Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности
Оценка 4.8

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитание
5 кл—6 кл
05.10.2022
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности составлена на основе комплексной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи Нищевой Н. В.
Рабочая программа старшая группа компенсирующей напраленности.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Золотой петушок»

 

ПРИНЯТО:

Протоколом Педагогического совета № 1 от 31.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующим МБДОУ д/с

№ 33 «Золотой петушок»

_______________И. С. Шилеева

Приказ № ___ от 31.08.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учителя-логопеда

старшей группы компенсирующей направленности .

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Буравкина Е. Н., Нагорная Ю. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Кадамовский

2022г.

Содержание

I.  Целевой раздел

        1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..3

          1.1.1.Цель и задачи рабочей программы………………………………………………..3

          1.1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса………….….4

          1.1.3.Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи ………….……..4

        1.2.Планируемые результаты освоения Программы……………………………………6

          1.2.1.Целевые ориентиры………………………………………………………………..6

          1.2.2.Педагогическая диагностика………………………………………………………6

II. Содержательный раздел                                                                                            

2.1. Способы реализации Программы…………………………………………………7

2.2. Методы реализации Программы………………………………………………….8

2.3. Приемы реализации Программы………………………………………………….8

2.4. Средства реализации Программы…………………………………………………9

2.5. Тематическое и перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности            ……………………………………………………………………………………9

2.6. Преемственность во взаимодействии педагогических работников…………….10

2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………13

III.Организационный раздел                                                                                                        

            3.1. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности………..14

            3.2. Система коррекционно-образовательной деятельности…………………………16

            3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов……………………………...17

3.4. Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда…………………………………20

3.5. Список методической литературы и дидактических пособий…………………..21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Целевой раздел

1.1.            Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Адаптированной основной образовательной  программы МБДОУ д/с № 33 «Золотой петушок» для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июня.

1.1.1.        Цель и задачи рабочей программы.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:

·                    охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

·                    осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

·                    создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

·                    обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

·                    воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·                    взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

·                    воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

·                    развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

·                    пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

·                    учет государственной политики;

·                    особенности контингента детей и кадрового состава группы;

·                    учет запроса родителей;

·                    особенности региона.

1.1.2.        Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов:

·                    принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей каждого ребенка;

·                    принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

·                    принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

·                    принцип интеграции усилий специалистов;

·                    принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

·                    принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

·                    принцип постепенности подачи учебного материала;

·                    принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря  комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Группу посещают дети 6 года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи,  фонетическим недоразвитием речи).

1.1.3.        Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речи.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.                           

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые 64 нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. Д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоциональнооттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

 

ТАБЛИЦА 1

Оценка здоровья детей группы

Общая численность детей – 14 человек

Группа

(возраст)

Группа здоровья

Диагноз

(психолого-педагогическая классификация)

Старшая  группа

(5-6 лет)

1

2

3

 

 

 

 

14 человек

-

14

-

 

 

 

 

1.2.            Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1.        Целевые ориентиры

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

1.2.2.        Педагогическая диагностика

Мониторинг в логопедической группе проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначен для индивидуализации работы с ним.

Общей целью диагностики является- выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников.

Задачи:

-обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;

-обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.

Установлена следующая периодичность проведения исследований-три раза в год:

-в начале учебного года- первичная (сентябрь) диагностика проводится с целью  выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

-в середине учебного года- промежуточная (январь) диагностика проводится с целью  выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;

-на конец учебного года- итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты, диагностику уровня развития речи проводят учителя-логопеды.

 

II.                Содержательный раздел

2.1. Способы реализации Программы.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен: 

-общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

-внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,

-помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

-помогать детям, обнаружить конструктивные варианты поведения;

-создавать ситуации, в которых дети могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду.

Формирование доброжелательных, внимательных отношений

Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует: 

-устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;

-создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

- поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

Развитие самостоятельности

 Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

-учиться на собственном опыте;

-быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Создание условий для развития познавательной деятельности

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

-регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; 

-регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе  проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; 

-обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

-позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; 

-организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; 

-строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут  изменить ход дискуссии; 

-помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

-помогая организовать дискуссию; 

-предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Создание условий для самовыражения средствами искусства

 Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен: 

-создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий  творческими видами деятельности (творческое рассказывание); 

-предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными; 

-поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств.

2.2.Методы реализации Программы.

В Программе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука использованы практические и наглядные  методы, такие как различные игры и упражнения, показ правильной артикуляции, многократные повторы. С целью автоматизации поставленного звука , особенно в связной речи, используются беседа, пересказ, рассказывание стихотворений, скороговорок и т. Д., т. Е. словесные методы. Данная группа методов также используется для развития лексико-грамматических средств языка.

Широко использовано знаково-символическое моделирование при формировании звукового анализа и синтеза. Применяются графические схемы слогового и звукового состава слова.

Наблюдение, как используемый в Программе метод связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

2.3. Приемы реализации Программы.

Большое коррекционное значение имеют приемы, которые использует учитель-логопед в своей работе: 

-игры дидактические;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;

-беседы, ситуативные разговоры с детьми;

-викторины, сочинение загадок, рассказов;

-инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений; 

-рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

-упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, воздушной струи;

-упражнения на развитие мелкой моторики;

-упражнения на развитие мимики;

-физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений для  развития координации речи и движений.

Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены виды деятельности, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии. Представленные в Программе речевые игры и упражнения имеют большое коррекционное значение. Собрано большое количество материала по автоматизации звуков, развитию лексико-грамматического строя речи, компенсации недоразвития фонематического слуха, развитию слухоречевой памяти, логического мышления.

При автоматизации слов и предложений используются игры и упражнения на изолированное произнесение звука, повторение слогов и слоговых цепочек, слогов с изменением ритмического рисунка, называние предметных картинок и т.д.

Для развития лексико-грамматических категорий в программу включены игры: «Назови ласково», «Один – много», упражнения на согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных и т.д.

При формировании фонематического слуха помогут быть использованы игры и упражнения «Подскажи словечко», «Исправь взрослого», подбери слово на заданный звук, найди лишнюю картинку, замени звук в слове и т.д.

 В работе используются различные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, обучение элементам грамоты, формирование графомоторных навыков и др. Так же адаптированные тексты для автоматизации и дифференциации звуков.

2.4. Средства реализации Программы.

Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов: 

-демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные(используемые детьми);

-визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового  восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

-естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

-реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные).

 С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: игровой (игры, игрушки); коммуникативной (дидактический материал); чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);  познавательно-исследовательской (натуральные предметы для  исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);  продуктивной (оборудование и материалы для развития мелкой  моторики рук);  музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал для работы над голосом, темпом и ритмом речи).

Должны применяться не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.

2.5. Тематическое и перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности.

Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности

Месяц,

неделя

Лексическая тема

Сентябрь

Исследование индивидуального развития детей. Заполнение речевых карт.

Октябрь

1 неделя

Осень

Октябрь

2 неделя

 Овощи. Огород.

 Звуки [п],[п`],[б],[б`]. Буква Бб.

Октябрь

3 неделя

Сад. Фрукты.

Звуки [б],[б`],[и],[и`]. Буква Бб.

Октябрь

4 неделя

Лес. Грибы. Ягоды.

Звуки [д],[д`],[т],[т`]. Буква Дд.

Ноябрь

1 неделя

Одежда.

Звуки [д],[д`],[т],[т`].

Ноябрь

2 неделя

Обувь.

Звуки [г],[г`],[к],[к`]. Буква Гг.

Ноябрь

3 неделя

Игрушки.

Звуки [г],[г`],[к],[к`].

Ноябрь

4 неделя

Посуда.

Звуки [в],[в`],[ф],[ф`]. Буква Вв.

Декабрь

1 неделя

Зима. Зимующие птицы.

Звуки [ф],[ф`],[в],[в`]. Буква Вв.

Декабрь

2 неделя

Домашние животные зимой.

Звуки [ф],[ф`],[в],[в`].

Декабрь

3 неделя

Дикие животные зимой.

Звуки [ф],[ф`],[в],[в`].

Декабрь

4 неделя

Новый год.

Звуки [х],[х`],[к],[к`],[г],[г`]. Буква Хх.

Январь

2 неделя

Мебель.

Звуки [х],[х`],[к],[к`],[г],[г`].

Январь

3 неделя

Транспорт.

Звуки [ы]. Буква Ыы.

Январь

4 неделя

Профессии на транспорте.

Звуки [ы]-[и]. Буква Ыы.

Февраль

1 неделя

Детский сад. Профессии.

Звуки [с],[с`]. Буква Сс.

Февраль

2 неделя

Профессии. Швея.

Звуки [с],[с`].

Февраль

3 неделя

Профессии на стройке.

Звуки [з],[з`]. Буква Зз.

Февраль

4 неделя

Наша армия.

Звуки [с],[с`],[з],[з`].

Март

1 неделя

Весна.

Звук [ш]. Буква Шш.

Март

2 неделя

Комнатные растения.

Звуки [с],[ш].

Март

3 неделя

Аквариумные и пресноводные рыбы.

Звук [ж]. Буква Жж.

Март

4 неделя

Наш огород.

Звуки [ш],[ж].

Апрель

1 неделя

Весенние сельскохозяйственные работы.

Звуки [з],[ж].

Апрель

2 неделя

Космос.

Звук [э]. Буква Ээ.

Апрель

3 неделя

Хлеб.

Звуки [с],[з],[ш],[ж].

Апрель

4 неделя

Почта.

Звуки [к],[г],[х].

Май

1 неделя

Правила дорожного движения.

Звуки [в],[ф].

Май

2 неделя

Насекомые и пауки.

Май

3 неделя

Времена года. Лето.

Май

4 неделя

Полевые цветы.

Перспективный план работы  в старшей группе представлен в Приложении 1.

2.6. Преемственность во взаимодействии педагогических работников.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям . В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

            Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика 2 служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы .

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционноразвивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. Интеграция образовательных областей на таких занятиях оказывается очень эффективной. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры игры-драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом.

Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором по лечебной физкультуре, массажистом и т. п. Проведение интегрированного занятия, освобождает специалистов от проведения их занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Например, в понедельник в сетке стоят музыкальное занятие, непосредственно организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми и подгрупповые занятия логопеда. Именно эти специалисты и могут принимать участие в интегрированном занятии в этот день. Продолжительность интегрированного занятия может варьироваться от 20 до 35 минут в разных возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, в частности, логоритмических приемов, игровых и сюрпризных моментов, высокий темп работы, обязательная релаксационная пауза в середине занятия и обязательная физкультурная пауза позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей даже в продолжительный отрезок времени.

После интегрированного занятия организуется свободная деятельность детей в игровом пространстве группового помещения на 25—30 минут, затем дети отправляются на прогулку, во время которой логопед осуществляет индивидуальную работу с детьми. Можно поменять порядок этих режимных моментов и сначала отправить детей на прогулку, а затем предоставить детям время для самостоятельной деятельности.

Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.

При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия:

 • определить тему и цель занятия;

• обозначить основные этапы занятия и определить специалистов, которые будут проводить работу на этих этапах, сформулировать задачи каждого этапа совместно с этими специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей;

• включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения; • предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям;

• при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности;

 • определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

• отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей и предоставить возможность всем специалистам использовать этот материал на разных этапах занятия, организовав, таким образом, речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения;

• обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

• включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов;

• привлечь каждого ребенка к участию в диалогах.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия: сидя или лежа на ковре, сидя или стоя полукругом возле мольберта или наборного полотна и т. п. с тем, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые им во время занятия, смотреть друг на друга и на педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. Причем на каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется. Если, занимаясь с логопедом, дети сидели на стульчиках возле мольберта, то, переходя к музыкальному руководителю, они выполняют движения под музыку на ковре в центре группового помещения, а затем выполняют задания воспитателя по развитию математических представлений, сидя за столиками или стоя у магнитной доски.

Занятие строится таким образом, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости.

Пособия для занятия отбираются и готовятся заранее, педагоги, не участвующие в занятии на данном этапе, могут оказывать помощь в размещении или уборке пособий с тем, чтобы темп работы на занятии не снижался, и внимание детей не рассеивалось.

Если говорить о коррекционной работе логопеда на интегрированных занятиях, то она разнообразна и может охватывать все направления работы логопеда, кроме постановки звуков, которая, естественно, осуществляется на индивидуальных занятиях с детьми.

 Логопед может включать в свои этапы занятия элементы артикуляционной гимнастики, работу над просодической стороной речи, дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. В занятия могут включаться упражнения по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываться пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, в играх и игровых упражнениях может проводиться работа по закреплению уже сформированных навыков словообразования. В подготовительной группе в ходе интегрированных занятий дети учатся связно рассказывать об увиденном, высказывать свои впечатления об играх, в которые они играли, об упражнениях, которые они делали. На таких занятиях дети учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи, у них формируется языковое чутье, чувство языка.

На таких занятиях дошкольники готовы к неожиданностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игры, предложенные педагогами.

На интегрированных занятиях с успехом может решаться задача включения в работу всех анализаторов дошкольника, развития его эмоционального мира, мира его чувств. А ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. На интегрированных занятиях у ребенка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление мотивационно-потребностной сферы и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование самых разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности.

Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работе на разных этапах занятия

 2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

Специально для родителей детей, посещающих группы компенсирующей направленности, в методический комплект к Программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Полезные для родителей материалы включены и в книгу «Если ребенок плохо говорит».

 

III.Организационный раздел

3.1. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога)

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

 

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ)

Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.

Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.

Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

3.2 Система коррекционной-образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

                        Iпериод – сентябрь, октябрь, ноябрь;

                        II период – декабрь, январь, февраль;

                  III период – март, апрель, май, июнь.

Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП  ДО.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах. Проведение рабочих совещаний по завершении первого, а затем и второго периодов работы не является обязательным. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО.  Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

            В младшей, средней и старшей группах логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине для или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с неврологом, если такой специалист работает в дошкольном образовательном учреждении. Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом , так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы. Приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

На работу с одной подгруппой детей в младшей группе отводится 15 минут, в средней группе  –  20, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной к школе - 30. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную  работу.

Все остальное время  в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по сравнению с группами общего вида.  Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия.  Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.

            В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

3.3.Распорядок дня, организация режимных моментов

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее двух-трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий.
 

Образовательная область. Направление деятельности

Количество

занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

2

Художественно эстетическое развитие. Рисование

2

 

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

 

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

2-3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

 

Режим дня старшей  группы компенсирующей направленности (5-6лет)

Длительность пребывания детей в группе: 12 часов

Сезон года: холодный

Режимные мероприятия

Время

наименование

содержание

Утренний прием

Осмотр детей, термометрия;

Игры детей

07.00-08.00

Игровая деятельность

Утренний круг

8.00-8.20

Утренняя зарядка

Упражнения со спортивным инвентарем и без него

08.20-08.30

Завтрак

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

08.30-09.00

Образовательная нагрузка

Занятие

09.00-09.25

Перерыв

Физкультурные минутки

09.25-09.35

Образовательная нагрузка

Занятие

09.35-10.00

Игровая деятельность

игры, кружки, занятия со специали­стами

10.00-10.30

Второй завтрак

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

10.30-10.50

Прогулка, двигательная активность

Подготовка к прогулке: переодевание;

Прогулка: подвижные игры

Возвращение с прогулки: переодевание

10.50-12.30

Обед

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

12.30-13.00

Дневной сон

Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати;

Дневной сон;

Пробуждение: постепенный подъем, переодевание

13.00-15.30

Игровая деятельность

игры, кружки, занятия со специали­стами

15.30-16.00

Уплотненный полдник

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

16.00-16.30

Игровая деятельность

Вечерний круг

16.30-16.50

Прогулка, уход домой

Подготовка к прогулке: переодевание;

Прогулка

16.50-19.00

 

Режим дня старшей  группы компенсирующей направленности (5-6лет)

Длительность пребывания детей в группе: 12 часов

Сезон года: теплый

Режимные мероприятия

Время

наименование

содержание

Утренний прием

Осмотр детей, термометрия;

Игры детей

07.00-08.00

Игровая деятельность

Утренний круг

8.00-8.20

Утренняя зарядка

Упражнения со спортивным инвентарем и без него

08.20-08.30

Завтрак

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

08.30-09.00

Игровая деятельность

игры, кружки, занятия со специали­стами

9.00-10.30

Второй завтрак

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

10.30-10.50

Прогулка, двигательная активность

Подготовка к прогулке: переодевание;

Прогулка: подвижные игры

Возвращение с прогулки: переодевание

10.50-12.30

Обед

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

12.30-13.00

Дневной сон

Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати;

Дневной сон;

Пробуждение: постепенный подъем, переодевание

13.00-15.30

Игровая деятельность

игры, кружки, занятия со специали­стами

15.30-16.00

Уплотненный полдник

Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами;

Прием пищи;

Гигиенические процедуры после приема пищи

16.00-16.30

Игровая деятельность

Вечерний круг

16.30-16.50

Прогулка, уход домой

Подготовка к прогулке: переодевание;

Прогулка

16.50-19.00

 

3.4. Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда

Оснащение логопедического кабинета

1.      Логопедический стол-1 шт.

2.      Детские столы -2 шт.

3.      Детские стулья-6шт.

4.      Полки  для пособий и документации-3 шт.

5.      Стеллажи напольные для пособий -2шт.

6.      Магнитная доска-1шт.

7.      Магнитная азбука-1шт.

8.      Зеркала для индивидуальной работы-15 шт.

9.      Набор постановочных логопедических зондов(7шт)-1 набор.

10.   Шпатели медицинские одноразовые

11.   Спирт медицинский.

12.   Вата

13.  Салфетки

14.  Ватные палочки

15.  Компьютер

16.  Диски(CD, DVD)

Игры на развитие звукопроизношения, звуковосприятия

Вспомогательный материал для постановки звуков.

1.      Шпатели.

2.      Вата ,ватные палочки.

3.      Салфетки.

4.      Спиртовые салфетки.

5.      Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.

6.      Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

7.      Индивидуальные зеркала.

Материал по звукопроизношению

1.      Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

2.      Картотека для автоматизации и дифференциации звуков.

3.      Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.

4.      Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

5.      Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и щипящих звуков.

6.      Словесные игры.

7.      Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Игры на звуковосприятие:

1.      Звучащие игрушки.

2.      Игры на развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.

Центр обогащения и активизации словаря

1.      Предметные картинки по изучаемым лексическим темам

2.      Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок

3.      Лото по изучаемым темам

4.      Альбом по лексическим темам

Игровой материал по развитию грамматического строя речи.

1.      Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи

2.      Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза

3.      Азбука

4.      Наборы букв

Игровой материал по развитию связной речи

1.      «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, др. по лексическим темам.

2.      Наборы игрушек для инсценировки сказок.

3.      Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

Игровой материал по развитию мелкой моторики

1.      Разрезные картинки по изучаемым лексическим темам

2.      Массажная щеточка.

3.      Игрушки-шнуровки.

4.      Мячи среднего размера.

3.5 Список методической литературы и дидактических пособий

1. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

3. НищеваН.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

4. 6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

5. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

6. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

7. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

8. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

 9. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

10. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

11. Нищева Н. В. Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР ( с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

12. Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

13. Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

14. Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

15. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

16. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

 17. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

18. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

 19. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. Выпуски 1-5 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

 20. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. Выпуски 1-5 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

21. Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

 22. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

23. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2017.

24. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 50. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

25. Нищев В. М., Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

26. Нищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

 27. Нищева Н. В. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

 28. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1, 2 — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.  

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Золотой петушок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Золотой петушок»

Содержание I. Целевой раздел 1

Содержание I. Целевой раздел 1

I. Целевой раздел 1

I. Целевой раздел 1

Родине, семье; · взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников; · воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению…

Родине, семье; · взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников; · воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению…

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности

Мониторинг в логопедической группе проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначен для индивидуализации работы с ним

Мониторинг в логопедической группе проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначен для индивидуализации работы с ним

Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу

Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу

Для развития лексико-грамматических категорий в программу включены игры: «Назови ласково», «Один – много», упражнения на согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, упражнения на образование…

Для развития лексико-грамматических категорий в программу включены игры: «Назови ласково», «Один – много», упражнения на согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, упражнения на образование…

Ноябрь 4 неделя

Ноябрь 4 неделя

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной…

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной…

Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом

Интегрированные занятия оказывают специфическое воздействие на развитие детей в целом

Причем на каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется

Причем на каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком…

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком…

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и

Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность2

Дневной сон; Пробуждение: постепенный подъем, переодевание 13

Дневной сон; Пробуждение: постепенный подъем, переодевание 13

Игровая деятельность Вечерний круг 16

Игровая деятельность Вечерний круг 16

Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза 2

Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза 2

Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2

Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022