Программа разработана на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения
Пояснительная записка
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении внеучебной деятельности.
…… Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством
межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей. …………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения,
взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять
отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения,
формирование умений и навыков практического владения выразительными
(неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих
взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Общая
характеристика курса………………………….
. Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с
другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать
эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях
сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и
требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится
знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана
способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их
социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и
упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками
эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению
различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому
самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.…………………………………………………………………
……..Общение выполняет
многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
· организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
· формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
· познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
· благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
· благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
· вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
· на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
· внимание к партнёру;
· эмоциональное отношение к его воздействиям;
· стремление продемонстрировать себя;
· чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
· потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
· потребность в активной деятельности;
· потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение
осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика,
интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать
свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние
собеседника. ………………………………………………………………………………………
. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных
отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть
особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это
предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях,
знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………….
. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется
формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру.
Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма,
направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и
окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на
компромисс в нужной ситуации.
Место предмета
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 31 часов за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику.
Распределение учебных часов по разделам программы
1 этап – Самопознание – 11 часов
2 этап – Позитивное общение- 7 часов
3 этап – Проблем общения -8 часов
4 этап – Культура поведения – 5 часов
Основные методы:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Этюды и импровизации.
8. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
9. Сочинения на этические темы.
Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа:
1 этап – развитие самопознания и рефлексии;
2 этап – обучение навыкам позитивного общения;
3 этап – разрешение проблем общения;
4 этап – обучение навыкам культуры поведения.
Тематическое планирование учебного материала
|
Клуб «Час общения» |
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Самопознание |
|
1 |
Вот и стали мы на год взрослее. |
1 |
2 |
Что такое «Я» |
1 |
3 |
Путь к себе |
1 |
4 |
Каким мне быть? |
1 |
5 |
Я оцениваю, меня оценивают |
1 |
6 |
Мои качества. |
1 |
7 |
Совесть. |
1 |
8 |
Как победить неуверенность в себе. |
1 |
9 |
Каждый человек уникален и ценен |
1 |
10 |
Я, ты, он, она – вместе дружная семья. |
1 |
11 |
«Я» как части общего «Мы». |
1 |
|
Позитивное общение |
|
12 |
В мире общения. |
1 |
13 |
Слушаю, говорю, понимаю. |
1 |
14 |
Как мы говорим? |
1 |
15 |
Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. |
1 |
16 |
Роскошь человеческого общения. |
1 |
17 |
Плюсы и минусы виртуального общения. |
1 |
18 |
Поговорим о дружбе, о друзьях. |
1 |
|
Проблемы общения |
|
19 |
Умеем ли мы общаться друг с другом? |
1 |
20 |
Человеческая бестактность. |
1 |
21 |
Равнодушие – болезнь 21 века. |
1 |
22 |
Умеем ли мы прощать? |
1 |
23 |
Умей сказать нет. |
1 |
24 |
Ссоры и как их избежать? |
1 |
25 |
Кого называют конфликтным человеком? |
1 |
26 |
Как я веду себя в конфликтной ситуации? |
1 |
|
Культура поведения |
|
27 |
Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть. |
1 |
28 |
Культура поведения на переменах. |
1 |
29 |
Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль. |
1 |
30 |
Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек. |
1 |
31 |
Итоговое занятие. |
1 |
Календарно-тематическое планирование
|
Клуб «Час общения» |
|||
№ п/п |
Дата |
Тема |
Форма проведения |
|
|
Самопознание |
|||
1 |
1.09 |
Вот и стали мы на год взрослее. |
Беседа |
|
2 |
8.09 |
Что такое «Я» |
Беседа |
|
3 |
15.09 |
Путь к себе. |
Тренинг . Анкетирование |
|
4 |
22.09 |
Каким мне быть? |
Анкетирование, тренинг |
|
5 |
29.09 |
Я оцениваю, меня оценивают. |
Беседа. Подготовительная работа. |
|
6 |
6.10 |
Мои качества. |
Беседа |
|
7 |
13.10 |
Совесть. |
Беседа, игра |
|
8 |
20.10 |
Как победить неуверенность в себе. |
Беседа, игра |
|
9 |
27.10 |
Каждый человек уникален и ценен |
Беседа |
|
10 |
10.11 |
Я, ты, он, она – вместе дружная семь. |
Беседа, игра, защита проекта |
|
11 |
17.11 |
«Я» как части общего «Мы». |
Дискуссия, защита проекта |
|
|
Позитивное общение |
|||
12 |
24.11 |
В мире общения. |
Беседа |
|
13 |
1.12 |
Слушаю, говорю, понимаю. |
Тренинг |
|
14 |
8.12 |
Как мы говорим? |
Беседа, игра |
|
15 |
15.12 |
Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. |
Беседа, игра |
|
16 |
22.12 |
Роскошь человеческого общения. |
Беседа |
|
17 |
12.01 |
Плюсы и минусы виртуального общения. |
Беседа, игра |
|
18 |
19.01 |
Поговорим о дружбе, о друзьях. |
Беседа, игра |
|
|
Проблемы общения |
|||
19 |
26.01 |
Умеем ли мы общаться друг с другом? |
Беседа, игра, защита проекта |
|
20 |
2.02 |
Человеческая бестактность. |
Беседа |
|
21 |
9.02 |
Равнодушие – болезнь 21 века. |
Беседа |
|
22 |
16.02 |
Умеем ли мы прощать? |
Беседа |
|
23 |
2.03 |
Умей сказать нет. |
Беседа |
|
24 |
16.03 |
Ссоры и как их избежать? |
Беседа |
|
25 |
6.04 |
Кого называют конфликтным человеком? |
Беседа |
|
26 |
13.04 |
Как я веду себя в конфликтной ситуации? |
круглый стол, анкетирование |
|
|
Культура поведения |
|||
27 |
20.04 |
Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть. |
Беседа |
|
28 |
27.04 |
Культура поведения на переменах. |
Беседа, игра |
|
29 |
4.05 |
Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль. |
Беседа, игра |
|
30 |
18.05 |
Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек. |
Беседа |
|
31 |
25.05 |
Итоговое занятие. |
беседа, анкетирование |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.
3. Дорохов А, Это стоит запомнить, М., Детская литература, 2002.
4. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 2003.
5. Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы. М., Советский спорт, 2013.
6. Воспитание культуры поведения учащихся, М., 2006-
7. Справочник, Правила этикета. М., Дельта-леке, 2012.
8. Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
9. Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
10. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
11. Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
12. Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.
13. Школа этикета. Екатеринбург, 1998. 10- Энциклопедия этикета. Петербург, 1996. 11. Эстетика поведения. М„ Искусство, 1983
14. Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран)
Результаты освоения курса «Час общения»
Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
Ø осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
Ø развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
Ø умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
Ø понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
Ø проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
Ø принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
Ø формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
Ø способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
Ø способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
Ø использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.
Ø
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.