Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото и киноискусства.Целью данной программы является эстетическое осмысление учащимися действительности. Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Более того, искусство должно способствовать формированию такой эмоциональной культуры подростков, которая обеспечит становление гармоничной, самодостаточной и счастливой личности. В содержание предмета входят эстетическое восприятие искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Программа логически развивает идеи начальной школы, способствует формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях отечественного и зарубежного изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.
рабочая программа 7 кл 17-18 г.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя
общеобразовательная школа №1 имени 70летия Победы в Великой Отечественной войне»
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол №1 от ________2017г
Утверждено
Директор МОБУ СОШ №1
_____________ /В.А.Есипова/
«_____»__________20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
7 класс
Разработана: учителем изобразительного искусства
Киреевой Анной Вячеславовной 2017 2018 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативная основа программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован Минюстом
России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644; в ред. приказа от 31.12.2015 №1577);
Основная образовательная программа основного общего образования
МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 1 имени 70летия Победы в
Великой Отечественной войне» на 2017 2022 гг.;
Учебный план МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 1 имени 70
летия Победы в Великой Отечественной войне» на 2017 2018 гг.
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на
развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной
культуры.
В программе предусмотрена практическая художественнотворческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы
разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, театра, фото и
киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой
деятельности:
ценностноориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративноприкладная деятельность (основы народного и декоративно
прикладного искусства);
художественноконструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественнотворческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения
2 знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Целью данной программы является эстетическое осмысление учащимися
действительности. Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественнотворческой деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Более того,
искусство должно способствовать формированию такой эмоциональной культуры
подростков, которая обеспечит становление гармоничной, самодостаточной и счастливой
личности. В содержание предмета входят эстетическое восприятие искусства и практическая
художественная деятельность учащихся. Программа логически развивает идеи начальной
школы, способствует формированию опыта художественнотворческой деятельности,
способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим
ценностям, запечатленным в произведениях отечественного и зарубежного изобразительного
искусства, воспитанию эмоциональнонравственного отношения к миру и осознанию себя в
этом мире.
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Задачи обучения:
развитие
образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, способности к
эмоциональноценностному восприятию произведения изобразительного искусства и
действительности, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру, формирование понимания красоты;
художественнотворческих способностей учащихся,
освоение школьниками знаний о выразительных средствах и социальных функциях
живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры, основ знаний по истории культуры, а именно основных направлений
,стилей в изобразительном искусстве, а также творчества выдающихся художников
прошлого и настоящего;
овладение учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности
(с натуры, по памяти, представлению, воображению);
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер,
включает основы разных видов визуально пространственных искусств: живопись, графику,
3 скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративноприкладное искусство. Учебный материал
представлен программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно
нравственную сущность художественного образования «Виды пластических искусств»,
«Жанры изобразительного искусства», «Язык пластических искусств и художественный
образ», «Стили и направления в изобразительном искусстве», « История изобразительного
искусства», «Художественнотворческая деятельность».
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34
ч. для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 6 классах, из
расчета 1 ч в неделю.
Обучение осуществляется по учебнику:
7 класс А.С.Питерских Г.Е. Гуров Изобразительное искусство. М. Просвещение 2016 год.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО
КУРСА.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края (Оренбургской области, п. Саракташа), основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях(готовность к исследованию природы Оренбургской области, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы,
к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности в Саракташском районе);
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
‒ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
‒ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
‒ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
‒ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
‒ формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
‒ обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
‒ определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
‒ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
‒ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
‒ выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
5 обосновывая логическую последовательность шагов);
‒ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
‒ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
‒ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;
‒ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
‒ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
‒ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
‒ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
‒ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
‒ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
‒ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
‒ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
‒ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
‒ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
самостоятельно.
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
‒ свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
‒ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
‒ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
‒ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
‒ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
6 деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
‒ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
‒ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
‒ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
‒ ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
‒ демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся сможет:
‒ подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
слов;
сходство;
‒ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
‒ выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
‒ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления
‒ выделять явление из общего ряда других явлений;
‒ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
‒ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
‒ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
‒ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
‒ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации
‒ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
‒ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
‒ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинноследственный анализ;
7 ‒ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
‒ обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
‒ определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
‒ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
‒ строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
‒ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
‒ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
‒ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
‒ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
‒ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
‒ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
‒ определять возможные роли в совместной деятельности;
‒ играть определенную роль в совместной деятельности;
‒ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
‒ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
‒ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
‒ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
‒ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
‒ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
‒ выделять общую точку зрения в дискуссии;
‒ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
‒ организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
‒ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
8 непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
средства;
‒ определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
‒ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
‒ представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
‒ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
‒ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
деятельности;
рамках диалога;
‒ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
‒ создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
‒ использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
‒ использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
‒ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
Обучающийся сможет:
‒ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
‒ выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
‒ выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
‒ использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
‒ использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
‒ создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
‒ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
‒ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
‒ формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
‒ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
‒ определять свое отношение к природной среде;
‒ анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
‒ проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
‒ прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
‒ распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
‒ выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Предметные:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств.
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Ученик научится:
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
10 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетнотематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и
идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции
на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об
их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские
темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников
на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
11 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
анализировать художественновыразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художникованималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Ученик получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно
творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
называть имена выдающихся русских художниковваятелей второй половины XIX века
и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно
творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
12
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
III.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и
посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип
содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой
работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и
поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и
соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства,
изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы,
происходящие в обществе и его культуре.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно
эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в
себя основы разных видов визуальнопространственных искусств — живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и
экранных искусствах. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение
художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на
полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и
уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу
углубленного изучения каждого вида искусства.
«Изображение фигуры человека и образ человека».
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства
нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
«Вечные темы и великие исторические события в искусстве».
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве
(С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века
(К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
13 Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация
изображения животных. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном
искусстве. Проектирование открытки. Художественнотворческие проекты: «Музеи
мира». Работа над творческим проектом. Защита проекта. Тест по итогам 2 полугодия:
« Личность художника и мир его времени в произведениях искусства».
№
Наименование
разделов, тем
Колво
часов
Элементы содержания
«Изображение фигуры человека и образ человека».
1
1
Изображение фигуры
человека в истории
искусства
2
3
Пропорции и строение
фигуры человека.
2
4
Лепка фигуры человека.
1
Изображение человека в графике, живописи,
скульптуре. Пропорции и строение фигуры
человека. Изображение человека в истории разных
эпох, особенности образа человека в европейском,
русском искусстве и современном мире. (Леонардо
да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
Конструкция и основные пропорции
человеческого тела.
Особенности изображения человека художниками
Древнего Египта. Художники Древней Греции.
Древнегреческая краснофигурная и чернофигурная
вазопись. Творчество Леонардо да Винчи.
Силуэт, канон, идеал.
Силуэт, конструкция фигуры человека, пропорции,
идеал. Олимпийские игры в Древней Греции.
Изображение человека в движении.
Скульптура Древней Греции. «Ожившая
статуя»: легенда о Пигмалионе и Галатее.
Скульптура – ваяние, пластика, вид
изобразительного искусства, произведения
которого имеют объемную трехмерную форму и
выполняются из твердых или пластичных
материалов.
Приемы работы с пластилином.
Художественное средство скульптора – пластика.
Скульптура, каркас, пластика, моделировка,
пространственное восприятие, статика, динамика.
5
6
Набросок фигуры
человека с натуры.
7 Понимание красоты
2
2
Зарисовки и наброски фигуры человека в
европейском и русском искусстве. Набросок с
натуры, по памяти
или по воображению художника. Творчество
художников Ван Гога, Рембрандта, Матисса, Энгра,
В. Серова, А. Дейнеки и др. Художественные
материалы для выполнения набросков и зарисовок
(уголь, сангина, пастель, тушь, карандаш и др.).
Набросок, замысел, зарисовки, модель.
Проблемы выявления в изобразительном
14 8
человека в европейском и
русском искусстве.
искусстве соотношения духовной и внешней
красоты человека. Красота человека в античном
искусстве, искусстве Средних веков,
в европейском и русском искусстве.
Индивидуальный, драматический, духовно
нравственный образ, идеал.
Основы представлений о выражении в образах
искусства нравственного поиска человечества
Знакомство с творчеством В.М. Васнецова, М.В.
Нестерова.
«Вечные темы и великие исторические события в искусстве».
9
1
Жизнь людей разных эпох, отображенная в
изобразительном искусстве.
Искусство Древней Греции, Японии Средних веков,
современное искусство.
Различия произведений древних культур по их
стилистическим признакам и традициям поэтики
их искусства. Жанровая живопись, бытовой жанр,
быт.
Понятие тематическая картина как вид
живописи. Основные жанры сюжетнотематической
картины.
Понятие станковая живопись.
Лучшие произведения изобразительного искусства
на темы бытовой жизни французских
импрессионистов и русских передвижников.
Тематическая картина, станковая живопись.
Формирование понятия темы, содержания
и сюжета в произведениях изобразительного
искусства. Закрепление представления о картине
как об обобщении жизненных впечатлений
художника. Тема, содержание, сюжет, композиция.
Формирование представления
о тематической картине как выражении идейных
представлений художника, обобщенный образ его
наблюдений и размышлений о жизни. Поиск
композиционного решения картины.
Тематическая картина, композиция, замысел.
Формирование представления о великих,
вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии. Развитие у учащихся ассоциативного и
образного мышления, эмоциональной сферы,
умения чувствовать. Расширение знаний о языке
изображения в христианском искусстве Средних
веков, его религиозном и символическом смысле.
Иконография. Канон. Образ.
(Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Праздники и
повседневность в
изобразительном
искусстве (бытовой жанр).
10 Тематическая картина в
русском искусстве XIX
века
11 Сюжет и содержание в
картине.
12
13
14
15
Процесс работы над
тематической картиной.
Библейские сюжеты в
мировом изобразительном
искусстве.
1
1
2
2
16 Мифологические темы в
1
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Взаимосвязь исторического
15 зарубежном искусстве.
Тест по итогам 1
полугодия
17
Русская религиозная
живопись XIX века.
18 Исторический жанр
живописи.
19 Исторические картины из
жизни моего города
(посёлка).
20
21
Тема Великой
Отечественной войны в
монументальном
искусстве..
22 Мемориальные ансамбли.
23 Место и роль картины в
искусстве XX века.
Искусство иллюстрации.
24
25
26
27 Анималистический жанр
28 Образы животных.
Стилизация изображения
животных.
1
1
1
2
1
1
3
1
1
и мифологического жанров. Монументальная
живопись, фреска, темперная и масляная
живопись, станковое искусство.(С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти).
Тест по итогам 1 полугодия.
История развития русской религиозной
живописи. Особенности. (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов).
Жанровые разновидности исторической картины
в зависимости от сюжета.
Исторический жанр как идейное и образное
выражение событий в истории общества.
Повседневная жизнь людей в историческом
прошлом; образ прошлого, созданный художником,
и его значение в представлении народа о самом
себе. Произведения искусства, посвященные
истории города Оренбурга.
Батальный жанр. Героические образы в
монументальном искусстве. Роль монументальных
памятников в исторической памяти народа и в
народном самосознании.
Героические образы в скульптуре,
художественные средства выразительности,
наиболее значимые памятники. Художники
монументалисты. Монумент, мемориал,
скульптура.
Искусство XX века. Направления и образный
язык изображения в искусствеXX в.,
метафорическое претворение реальности в
изобразительном искусстве. Монументальное
искусство Мексики. Творчество В. Кандинского,
К. Малевича. Авангард, абстракция, сюрреализм.
(Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н.
Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации как форма
взаимодействия связи слова с изображением.
Творчество известных иллюстраторов книг.
Разница между реальностью и художественным
образом, искусством временным
и пространственным. Идея, замысел, эскиз,
пространственное искусство, временное
искусство.(И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А.
Фаворский).
Особенности изображения животных.
художникованималистов.(В.А.
Творчество
Ватагин, Е.И. Чарушин).
Особенности изображения животных.
Стилизация. Создание образа. Передача характера
16 29 Конструктивное и
декоративное начало в
изобразительном
искусстве .
30 Проектирование
открытки.
31
32
Художественно
творческие проекты:
«Музеи мира».
33
34
Защита проекта.
Тест по итогам 2
полугодия: « Личность
художника и мир его
времени в произведениях
искусства».
1
1
2
1
1
Знакомство с ролью композиции в
декоративном искусстве. Симметрия и ассиметрия.
Особенности художественного конструирования.
Декоративное оформление.
Знакомство с ролью композиции в
декоративном искусстве. Симметрия и ассиметрия.
Особенности художественного конструирования.
Декоративное оформление.
Особенности художественных
коллекций крупнейших музеев мира. Роль и
значение художественного музея, влияние и
особенность его коллекции на развитие
художественной культуры и понимание искусства.
Музейная коллекция. Культурное
наследие.
Защита творческого проекта.
Итоговый урок.
17
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Рабочая программа 7 кл 17-18 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.