Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"
Оценка 4.8

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
3 кл—4 кл
02.02.2019
Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"
Курс «Тропинка к своему Я» способствует достижению следующих личностных результатов : 1. формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию, 2. развитие мотивации к обучению и познанию, 3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, 5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей; 7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тропинка 3-4.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нагорная общеобразовательная школа» Рассмотрена  на заседании педагогического совета       Протокол № 01–08/17 от « 25» августа 2017 г.  Утверждена:  Распоряжение № 34­р от « 30» августа 2017 г.   Директор   МОУ «Нагорная школа» ___________ Н.М. Доброва  Рабочая программа   по внеурочной деятельности в 3­4 классах по социальному направлению «Тропинка к своему Я» Срок реализации 1 год    2 дер. Малое Карлино Ломоносовский район 2017 год Пояснительная записка     Кружок «Тропинка к своему Я» ­ это комплекс занятий в начальной школе, направленных на   формирование   и   сохранение   психологического   здоровья   младших   школьников,   т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути   и   способы   преодоления   трудностей,   способствует   установлению   атмосферы, благоприятной для развития школьника.       Планируемые результаты усвоения курса Программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Отличительными особенностями программы   является   то,   что   она   способствует   достижению   предметных,     личностных   и метапредметных результатов учеником начальной школы. Курс   «Тропинка   к   своему   Я»   способствует   достижению   следующих  личностных результатов : формирование у учащегося готовности и способности  к саморазвитию,  развитие мотивации к обучению и познанию,   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и  развивающемся мире; 1. 2. 3. 4. 5. 6. принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,   развитие  эмоционально­волевой сферы, в том числе доброжелательности,  эмоционально­нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей; 7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных  социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных  ситуаций. 3 А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися   универсальные   учебные   действия   (познавательные,   регулятивные   и коммуникативные),   обеспечивающие   овладение   ключевыми   компетенциями,   составляющими основу умения учиться: 1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности; 2. 3.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. 6.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии готовность слушать собеседника и признавать возможность существования  различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий; 7.  формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в  совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 8.  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов  сторон и сотрудничества. Предполагаемые результаты Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные  результаты Знать – о формах  проявления заботы о  человеке при  групповом  взаимодействии; ­ знать о  ценностном отношении  к своему душевному  здоровью и внутренней  гармонии; ­осознавать  собственную полезность и ценность; ­  основные  способы  психологического  взаимодействия между  людьми; ­ приемы  повышения собственной самооценки; ­ осознание  своего места в мире и  обществе; ­ иметь  нравственно­этический  опыт взаимодействия со сверстниками,  старшими и младшими  детьми, взрослыми  в  соответствии с  общепринятыми  нравственными  нормами. ­ правила  поведения в  обществе, семье, со  сверстниками; ­ правила   общения, о  правильном  отношении к  собственным  ошибкам,  к победе,  поражению.  анализир овать и сопоставлять,  обобщать, делать  Уметь ­ планировать  свои действия в  соответствии с  ­ работать в  группе, в коллективе. ­получать  4 выводы, проявлять  настойчивость в  достижении цели ­ налаживать  контакт с людьми; ­соблюдать  правила игры и  дисциплину; поставленной задачей     ­   адекватно  воспринимать  предложения и оценку  учителя, товарища,  родителя и других  людей  ­контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности; ­ правильно  взаимодействовать с  партнерами по  команде  ­ договариваться  и приходить к общему  решению в совместной  деятельности; удовольствие от  процесса познания ­преодолевать  возникающие в школе  трудности ­  справляться с  неудачами;  ­осознавать и  контролировать  свое  психологическое и  эмоциональное  состояние;  ­  выражать  себя в различных  доступных и наиболее привлекательных для  ребенка видах  творческой  и игровой деятельности. ­ формулировать  собственное мнение и  позицию; ­ взаимодействовать с  учителем, сверcтниками ­ находить свое  место в школьной  жизни; ­ адекватно  анализировать  собственные проблемы; Применять ­ быть  сдержанным,  терпеливым,  вежливым в процессе  взаимодействия; ­ полученные  знания для преодоления различных страхов, в  том числе страха перед  неудачей; ­ приобретенную  информацию для  установления  дружественной  атмосферы в классе,  решения  межличностных  конфликтов; ­подводить  самостоятельный итог занятия;  анализировать и  систематизировать  полученные умения и  навыки. ­ знания и  практические умения  в области  самоанализа и  саморазвития ­ полученные  знания для адекватного  осознания причин  возникающих у ребенка  проблем и путей их  решения; ­ полученный  опыт для  самореализации и  самовыражения в  разных видах  деятельности; ­ через игровые  роли и сказочные  образы и осознавать  собственные трудности, их причины и находить  пути их преодоления Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных  1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  взрослыми; 5 2. текста, 3. учителя,, 4. 5.  извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью   учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: 1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с  помощью учителя, 2. 3. учителя, 4. Коммуникативные УУД: учиться исследовать свои качества и свои особенности,  учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью   учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.  учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах, учиться работать в паре и в группе,  выполнять различные роли,  слушать и понимать речь других ребят, осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в  соответствии с этой позицией. Регулятивные УУД: учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников, учиться прогнозировать последствия своих поступков,  определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными  источниками информации, Познавательные УУД: рисунок, фото), строить речевое высказывание в устной форме. находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст,  2. 3. 4. 5. делать выводы в результате совместной работы в группе, учиться графически оформлять изучаемый материал, моделировать различные жизненные и учебные ситуации, усваивать разные способы запоминания информации. Коммуникативные УУД: учиться позитивно, проявлять себя в общении, учиться договариваться и приходить к общему решению, учиться понимать эмоции и поступки других людей,  овладевать способами позитивного разрешения конфликтов. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Регулятивные УУД: расслаблением,  осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и   извлекать необходимую информацию из текста, определять и формулировать цель в совместной работе,  учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях, осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми,  планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого, соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: 1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, 6 2. 3. 4. 5. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,  обогатить представление о собственных возможностях и способностях,  учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения, оценивать правильность выполнения действий и корректировать при  необходимости, Коммуникативные УУД: учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта, находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,  адекватно воспринимать оценку учителя. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учиться контролировать свою речь и поступки,  учиться толерантному отношению к другому мнению,  учиться самостоятельно решать проблемы в общении,  осознавать необходимость признания и уважения прав других людей, формулировать своё собственное мнение и позицию. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Воспитательные цели курса:       и       области     оценку нравственной формирование формирования своим нравственного   культуры:  В – формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок   и   моральных   норм,  традиционных   для   народов   России,   российского   общества, непрерывного   образования,   самовоспитания   и   стремления   к   нравственному совершенствованию;  –   укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе   воли   и   духовных   отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;  –   формирование   основ   нравственного   самосознания   личности   (совести)   –   способности школьника   формулировать   собственные   нравственные   обязательства,   осуществлять нравственный   самоконтроль,   требовать   от   себя   выполнения   моральных   норм,   давать нравственную поступкам;  – учения;  – формирование  основ морали  – осознанной обучающимся  необходимости  определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и   недопустимом,   укрепление   у   обучающегося   позитивной   нравственной   самооценки, самоуважения оптимизма;  –  принятие   обучающимся   нравственных   ценностей,   национальных  и   этнических   духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;  –   формирование чувств;  – формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию,   проявлять   критичность   к   собственным   намерениям,   мыслям   и   поступкам;  – формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе   морального   выбора,   к   принятию   ответственности   за   их   результаты;  –   развитие   трудолюбия,   способности   к   преодолению   трудностей,   целеустремленности   и настойчивости результата.  В культуры:  – формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);  – пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;  –   воспитание   ценностного   отношения   к   своему   национальному   языку   и   культуре;  – солидарности;  в формирования   ценностей   и     потребностей, чужим смысла   эстетических   формирование гражданской   достижении   патриотизма   и   жизненного социальной области           и                   7 и     других   людей   родителями, сопереживания –   развитие   навыков   организации   и   осуществления   сотрудничества   с   педагогами, сверстниками,   старшими   детьми   в   решении   общих   проблем;  – развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания им;  –   становление   гражданских   качеств   личности   на   основе   демократических   ценностных ориентаций;  –   формирование   осознанного   и   уважительного   отношения   к   традиционным   российским религиям   и   религиозным   организациям,   к   вере   и   религиозным   убеждениям;  –   формирование   основ   культуры   межэтнического   и   межконфессионального   общения, уважения   к   языку,   культурным,   религиозным   традициям,   истории   и   образу   жизни России.  представителей В культуры:  –   формирование   отношения   к   семье   как   основе   российского   общества;  –   формирование   у   обучающегося   уважительного   отношения   к   родителям,   осознанного, заботливого младшим;  –   формирование   представления   о   традиционных   семейных   ценностях   народов   России, семейных ним; –   знакомство   обучающегося   с   культурно­историческими   и   этническими   традициями российской семьи. всех   формирования отношения уважения семейной старшим   и   народов области       и   к   к       ролях     Содержание программы У   каждого   ребенка   уже   более   менее   четко   сформирован   отчетливый   образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу,   однако   в   результате   в   какой­то   степени   утрачивается   детская   непосредственность, индивидуальные   особенности   ребенка   несколько   стираются,   снижаются   творческие возможности.   Все   это   ослабляет   контакт   с   той   ванной   составляющей   личности,   которую психологи называют «внутренним ребенком». Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять  стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают,   что   эти   качества   утверждаются   в   ребенке   за   счет   обеднения   фантазии,   снижения изобретательности, оригинальности  восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение творческих способностей. Однако это­ явление временное и обратимое, если вовремя начать   работу   по   актуализации   творческих   способностей   детей.   Поэтому   важнейшей   темой психологических   занятий   становится   тема   «Я­фантазер»,   в   ходе  проработки   которой   можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых. Другая   важная   особенность   этого   возраста   –   качественные   изменения   во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место  пренебрежительному отношению , своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета   учителя   может   вызвать   страх   перед   ним   либо   злость   и   обиду.   Поэтому   усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности. Сходный   процесс   идет   и   в   отношении   родителей.   Дети   должны   научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но   при   этом   они   любят   ребенка   не   меньше,   чем   в   благоприятные   моменты.   Ведь   они,   как 8 правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.  Важной   темой   остается   и   тема   взаимоотношений   со   сверстниками,   дружбы   и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка в большей степени строится на   отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у детей живой интерес и воодушевление. К окончанию третьего­четвертого учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам,   уметь   договариваться   с   ними   об   условиях   игры,   давать   внятные   инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе. Тематическое планирование . Тема (цели) Занятия (темы) № п Виды деятельности  обучающихся Кол­во  часов 1­2. Какой я? Каждый человек  уникален 3. Кого можно назвать фантазером? 4­5 Я умею фантазировать! 6. Мои сны 7. Я умею сочинять! 8. Мои мечты 9. Фантазии и ложь п 1 Я­ фантазер. (9 часов) Цели: ­ помочь детям  осознать ценность умения  фантазировать; ­ развивать  творческие  способности  детей 9 2 1 2 1 1 1 1 Формируют целостное мировоззрение. Осознают   себя   в мире.   Формируют позитивную моральную самооценку.   Определяют познавательную цель, строят   действия   в соответствии с ней   Выделяют формулируют проблему.   Аргументируют свою   точку   зрения.   и Формируют уважительное   доброжелательное отношение   другому мнению и к 10­11 Я и моя школа. 12 Что такое лень? 13­14 Я и мой учитель 15­16. Как справляться с  «Немогучками» 2 Я и моя школа. (7 часов) Цели:  ­ помочь детям  осознать  особенности  позиции ученика;  ­ предоставить  учащимся  возможность  отреагировать  свои чувства в  отношении  учителя;  ­помочь детям  принять учителя  таким, какой он  есть. Формируют  ответственное  отношение к учению  Осваивают роли и  формы социальной  жизни в обществе.  Формируют  готовность к  саморазвитию.  Формируют  нравственные  чувства и поведение.  Оценивают степень  достижения цели.  Сравнивают объекты по заданным  критериям.  Учатся позитивно  проявлять себя в  общении. Осознают  свою потребность в  общении Организуют работу в группах 3 Я и мои  родители. 17­18. Я и мои родители. 19­20. Я умею просить прощения. Определяют свое  отношение к  2 1 2 2 2 2 10 21. Почему родители наказываю  детей? (5 часов) Цели: ­ помочь детям  осознать  требования  родителей,  сопоставить их со своими  возможностями и  желаниями;  ­ обучить детей  способам  разрешения  конфликтов с  родителями. 4 Я и мои друзья. 22. Настоящий друг. 23­24 Умею ли я дружить? 25­26. Трудности в отношении с  друзьями. 27. Ссора и драка. (6 часов) Цели:  ­ помочь детям  осознать качества настоящего  друга; ­подвести  учащихся к  осознанию  собственного  умения дружить. 5 Что такое  сотрудничество? (7 часов) 28. Что такое сотрудничество? 29. Я умею понимать другого 30. Я умею договариваться с  людьми. 31. Мы умеем действовать сообща. 11 правилам и нормам  общения. Учатся  понимать эмоции и  поступки других  людей  Сопоставляют  полученную  информацию с  имеющимся  жизненным опытом Учатся  контролировать свою речь Стремятся вести  диалог с другими  людьми  Соотносят способ  действия и его  результат  Делают выводы о  результатах  совместной работы    Вырабатывают  собственные  мировоззренческие  позиции. Развивают  осознанное  отношение к  собственным  поступкам.  Ориентируются на  образец и правило  выполнения  Учатся наблюдать и  осознавать  изменения,  происходящие в себе самом   Излагают свое  мнение,  аргументируя его Принимают решения  на основе  переговоров в  проблемной  ситуации.   1 1 2 2 1 1 1 1 1 32­33. Что такое коллективная  работа? 34. Итоговое занятие. Цель – дать детям представление о  понятии  «сотрудничество» . 2 1 Действуют на основе согласования  позиций и учета  интересов Овладевают  навыками  самоконтроля в  общении   Сопоставляют  представления о  собственных  возможностях   Учатся правильно  задавать вопросы и  участвовать в  диалоге Итого  34 часа 12

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"

Рабочая программа для обучающихся в 3-4 классах "Я - личность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019