Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пестрецовская основная школа»
Ярославского муниципального района
Утверждаю
Приказ по школе №_____
От «____»______________2017 года
Директор школы
Н.Б.Матвеева__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Срок реализации 1 год
4 класс
Возраст обучающихся 9 - 10 лет
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель Васильева Е.В.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе авторской образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО. Программа рассчитана на 34 часа. Выполнение программы рассчитано 1 занятие (45 мин) каждую неделю.
Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникает повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: например, в некоторых семьях в каждодневном меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы: формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Задачи:
· Способствовать развитию навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
· Развивать представление детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
· Формировать готовность заботиться и укреплять здоровье.
· Расширять знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепления здоровья, формирование готовности выполнять эти правила.
· Пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа.
· Развивать представление о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании».
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе программы, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики – ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе.
Данная система занятий способствует активному участию и максимальному вовлечению детей начальных классов в поисковую работу, в обработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трехразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Материал программы актуален для детей. Все, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применять дома и в гостях. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома или в гостях.
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о правилах этикета, о полезных и вредных продуктах, что становится предпосылкой здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, формирование более требовательного отношения к выбору продуктов питания для регулярного употребления.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные представления о правильном питании.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. Основная часть этих заданий содержится в рабочих тетрадях «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья» М.М. Безруких. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 4 – м классе:
¾ знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
¾ навыки, связанные с этикетом в области питания;
¾ умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.
Учебно-тематический план
4 класс (34 часа)
ü Вводное занятие – 1 час
ü Кулинарная история. Как питались наши предки? – 2 часа
ü Влияние воды на обмен веществ – 1 час
ü Правила поведения в лесу – 1 час
ü Меню для похода – 1 час
ü Какую пищу можно найти в лесу – 3 часа
ü Лекарственные растения – 1 час
ü Витамины и минеральные вещества – 2 часа
ü Загадки о продуктах питания – 1 час
ü Список покупок – 1 час
ü Срок хранения продуктов – 1 час
ü Пищевые отравления и их предотвращения – 1 час
ü Правила гостеприимства – 1 час
ü Угощенье для друга – 1 час
ü Помогаем родителям на кухне – 1 час
ü Кулинарное путешествие по России – 8 часов
ü Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен – 2 часа
ü Как правильно вести себя за столом – 2 часа
ü Кулинарный мастер-класс – 2 часа
ü Итоговое занятие – 1 час
Календарно – тематическое планирование
№ |
Содержание |
Кол/во часов |
Дата |
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
2.3. |
Кулинарная история. Как питались наши предки? |
2 |
|
4. |
Влияние воды на обмен веществ |
1 |
|
5. |
Правила поведения в лесу |
1 |
|
6. |
Меню для похода |
1 |
|
7.8.9. |
Какую пищу можно найти в лесу
|
3 |
|
10. |
Лекарственные растения |
1 |
|
11.12. |
Витамины и минеральные вещества
|
2 |
|
13. |
Загадки о продуктах питания |
1 |
|
14. |
Список покупок |
1 |
|
15. |
Срок хранения продуктов |
1 |
|
16. |
Пищевые отравления и их предотвращения |
1 |
|
17. |
Правила гостеприимства |
1 |
|
18. |
Угощенье для друга |
1 |
|
19. |
Помогаем родителям на кухне |
1 |
|
20.21.22. 23.24.25. 26.27. |
Кулинарное путешествие по России |
8
|
|
28. 29. |
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. |
2 |
|
30.31. |
Как правильно вести себя за столом. |
2 |
|
32.33. |
Кулинарный мастер-класс |
2 |
|
34. |
Итоговое занятие |
1 |
|
Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Ученики должны знать:
- кулинарные традиции своего края;
- растения леса, которые можно использовать в пищу;
- необходимость использования разнообразных продуктов,
- пищевую ценность различных продуктов.
Ученики должны уметь:
- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
- накрывать праздничный стол.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.