, умение быстро находить выход в сложной ситуации.

• Развитие зрительно-слухового восприятия, тонкой моторики рук, координации движений, чувства ритма.

Календарно-тематическое планирование

Дата
проведения урока

Наименование разделов, тем.

1.                  

02.09

Вводное занятие(1 ч)

Правила безопасности во время игры.

 

 

История казачества (7 ч)

2.                  

09.09

История казачества России.

Казачья игра «Лошадки». Знакомство с общими  правилами игры.

3.                  

16.09

История казачества России.

Казачья игра «Лошадки».

4.                  

23.09

История казачества. Игра «Казачата». Знакомство с общими  правилами игры.

5.                  

30.09

История казачества. Игра «Казачата».

6.                  

07.10

История казачьих игр.

Казачья игра «Надень папаху». Знакомство с общими  правилами игры.

 

7.                  

14.10

История казачьих игр.

Казачья игра «Надень папаху».

 

8.                  

21.10

Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России.

 

 

Подвижные казачьи игры (10 ч)

9.                  

28.10

Подвижная игра «Хлибчик». Знакомство с общими  правилами игры.

По плану: 9 уроков

 

10.             

11.11

Подвижная игра «Мельница». Знакомство с общими  правилами игры.

11.             

18.11

Подвижная игра «Капуста». Знакомство с общими  правилами игры.

12.             

25.11

Подвижная игра «Лень». Знакомство с общими  правилами игры.

13.             

02.12

Подвижная игра «Селезень и утка». Знакомство с общими  правилами игры.

14.             

09.12

Подвижная игра «Игра в шапку». Знакомство с общими  правилами игры.

15.             

16.12

Подвижная игра «Зевака». Знакомство с общими  правилами игры.

16.             

23.12

Подвижная игра «Борьба на коленях». Знакомство с общими  правилами игры.

По плану: 7 уроков

 

17.             

13.01

Подвижная игра «Перетяни за черту». Знакомство с общими  правилами игры.

18.             

20.01

Релаксационная игра «Ручеёк». Знакомство с общими  правилами игры.

 

 

Игры и эстафеты (4 ч)

19.             

27.01

Игра-эстафета «Послушай мяч». Знакомство с общими  правилами игры.

 

20.             

03.02

Игра-эстафета  «Передал - садись». Знакомство с общими  правилами игры.

21.             

10.02

Игра–эстафета «Чемпионы малого мяча». Знакомство с общими  правилами игры.

22.             

17.02

Игра–эстафета «Вызов номеров». Знакомство с общими  правилами игры.

 

 

 

Кубанские казачьи игры (12 ч)

23.             

24.02

Подвижная игра «Лапта». Знакомство с общими  правилами игры.

24.             

03.03

Подвижная игра «Салки». Знакомство с общими  правилами игры.

25.             

10.03

Игра «Иголка, нитка, узелок». Знакомство с общими  правилами игры.

26.             

17.03

Игра «Ляпка». Знакомство с общими  правилами игры.

По плану: 10 уроков

 

27.             

31.03

Игра «Жмурки». Знакомство с общими  правилами игры.

28.             

07.04

Игра «Горелки». Знакомство с общими  правилами игры.

29.             

14.04

Игра «Челнок». Знакомство с общими  правилами игры.

30.             

21.04

Подвижная игра «Перебежки». Знакомство с общими  правилами игры.

31.             

28.04

Подвижная игра «Стоп». Знакомство с общими  правилами игры.

32.             

05.05

Игра «Берегись». Знакомство с общими  правилами игры.

33.             

12.05

Игра «Игра в шапку». Знакомство с общими  правилами игры.

34.             

19.05

Игра «Чехарда». Знакомство с общими  правилами игры.

По плану: 8 уроков

 

Итого: 34 урока


 

приложение №1

Подвижные игры  для внеурочной деятельности «Казачьи забавы»

Детские игры: казачьи игры для детей

Игра «Чехарда»

1) с опорой на спину (для малых казачат) –

- обычный общепринятый вариант, но постепенно те, через кого прыгают, становятся всё выше и всё ближе (первоначально 3-5 шагов) друг к другу;

2) без опоры на спину (для более старших казачат) –

- один подсаживается (спиной к прыгающему), другой перепрыгивает с разбега, но момент подсаживания надо выбрать самому как можно ближе к прыгающему.

 

Игра «Заря»

Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту,и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

 

Игра «Иголка, нитка и узелок»

О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали и вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

 

Игра «Лапта»

Это самая распространенная игра в мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека,которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость,организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозор  и ловкость,

быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон.

Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.

Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.

Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу,чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.

В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.

По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.

В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт,когда мяч забьёт следующий игрок, тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение,когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды.Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Поддавалы не должны переступать черту города.

Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

 

Игра «Ляпка»

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии,

проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры: Один из игроков – водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить.

Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!»Новый«Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

 

Игра «Салки»

Игра выводит детей к природе, развивает координацию движений,

глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.

Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает однуна расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одногоиз разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой.

Правила игры. Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

 

Игра «Челночок»

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

Правила.Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота.Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.

Указания к проведению. Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.

Более сложный вариант – когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например, шарик в ложке, ведёрко, наполненное водой, или проходят, прокатывая рукой впереди себя большой мяч.

 

Игра «Берегись!»

С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним становится пятнашка. Все участники игры находятся на противоположной стороне площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три!»Играющие в это время идут через поле и подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает через шнур и старается догнать и запятнать кого-либо из детей. Вместе с запятнанным он быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое.

Правила. 1. Играющие бегут в свой дом только после слов пятнашки :«Берегись три!»

2. Пятнашке разрешается салить только одного игрока.

3. Через шнур пятнашка только перепрыгивает, но если, перепрыгивая, он задевает шнур, то повторяет прыжок.

4. За чертой дома салить игроков нельзя.

Указания к применению. Игра проводится по большой свободной площадке. Расстояние между домов играющих и местом, где находится пятнашка, 10-20м. высоту шнура по ходу игры можно менять: чем выше шнур, тем труднее водящему через него перепрыгивать. Слова »Берегись раз, берегись два, берегись три!»пятнашка произносит медленно, чтобы играющие могли ближе подойти к шнуру. Чем ближе они находятся от шнура, тем легче их осалить.

Вариант. Играющие догоняют пятнашку и игрока, которого он уводит с собой, и стараются запятнать одного из них, пока они не перепрыгнут через шнур. Тот, кого они запятнали, возвращается на поле.

 

Игра «Перебежки»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними 10-20м. участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

 

Игра «Перебежки с выручалкой»

Игра проходит как простые перебежки, только на площадке недалеко от линий домов очерчивают два круга. Игроки, осаленные водящими, не выходят из игры, а встают в один из кругов. Их могут выручить игроки той же команды. Пробегая мимо, игрок берёт осаленного, который стоит в круге, за руку и вместе с ним бежит в дом своей команды.

 

 

 

Игра «Стоп!»

На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) – место для водящего. На расстоянии 20-30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай…Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают своё движение с того места, где их застал сигнал.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий произнесёт слово «Стоп!». Тот, кто это сделал, становится водящим и игра повторяется.

Указания к проведению. Чтобы занять круг водящего, нужно быть внимательным, обладать выдержкой и уметь быстро реагировать на сигнал. Это одна из немногих игр, где ребёнок выигрывает право быть водящим.Очень интересно проходит игра, если водящий говорит слова в разном темпе: то очень быстро, перед словом »Стоп!» делая паузу, то начиная медленно, а заканчивая скороговоркой.

 

Игра «Пожмурки»

На игровой площадке отмечают дом для водящего – жмурильщика. Он встаёт в дом, отворачивается, закрывает глаза, все играющие разбегаются и прячутся. Водящий выходит на поиски, найденного называет по имени и быстро бежит к своему дому. Игрок, которого нашли, старается догнать водящего и осалить до того, как он забежит в дом. Если это ему удаётся, то он кричит: «На кашу!» После этих слов дети разбегаются, а водящий их догоняет. Кого он запятнал, тот становится водящим. Если водящий добежал до дома и его не запятнали, то он идёт прятаться, а найденный встаёт на его место.

Правило. Водящий должен искать играющих по всей площадке.

 

Игра «Казачата, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.

Игра продолжается около трех минут. По   окончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.

Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков. 

 

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле­тает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

·       шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;

·       если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не пой­мал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

 

Игра «Казаки»

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, повора­чиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-ни­будь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играю­щие попадают в цель камешками.

Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и вы­полнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.

 

Игра «Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай- качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач! » возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

 

Игра «Достань платок».

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под весёлую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек. Шаль можно заменить кубанкой.

 

Игра "Лошадки".

Цель. Упражнять детей в беге. Развивать ловкость.

Правила игры. играющие делятся на две равные группы(можно родитель и ребенок ). Одни изображают лошадок, другие - конюхов. (У конюхов в руках вожжи.) На одной стороне площадки (это луг) очерчивается конюшня, где находятся лошадки, на другой - место для конюхов. Взрослый говорит: "Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!" По этому сигналу конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей. (Каждый выбирает себе лошадь .) Запряженные лошадки выстраиваются друг за другом и по сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь. На слова "Приехали, распрягайте лошадей!" конюхи останавливают лошадок, распрягают и отпускают пастись на луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву. По сигналу "конюхи, запрягайте лошадей" каждый конюх ловит свою лошадку, которая убегает, увертывается от него. Когда все лошадки будут пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4 раза, после чего взрослый говорит: "Отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут!" Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их. Указания. В игре следует чередовать бег с ходьбой и разными видами подскоков. Игру можно разнообразить, предлагая разные сюжеты поездок: скачки, поездку в лес за дровами и т. п.

 

Игра «Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь — десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит.

Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

 

Игра «Хлебец (Хлибчик)»

Все желающие играть, взявшись за руки, становят­ся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

—  Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.

—  А выпечешь? — спрашивает задняя пара.

—  Выпеку!

—  А убежишь?

—  Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противо­положных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же по­рядке.

Цель игры: развитие внимания, ориентировки в про­странстве, укрепление мышц ног.

Правила игры: последняя пара может бежать толь­ко после окончания переклички.

 

Игра «Мельница»

Цель: развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры.

Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится, проговаривая слова:

«Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай, и в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов, съеден хлеб наш черный,

Съеден белый хлебик, мели новый, мельник!»

На последнем слове дети должныостановиться, удерживая равновесие и не шевелиться. Кто не справится с заданием, выходит из игры. Игра повторяется.

 

Игра «Селезень и утка»

Цель: развивать быстроту, ориентировку в пространстве.

Ход игры.

Играющие становятся парами, рука в руке. Двое: «утка» и «селезень», подныривают спереди и сзади под руками стоящих на площадке детей, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в парах приговаривают:

«Догони, селезень, утку, догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой, у тебя семеро детей,

Восьмой - селезень, девятая - утка, десятая – гуска».

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

 

Игра «Капуста»

Цель: развивать ловкость, быстроту, реакцию.

Ход игры.

В центре круга «огорода» лежат: кубанки, платки и другие вещи, обозначающие «капусту». Рядом сидит «хозяин» и поет: «Я на камушке сижу, лозу тешу, лозу тешу - плетень горожу. Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали: коза с козлятами, свинья с поросятами, утка с утятами, курица с цыплятами». Остальные участники игры стоят за кругом, и пытаются быстро забежать в «огород», схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто больше всех унесет из «огорода» капусты.

 

Игра «Лень»

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Ход игры.

Один из игроков «Лень» - садится на пол. Дети стоят врассыпную,  и ведут диалог: «Тепло ли тебе, Лень? Холодно ли молодому?» - Не тепло. Дети: «Не одеть ли нам его, не обуть ли нам его? Как с молодца кафтан, со старушки сарафан. С молодицы-то платок, с красной девушки венок. Что ты, лень, сидишь?» - Пить, есть хочу. Дети: «Что же тебе надобно, Лень?» - Яства боярские, питья государские. Дети: «Кто спину не гнет, тому ложка не в рот. А где гнулась спина, тому рожь густа и колосиста, колосиста - ядрениста. С зерна-то пирог,с колоска - весь мешок». Лень встает и догоняет детей. Пойманный ребенок становится ленью.         

 

 

 

Игра «Зевака»

Участники встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом.

Правила

1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

Указания к проведению

Эту игру лучше проводить с небольшим количеством участников. Мяч для игры можно взять любой величины, в зависимости от умений детей: чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.

 

Игра «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

 

Игра «Перетяни за черту»

Команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся берутся за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам — обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника. Побеждает команда, захватившая больше пленных

 

Игра «Передал — садись»

Подвижная игра с мячом Передал - садисьЧем больше людей участвуют в игре «Передал — садись», тем лучше. В начале игры участники делятся поровну на две или три команды. Можно на четыре и больше, но тогда будет сложнее отслеживать правильность игры. К тому же, на каждую команду нужен свой мяч. И желательно, чтобы мячи были одинаковыми.Из каждой команды выбирается капитан. Все участники становятся вдоль одной воображаемой линии. А капитан посередине напротив, где-то на расстоянии 5-8 метров от линии. Капитан каждой команды берет мяч. По команде «Старт» игра начинается. Капитан кидает мяч первому участнику своей команды. Тот должен поймать мяч и как можно быстрее кинуть его обратно капитану, как только он кинул мяч обратно он должен присесть (и остаться сидеть). Далее капитан бросает мяч следующему игроку своей команды и так далее. Когда капитан получит мяч от последнего игрока своей команды, он поднимает мяч вверх и вся команда встает. Команда, капитан которой первым поднимет мяч, выигрывает.Если вдруг игрок не поймал мяч от капитана, то он должен сбегать за ним, встать обратно на свое место и снова кинуть мяч капитану.Если капитан не поймал мяч от игрока, то капитан должен сбегать за мячом, вернуться на свое место и продолжить игру.

 

Игра «Чемпионы малого мяча»

Игры и упражнения с мячом и скакалкой — любимое занятие всех младших школьников. Эти игры очень полезны для физического развития ребят, их надо всячески поощрять и по возможности посте­пенно усложнять задания.

В школе, в детском лагере, на площадке можно провести кон­курсы на звание «чемпиона малого мяча» и «чемпиона скакалки». Они, несомненно, увлекут всех малышей.

Каждый участник конкурса дол­жен научиться выполнять три обя­зательных упражнения, которые не­обходимо установить заранее и по­казать на одном из сборов. Они не должны быть слишком легкими, но вполне доступными каждому по­сле некоторой тренировки. Два дру­гих упражнения каждый должен придумать сам или выбрать по сво­ему усмотрению. В этих упражнениях надо постараться максимально проявить свое искусство.

В качестве обязательных упраж­нений можно, например, предло­жить такие:

Для игр с мячом (каждое упраж­нение должно быть повторено три­жды).

1. Подбросить мяч вверх, опуститься на одно колено и поймать мяч двумя руками.

2. Стоя ноги врозь, взять мяч в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы он пере­летел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой.

3. Держать мяч правой рукой, вы­тянутой вперед и повернутой ла­донью книзу. Разняв пальцы, выпу­стить мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху.

 

Игра «Вызов номеров»

Подготовка. Построить играющих в две колонны. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне - команде. Учитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову учителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко.


 

Приложение к основной образовательной программе

Приложение к основной образовательной программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Казачьи забавы» для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Казачьи забавы» для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1

Также нет необходимости в специально оборудованном месте

Также нет необходимости в специально оборудованном месте

Учебно-тематический план курса «Казачьи забавы» №

Учебно-тематический план курса «Казачьи забавы» №

Разминка. Строевые упражнения

Разминка. Строевые упражнения

Содержание программы: 1.

Содержание программы: 1.

Предметными результатами являются: · организация отдыха и досуга средствами физической культуры; · представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; ·…

Предметными результатами являются: · организация отдыха и досуга средствами физической культуры; · представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; ·…

Дона; · о соблюдении правил игры

Дона; · о соблюдении правил игры

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Подвижная игра «Перетяни за черту»

Подвижная игра «Перетяни за черту»

Подвижные игры для внеурочной деятельности «Казачьи забавы»

Подвижные игры для внеурочной деятельности «Казачьи забавы»

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см

Правила. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота

Правила. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота

Игра «Стоп!» На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) – место для водящего

Игра «Стоп!» На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) – место для водящего

Правила игры: · шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; · если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу

Правила игры: · шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; · если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу

По сигналу "конюхи, запрягайте лошадей" каждый конюх ловит свою лошадку, которая убегает, увертывается от него

По сигналу "конюхи, запрягайте лошадей" каждый конюх ловит свою лошадку, которая убегает, увертывается от него

Крутись, крутись, жернов, съеден хлеб наш черный,

Крутись, крутись, жернов, съеден хлеб наш черный,

Игра «Зевака» Участники встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить

Игра «Зевака» Участники встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить

Далее капитан бросает мяч следующему игроку своей команды и так далее

Далее капитан бросает мяч следующему игроку своей команды и так далее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020