Данная программа разработана по программе Школа России. В программе есть название раздела, название урока, практическая работа, контроль, домашнее задание. Все темы уроков схожи с поурочками. Все кто желает пользоваться данной программой, я с удовольствием поделюсь. Пояснительная записка тоже присутствует. Спасибо!
КАЛЕНДАРНОЕ ИЗО.docx
Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, Примерной общеобразовательной программы по предмету,
авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью
специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого
искусства.
В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая
деятельность учащихся.
Задачи программы.
1) Овладение учся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с
натуры, по памяти, по представлению;
2) Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки,
аппликации.
3) Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
4) Воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой
основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись,
графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративноприкладного искусства,
народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли
художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в
1 контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и
человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля
визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный
— в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов
художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуальнопространственных
искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративноприкладные искусства.
Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и
поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по
принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и
на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в
игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно
членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам
познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный
поиск личностно значимых смыслов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение окружающего мира отводится 1час в
Описание места учебного предмета в учебном плане
неделю, 34 часа в год.
2 Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовнонравственное развитие ребенка, т. е.
формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде
всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть
многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и
ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности
сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а
это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по
искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются,
происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоциональноценностный,
чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание
художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно
образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению —
основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть
3 присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоциональноценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с
общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
4 • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и
т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради
алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и
следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
5
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах
выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер,
характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения,
выделение главного центра);
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о
зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на
хроматические и ахроматические цвета;
начальные сведения о видах современного декоративноприкладного искусства и их роли в жизни человека;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта,
керамике, вышивке, дизайне;
роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся должны уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного искусства;
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее
строение и цвет предметов;
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
использовать навыки компоновки;
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов
ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность
материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного
мира, из геометрических фигур;
6
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
Чем и как работают художники (8 ч.)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство (11 ч.)
Изображение природы в различных состояниях.
Художник изображает настроение.
Изображение характера животных.
7 Изображение характера человека.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения7
Образ здания.
Как говорит искусство (8 ч.)
Теплые цвета.
Холодные цвета.
Что выражают теплые и холодные цвета?
Тихие цвета.
Что такое ритм пятен?
Ритм и движение пятен.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции.
8 №
п/
п
1
2
3
Календарнотематическое планирование «Изобразительное искусство» 2 класс
Дата
Раздел
Тема урока
Практические занятия
Контроль
Домашнее задание
Практиковать
возможности
цветообразования.
Практиковать
возможности
цветообразования
Чем и ка
работают
художник
и
«Цветочная
поляна» Три
Пр.: как смешивать краски и
получать новые цвета?
Фронтальная –
устные ответы;
основных цвета
желтый, красный,
синий.
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Загадки чёрного и
белого цветов.
Пр.: как смешивать краски и
получать новые цвета?
Фронтальная –
устные ответы;
Пр.: какие художественные
средства можно использовать
в рисунках?
«Осенний
листопад».
Пастель и цветные
мелки, акварель,
их выразительные
возможности.
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
9 4
5
6
7
8
«Осенний лес».
Выразительные
возможности
аппликации.
Пр.: какие художественные
возможности аппликации
можно использовать при
создании изображения?
«Графика зимнего
леса».
Выразительные
возможности
графических
материалов.
«Звери в лесу».
Выразительность
материалов для
работы в объеме.
«Птицы в лесу».
Выразительные
возможности
бумаги.
Пр.: какие художественные
возможности линии и пятна
можно использовать при
создании рисунка?
.
Пр.: какие художественные
средства используют для
скульптурных изображений?
Пр.: каковы художественные
возможности бумажного
моделирования?
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
«Композиции из Пр.: какие художественные
Фронтальная –
10 Реальность
и фантазия
сухих трав и
цветов». Для
художников любой
материал может
стать
выразительным.
«Наши друзья
птицы».
Изображение и
реальность.
«Сказочная
птица».
Изображение и
фантазия.
возможности аппликации
можно использовать при
создании изображения?
Пр.: Внимательно ли мы
смотрим вокруг себя?
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Пр.: какова роль фантазии
при создании изображения?
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Выдумывать
и создавать
новые
образы
«Веточки деревьев
с росой и
паутинкой».
Украшение и
Пр Развитие
наблюдательности, умение
увидеть красоту в природе
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
11
9
10
11 12
13
14
15
реальность.
«Кокошник».
Украшение и
фантазия.
– выполнение
задания.
Пр.: Развитие фантазии при
создании украшения
Фронтальная –
устные ответы;
«Подводный мир».
Постройка и
реальность.
Пр Развитие
наблюдательности, умение
увидеть постройку в природе
«Фантастический
замок». Постройка
и фантазия.
Пр.: Развитие фантазии при
создании новых форм
предметов.
Братьямастера.
Изображения,
украшения и
постройки всегда
работают вместе.
Пр.: Понимание важности
взаимодействия различных
форм творчества: Постройки,
Украшения и Изображения.
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
12 16
17
18
19
20
Пр Развитие
наблюдательности, умение
увидеть характерные черты
животных.
Пр Развитие образного
мышления в рамках заданной
темы.
Пр Развитие
наблюдательности, умение
увидеть характерные черты
человека в мимике и жестах.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Иллюстрировать
литературные
произведения с
животными.
О чем
говорит
искусство
«Море».
Изображение
природы в
различных
состояниях.
«Четвероногий
герой».
Изображение
характера
животных.
Женский образ
русских сказок.
Изображение
характера
человека:
изображение
противоположных
по характеру
сказочных женских
образов (Царевна
Лебедь и
Бабариха).
Женский образ
русских сказок.
Пр Развитие
наблюдательности, умение
Фронтальная –
13 21
22
23
Изображение
характера
человека:
изображение
противоположных
по характеру
сказочных женских
образов (Царевна
Лебедь и
Бабариха).
«Сказочный
мужской образ».
Изображение
характера
человека:
изображение
доброго и злого
сказочного
мужского образа.
«Сказочный
мужской образ».
Изображение
характера
человека:
изображение
доброго и злого
увидеть характерные черты
человека в мимике и жестах.
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Пр Развитие
наблюдательности, умение
увидеть характерные черты
человека в фигуре и жестах.
Пр Развитие образного
мышления в рамках заданной
темы.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
14 24
25
26
сказочного
мужского образа.
«Образ человека в
скульптуре.»
Образ сказочного
героя, выраженный
в объеме.
«Человек и его
украшения»
(сумочка, сарафан,
воротничок, щит –
по выбору, по
заготовленной
форме).
Выражение
характера человека
через украшения.
«Человек и его
украшения»
(сумочка, сарафан,
воротничок, щит –
по выбору, по
заготовленной
форме).
Выражение
Пр Передать или усилить
характер человека
посредством дополнительной
информации несомой
декоративными элементами
рисунка.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Пр Выражение и усиление
впечатления от изображения с
помощью правильно
расставленных
художественных акцентов.
Развитие образного мышления
в рамках заданной темы.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Пр Развитие образного
мышления в рамках заданной
темы и понимания, как и для
чего художник применяет те
или иные художественные
средства выразительности.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
15 27
28
29
Как
говорит
искусство
характера человека
через украшения.
«Замок Снежной
королевы». Цвет
как средство
выражения: тёплые
и холодные цвета.
Борьба теплого и
холодного.
«Весна идет». Цвет
как средство
выражения: тихие
(глухие) и звонкие
цвета.
Пр Развитие цветовой
восприимчивости.
Использование
эмоционального влияния
цвета на человека при
решении творческих задач.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Пр Развитие цветовой
восприимчивости.
Использование
эмоционального влияния
цвета на человека при
решении творческих задач.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Пр Владение линией для
передачи характера
изображения.
«Весенний
ручеек». Линия как
средство
выражения: ритм
линий.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
16 30
31
32
33
3
5
«Ветка». Линия
как средство
выражения:
характер линий.
Пр Владение линией для
передачи характера
изображения.
«Птички»
(коллективное
панно). Ритм пятен
как средство
выражения.
Пр Научиться создавать
изображение с пониманием
законов и гармоний
композиции.
Пр Понимание пропорции
как соотношения между
собой частей одного целого.
Пр Как использовать знания
и навыки в индивидуальном и
коллективном проекте.
«Смешные
человечки».
Пропорции
выражают
характер.
«Замок Снежной
королевы». Цвет
как средство
выражения: тёплые
и холодные цвета.
Борьба теплого и
холодного.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
Фронтальная –
устные ответы;
Индивидуальная
– выполнение
задания.
17 Материально – технического обеспечения
1 ФГОС НОО.
2 Примерная программа по предмету.
3 Неменский Б. М. и др. ИЗО. Программа: 14 классы.
4 Неменская Л. А. Уроки ИЗО. Поурочные разработки. 2 класс.
5 Электронные образовательные ресурсы по предмету.
Учебники:
1 Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
2 Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
3 Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
1 Детские книги с иллюстрациями.
2 Репродукции картин (в электронном виде).
Оборудование класса.
1.Ученические столы.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
4. Настенная школьная доска.
Технические и демонстрационные средства обучения:
1 Дидактический материал к урокам.
2 Альбомы.
3 Кисти для рисования.
4 Краски акварельные, гуашевые.
5 Фломастеры.
6 Цветные карандаши.
7 Гелевые ручки.
8 Цветные мелки.
9 Цветная бумага.
10 Ножницы.
11 Клей.
12 Пластилин.
18 13 Линейка.
14 Проектор.
19 15
21
22
23
24
30
16
17Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
18«Неволинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании
МО учителей
начальных классов
Протокол№ ___
От «__» ______ 20___г.
Руководителю МО
_______/Л.М.Липина
19
20
Утверждаю:
Директор школы:
Н.Н.Макаров
25 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
26 ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
27 ДЛЯ 2 КЛАССА
28 НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
29 Автор составитель: учитель начальных классов Тютикова И.С.
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Рабочая программа 2 класс "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.