Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Вятский торгово-промышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
г. Кирс, 2021 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ПЦК ___________ / ______________ / (подпись) (Ф.И.О.)
|
|
Автор ___________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г.
|
|
Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (для СПО), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ N 835 от 28.07.2014 г.) и примерной программы «Основы предпринимательства», разработанной в рамках Регионального проекта «Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего профессионального образования третьего поколения» в соответствии с приказами Департамента образования Кировской области «О внедрении федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования» № 5-546 от 26.07.2010 г., «Об утверждении региональных требований к вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования» № 5- 558/1 от 28.04.2011г.
Организация-разработчик: Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Вятский торгово-промышленный техникум»
Разработчики:
Конькова О.Н., преподаватель КОГПОАУ ВТПТ
Рассмотрена на заседании ПЦК профессиональных дисциплин
Протокол № 1 от
Руководитель ПЦК _____________ М.С. Юрганова
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с региональными требованиями к вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в Кировской области по специальности СПО 38.02.03 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Реализуется в рамках профессионального цикла и является общепрофессиональной дисциплиной (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- различать основные понятия в области предпринимательства и свободно оперировать ими;
- оценивать сущность правовых явлений в области предпринимательства;
- производить сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательства по различным критериям;
- составлять образцы проектов правовых документов (учредительных договоров, уставов и т.д.), необходимых для регистрации предпринимательской деятельности;
- разрабатывать бизнес-план в сфере будущей предпринимательской деятельности;
- Представлять бизнес-план в условиях «публичной защиты»;
- составлять протоколы, хозяйственные договоры, исковые заявления и другие виды нормативно-документационного обеспечения предпринимательской деятельности;
- вести бухгалтерскую отчетность;
- вести дискуссии и переговоры по проблемам предпринимательской деятельности;
- взаимодействовать с людьми при разрешении проблем предпринимательской деятельности;
- планировать совместную деятельность малых групп
- осуществлять контроль деятельности малых групп.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;
- порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;
- перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности;
- критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела;
- основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю;
- понятие бизнес-плана;
- виды и типы бизнес-планирования;
- типовую структуру бизнес-плана;
- последовательность действий при бизнес-планировании;
- понятие экономической рентабельности и способы ее расчета;
- правила эффективного публичного выступления;
- перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей;
- виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;
- особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя;
- законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей;
- правила делового общения;
- содержание и технологии деятельности по ведению переговоров и дискуссий;
- способы целеполагания и постановки задач в условиях совместной деятельности;
- типы и виды планирования совместной деятельности в малых группах;
- правила эффективного контроля и коррекции деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Очная форма |
Заочная форма |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
54 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) |
36 |
6 |
в том числе: |
|
|
практические занятия |
26 |
- |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) |
18 |
48 |
в том числе: |
|
|
- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической и научно-исследовательской литературы; - выполнение рисунков с применением графических редакторов; - использование Интернет-ресурсов для поиска информации; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; - оформление практической работы, подготовка к просмотру работ, подготовка к защите |
18
|
48 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
Наименование тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
Тема 1. Правовые основы предпринимательской деятельности.
|
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
История возникновения и сущность предпринимательства |
1 |
||
Современные формы предпринимательской деятельности в России |
1 |
||
Регистрация, лицензирование и прекращение предпринимательской деятельности |
1 |
||
Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя Место управления в предпринимательской деятельности. Менеджмент |
1 |
||
Практические занятия |
4 |
2 |
|
Сравнительный анализ различных организационно – правовых форм |
2 |
|
|
Заполнение учредительных документов необходимых для регистрации предпринимательской деятельности |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: выбор оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела, ее обоснование |
4 |
|
|
Тема 2. Экономика малого предприятия. Бизнес-планирование
|
Содержание учебного материала |
26 |
2 |
Роль малого предпринимательства в развитии экономики и его организационно-экономические особенности |
2 |
||
Система поддержки малого предпринимательства |
1 |
||
Формы сотрудничества малых предприятий с другими предприятиями |
1 |
||
Практические занятия |
12 |
|
|
Разработка последовательности действий при бизнес-планировании |
4 |
|
|
Отбор перспективной бизнес - идеи. Обоснование конкурентных преимуществ бизнес- идеи |
|
||
Заполнение раздела бизнес-плана «план маркетинга» |
4 |
|
|
Заполнение раздела бизнес-плана «план производства» |
|
||
Основные экономические показатели деятельности малого предприятия |
4 |
|
|
Самостоятельная работа: анализ рынка (по отраслям) Кировской области, изучение технологического процесса и основных фондов собственного организации (предприятия) |
6 |
|
|
Самостоятельная работа: заполнение раздела бизнес-плана «резюме» |
4 |
|
|
Тема 3. Финансы и расчёты в бизнесе
|
Содержание учебного материала |
16 |
2 |
Финансы и финансовая система |
2 |
||
Банки. Система российских банков и её роль в экономическом развитии предприятий |
|||
Организация финансирования предпринимательской деятельности и взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями |
|||
Практические занятия |
10 |
|
|
Основные формы расчётов в предпринимательстве |
4 |
|
|
Учёт и анализ финансов-хозяйственной деятельности предприятия |
4 |
|
|
Налогообложение малого предприятия |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: определение оптимального варианта налогообложения для собственного предприятия, заполнение протоколов, хозяйственных договоров, исковых заявлений и других видов нормативно- документационного обеспечения предпринимательской деятельности. Подготовка презентации бизнес-плана |
4 |
|
|
Дифференцированный зачет: Защита бизнес-плана |
|
||
Всего: |
54 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Основы предпринимательства» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне-учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по основам предпринимательства, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы предпринимательства» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы предпринимательства», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы предпринимательства» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по основам предпринимательства, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.)
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Дополнительные источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009.
3. Голубева Т.М.Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Профессиональное образование. М.: Форум, 2010.
4. Богалдин - Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса. Предпринимательство. Коммерция. Сервис-бизнес. Финансы. Учебное пособие. Российская академия образования. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.
5. Голов Р.С., Воробьев А.С., Теплышев В.Ю., Пророков А.Н. Бизнес-энциклопедия, 2-е изд-е, М.: Дашков и К, 2009.
6. Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.М. Каунов, Н.В. Логинова. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017. - 195 с. 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66731.html
7. Кукушин В.С. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес) Деловой этикет: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп.
8. Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011.
9. Помощь бизнесу (Электронный ресурс). – http\\bishelp.ru
10. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (Электронный ресурс). – http://www.ako.kirov.ru
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - различать основные понятия в области предпринимательства и свободно оперировать ими; - оценивать сущность правовых явлений в области предпринимательства; - производить сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательства по различным критериям; - составлять образцы проектов правовых документов (учредительных договоров, уставов и т.д.), необходимых для регистрации предпринимательской деятельности; - разрабатывать бизнес-план в сфере будущей предпринимательской деятельности; - представлять бизнес-план в условиях «публичной защиты»; - составлять протоколы, хозяйственные договоры, исковые заявления и другие виды нормативно-документационного обеспечения предпринимательской деятельности; - вести бухгалтерскую отчетность; - вести дискуссии и переговоры по проблемам предпринимательской деятельности; - взаимодействовать с людьми при разрешении проблем предпринимательской деятельности; - планировать совместную деятельность малых групп - осуществлять контроль деятельности малых групп. знать: - типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; - порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности; - перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности; - критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела; - основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю; - понятие бизнес-плана; - виды и типы бизнес-планирования; - типовую структуру бизнес-плана; - последовательность действий при бизнес-планировании; - понятие экономической рентабельности и способы ее расчета; - правила эффективного публичного выступления; - перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей; - виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности; - особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя; - законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей; - правила делового общения; - содержание и технологии деятельности по ведению переговоров и дискуссий; - способы целеполагания и постановки задач в условиях совместной деятельности; - типы и виды планирования совместной деятельности в малых группах; - правила эффективного контроля и коррекции деятельности. |
-тестирование, -устный опрос, -составление ОЛК (опорно-логического конспекта), -составление ОЛС (опорно-логических схем), -инструктаж по ТБ, -лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа) -заслушивание рефератов, -дифференцированный зачёт
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.