Рабочая программа внеурочной деятельности « В стране занимательной математики»
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности « В стране занимательной математики»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
12.10.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности  « В стране занимательной математики»
Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В стране занимательной математики.docx

«Согласованно»                                                                             «Согласованно»                                                                     «Утверждаю»                                                   

руководитель ШМО                                                                зам. дир. по УВР                                                                          директор школы

__________Баженова Н.М.                                                    _________  Шульга О.В.                                                        __________  КарбышеваН.Г.

Протокол №____________                                                 «       «_________      2022год                                                  «       «____________2022 год

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 « В стране занимательной математики»

На 2022-2022 учебный год

1 класс

МБОУ Сокольчинская СОШ №3

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                         Баженова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

                                                                                                                                          первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

                                    Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:

1. Закон «Об образовании» РФ

2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)

4. Учебный план МБОУ  Сокольчинская  СОШ  №3 с углубленным изучением отдельных предметов на 2022-2023

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа рассчитана на 4 года обучения, объёмом в 135 часов, и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 – 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин, в год 34 часа (33 часа в 1 классе).2-4 класс(34час.)

 

 

Цели и задачи программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

Задачи:

 

Обучающие:

 

·         знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

·         обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

·         обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

·         сформировать умение учиться.

·         формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

·         обучать различным приемам работы с бумагой,

·         применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

 

·         развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

·         развитие мелкой моторики рук и глазомера,

·         развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

·         выявить и развить математические и творческие способности. Воспитательные:

 

·         воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

·         расширение коммуникативных способностей детей,

·         формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Программа входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

                формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

             освоение эвристических приёмов рассуждений;

               формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

                развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

         формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

             формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

              привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Программа рассчитана на 33 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин.

Личностные    и    метапредметные    результаты    освоения    курса    внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  воспитание чувства справедливости, ответственности;

  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

  принимать и сохранять учебную задачу;

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  различать способ и результат действия;

  адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;

   учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учеб- ных и коммуникативных задач;

  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  оценивать правильность выполнения действия;

  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оцен- ки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассужде- ний.

осуществление    расширенного    поиска   информации   с    использованием   ресурсов библиотек и сети Интернет;

Коммуникативные УУД

  работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

 

Формы организации учебных занятий:

 

-        индивидуальная   (воспитаннику   дается    самостоятельное    задание    с    учетом    его возможностей);

-     фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

-   групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

 

-   коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

 

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

 

Ожидаемый результат

 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов

1  уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;

2  уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;

3  уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностные УУД

Обучающийся научится:

_ учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ понимание причин успеха в учебной деятельности;

_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

_ представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

_ самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

_ отрабатывать вычислительные навыки;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей;

_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

_ формулировать проблему;

_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;

_ различать обоснованные и необоснованные суждения;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

_ принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;

_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;

_ совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ критически относиться к своему и чужому мнению;

_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

_ принимать самостоятельно решения;

_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

 

Универсальные учебные действия

УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

1.  Числа. Арифметические действия. Величины:

     сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

      моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

    применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

2.  Мир занимательных задач:

  анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  конструировать несложные задачи.

3.  Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей ( треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

 

Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах:

-   тестирование;

 

-   практические работы;

 

-   творческие работы учащихся;

 

-   контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

 

 

 

Содержание программы

Тема 1. Математика это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх»,

«вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Тема 19. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 21–22. Математическая карусель

Работа    в    «центрах»    деятельности:    конструкторы,    математические    головоломки, занимательные задачи.

Тема 23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях

второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Тема 27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

Тема 28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 30. Математическая карусель

Работа    в    «центрах»    деятельности:    конструкторы,    математические    головоломки, занимательные задачи.

Тема 31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 32-33. Математические игры. КВН «Математика Царица наук»

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

 

                                                

 

 

 

                                                  Тематическое планирование

 

 

 

п/п

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Числа. Арифметические действия. Величины.

17

9

8

2.

Мир занимательных задач.

3

2

1

3.

Геометрическая мозаика

13

6

7

 

Итого

33

17

16

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

п/п

Наименование раздела и тем

Форма проведения

УУД

Дата проведения

план

факт

1.

Математика это интересно

Круглый стол. Беседа.

Регулятивные: Учитывать правила в планировании способа решения

Познавательные: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

07.09

 

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

Игра-головоломка.

14.09

 

3.

Путешествие точки

Игра-путешествие.

Регулятивные: Выбирать способ действия

Познавательные: Контроль и оценка процесса деятельности

Коммуникативные: Учебный диалог с соблюдением правил

культуры общения

21.09

 

4.

Игры с кубиками

Игра.

Регулятивные: Удерживать цель деятельности; оценивать результаты

деятельности.

Познавательные: Контроль и оценка процесса деятельности

Коммуникативные: Контролировать свое поведение

28.09

 

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

Игра-головоломка.

05.10

 

6.

Волшебная линейка

Круглый стол.

Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения ее

Познавательные: Извлечение информации из выполняемых заданий,

Коммуникативные: Участие в учебном диалоге, формулировка

12.10

 

7.

Праздник числа 10

Игра-путешествие.

19.10

 

 

 

 

8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Беседа.

результата, вносить изменения в процесс деятельности с учетом ошибок, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, действовать по алгоритму, находить ошибки и устанавливать их причины

анализ чисел с целью выделения существенных признаков, установление причинно- следственных связей, решение рабочих задач, построение логической цепочки рассуждений

ответов на вопросы, контроль поведения, корректировка ошибок, воспринимать речь других, проявлять внимание к собеседнику, оценивать свои достижения, проявлять интерес к учебе

26.10

 

9.

Игра-соревнование

«Весёлый счёт»

Игра-соревнование

Регулятивные: Различать способ и результат действия.

Познавательные: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Контролировать действие

09.11

 

10.

Игры с кубиками

Игра

Регулятивные: Применять алгоритм действий,

оценивать доказательства и рассуждения, оценивать

Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, наблюдать и выявлять особенности математических объектов,

Коммуникативные: Оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения,

16.11

 

11-

12.

Конструкторы лего

Познавательная игра.

23.11

30.11

 

13.

Весёлая геометрия

Викторина.

07.12

 

14.

Математические игры

Игра.

14.12

 

 

 

 

15-

16.

«Спичечный» конструктор

Демонстрация.

результаты деятельности, находить и

 

исправлять ошибки, постановка учебной задачи, выделение

«что известно» и

«что неизвестно», проявление волевого усилия в преодолении препятствий

работа по алгоритму, сличение результата с заданным эталоном

устанавливать причинно- следственные связи,

 

решение рабочих задач, осознанное построение речевого высказывания, классификация и сравнение, извлечение информации из выполняемых заданий

постановка вопросов и ответы на них, выстраивание логических высказываний учебный диалог и сотрудничество, контроль своего поведения, оценивание необходимости учения

21.12

28.12

 

17.

Задачи-смекалки

Викторина.

Регулятивные: Удерживать цель деятельности, оценивать рассуждения

«правильно – неправильно анализировать эмоциональное состояние от деятельности, сравнивать результаты деятельности с эталоном.

Познавательные: Решение рабочих задач, построение логической цепочки рассуждений с помощью учителя; наблюдать над единицами времени, анализировать и фиксировать результаты; воспроизводить по памяти информацию; использовать знания о свойствах чисел.

Коммуникативные: Проявлять доброжелательность в учебном диалоге, оценивать учебную деятельность, считаться с мнением другого человека, оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к познанию, оценивать свои достижения.

12.01

 

18.

Прятки с фигурами

Игра.

19.01

 

19.

Математические игры

Конкурс.

26.01

 

20.

Числовые головоломки

Беседа.

01.02

 

21-

22.

Математическая карусель

Игра-соревнование.

08.02

15.02

 

 

23.

Уголки

Круглый стол.

Регулятивные: Определять последовательность действий; оценивать результаты работы;

способность к волевому усилию.

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из текстов; определять основную и второстепенную информацию;

Коммуникативные: Формулировка ответов на вопросы.

01.03

 

24.

Игра в магазин. Монеты

Игра.

Регулятивные: Выполнять задания по алгоритму

Познавательные: Контроль и оценка процесса деятельности

Коммуникативные: Контролировать свое поведение

08.03

 

25.

Конструирование фигур из деталей танграма

Круглый стол.

15.03

 

26.

Игры с кубиками

Игра

22.03

 

27.

Математическое путешествие

Игра-путешествие.

Регулятивные: Ставить учебную задачу; определять последовательность действий; вносить изменения в деятельность; оценивать результаты работы; способность к волевому усилию. Применять алгоритм действий, оценивать доказательства и рассуждения, оценивать результаты

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из текстов; определять основную и второстепенную информацию; выполнять действия по алгоритму.

Воспроизводить по памяти информацию, наблюдать и выявлять особенности математических объектов, устанавливать

Коммуникативные: Участие в учебном диалоге, достигать договоренности и согласованности общего решения, формулировка ответов на вопросы, корректировка ошибок, анализировать речевые высказывания Оказывать помощь товарищу, соблюдать правила этикета, проявлять интерес к

05.04

 

28.

Математические игры

Игра.

12.04

 

29.

Секреты задач

Круглый стол.

19.04

 

30.

Математическая карусель

Круглый стол.

26.04

 

31.

Числовые головоломки

Диспут.

10.05

 

32.

Математические игры

Игра.

17.05

 

 

 

 

33.

КВН

«Математика Царица наук»

КВН

деятельности, находить и исправлять ошибки, постановка учебной задачи, выделение

«что известно» и

«что неизвестно»

причинно- следственные связи, решение рабочих задач, осознанное построение речевого высказывания, классификация и сравнение, извлечение информации из выполняемых заданий

познанию, оценивать свои достижения, постановка вопросов и ответы на них, выстраивание логических высказываний учебный диалог и сотрудничество,

контроль своего поведения

24.05

 

Список литературы

 

 

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2010

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2008 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 4 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2010

6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012

7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2009

8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2008 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2010 10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2009

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:

«Панорама», 2010

 

 

Структура программы

Наименование разделов

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Весёлый счёт

7

8

10

9

2.

Геометрия вокруг нас

4

8

5

5

3.

Танграм: древняя китайская головоломка

6

1

-

-

4.

«Спичечный» конструктор

2

3

2

2

5.

Секреты задач

7

8

12

9

6.

Математические игры

6

5

3

5

7.

Выпуск математической газеты

1

1

2

4

Всего

33

34

34

34

1 класс

Содержание программы

Тема 1. Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения

конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Тема 19. Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Темы 21–22. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

Тема 23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Тема 27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

Тема 28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 30. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 32. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Тема 33. Итоговый урок

Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

7. Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы).

Литература

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997
  4. Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва «Просвещение»1985
  5. Лавриненко Г. А. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей»2002
  6. Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
  7. Мартин Г. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999
  8. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006
  9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

 

Скачано с www.znanio.ru

Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю» руководитель

Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю» руководитель

Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе: 1

Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе: 1

Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности

Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы

Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы

Обучающийся получит возможность научиться: _ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; _ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; _ самостоятельно адекватно оценивать правильность…

Обучающийся получит возможность научиться: _ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; _ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; _ самостоятельно адекватно оценивать правильность…

Обучающийся получит возможность научиться: _ критически относиться к своему и чужому мнению; _ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; _ принимать самостоятельно решения;…

Обучающийся получит возможность научиться: _ критически относиться к своему и чужому мнению; _ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; _ принимать самостоятельно решения;…

Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др

Геометрическая мозаика —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Тема 26. Игры с кубиками

Тема 26. Игры с кубиками

Числа. Арифметические действия

Числа. Арифметические действия

Игры с кубиками Игра

Игры с кубиками Игра

Познавательные : Воспроизводить по памяти информацию, наблюдать и выявлять особенности математических объектов,

Познавательные : Воспроизводить по памяти информацию, наблюдать и выявлять особенности математических объектов,

Познавательные : Решение рабочих задач, построение логической цепочки рассуждений с помощью учителя; наблюдать над единицами времени, анализировать и фиксировать результаты; воспроизводить по памяти информацию; использовать…

Познавательные : Решение рабочих задач, построение логической цепочки рассуждений с помощью учителя; наблюдать над единицами времени, анализировать и фиксировать результаты; воспроизводить по памяти информацию; использовать…

Математическое путешествие

Математическое путешествие

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки)

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки)

Тема 13. Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Тема 13. Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Тема 27. Математическое путешествие

Тема 27. Математическое путешествие

Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность

Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022