Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСШ №7
им. ОН. Мамченкова
__________ Е. А. Верижникова
от _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Сударушка»
Срок реализации - 1 год
Возраст обучающихся 7-8 лет
Программу разработала учитель музыки
первой квалификационной категории Шаповалова Т.В.
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова
г. Елизово
Согласовано
«___»________20___ г.
Зам. директора по УВР
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова
______________ /Ф.И.О./
Елизово
2018 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Сударушка» разработана и составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, на основе экспериментальной образовательной программы внеурочной деятельности кружка «Сударушка» (автор: учитель музыки Шаповалова Т. В.). Программа внеурочной деятельности кружка «Сударушка» предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских творческих коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель программы – формирование средствами народной музыки духовно-нравственных качеств личности. Развитие творческих музыкальных способностей ребенка, формирование исполнительских умений в разных видах музыкальной деятельности: пении, танцевальном и игровом творчестве, игре на музыкальных инструментах.
В связи целью данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей:
Развитие музыкальности:
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие творческих способностей:
ситуациях, импровизирование;
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
2. Общая характеристика курса.
Программа имеет общекультурную направленность.
Программа рассчитана на один учебный год. В 2018-2019 учебном году программа реализуется в полном объеме с некоторыми изменениями, а именно:
- частично изменён музыкальный репертуар;
Сроки и режим реализации программы
Программа рассчитана на один год. Проводится 33 занятия в год (1 занятие в неделю). Длительность занятия - 30 минут.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
· индивидуальные;
· подгрупповые;
· групповые;
· творческие задания;
· исполнительская деятельность – выступление.
Формы работы, в зависимости от программного содержания занятия, могут варьироваться от индивидуальных и подгрупповых до групповых ансамблевых, оркестровых (совместных).
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности на занятии, главные из которых:
· слушание музыки и размышление о ней;
· сольное пение;
· хоровое пение;
· инсценирование (обыгрывание) русских народных песен, музыкальных игр.
· музыкально-ритмические движения;
· игра на детских музыкальных инструментах;
· импровизация.
3. Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Елизовская средняя школа
№7 им. О.Н. Мамченкова» на внеурочную деятельность кружка «Сударушка» в 1 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 33 часа в год.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
· формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом;
· формирование творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
· формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
· планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
· самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
· ориентироваться в способах решения исполнительских задач;
коммуникативные УУД:
· участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, и др.);
· уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке, принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений;
· уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
· уметь исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. п.)
познавательные УУД:
· осознавать роль музыкального искусства в жизни человека;
· формировать целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе.
· формировать представление о музыкальной культуре родного края, образ малой Родины;
· использовать знаково-символические средства для решения задач;
Предметные результаты:
· элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности;
· правильную певческую установку;
· особенности музыкального языка;
· применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных мероприятий для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
· исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
· выражать образное содержание музыки через пластику;
· создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
· исполнять вокально-танцевальные композиции.
VI. Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 полугодие |
|||
|
1. Ознакомление с работой кружка (1 час) |
||
1.1 |
Ознакомление с работой кружка |
1 |
- |
2. Знакомство с работой в оркестре. Разучивание «Камаринской» - П. И. Чайковский из «Детского альбома» (6 часов) |
|||
2.1 |
Знакомство с работой в оркестре |
1 |
- |
2.2 |
Работа с оркестром по подгруппам
|
- |
1 |
2.3 |
Работа с оркестром по подгруппам (продолжение) |
- |
1 |
2.4 |
Работа с оркестром по подгруппам (продолжение)
|
- |
1 |
2.5 |
Заключительное занятие «Камаринская» |
- |
1 |
o Знакомство с музыкальным жанром – частушка (3 часа) |
|||
3.1 |
Знакомство с музыкальным жанром - частушка |
1 |
- |
3.2 |
Частушка-веселушка |
- |
1 |
3.3 |
Частушка-веселушка |
- |
1 |
Знакомство с танцевальным жанром – кадриль (4 часа) |
|||
4.1 |
Знакомство с танцевальным жанром – кадриль |
- |
1 |
4.2. |
Разучивание танцевальной композиции «Кадриль» |
- |
1 |
4.3. |
Разучивание танцевальной композиции «Кадриль» |
- |
1 |
4.4. |
Работа над танцевальной композицией «Кадриль» |
- |
1 |
o Знакомство с народными музыкальными играми Белгородской области (3 часа) |
|||
5.1 |
Народная игра – народная традиция. «Дударь» |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Знакомство с народной музыкальной игрой Белгородской области «Тетёра» |
- |
1 |
5.3 |
Знакомство с народной музыкальной игрой «Дедушка - сапожник» |
- |
1 |
2 полугодие |
|||
o Разучивание вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» (5 часов) |
|||
6.1 |
Знакомство с вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» |
- |
1 |
6.2 |
Разучивание вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» |
- |
1 |
6.3 |
Разучивание вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» |
- |
1 |
6.4 |
Работа над вокально-танцевальной композицией «Матрёшка» |
- |
1 |
6.5 |
Заключительное занятие «Матрёшка |
- |
1 |
o Разучивание в оркестре русской народной мелодии «Светит месяц» в обр. В. Андрееева (4 часа) |
|||
7.1 |
Знакомство с рус. нар. мелодией «Светит месяц» |
- |
1 |
7.2 |
Работа в оркестре по подгруппам |
- |
1 |
7.3 |
Работа в оркестре по подгруппам |
- |
1 |
7.4 |
Заключительное занятие «Светит месяц» |
- |
1 |
o Разучивание песни «Завалинка» ( 4 часа) |
|||
8.1 |
Знакомство с песней «Завалинка» |
- |
1 |
8.2 |
Разучивание песни «Завалинка» |
- |
1 |
8.3 |
Разучивание песни «Завалинка» |
- |
1 |
|
Заключительное занятие «Завалинка» |
- |
1 |
o Разучивание школьных частушек (3 часа) |
|||
9.1 |
Разучивание школьных частушек |
- |
1 |
9.2 |
Разучивание школьных частушек (продолжение) |
- |
1 |
9.3 |
Заключительное занятие «Школьные частушки» |
- |
1 |
o Подготовка к отчётному концерту кружковой работы «Сударушка» (1 час) |
|||
10.1 |
Подготовка к отчётному концерту кружковой работы «Сударушка» |
- |
1 |
Итого 33 часа |
3,5 |
29,5 |
VII. Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Классы |
Дата проведения занятия |
Тема занятия, репертуар |
Программное содержание
|
Планируемые результаты УУД: личностные, предметные, метапредметные |
|
Плани-руе- мая |
Фак-тичес-кая |
|||||
1 |
|
|
|
Ознакомление детей с работой кружка «Сударушка» |
Беседа с детьми о деятельности и направлениях работы кружка. Знакомство с музыкальными инструментами (треугольник, бубен, бубенцы, маракасы, трещотка, деревянные ложки, дудочка колокольчик, свистулька, румба), и способами игры на них
|
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач;
Коммуникативные УУД: - уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке, принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений; - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - уметь исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. п.)
Познавательные УУД: - осознание роли музыкального искусства в жизни человека; - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности;
|
2 |
|
|
|
Знакомство с работой в оркестре
Репертуар «Камаринская» - П. И. Чайковский из «Детского альбома» |
Знакомство с музыкальным произведением (прослушивание и беседа о характере и музыкальной форме). Распределение состава ансамблевых групп. Разучивание партий с каждой группой оркестра |
|
3 |
|
|
|
Работа с оркестром по подгруппам
Репертуар «Камаринская» - П. И. Чайковский из «Детского альбома» |
Продолжение разучивания партий с каждой группой оркестра. Отработка приёмов игры на музыкальных инструментах с разными исполнительскими составами |
|
4 |
|
|
|
Работа с оркестром по подгруппам (продолжение)
Репертуар «Камаринская» - П. И. Чайковский из «Детского альбома» |
Обучение детей совместной игре в оркестре. Работа над динамическими оттенками, началом и концом фраз в каждой части |
|
5 |
|
|
|
Работа с оркестром по подгруппам (продолжение)
Репертуар «Камаринская» - П. И. Чайковский из «Детского альбома» |
Обучение детей совместной игре в оркестре. Работа над целостностью музыкального произведения, средствами музыкальной выразительности: динамикой, темпом, характером |
|
6 |
|
|
|
Заключительное занятие «Камаринская»
Репертуар «Камаринская» - П. И. Чайковский из «Детского альбома» |
Закрепление выученного произведения в оркестре. Способствовать формированию положительных взаимоотношений детей |
|
7 |
|
|
|
Знакомство с музыкальным жанром – частушка
Репертуар: Частушка о школьной жизни |
Знакомство с жанром частушки. Разучивание слов и мелодии частушки. Разучивание музыкально-ритмических движений частушки (для мальчиков и для девочек), исполнение в парах |
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач;
Коммуникативные УУД: - уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке, принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений; - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - уметь исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. п.)
Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства для решения задач; - осознавать роль музыкального искусства в жизни человека; - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - правильную певческую установку; - выражать образное содержание музыки через пластику; - исполнять вокально-танцевальные композиции |
8 |
|
|
|
Частушка-веселушка
Репертуар: Частушки о школьной жизни |
Беседа об исполнительской культуре артиста. Работа над эмоциональностью, раскрепощённостью, артистизмом. Работа над сольным исполнением частушки (народная манера исполнения, жесты, мимика, показы, музыкально-ритмичекие движения) |
|
9 |
|
|
|
Частушка-веселушка
Репертуар: Частушки о школьной жизни |
Исполнение частушек о школьной жизни с обыгрыванием, музыкально-ритмическими движениями. Закрепление исполнительских навыков и умений в коллективном выступлении |
|
10 |
|
|
|
Знакомство с танцевальным жанром – кадриль
Репертуар: «Кадриль» - муз. В. Темнова, сл. Е.Темниковой
|
Познавательный рассказ о танцевальном жанре-кадрили. Разучивание основных танцевальных движений 1 куплета и припева. Работа с подгруппой девочек и с подгруппой мальчиков |
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач; - планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД: - участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, и др.); - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
Познавательные УУД: - осознавать роль музыкального искусства в жизни человека; - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - правильную певческую установку; - выражать образное содержание музыки через пластику; - исполнять вокально-танцевальные композиции |
11 |
|
|
|
Разучивание танцевальной композиции «Кадриль»
Репертуар: «Кадриль» - муз. В. Темнова, сл. Е.Темниковой
|
Разучивание танцевальных движений 2-го куплета. Работа над ритмичностью и синхронностью движений в парах |
|
12 |
|
|
|
Разучивание танцевальной композиции «Кадриль»
Репертуар: «Кадриль» - муз. В. Темнова, сл. Е.Темниковой
|
Разучивание движений 3-го куплета. Работа над целостностью танцевальной композиции. Развивать умение внимательно слушать музыку и слова песни соответственно выполняя танцевальные движения. |
|
13 |
|
|
|
Работа над танцевальной композицией «Кадриль»
Репертуар: «Кадриль» - муз. В. Темнова, сл. Е.Темниковой
|
Формирование элементарных исполнительских умений: ритмично двигаться, не опуская голову вниз (смотреть на зрителя), сохранять осанку, синхронно и точно выполнять танцевальные движения |
|
14 |
|
|
|
Народная игра – народная традиция. «Дударь»
Репертуар: Русская народная игра «Дударь» |
Беседа с детьми о народных играх, как неотъемлемой части народных традиций. Знакомство с народной музыкальной игрой Белгородской области «Дударь». Разучивание слов, мелодии и движений р. н. игры. Развитие творческой активности, внимания, воображения |
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач; - планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД: - участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, и др.); - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
Познавательные УУД: - формировать представление о музыкальной культуре родного края, образ малой Родины; - осознавать роль музыкального искусства в жизни человека;
Предметные результаты: - особенности музыкального языка; - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - выражать образное содержание музыки через пластику |
15 |
|
|
|
Знакомство с народной музыкальной игрой Белгородской области «Тетёра»
Репертуар: Русская народная игра «Тетёра». |
Знакомство с народной музыкальной игрой Белгородской области «Тетёра». Разучивание слов, мелодии и движений р. н. игры. Формирование положительных взаимоотношений детей |
|
16 |
|
|
|
Знакомство с народной музыкальной игрой Белгородской области «Дедушка- сапожник»
Репертуар: Рус. нар. игра «Дедушка- сапожник» |
Знакомство с народной музыкальной игрой «Дедушка- сапожник», её правилами, словами и действиями. Объяснение смысла старинных русских слов: пятачок, грош, полтина. Формирование положительных эмоций в игровой деятельности |
|
17 |
|
|
|
Знакомство с вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» |
Знакомство с современной песней в русском стиле. Работа с солистом. Разучивание текста и мелодии 1 и 2 куплетов и припева. Разучивание танцевальных движений 1 и 2 куплетов с участниками вокально-танцевальной композиции |
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач; - планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД: - участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, и др.); - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
Познавательные УУД: - осознавать роль музыкального искусства в жизни человека; - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - правильную певческую установку; - выражать образное содержание музыки через пластику; - исполнять вокально-танцевальные композиции |
18 |
|
|
|
Разучивание вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» |
Работа с солистом. Разучивание текста и мелодии 3 куплета. Разучивание танцевальных движений 3 куплета с участниками вокально-танцевальной композиции |
|
19 |
|
|
|
Разучивание вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка» |
Работа с солистом над чистотой интонации и выразительностью. Работа над синхронностью и ритмичностью танцевальных движений с участниками вокально-танцевальной композиции |
|
20 |
|
|
|
Работа над вокально-танцевальной композицией «Матрёшка» |
Работа над целостностью композиции со всеми участниками вокально-танцевальной композиции с использованием атрибутов |
|
21 |
|
|
|
Заключительное занятие «Матрёшка |
Закрепление вокально-танцевальных умений и навыков. Работа над образом и эмоциональностью участников вокально-танцевальной композиции. Воспитание чувства коллективизма |
|
22 |
|
|
|
Знакомство с рус. нар. мелодией «Светит месяц»
Репертуар: «Светит месяц» - рус. нар. мелодия в обр. В.Андреева |
Знакомство с музыкальным произведением (прослушивание и беседа о характере и структуре). Распределение состава ансамблевых групп. Разучивание партий с каждой группой оркестра |
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач;
Коммуникативные УУД: - уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке, принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений; - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - уметь исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т. п.)
Познавательные УУД: - осознание роли музыкального искусства в жизни человека; - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности |
23 |
|
|
|
Работа в оркестре по подгруппам
Репертуар: «Светит месяц» - рус. нар. мелодия в обр. В.Андреева |
Продолжение разучивания партий с каждой группой оркестра. Отработка приёмов игры на музыкальных инструментах. Обучение детей совместной игре в оркестре |
|
24 |
|
|
|
Работа в оркестре по подгруппам
Репертуар: «Светит месяц» - рус. нар. мелодия в обр. В.Андреева |
Работа над муз. произведением со всеми группами оркестра. Учить детей слушать себя, прислушиваясь к игре товарищей, следить за указаниями руководителя относительно динамики и характера исполнения |
|
25 |
|
|
|
Заключительное занятие «Светит месяц»
Репертуар: «Светит месяц» - рус. нар. мелодия в обр. В.Андреева |
Закрепление выученного произведения в оркестре. Способствовать формированию положительных взаимоотношений детей в коллективе |
|
26 |
|
|
|
Знакомство с песней «Завалинка»
Репертуар: «Завалинка» - музыка О. Иванова, слова А.Попеперечного |
Знакомство с песней, беседа по содержанию. Разучивание текста и мелодии 1 куплета и припева |
Личностные УУД: - формирование эмоционального отношение к музыкальному фольклору и музыкальному искусству в целом; - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач; - планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД: - участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, и др.); - уметь использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
Познавательные УУД: - осознавать роль музыкального искусства в жизни человека; - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - правильную певческую установку; - исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе; - выражать образное содержание музыки через пластику |
27 |
|
|
|
Разучивание песни «Завалинка»
Репертуар: «Завалинка» - музыка О. Иванова, слова А.Попеперечного |
Разучивание 2 куплета песни. Работа над чистотой и выразительностью интонации, дыханием, динамикой |
|
28 |
|
|
|
Разучивание песни «Завалинка»
Репертуар: «Завалинка» - музыка О. Иванова, слова А.Попеперечного |
Разучивание 3 куплета песни. Формирование навыков сольного пения и инсценирования песни |
|
29 |
|
|
|
Заключительное занятие «Завалинка»
Репертуар: «Завалинка» - музыка О. Иванова, слова А.Попеперечного |
Работа над целостностью композиции. Способствовать формированию положительных взаимоотношений детей в коллективе |
|
30 |
|
|
|
Разучивание школьных частушек |
Знакомство с текстами школьных частушек. Выбор частушки по желанию. Разучивание текста и мелодии, музыкально-ритмических движений |
Личностные УУД: - формирование интереса к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
Регулятивные УУД: - ориентироваться в способах решения исполнительских задач;
Познавательные УУД: - формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - правильную певческую установку; - выражать образное содержание музыки через пластику; - исполнять вокально-танцевальные композиции |
31 |
|
|
|
Разучивание школьных частушек (продолжение) |
Закрепление навыков пения и музыкально-ритмических движений |
|
32 |
|
|
|
Заключительное занятие «Школьные частушки» |
Работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения частушек |
|
33 |
|
|
|
Подготовка к отчётному концерту кружковой работы «Сударушка»
Репертуар: Музыкальный репертуар выученный за учебный год |
Подготовка к выступлению отчётного концерта. Повторение ранее выученных произведений, отработка выразительности, эмоциональности, раскрепощённости а исполнении |
Личностные УУД: - формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; - формирование творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Регулятивные УУД: - планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД: - участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, и др.);
Познавательные УУД: - осознавать роль музыкального искусства в жизни человека;
Предметные результаты: - элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально-творческой деятельности; - применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных мероприятий для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности |
VIII. Содержание программы
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
1. Ознакомление с работой кружка. Беседа с детьми о деятельности и направлениях работы кружка. Знакомство с музыкальными инструментами и способами игры на них.
2. Знакомство с работой в оркестре. Разучивание «Камаринской» -
П. И. Чайковский из «Детского альбома». Обучение детей совместной игре в оркестре. Распределение состава ансамблевых групп. Отработка приёмов игры на музыкальных инструментах с разными исполнительскими составами. Работа над целостностью музыкального произведения, средствами музыкальной выразительности: динамикой, темпом, характером.
3. Знакомство с музыкальным жанром – частушка. Знакомство с жанром частушки. Разучивание музыкально-ритмических движений частушки (для мальчиков и для девочек), исполнение в парах. Беседа об исполнительской культуре артиста. Работа над сольным исполнением частушки (народная манера исполнения, жесты, мимика, показы, музыкально-ритмичекие движения).
4. Знакомство с танцевальным жанром – кадриль. Познавательный рассказ о танцевальном жанре-кадрили. Развитие умения внимательно слушать музыку и слова песни соответственно выполняя танцевальные движения. Формирование элементарных исполнительских умений: ритмично двигаться, не опуская голову вниз (смотреть на зрителя), сохранять осанку, синхронно и точно выполнять танцевальные движения.
5. Знакомство с народными музыкальными играми Белгородской области. Беседа с детьми о народных играх, как неотъемлемой части народных традиций. Знакомство с народными музыкальными играми Белгородской области «Дударь», «Тетёра», «Дедушка-сапожник». Объяснение смысла старинных русских слов. Формирование положительных взаимоотношений детей. Формирование положительных эмоций в игровой деятельности.
6. Разучивание вокально-танцевальной композиции в русском стиле «Матрёшка». Знакомство с современной песней в русском стиле. Работа с солистом. Формирование вокально-танцевальных умений и навыков. Работа над образом и эмоциональностью участников вокально-танцевальной композиции. Воспитание чувства коллективизма.
7. Разучивание в оркестре русской народной мелодии «Светит месяц» в обр. В. Андрееева. Обучение детей совместной игре в оркестре. Отработка приёмов игры на музыкальных инструментах. Учить детей слушать себя, прислушиваясь к игре товарищей, следить за указаниями руководителя относительно динамики и характера исполнения. Способствовать формированию положительных взаимоотношений детей в коллективе.
8. Разучивание песни «Завалинка». Знакомство с песней, беседа по содержанию. Разучивание песни «Завалинка». Работа над чистотой и выразительностью интонации, дыханием, динамикой. Работа над целостностью композиции. Способствовать формированию положительных взаимоотношений детей в коллективе.
9. Разучивание школьных частушек. Закрепление навыков сольного пения и музыкально-ритмических движений в исполнении частушки. Способствовать формированию навыков выразительного и эмоционального исполнения.
10. Подготовка к отчётному концерту кружковой работы «Сударушка».
Подготовка к выступлению отчётного концерта. Повторение ранее выученных произведений, отработка выразительности, эмоциональности, раскрепощённости в исполнении.
IX. Учебно-методические средства обучения:
Занятия проводятся в кабинете музыки или в актовом зале. Для проведения занятий необходимы:
- баян;
- детские музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, свирель, свистульки, деревянные ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, бубны, треугольник, маракасы, рубель и другие;
- компьютер;
- проектор;
- навесной экран или интерактивная доска.
Список литературы для педагогов:
1. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.
2. Рытов Д. А. На родимой на сторонке: Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ярославль: Издательство ООО «Академия развития», ООО «Академия Холдинг», 2002.
3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. – Ярославль: Издательство ООО «Академия развития», ООО «Академия Холдинг», 2002.
4. Орлова Е.М. К истории русской музыкальной фольклористики. Русская мысль о музыкальном фольклоре. – Москва: «Музыка», 1979.
5. И. И. Веретенников. Русская народная песня в школе. (Пособие для учителей и учащихся). – Белгород: Издательство «Северскодонечье», 1994.
6. Мерзлякова С. И., Комалькова Е. Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Гусли звончатые. – Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.
7. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1990.
8. Ю. А. Зацарный. 40 русских народных песен. Песенник. – Москва. Издательство «Советский композитор», 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.