БПОУ ОО «Торгово-экономический колледж имени Г.Д.Зуйковой»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Студент_____________________________________________________________
Студент______________________________________________________________
группы
специальность
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебной программой по дисциплине «Психология общения» для специальности «Гостиничное дело».
Допуском к дифференцированному зачёту является 100% заполнение данной рабочей тетради, а также ответ на тестовое задание.
Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями _______________________________________
Выделяют три стороны общения:
_____________________сторона общения - обмен информацией между участниками совместной деятельности.
_____________________сторона общения - взаимодействие общающихся, обмен в процессе речи не только словами, но и действиями.
_____________________сторона общения - восприятие общающимися друг друга, их чувств, настроения и т.д. и установление на этой основе взаимопонимания.
Группы |
Виды |
Примеры |
Визуальные |
кинесика |
|
выражение лица, выражение глаз |
|
|
позы |
|
|
направление взгляда, визуальные контакты |
|
|
кожные реакции |
покраснение, побледнение |
|
проксемика |
|
|
вспомогательные средства общения - |
|
|
средства преображения природного телосложния |
|
|
Акустические |
паралингвистика- |
|
экстралингвистика- |
|
|
Тактильные |
такесика |
|
Ольфакторные |
запахи окружающей среды |
|
Запахи человека |
|
Опишите эмоциональное состояние этих людей по их позам:
Понятие о перцептивной стороне общения.
Прочитайте определения. Приведите самостоятельно не менее 2х примеров на каждое определение.
Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами социальной перцепции являются:
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.
Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.
Идентификация - способность поставить себя на место другого, отождествить себя с ним.
Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте определения. Приведите самостоятельно не менее 2х примеров на каждый из барьеров восприятия.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посмотрите на фотографию. Опишите Ваше впечатление в соответствии с выданным заданием:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По мнению американского психолога Э.Берна, в каждом из нас живут три человека, по-своему воспринимающих мир. Он назвал их Родитель, Взрослый и Ребенок.
Родитель - это наша система жизненных стереотипов, воспринятых еще в детстве или сформировавшихся потом в результате воспитания, система представлений о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Родитель - это область «надо». Тот, кто с удовольствием поучает других, командует, постоянно к чему-то придирается, кому трудно угодить, кто вечно брюзжит: «А вот в наше время!», - тот имеет ярко выраженного, сверхразвитого Родителя. Наоборот, человек со слабым, практически отсутствующим Родителем, может быть назван «человеком без совести».
Ребенок - сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви и т.д. Наверняка всем из нас знакомы невероятно эмоциональные люди, настроение которых меняется от крайности к крайности в течение считанных минут, капризные, очень вспыльчивые, мнительные. Это люди со сверхразвитым, неконтролируемым состоянием Ребенка. И наоборот, тот, у кого Ребенок очень слаб или задавлен разумом, может быть назван «человеком без радости». Ребенок - это область «хочу».
И наконец, Взрослый - сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решений, трезвого анализа. Взрослый выступает своеобразным «весовщиком» между «надо» Родителя и «хочу» Ребенка. Взрослый- это область «возможно, разумно».
Высказывание |
Эго- состояние |
Давайте обсудим, кто возьмет на себя ответственность за подготовку мероприятия. |
|
Немедленно выйди отсюда! |
|
Я не хочу делать это задание! |
|
Ну пожалуйста, ну можно я уйду с собрания… |
|
Кто хочет выступить? |
|
Какие красивые кеды! Я тоже хочу такие! |
|
Не об этом надо разговаривать! |
|
Рано тебе еще об этом думать! |
|
Я забыла тетрадь, можно я потом сделаю, мне сейчас так не хочется… |
|
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне! |
|
Оля, позвони мне, когда приедешь домой. |
|
Прочитайте рассказ и определите, какие эго-состояния были здесь использованы. Обоснуйте свой ответ письменно
ВИТЬКА
В. Леви
Витька, автомеханик, не дает покоя соседям по многоквартирному дому: вечером приходит пьяный, включает на полную громкость радио и засыпает. Живет один, с женой разошелся, отец был алкоголиком, умер, мать тоже недавно умерла. По характеру угрюм, упрям. Уговоры, жалобы не помогают. Но с ним поговорила пенсионерка Раиса Ивановна - и в доме стало тише, и Витька даже пить стал меньше.
- Витя, здравствуй (тон матерински теплый, но достаточно твердый)
- (После паузы). Здрасьте. (Притворно-вялая напряженность).
- Вить, У тебя телефон еще не поставили? (Напряженное недоумение, некоторая растерянность).
- Не... А у вас?
- У нас тоже нет. Послушай, но ведь вы же были внеочередники!
- Были да сплыли. (Сплюнул).
- Не может такого быть. Надо выяснить. Спаренный, но должны... В понедельник как раз на узел пойдем. Хорошо бы и ты с нами в подкрепление.
- В понедельник не могу...
- Ну заявление свое давай. Как раз твое заявление, может, и сдвинет, их ведь шевелить надо.
- Заявление-то можно... Да толку-то что?
- От твоего, может, и будет толк. Ты же у нас мастак пробивать дела, как тогда с отоплением.
- Ну, напишу. А если в среду утром прямо туда? Я свободный.
- Пошли в среду, договорились. Кстати, Витя, я насчет приемника твоего хочу попросить. Ты, наверно, засыпаешь под него? Засыпаешь?
- Ну?
- А мы уснуть не можем. А тебя уже не добудиться. А у Нины тоже суточные, Гена и я полшестого встаем... Так что давай потише после десяти, договорились?
- Вы тоже мне стучали пару раз...
- Верно, стучали. И давай на этом покончим. Ты же все отлично понимаешь. В полицию не хотелось бы. Слишком мы были в хороших отношениях с твоей мамой. Помнишь, как у нас ночевал? (Буйная ночь, белая горячка отца; мальчику было девять лет).
- Как не помнить...
- А что, Люся не родила еще? (Его замужняя сестра).
- Родила, как же. Пацан, Витек...
- В честь дядюшки, значит?
- Да нет... У них дед вроде тоже...
- Ну все равно, дочки в отцов, а сыновья в дядюшек, говорят...
- На меня похож, это точно... Выше головы пускает... (Смех, несколько промежуточных реплик).
...Значит, в среду. Но если смогу, теть Рай, если смогу... А насчет этого, теть Рай, не беспокойтесь, заметано.
Типичные приемы слушания
Прием |
Оценка |
1. Глухое молчание |
|
2. Угу - поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание головой и т.п.). |
|
3. Эхо - повторение последних слов собеседника. |
|
4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов. |
|
5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами. |
|
6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.). |
|
7. Уточняющие вопросы - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эмпатия"? |
|
8. Наводящие вопросы - вопросы типа "Что-где- когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, такие вопросы часто уводят от линии, намеченной рассказчиком. |
|
9. Оценки, советы |
|
10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова". |
|
11. Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр. |
|
12. Высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати, о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов). |
|
Почему это качество важно для общения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как развито это качество у Вас?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие показатели развития этого качества?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что Вы будете делать, чтобы данное качество развить? В какие сроки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы поймете, что развитие качества произошло?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если вам хочется знать, как сделать, чтобы люди избегали вашего общества, посмеивались над вами у вас за спиной и даже презирали вас, вот вам отличный совет: никогда никого долго не слушайте. Постоянно говорите только о самом себе. Если вам в голову пришла какая-то мысль в то время, как говорит другой человек, не ждите, пока он кончит. Что путного может он сказать? Зачем тратить вам время, слушая его праздную болтовню? Поставьте его на место - прервите на полуслове.
Знакомы вам люди такого сорта? Мне, к сожалению, да. … Все они без исключения чрезвычайно надоедливы. Ужасно надоедает их непробудное опьянение своей собственной исключительной значимостью. Человек, говорящий только о себе, только о себе и думает.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Публичное выступление
Составные части публичного выступления:
Установление и удержание внимания слушателей.
Условия поддержания внимания:
1. Содержательность выступления - новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, интересные идеи, анализ проблем.
2. Доступность информации - изложение материала с учетом культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта.
3. Непринужденная манера изложения - проявляется в позе, жестах, выражении лица, звучании голоса оратора.
4. Убежденность и эмоциональность оратора - не только удерживает внимание слушателей на проблеме, но и позволяет заразить собравшихся своим отношением к ней.
5. Паузы - именно во время пауз происходит осмысление сказанного.
Приемы, позволяющие донести основную мысль:
1. Драматизация речи - эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
2. Цитирование - ссылка на авторитеты.
3. Провокация - заявление, вызывающее несогласие аудитории, а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам.
4. Юмор - классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональное напряжение.
Механизмы убеждения и воздействия.
Заражение - передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому, основано на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, смехом, раздражением и т.д.). Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем мощнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства под влиянием эмоционального транса оратора.
Внушение - основано на апелляции к бессознательному к эмоциям человека, но уже вербальными словесными средствами, причем оратор не должен пребывать в эмоциональном трансе, а находиться в рассудочном состоянии, уверенным и авторитетным. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации - если внушающий не обладает авторитетом, то оно обречено на провал. Очень велика роль интонации.
Приемы внушения направлены на снижение критичности информации и на использование эмоционального переноса.
Подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Подражание - важнейший фактор развития личности ребенка, но оно присуще и взрослым.
Убеждение - апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Это метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (групповое влияние, влияние авторитетности источника информации).
Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:
1. речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
2. Должна быть логичной, последовательной, максимально доказательной.
3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.
4. Убеждающий должен быть сам глубоко убежден в том, что говорит.
Всякое доказательство состоит из 3 частей:
1. Тезис - мысль, истинность которой надо доказать.
2. Довод - мысль, истинность которой уже доказана, поэтому она приводится для обоснования истинности или ложности тезиса.
3. Демонстрация - логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.
1. Просмотр видео отрывка успешного выступления «Сколько весит ваша жизнь?» из кинофильма «Мне бы в небо». Данный отрывок можно посмотреть в социальной сети «Вконтакте», видео-запрос «Сколько весит ваша жизнь Речь из фильма «Мне бы в небо»
2. Анализ видео отрывка по следующим вопросам:
• Какова цель выступления?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Каков образ, который несет оратор публике?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие приемы привлечения и удержания внимания использовал оратор?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Какие механизмы воздействия использованы оратором?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие еще приёмы манипуляций вы можете назвать?? Впишите ваши варианты в кружочки
Приёмы
Определение темперамента по опроснику Г.Айзенка
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет |
1. |
|
|
30. |
|
|
2. |
|
|
31. |
|
|
3. |
|
|
32. |
|
|
4. |
|
|
33. |
|
|
5. |
|
|
34. |
|
|
6. |
|
|
35. |
|
|
7. |
|
|
36. |
|
|
8. |
|
|
37. |
|
|
9. |
|
|
38. |
|
|
10. |
|
|
39. |
|
|
11. |
|
|
40. |
|
|
12. |
|
|
41. |
|
|
13. |
|
|
42. |
|
|
14. |
|
|
43. |
|
|
15. |
|
|
44. |
|
|
16. |
|
|
45. |
|
|
17. |
|
|
46. |
|
|
18. |
|
|
47. |
|
|
19. |
|
|
48. |
|
|
20. |
|
|
49. |
|
|
21. |
|
|
50. |
|
|
22. |
|
|
51. |
|
|
23. |
|
|
52. |
|
|
24. |
|
|
53. |
|
|
25. |
|
|
54. |
|
|
26. |
|
|
55. |
|
|
27. |
|
|
56. |
|
|
28. |
|
|
57. |
|
|
29. |
|
|
|
|
|
№ вопроса |
да |
нет |
№ вопроса |
да |
нет |
30. |
|
|
30. |
|
|
31. |
|
|
31. |
|
|
32. |
|
|
32. |
|
|
33. |
|
|
33. |
|
|
34. |
|
|
34. |
|
|
35. |
|
|
35. |
|
|
36. |
|
|
36. |
|
|
37. |
|
|
37. |
|
|
38. |
|
|
38. |
|
|
39. |
|
|
39. |
|
|
40. |
|
|
40. |
|
|
41. |
|
|
41. |
|
|
42. |
|
|
42. |
|
|
43. |
|
|
43. |
|
|
44. |
|
|
44. |
|
|
45. |
|
|
45. |
|
|
46. |
|
|
46. |
|
|
47. |
|
|
47. |
|
|
48. |
|
|
48. |
|
|
49. |
|
|
49. |
|
|
50. |
|
|
50. |
|
|
51. |
|
|
51. |
|
|
52. |
|
|
52. |
|
|
53. |
|
|
53. |
|
|
54. |
|
|
54. |
|
|
55. |
|
|
55. |
|
|
56. |
|
|
56. |
|
|
57. |
|
|
57. |
|
|
58. |
|
|
|
|
|
Просмотр видео отрывка по ведению переговоров из кинофильма «Сладкий ноябрь». Данный отрывок можно посмотреть в социальной сети «Вконтакте», видео-запрос «Переговоры сладкий ноябрь». Необходимо ответить на вопросы, предложенные ниже.
Какие приемы использованы при переговорах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уловили ли вы манипуляции героя ролика?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие еще способы убеждения собеседника вам известны?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем залог провала в переговорах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как слушал собеседника герой фильма?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать его внимательным слушателем?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему? Что указывает на это?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как невербальное поведение отражало установки героя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Конфликт - это вид отношений - межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное несовпадение и даже противоречие целей, интересов, мнений участников, которое обычно сопровождается негативными эмоциями».
Стадия |
Характеристика стадии |
Первая стадия - «Возникновение» («Зарождение») |
Происходит ущемление потребности одной из сторон, возникают разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдателя характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, в изолированности или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т.п.). |
«Вторая стадия - «Формирование» |
Происходит разногласие сторон конфликта и выдвижение требований к друг к другу |
Третья стадия - «Расцвет» |
Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений. Общение принимает форму «открытой войны». Делом чести становится стремление отстоять свою позицию, отказ от нее равносилен потере собственной личности. |
Четвертая стадия - «Угасание» («Преобразование») |
Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон. |
Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре указанные стадии. В принципе оно может быть блокировано на любом этапе.
Методика К.Томаса. Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях
Лист ответов
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
1 |
|
|
11 |
|
|
21 |
|
|
2 |
|
|
12 |
|
|
22 |
|
|
3 |
|
|
13 |
|
|
23 |
|
|
4 |
|
|
14 |
|
|
24 |
|
|
5 |
|
|
15 |
|
|
25 |
|
|
6 |
|
|
16 |
|
|
26 |
|
|
7 |
|
|
17 |
|
|
27 |
|
|
8 |
|
|
18 |
|
|
28 |
|
|
9 |
|
|
19 |
|
|
29 |
|
|
10 |
|
|
20 |
|
|
30 |
|
|
Лист ответов
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
1 |
|
|
11 |
|
|
21 |
|
|
2 |
|
|
12 |
|
|
22 |
|
|
3 |
|
|
13 |
|
|
23 |
|
|
4 |
|
|
14 |
|
|
24 |
|
|
5 |
|
|
15 |
|
|
25 |
|
|
6 |
|
|
16 |
|
|
26 |
|
|
7 |
|
|
17 |
|
|
27 |
|
|
8 |
|
|
18 |
|
|
28 |
|
|
9 |
|
|
19 |
|
|
29 |
|
|
10 |
|
|
20 |
|
|
30 |
|
|
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас предложил варианты поведения в конфликтных ситуациях:
1. Избегание - это отсутствие стремления к сотрудничеству, но одновременно с этим нет и стремления к достижению своих целей; участники (или один из них) делают вид, что конфликта вообще нет, игнорируют его
2. Уступчивость, избегание - принесение своих интересов в жертву другому, согласие на свой проигрыш ради сохранения хороших отношений.
3. Компромисс - обмен взаимными частичными уступками. Оба участника частично выигрывают, но и частично вынуждены отказаться от своих целей, что сохраняет напряженность и снова может привести к конфликту.
4. Соперничество - стремление добиться своего в ущерб другому и во что бы то ни стало.
5. Сотрудничество - совместный поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обоих участников.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
К. Томасом и Р. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при конкуренции, приспособлении и компромиссе один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны в выигрыше.
Характеристика |
Способ взаимодействия |
Демонстративный тип |
|
Характерно желание быть в центре внимания, ему важно, что о нем думают другие, каким он выглядит в их глазах. Отношение к другим определяется тем, кто он для них. Если им кто-то восхищаются - этот человек достоин внимания, если нет - рейтинг падает. Люди демонстративного типа эмоциональны и часто действуют, не подумав, планирование - не их конек. В работе склонны к разнообразию, с кропотливой работой, требующей сосредоточения на деталях, справляются плохо. Адаптивны, легко приспосабливаются к новым ситуациям, не склонны зацикливаться на прошлом. Такие люди не проходят мимо конфликтных ситуаций - участвовать в процессе выяснения отношений для них комфортное существование! При этом зачинщиками и разжигателями конфликтов себя не считают |
|
Ригидный тип |
|
Основательны во всем,высокого мнения о себе - если с ним не согласны, воспринимают как личностную обиду, не гибкие, сложно приспосабливаются к изменениям, консервативны. Конфликтная личность ригидного типа излишне прямолинейна, чем склонна причинять боль и обиду близким людям, а пойти первой на примирение приравнивается к унижению собственного достоинства. Часто подозревают людей в неискренности, и этим создают дополнительные проблемы во взаимоотношениях. |
|
Сверхточный |
|
Тревожны, могут испытывать стыд за других, их тревожит «неидеальность» мира. Их основной плюс - внимательность к деталям, скрупулезность в работе. Склонны к перфекционизму. |
|
Неуправляемый тип |
|
Импульсивны, непоследовательны, могут проявлять себя агрессивно, игнорируя общепризнанные нормы поведения в обществе. Важно, чтобы их мнение ценили. Если оказываются не правы, предпочитают обвинять других. Планирование своих действий - трудновыполнимая задача. Такой человек действует по ситуации и интуитивно. |
|
Бесконфликтный тип |
|
Не любят быть в центре конфликта. Предпочитают оставаться в стороне, издалека наблюдая за разворачивающимися событиями. Они выжидают потому, что для них важно мнение большинства, людям бесконфликтного типа комфортнее следовать за толпой, а не отстаивать собственное мнение или мнение меньшинства. Непоследовательны, плохо видят перспективы. Однако никто кроме них лучше не справится с поиском компромисса в споре. |
|
Анализ конфликтных ситуаций
1. Докажите, что в эпизоде присутствует конфликтная ситуация.
2. Определите тип увиденного конфликта в соответствии с предлагаемыми классификациями.
3. Проиллюстрируйте каждый из этапов конфликта.
4. Определите стратегии, которые используют участники конфликта.
5. Проанализируйте, насколько они эффективны.
6. Определите, что мешает участникам конфликта прийти к примирению.
7. Опишите, как участники конфликта переживают разрыв отношений.
8. Предположите, какие уроки из конфликтной ситуации извлекли для себя ее участники.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на предложенные вопросы:
- Что вы понимаете по словом «конфликт»?
- Какие виды конфликтов вам известны?
- Как развивается конфликт? Какие стадии проходит? Какие действия участников могут свернуть конфликт на каждой из стадий?
- Как ведут себя соперники в конфликте? Какие стратегии поведения вы знаете?
- Какая из стратегий на ваш взгляд более эффективна в разрешении конфликтной ситуации?
Выделите достоинства и недостатки каждого из стилей поведения в конфликтной ситуации (не менее 3х)
+ |
- |
приспособление |
|
|
|
|
|
|
|
компромисс |
|
|
|
|
|
|
|
сотрудничество |
|
|
|
|
|
|
|
конкуренция |
|
|
|
|
|
|
|
уход |
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представьте, что наши занятия проходили в ресторане и теперь директор ресторана просит Вас ответить на несколько вопросов:
Я съел бы еще этого
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я почти переварил
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я переел
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Примерный перечень тем рефератов по дисциплине
«Психология общения»
1. Психология общения: определение и виды общения.
2. Межличностное общение.
3. Деятельность - психология общения.
4. Барьеры в деловом общении. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.
7. Деловое общение: спор, дискуссия, полемика
8. Искусство деловых отношений.
10. Культура общения.
15. Общение.
17. Понимание в межличностном общении.
18. Правила поведения в общественных местах.
19. Проблемы профессиональной этики.
21. Психология: Дружба.
22. Разрешение конфликтных ситуаций.
23. Секреты общения.
24. Умение слушать.
25. Эмоции.
26. Эмоции и язык.
27. Этика деловых отношений.
28. Этикет и межличностное общение.
29. Этические нормы в деловом общении.
30. Стили общения.
32. Конфликт и способы его разрешения.
34. Конфликты, возникающие внутри организации.
35. Культура общения.
36. Общение как феномен культуры.
38. Семейные конфликты и их решения.
40. Этика делового общения: руководители и подчиненные.
41. Коллектив и личность
42. Деловая беседа. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен
46. Общение. Структура и средства общения
47. Невербальные средства общения
48. Речевые средства общения. Позиции в общении. Деловая беседа
49. Стили общения. Манипулирование
50. Механизмы межличностного восприятия
51. Психологические защиты. Барьеры в общении
52. Конструктивное общение. Контроль эмоций
53. Активное и пассивное слушание
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебник / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2018. - 270 c.
2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
3. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
4. Бордовская, Н.В. Психология делового общения (для бакалавров) / Н.В. Бордовская; под ред. С.Н. Костромина. - М.: КноРус, 2018. - 439 c.
5.
Бордовская, Н.В.
Психология делового общения. практикум (для бакалавров) / Н.В. Бордовская и др.
- М.: КноРус, 2018. - 384 c.
Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В.
Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
6. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
7. Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
8. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: Форум, 2018. - 384 c.
9. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
10. Макеев, В.А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета / В.А. Макеев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 c.
11. Рогов, Е.И. Психология общения: тесты / Е.И. Рогов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
12. Самыгин, С.И. Психология делового общения. Зачет и экзамен / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 88 c.
13. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник для колледжей / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2019. - 317 c.
14. Чернова, Г.Р. Психология общения: Учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2018. - 248 c.
15. Шейнов, В.П. Поссорься со мной, если сможешь. Психология бесконфликтного общения / В.П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.
16. Шеламова, Г.М. Психология общения: Учебное пособие / Г.М. Шеламова. - М.: Академия, 2015. - 288 c.
17. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.