РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное образование «Город Курчатов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 4"г.Курчатова
Утверждено приказом № _170 от «_28_» _05_ 2021_ г. Директор школы __________ Т.М. Буровникова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
1А КЛАССА НА 2024– 2025г.г.
Классный руководитель:
Фомина Л. А.
Курчатов
2024 г.
Пояснительная записка
Программа воспитания коррекционного 1 «А» класса МБОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
· Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи».
· Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями на 19 декабря 2022 года).
· Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
· Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.№ 474 «О национальных целях развития на период до 2030 года».
· Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р»).
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года).
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года).
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями на 12 августа 2022 года).
· Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
· Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №370 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
· Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 317 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
· Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта «Образование» на 2021–2024 годы и др.
· Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № АБ–1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания».
· Письмо департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства Просвещения Российской Федерации от 3 марта 2023 г. 03-327 «О направлении информации».
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе Советов обучающихся), Советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
1.1. Цели и задачи
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитанияобучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в школе:
· усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
· формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
· приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности;
· достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО ООО СОО.
· Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
· осознание российской гражданской идентичности;
· сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
· готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
-гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; (ведется совместная работа с территориальной избирательной комиссией);
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности (проведение общешкольных ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню Победы, Дню освобождения от немецко – фашистских захватчиков и другие);
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям (совместная работа с храмом преподобного Серафима Саровского, Школьным краеведческим музеем, помощь детям войны и ветеранам педагогического труда, бойцам РФ специальной операции на Украине);
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и театров города, региона, экскурсионные поездки по городам России);
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях (работа Школьного спортивного клуба школы, участие в спортивных соревнованиях города и региона);
-трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно - достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности (организация дежурств в школе, в кабинетах, облагораживание школьных клумб и субботники на территории школьного двора);
-экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды (участие в экологических акциях «Бегите воду», «Эколята», «Бумаге – вторая жизнь» и др.);
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей. (участие в научно-практических конференциях онлайн и офлайн, Краеведческих чтениях, конкурсе чтецов «Живая классика», конкурсах и фестивалях науки и творчества).
1.3. Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в формецелевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
Направления воспитания |
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
Эстетическое воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. |
Трудовое воспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическое воспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
Ценность научного познания |
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. |
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
2.2.1. Модуль «Основные школьные дела»
Основные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Основные дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение основных дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания.
Основные дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы.
Вне образовательной организации:
· социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума (акции «Георгиевская ленточка», «Безопасная дорога», «Бессмертный полк»);
· городские методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию ученического самоуправления;
· дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы и города;
· проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями обучающихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих («Праздник школьного двора», «Отцы - молодцы»).
На школьном уровне:
· общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне города, региона, России, в которых участвуют все классы школы;
· торжественные мероприятия, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а также связанные с героико-патриотическим воспитанием («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники» и т.д.);
· проведение линейки по понедельникам перед уроками с церемонией поднятия или вноса флага и исполнения гимна России (подведение итогов прошедшей недели информированием о предстоящих важных школьных событиях, новостях школы, района, страны).
· церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу («День гения»).
На уровне классов:
· выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления (Совет обучающихся), в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;
· участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
· проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;
· участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
· вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
· индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
· наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
· при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
· работу с классным коллективом;
· индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
· работу с учителями, преподающими в данном классе;
· работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
· инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
· педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДДМ;
· поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
· организация и проведение совместных дел с обучающимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:
- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них;
- установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
· проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
· еженедельное проведение урока «Разговоры о важном»: обсуждение событий, происходящих в школе, в городе, в регионе, в стране; формирование представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов; обсуждение тем по усмотрению классного руководителя;
· сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;
- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;
- празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т.д.;
- регулярные внутриклассные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с обучающимися:
· изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
· поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
· индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио (в том числе в электронном журнале), в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
· мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
· мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;
· коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
· регулярные консультации классного руководителя с учителями - предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
· проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
· привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
· привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
· регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
· помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
· организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
· создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
· привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
· организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
2.2.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно через:
· вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
· формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
· создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
· поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
· еженедельное проведение занятий «Разговоры о важном»;
· поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Направления развития личности |
Курсы внеурочной деятельности |
Наименования рабочей программы |
||
|
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие гуманистическое мировоззрение и научную картину мира |
|||
Социальное |
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, толерантности |
«Финансовая грамотность», «Разговоры о важном» |
||
Спортивно-оздоровительное
Физкультурно - спортивное |
направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых, на расширение знаний и навыков, обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха, участию в городских, школьных внутриклассных мероприятиях |
«Подвижные игры», «Ритмика» |
||
Духовно-нравственное |
направлены на осознание учащимися ценностей человеческой жизни, принятие базовых национальных ценностей и на формирования патриотизма. Формирование основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья |
«Разговоры о важном»
|
||
Общекультурное
Художественное |
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие |
«Голосистый соловей» |
2.2.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
· установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
· побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
· привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
· использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
· еженедельное (понедельник, 1-й урок) совместное прослушивание обучающимися и учителем Государственного гимна РФ, способствующее формированию признания обучающимися ценности государственных символов РФ и уважения к ним (с соблюдением требований, установленных Федеральным Конституционным законом о Государственном гимне РФ);
· применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
· включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
· организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
· инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в рамках школьных уроков, проводятся ежегодные тематические уроки, способствующие развитию и воспитанию личности обучающегося: Всероссийский урок «Экология и энергосбережение», «Урок цифры», «Диктант Победы», «Всероссийский урок воды», Всероссийский экологический диктант и т.д
2.2.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
· через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
· через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
· через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
· через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (Центры: физкультурно-оздоровительный, «Знания»,«Талант и творчество»,«Информация и гласность, «Гражданин и патриот»).
На индивидуальном уровне:
· через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;
· через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
2.2.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
· профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
· профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
· экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
· посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
· совместное с педагогами изучение интернет - ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
· участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет: в региональном проекте «Успех каждого ребенка», открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию, во Всероссийском проекте «Урок цифры», который развивает интерес школьников к программированию, просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, «Билет в будущее»;
· индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
· освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования «Твой выбор», «Секреты выбора профессии», «Мир профессий» и др.
2.2.7. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
· Совет родителей и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей;
· родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностейдетей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
· родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные ивнеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса вшколе;
· общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
· классные родительские собрания (в том числе – дистанционные), происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся класса;
· семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации исоветы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениватьсясобственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
· социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
· работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
· участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновенияострых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
· помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных ивнутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
· индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилийпедагогов и родителей.
2.2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
· оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
· размещение на стендах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
· озеленение территории школьного двора, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
· благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
· событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
· совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
· регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
· акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
2.2.9. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
· внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
· организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.)с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
· литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и т. П., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.);
· выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
· внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы.
2.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
· целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
· проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
· проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. Д.);
· разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
· вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, безопасность на воде, на транспорте, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. Д.);
· организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
· поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
· предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
· поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, дети с ОВЗ и т. Д.).
2.2.11. Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
· участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
· участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
· проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
· открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны;
· социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.12. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Название объединения |
Направление деятельности |
«Поколение» |
Создание условий для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной личности, самореализация детей и подростков через направления: 1. «Мой край» 2. «Мой выбор» 3. «Моя семья» 4. «Природа – мой дом» 5. «Здоров будешь – все добудешь» |
РДДМ |
1. Образование и знания; 2. Культура и искусство; 3. Волонтерство и добровольчество; 4. Патриотизм и историческая память; 5. Спорт, здоровый образ жизни; 6. Медиа и коммуникации; 7. Труд, профессия и свое дело; 8. Экология и охрана природы; 9. Туризм и путешествия. |
«Орлята России» |
1. «Орленок – Эрудит»; 2. «Орленок – Доброволец»; 3. «Орленок – Мастер»; 4. «Орленок – Спортсмен»; 5. «Орленок – Хранитель исторической памяти»; 6. «Орленок – Эколог»; 7. «Орленок – Лидер». |
2.2.13. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
· школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-группу «Вконтакте» с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к проблемам и нуждам школы, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
· школьное телевидение - созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
· участие школьников в конкурсах школьных медиа.
2.2.14. Модуль «Школьный спортивный клуб»
Школьный спортивный клуб «Олимп» является структурным подразделением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова, деятельность которого осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентируется локальными актами школы, а также разработанным и утвержденным Положением о Школьном спортивном клубе, и направлена на вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой, школьным и массовым спортом, формирование здорового образа жизни, а также развитие и популяризация традиций региона в области физической культуры и спорта.
В сферу деятельности Школьного спортивного клуба входит организация и
проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовка и формирование сборных команд от школы по видам спорта, участие в соревнованиях разных уровней (муниципального, регионального, всероссийского), пропаганда основных идей физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Направление |
Содержание деятельности |
Формы
|
Освоение образовательных программ |
- реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности |
«Подвижные игры», «Ритмика» |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
- организация и проведение конкурсных мероприятий, Дней спорта, спортивных праздников, приуроченных к знаменательным датам, общественно- значимым спортивным событиям, включая этнокультурный компонент |
Выездной сбор на природе, спортивные праздники и мероприятия (турслет, «Масленица»), Спортивно - развлекательные программы «Зимние забавы», «Веселые старты» и др. |
Информационно- мотивационная работа |
- популяризация социально -значимых спортивных мероприятий через раздел официального сайта и официальной группы школы ВКонтакте; - профилактика аддиктивного поведения, формирования антидопингового мировоззрения |
Публикации в сети о спортивных достижениях обучающихся и педагогов, размещение полезной информации о формировании ЗОЖ |
2.2.15. Модуль «Школьный театр»
С сентября 1991 года в школе создана и действует театральная студия «Светлячок». Детский школьный театр создан на основе результатов анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей). Исследования, проведенные обучающимися школы, наглядно показали, что создание детского театра просто необходимо.
Театральная студия способствует нравственному, интеллектуальному и общекультурному развитию не только юных артистов театра, но и его юных зрителей. Специфика театрального искусства создает особые предпосылки для формирования социально активной творческой личности, способной изменить мир и сделать его интереснее и добрее.
2.2.16. Модуль «Школьный музей»
Воспитание обучающихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии.
Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей является инструментом гражданско-патриотического и духовно - нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения обучающихся, выступает хранителем традиций.
Музей истории народного образования г.Курчатова. Идея музея:сбор информациипоистории общеобразовательных учреждений города. Направление музея: историческое, поисково - собирательское.
Музей народного творчества "Старинушка". Идея музея: сбор, хранение и экспозиция старинных вещей, предметов утвари, рушников, полотенец, посуды и т.д. хранение, изучение, реставрация и популяризация памятников материальной и духовной культуры, предметов искусства.
Воспитательный потенциал реализуется следующим образом:
1. На внешкольном уровне - активисты музея участвуют в мероприятиях городского и регионального уровней (конкурсы, экскурсии, мероприятия для обучающихся образовательных учреждений города).
2. На уровне образовательной организации:
- участие актива музея в организации и проведении уроков мужества, классных часов, мероприятий, экскурсий;
- организация и проведение экскурсий для школьников, гостей школы;
-участие школьников в поисковой архивной работе, заполнение документации музея по учету и хранению экспонатов.
Музей занимает важное место в жизни обучающихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники вначале важного шага - учебы, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни.
3. На индивидуальном уровне: - школьный музей – пространство, максимально открытое не только для познавательной деятельности ребѐнка, но и для творческой, социальной активности. Ученик же становится не только «потребителем» музейных ценностей, но и, в известной мере, их созидателем. Экспонаты вспомогательного фонда – стенды, экспонаты, иллюстрации, позволяют более глубоко воздействовать на эмоциональное восприятие; используются для составления экскурсий, мероприятий. В работе музея используются различные методы и формы, соответствующие современным требованиям, условиям, интересам, возможностям, что позволяет найти каждому активисту занятие по душе. Материалы музея используются при проведении уроков и внеурочных мероприятий. Это способствует погружению обучающихся в историческое пространство.
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
И ПРОЯВЛЕНИЙ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
Ведение портфолио - деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио включает артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг - размещение имен обучающихся или названий групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Календарный план воспитательной работы школы
на 2024-2025 учебный год
(1- 4 классы)
Модуль «Основные школьные дела» |
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Праздник День знаний. |
1-4 |
1 сентября |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы |
|||||
Участие в мероприятиях, посвященных Дню города. · Конкурс рисунков на асфальте «Мы лучше города не знаем, мы чувствуем его душой». |
1 |
сентябрь
|
Фомина Л.А. |
|||||
День отца: · Фотоакция «Очень мы похожи: я и папа мой». · Праздник «Мой папа - супергерой». · Мастер-класс от пап. |
1
1 |
сентябрь |
Фомина Л.А., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
День работников дошкольного образования. |
1 |
сентябрь |
Фомина Л.А.., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
|||||
Ко Дню пожилого человека: · Мероприятие «Бабушка, бабуля, как тебя люблю я». · |
1
|
октябрь |
Фомина Л.А., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
К Международному Дню Учителя: · Праздничный концерт, посвященный Дню учителя. · Поздравление учителей - ветеранов с праздником. · Конкурс осенних букетов «Осенний вальс». |
1 |
4 октября |
Фомина Л.А., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
|||||
Посвящение в первоклассники. |
1 |
ноябрь |
Фомина Л.А.,зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
|||||
Ко Дню матери России: · Праздничная программа «Под маминым крылом». · Фотоконкурс «Обнимая маму». |
1 |
ноябрь |
Педагоги-организаторы, Фомина Л.А. |
|||||
День кино (работа киноклуба КИВИ). |
1 |
декабрь |
Фомина Л.А. |
|||||
· Освобождения Ленинграда от фашистской блокады. · Информационная выставка «Все это было, было в Ленинграде». |
1 |
|
Педагоги-организаторы, Фомина Л.А. |
|||||
Конкурсно – развлекательная программа «С праздником мимозы». |
1 |
март |
Фомина Л.А. |
|||||
Патриотическая акция «Голубь мира». |
1 |
апрель |
Фомина Л.А., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Акция «Георгиевская ленточка». |
1 |
апрель |
Фомина Л.А., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
|||||
Смотр песни и строя. |
1 |
май |
Фомина Л.А., зам. директора по ВР, педагоги-организаторы |
|||||
Акция «Бессмертный полк». |
1 |
май |
Педагоги-организаторы, Фомина Л.А. |
|||||
Модуль «Классное руководство»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
«Урок мира». |
1 |
1 сентября |
Фомина Л.А. |
|||||
Неделя добрых дел – участие в благотворительной акции «Помоги собраться в школу». |
1 |
сентябрь |
||||||
Классные часы «Мы – за здоровый образ жизни». |
1 |
октябрь |
||||||
Классные часы, посвященные Дню единства и примирения. |
1 |
ноябрь |
||||||
Классные часы «Эколята – юные защитники природы». |
1 |
ноябрь |
||||||
Классный час, посвященный Дню Российского герба. |
1 |
ноябрь |
||||||
Ко Дню Конституции РФ «Символы России». |
1 |
декабрь |
||||||
Акция «Рождественский сюрприз» (в рамках сотрудничества с реабилитационным центром «Добрыня»). |
1 |
декабрь |
||||||
Классный час «Блокадный хлеб». |
1 |
январь |
||||||
Классный час «Наш мир без терроризма». |
1 |
январь |
||||||
«Уроки доброты». |
1 |
февраль |
||||||
Классные часы, посвященные освобождению Курска от немецко - фашистских захватчиков. |
1 |
февраль |
||||||
«Первый среди равных» - день памяти И.В. Курчатова. |
1 |
февраль |
||||||
Классный час «Правила дорожного движения – наши лучшие друзья». |
1 |
март |
||||||
Информационный час «День Единых действий». |
1 |
апрель |
||||||
Классный час ко Дню космонавтики. |
1 |
апрель |
||||||
Всероссийский урок Победы. |
1 |
май |
||||||
Модуль «Урочная деятельность»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
100 лет со дня рождения Е.Носова |
1 |
январь |
Фомина Л.А. |
|||||
Предметные недели (по графику). |
1 |
в течение года |
Учителя – предметники, Фомина Л.А. |
|||||
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Реализация внеурочной деятельности согласно учебному плану. |
1 |
в течение года |
Руководители Центра «Точка роста», педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, советники по воспитательной работе |
|||||
Организация и проведение Всероссийских акций «Движения Первых» в формате «Дней единых действий». |
1 |
в течение года |
советник по воспитательной работе |
|||||
Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Русская земля-Отечество героев». |
1 |
декабрь |
Фомина Л.А. |
|||||
Участие в городском конкурсе - выставке «Богатство страны «Светофории». |
1 |
январь |
Фомина Л.А. |
|||||
Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы. |
1 |
май |
Фомина Л.А. |
|||||
Участие в городском фестивале «Мир творчества». |
1 |
февраль |
Фомина Л.А. |
|||||
Модуль «Внешкольные мероприятия»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Онлайн-экскурсии в музеи мира. |
1 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Экскурсия на предприятия и организации г.Курчатова, г.Курска и Курской области. |
1 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Экскурсии по местам Боевой славы. |
1 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Экскурсии в Курчатовский краеведческий музей. |
1 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Посещение спектаклей, художественных, документальных фильмов Курчатовского дворца культуры. |
1 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Посещение городской детской библиотеки. |
1 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Модуль «Самоуправление»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Выборы Совета обучающихся класса. |
1
|
сентябрь |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию
|
|||||
Выборы Председателя Совета класса. |
сентябрь |
|||||||
Выборы Старосты класса. |
сентябрь |
|||||||
Создание классных ученических центров: · Физкультурно-оздоровительный · Центр «Знания» · Волонтерский центр · «Гражданин и патриот» · Центр «Информация и гласность» · Центр «Талант и творчество» |
сентябрь -октябрь |
|||||||
Участие активов классов в общешкольных и городских акциях, мероприятиях. |
в течение года |
|||||||
Модуль «Профилактика и безопасность»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
· Инструктаж по ТБ; · «15 минут о безопасности». · Правила поведения на железнодорожном транспорте; · Правила поведения на водных объектах в осенний период; · «Меры пожарной безопасности»; · Квест – игра «Азбука пешехода»; |
1
|
1- 4 сентября |
Фомина Л.А., советник директора по воспитанию |
|||||
Неделя ЗОЖ: · Акция «Утро начинается с зарядки». · Прыжки с места в длину «Кто дальше». · Соревнования по скиппингу. · Эстафеты «Энергия спорта». · Спортивный забег «Кросс нации». |
1-4
|
сентябрь |
Педагоги-организаторы, учителя физической культуры |
|||||
Урок безопасности в сети Интернет. |
1- 4 |
октябрь |
Фомина Л.А. |
|||||
Акция «Сообщи, где торгуют смертью». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Акция «Курский край без наркотиков». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Встречи со специалистами учреждений системы профилактики в рамках реализации программы межведомственного взаимодействия. |
1-4 |
в течение года |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, советник директора по воспитанию |
|||||
Проведение декады правовых знаний «Человек. Личность. Гражданин». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы |
|||||
Модуль «Социальное партнерство»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Цикл бесед «Знакомство с профессией» при участии представителей учреждений, ведомств и организаций города. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Посещение культурно - образовательных мероприятий в рамках программы «Каникулы». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Участие в мастер-классах культурно-просветительских учреждений города в рамках договоров о сотрудничестве. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., заместитель директора по ВР |
|||||
Проведение мероприятий профилактической направленности для обучающихся 1-4 классов. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., заместитель директора по ВР, советник директора по воспитанию |
|||||
Модуль «Детские общественные объединения»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Работа отряда ЮИДД (согласно городского и школьного плану работы отряда). |
1-4 |
в течение года |
Руководитель отряда ЮИДД, советник директора по воспитанию |
|||||
Деятельность волонтерского отряда «Дружба» (согласно плану мероприятий школы). |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Модуль «Профориентация»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
О профессиях разных, нужных и важных. |
1-4 |
сентябрь |
Фомина Л.А. |
|||||
«Профессии моих родителей». Выставка фотографий. |
1-4 |
февраль |
Фомина Л.А. |
|||||
Модуль «Работа с родителями»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Общешкольные родительские собрания: · «Безопасность детей - главная задача взрослых». · «Мудрость родительской любви». |
1-4 |
сентябрь
январь |
Администрация школы |
|||||
Родительский лекторий (советы психолога). |
1-4 |
по плану работы педагога - психолога |
Педагог – психолог |
|||||
Индивидуальные консультации. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., социально - психологическая служба |
|||||
Заседания Совета родителей. |
1-4 |
согласно учебно -воспитательного плана |
Администрация школы |
|||||
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Праздник Осени», «Бессмертный полк», новогодний утренник, «Мама, папа, я – отличная семья!» и др. |
1-4 |
согласно учебно -воспита-тельному плану |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей. |
1-4 |
по плану работы Совета профилактики |
Председатель Совета профилактики, советник директора по воспитанию |
|||||
Модуль «Школьные медиа»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Оформление классных уголков, выставок творческих работ. |
1-4 |
сентябрь |
Фомина Л.А. |
|||||
Размещение информации на сайте школы, сообществе «ВКонтакте». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги - организаторы |
|||||
Представление видео и других материалов в раздел «Новости» на сайте школы, сообществе «ВКонтакте». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Съемка тематических видеороликов для школьных новостей. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги – организаторы, советник директора по воспитанию |
|||||
Модуль «Организация предметно – эстетической среды»
|
||||||||
Мероприятие |
Классы |
Время проведения |
Ответственные |
|||||
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги - организаторы |
|||||
Оформление классных уголков. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., |
|||||
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета. |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А. |
|||||
Акция «Цветущий двор». |
1-4 |
в течение года |
Фомина Л.А., педагоги - организаторы |
|||||
Модуль «Школьный спортивный клуб» |
||||||||
«День отца». |
1 |
сентябрь |
Учителя физической культуры |
|||||
Неделя здоровья. |
1 - 4 |
октябрь |
Учителя физической культуры |
|||||
Всемирный день снеговика. Спортивно-развлекательная программа. |
1 - 4 |
январь |
Учителя физической культуры |
|||||
Модуль «Школьный музей» |
||||||||
Проведение экскурсий для обучающихся и гостей школы (по плану работы музея). |
1- 4 |
в течение года |
Руководитель музея, экскурсоводы |
|||||
Неделя музеев. |
1- 4 |
январь |
Руководитель музея, экскурсоводы |
|||||
«Широкая Масленица». |
1- 4 |
февраль |
Руководитель музея, экскурсоводы |
|||||
Модуль «Школьный театр» |
||||||||
Сбор актива для школьного театра. |
1- 4 |
сентябрь |
Руководитель театра |
|||||
Подборка реквизита, костюмов. |
1- 4 |
сентябрь |
Руководитель театра |
|||||
Участие в XX Международном литературно – художественном конкурсе «Гренадеры, вперед!». |
1- 4 |
ноябрь |
Руководитель театра, классные руководители |
|||||
Участие в муниципальном «Большом фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья». |
1- 4 |
март |
Руководитель театра, классные руководители |
|||||
Участие в региональном этапе детского экологического форума «Изменение климата глазами детей». |
1 - 4 |
апрель |
Руководитель театра, классные руководители |
|||||
Показ театрализованного представления будущим первоклассникам. |
1 |
ноябрь |
Руководитель театра, классные руководители |
|||||
Характеристика класса
В классе на 2024-2025 учебный год учатся 19 обучающихся: 4 девочки и 15 мальчиков. Дети в основном 2017 года рождения, 2 ученика – 2016 года рождения. На данный момент Евдокимов Владимир временно обучается в Московской школе. Перегудов Даниил по состоянию здоровья обучается индивидуально.
Все воспитываются полной семье. Из многодетных семей 4 детей (Евдокимов Владимир, Нагорная Анна, Наумченков Степан, Литовченко Игнат). Родители учеников разного возраста, разнообразных профессий, имеют разный уровень образования. Семьи имеют средний достаток.
Многие ученики посещают различные секции и кружки различной направленности.
Большинство родителей контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога. Эти родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. В таких семьях созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрания приходит большинство родителей, и они выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении мероприятий. Но есть такие родители, которые не до конца понимают, как прививать ребенку самостоятельность, организованность в учебной деятельности и в повседневной жизни, поэтому у некоторых появляются проблемы либо в общении с одноклассниками, либо в учебной деятельности (Рагулина А. А.).
Все ребята пришли со средним уровнем подготовки. Активно усваивают предложенный учебный материал, с желанием учиться. Все дети проявляют заинтересованность при выполнении творческих заданий. Справляются как с индивидуальной так и групповой работой.
Ребята хорошо воспринимают руководство со стороны классного руководителя, адекватно реагируют на замечания со стороны старших и своих одноклассников. Они поддерживают друг друга в трудных ситуациях.
Одной из главнейших задач, стоящим перед классным руководителем в 1 классе является создание сплоченного, слаженного классного коллектива, умеющего выступать инициатором коллективных дел, формировании ответственного отношения к учебе и формировании межличностного общения.
Список 1А класса
№п\п |
Ф И О |
Дата рождения |
Дом адрес |
Информация о родителях |
1 |
Амосова Анна Николаевна |
28.07.2017 |
Успенка 23/14 |
Амосов Николай Сергеевич 8-951-324-45-10 Амосова Анастасия Эдуардовна |
2 |
Башкирев Арсений Максимович |
14.06.2017 |
Строителей 8/84 |
Башкирев Максим Сергеевич Башкирева Мария Александровна 8-961-197-16-47 |
3 |
Бахшалиев Амир Азерович |
10.10.2017 |
Энергетиков 1/3 |
Бахшалиев Азер Бахмалиевич Бахшалиева Ольга Владимировна 8-906-690-21-86 |
4 |
Горбачев Ярослав Алексеевич |
07.09.2017 |
Строителей 3/137 |
Горбачев Алексей Яковлевич Горбачева Наталья Викторовна 8-903-633-46-02 |
5 |
Гостев Ярослав Никитич |
21.03.2017 |
Энергетиков 1/65 |
Гостев Никита Сергеевич 8-920-713-81-93 Гостева Лариса Сергеевна 8-91-315-06-36 |
6 |
Гнездилов Михаил Алексеевич |
15.07.2017 |
Энергетиков 1/15 |
Гнездилов Алексей Николаевич 8-952-493-95-17 Гнездилова Оксана Валерьевна 8-951-316-70-95 |
7 |
Евдокимов Владимир Сергеевия |
04.04.2017 |
Энергетиков 9/49 |
Евдокимов Сергей Владимирович Евдокимова Татьяна Владимировна 8-961-194-69-61 |
8 |
Литовченко Игнат Анатольевич |
10.03.2017 |
Энергетиков 12/43 |
Литовченко Анна Александровна 9620071965 |
9 |
Иванов Матвей Сергеевич |
10.01.2017 |
Строителей 4/18 |
Иванов Сергей Олегович Иванова Анастасия Дмитриевна 8-904-522-94-46 |
10 |
Лунин Михаил Юрьевич |
04.08.2017 |
Энергетиков 12/8 |
Лунин Юрий Александрович Лунина Евгения Станиславовна 8-960-699-26-47 |
11 |
Минаков Егор Александрович |
06.05.2017 |
Энергетиков 7/407 |
Минаков Александр Владимирович Минакова Эсмира Мехмановна 8-910-276-66-63 |
12 |
Нагорных Анна Романовна |
04.10.2017 |
Дичня, Рохмановка 74 |
Нагорных Сергей Владимирович Нагорных Татьяна Владимировна 8-930-852-30-01 |
13 |
Наумченко Степан Николаевич |
12.12.2016 |
Энергетиков 29/35 |
Наумченко Николай Николаевич Наумченко Ольга Вячеславовна 8-960-674-29-39 |
14 |
Перегудов Даниил Романович |
10.05.2017 |
Энергетиков 4/40 |
Перегудов Роман Викторович Перегудова Марина Григорьевна 8-906-689-85-60 |
15 |
Прошина Елизавета Александровна |
12.12.2017 |
Энергетиков 5/28 |
Прошин ВАлександр Михайлдович Прошина Ирина Евгеньевна 8-908-128-177-94 |
16 |
Рагулин Ярослав Максимович |
08.04.2017 |
Энергетиков 22/126 |
Рагулина Анна Александровна 9191727696 |
17 |
Сердюкова Валерия Алексеевна |
21.04.2017 |
Энергетиков 1/55 |
Сердюков Алексей Иванович Сердюкова Елена Вячеславовна 8-951-316-70-95 |
18 |
Телепов Михаил Владимирович |
07.10.2016 |
Энергетиков 1/78 |
Телепов Владислав Иванович Телепова Елена Сергеевна 8-951-332-64-54 |
19 |
Храмов Артем Романович |
15.06.2017 |
Энергетиков 4/21 |
Храмов Роман Алексеевич Храмова Яна Александровна 8-950-858-74-95 |
Расписание уроков обучающихся 1 А класса на 2024 -2025 уч. год
№ |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1. |
Разговор о важ. |
Лит.чтение |
Лит.чтение |
Лит.чтение |
Лит.чтение (род) |
2. |
Рус. яз. |
Рус. яз. |
Математика |
Рус. яз. |
Рус. яз. |
3. |
Математика |
ДП |
ДП |
Физкультура |
ДП |
4. |
Физкультура |
Математика |
Рус. яз. |
Окруж. мир |
Математика |
5. |
Окруж. мир |
ИЗО |
Музыка |
|
Труд (Технология) |
Список учителей 1 А класса
Предмет |
Учитель |
Русский язык |
Фомина Лилия Александровна |
Литература |
Фомина Лилия Александровна |
Математика |
Фомина Лилия Александровна |
Окружающий митр |
Фомина Лилия Александровна |
Музыка |
Полякова КаринэГайковна |
ИЗО |
Фомина Лилия Александровна |
Труд (Технология) |
Фомина Лилия Александровна |
Физическая культура |
Рассолова Оксана Викторовна |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.