РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
Взрослым
09.10.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»
Образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
ОГСЭ.07 2023-2026 основы фин грамотн электрик.docx

 

 

 

Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение

«Вятский торгово-промышленный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 07 «Основы финансовой грамотности»

 

 

 

образовательной программы среднего профессионального образования –

программы подготовки специалистов среднего звена

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

 

техник

(квалификация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023


 

 

 

Составитель:

Фамилия, имя, отчество

Должность

Конькова Ольга Николаевна

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности разработана на основе требований:

федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования,

утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 28.07.2014 №  831(далее – ФГОС СПО),

с учетом примерной основной образовательной программы по специальности  13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования  их товаров,

 в соответствии с рабочей программой воспитания

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

 


1.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является частью  социально-экономического цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05
ОК 06

ОК 07

ОК 08

ОК 09

ПК 3.1-3.3

- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих ка и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет);

- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив;

- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;

- владеть коммуникативными компетенциями:

- находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);

- анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов;

- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

- оформлять бизнес-план;

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования.

 

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике;

- знать основы предпринимательской деятельности;

- знать правила разработки бизнес-планов;

- знать порядок выстраивания презентации.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной деятельности

Объем часов, всего

в т. ч в форме практической подготовки

Объем образовательной программы учебной дисциплины (всего),

в том числе

48

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий:

38

уроки

 

практические занятия

26

лабораторные занятия

-

консультации

2

лекции

10

семинары

-

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося:

10

Промежуточная аттестация в форме

дифференцированного зачета

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Очная форма обучения

Наименование

разделов

и тем

 

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч

Коды компетенций, личностных результатов,

формированию которых способствует элемент программы

1. Банки. Чем они могут быть полезны

Содержание учебного материала:

 

4/2

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Банковская система России. Текущие счета и банковские карты

2. Сберегательные вклады: как они работают и как сделать выбор

3. Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения кредитов.

4. Виды кредитов. Прочие услуги банков.

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Проверочная работа к модулю 1

 

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2

 

2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов

Содержание учебного материала:

 

6/4

 

1. Риск и доходность

2. Облигации.

3.Акции

4. Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать

4. Формируем инвестиционный портфель

4. Рынок Форекс.

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: как инвестиции помогают расти доходам. Проверочная работа к модулю 2

 

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2

 

3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Содержание учебного материала:

 

4/4

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Страхование имущества: как это работает

2.Страхование здоровья и жизни.

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: что и как надо страховать. Проверочная работа к модулю 3

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-

 

4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Содержание учебного материала:

 

4/4

 

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют

2. Подача налоговой декларации.

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: почему надо платить налоги. Проверочная работа к модулю 4

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2

 

5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Содержание учебного материала:

 

6/4

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1. Обязательное пенсионное страхование

2. Добровольное пенсионное обеспечение.

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: как обеспечить свою старость. Проверочная работа к модулю 5

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-

 

6. Финансовые механизмы работы фирмы

Содержание учебного материала:

 

6/4

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Взаимоотношения работодателя и сотрудников

2. Эффективность компании, банкротство и безработица

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое занятие

Подведение итогов и обобщение: как работает фирма. Игра «Приём на работу»

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-

 

7. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму

2. Что такое успешная компания

3. Создание собственной компании: шаг за шагом

4/4

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Практическое задание

1.Написание бизнес-плана

2.Деловая игра «Создаём свою фирму»

3. Подведение итогов и обобщение: возможности и риски своего бизнеса. Проверочная работа к модулю 7

 

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

2

 

8. Риски в мире денег: как защититься от разорения.

Содержание учебного материала:

 

2

 

 

Тема урока (теоретическая подготовка):

1.Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений

2.Экономические кризисы

3.Финансовое мошенничество

 

ОК 01-ОК 09

ПК 3.1-3.3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение исследовательского задания

-

 

Дифференцированный зачёт

 

 

 

Консультации

2

 

Всего:

 

38

 

 

 

 

 

 

 


 

3. условия реализации учебнойдисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _____ №1____.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»;

- образцы финансовых документов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением с возможностью подключения к Internet;

- средства телекоммуникации.

(как в ОПОП)

3.2. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

1.      Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

2.     Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

3.      Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

4.     Жданова А.О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020. (Учимся разумному финансовому поведению)

5.     Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.        

 

Дополнительные источники

1.                 Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo

2.                 Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf

3.        Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 464 с. 30

4.       Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009. 226 с. 5

5.       Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf

6.        Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf

7.       Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Берзона. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

8.       Степанов А.Г., Кутепова К.О. Всё о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2014.

9.       Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.

10.   Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fmc.hse.ru/ vaginvideoАрустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009.

11.   Голубева Т.М.Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие.  Профессиональное образование. М.: Форум, 2010.

12.   Богалдин - Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса. Предпринимательство. Коммерция. Сервис-бизнес. Финансы. Учебное пособие. Российская академия образования. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.

13.   Каунов А.М. Контрольно-измерительные материалы по основам рыночной экономики и предпринимательства (сборник тестов с рисунками) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.М. Каунов, Н.В. Логинова. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017. - 195 с. 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66731.html

14.   Кукушин В.С. Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес) Деловой этикет: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп.

15.   Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011.

 

Перечень Интернет-ресурсов

1.     https://fira.ru – сервис для проверки предприятий и работы с экономической статистикой.

2.     https://nalog-nalog.ru – бухгалтерские новости и статьи.

3.     https://npfsberbanka.ru – НПФ «Сбербанк».

4.     http://ru.investing.com – финансовый портал (данные по финансовым рынкам России).

5.     https://secretmag.ru – журнал «Секрет фирмы».

6.     http://tpprf.ru/ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

7.     https://quote.rbc.ru – Финансовый портал «РБК Quote».

8.     http://unionsrussia.ru – Союз профсоюзов России.

9.     http://vip-money.com – сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант».

10.  www.asv.org.ru – Агентство по страхованию вкладов.

11.  www.banki.ru – финансовый информационный портал.

12.  www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

13.  www.ffoms.ru – Федеральный фонд ОМС.

14.  www.fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

15.  www.fnpr.ru – Федерация независимых профсоюзов России.

16.  www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

17.  www.iblfrussia.org – Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia).

18.  www.instaforex.com/ru – сайт компании «ИнстаФорекс» – услуги на рынке Forex.

19.  www.nalog.ru/rn77 – Федеральная налоговая служба (ФНС России).

20.  www.nalogkodeks.ru – журнал «Налоговая политика и практика».

21.  www.o-strahovanie.ru – сайт «Всё о страховании».

22.  www.pfrf.r – Пенсионный фонд Российской Федерации.

23.  www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

24.  www.sberbank.ru – ПАО «Сбербанк России».

25.  www.siora.ru – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

26.  www.soglasie-npf.ru – НПФ «Согласие-ОПС».

27.  www.vtbnpf.ru – НПФ «ВТБ Пенсионный фонд».

28.  Вашифинансы.рф – Проект Минфина России «Дружи с финансами»

 

3.3 Образовательные технологии

При реализации учебной дисциплины используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение:

-     технологии сотрудничества;

-     проектные технологии;

-     технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;

-     игровые технологии (ролевые и деловые игры);

-     кейс-технологии;

-     модульные технологии;

-     технологии развития критического мышления;

-     технологии развивающего обучения;

-     интерактивные методы обучения и др.

 

 


 

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Метапредметные результаты

- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих качеств и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет);

- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив;

- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;

- владеть коммуникативными компетенциями:

- находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);

- анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов;

- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

- оформлять бизнес-план;

- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования.

Предметные результаты

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике;

- знать основы предпринимательской деятельности;

- знать правила разработки бизнес-планов;

- знать порядок выстраивания презентации.

- устный опрос;

- тестирование по теме;

- выполнение индивидуальных проектных заданий;
- выполнение и защита практических работ;

-опрос по индивидуальным заданиям

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Кировской области

Министерство образования Кировской области

Составитель: Фамилия, имя, отчество

Составитель: Фамилия, имя, отчество

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ

ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04

ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04

Очная форма обучения Наименование разделов и тем

Очная форма обучения Наименование разделов и тем

Проверочная работа к модулю 3

Проверочная работа к модулю 3

Риски в мире денег: как защититься от разорения

Риски в мире денег: как защититься от разорения

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www

Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www

Союз профсоюзов России. 2. http://vip-money

Союз профсоюзов России. 2. http://vip-money

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Метапредметные результаты - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность…

Метапредметные результаты - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансовой грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024