Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"
Оценка 4.6

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.12.2017
Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"
Данная рабочая программа создавалась для дополнительного образования детей в школе. Она прошла апробацию и имеет лицензию.Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на детей, не имеющих специальных способностей для занятия танцами, включает в себя: упражнения на развитие слуха, ритма, координации; элементы партерной гимнастики; танцевальные этюды и композиции; азбуку классического, народного и современного танцев, знакомит детей с историей танца и его национальными особенностями. Программный материал даётся циклами, что значительно снижает физическую нагрузку, помогает успешному освоению программного материала.
В мире танца ДОП 2017.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Мичуринска Тамбовской области УТВЕРЖДЕНА приказом директора № от 2017г. ____________Е.В.Солончёва Рабочая программа по хореографии дополнительного образования «В мире танца». Составитель: Полянская Эльвира Николаевна, начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска. учитель Рассмотрена на заседании МС 1 протокол № от 2017 г. Председатель МС /___________/ Пояснительная записка. самоопределения, Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно- эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем. Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок на время становится актером, творчески осмысляющим происходящее. Но существующие программы по хореографии рассчитаны на детей, имеющих профессиональные данные, а заниматься хотят все. Следовательно, возникла необходимость создания новой программы. Учитывая требования современного дополнительного образования и специфику детей, обучающихся в группах, была создана дополнительная образовательная программа «В мире танца». Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:  развитие мотивации детей к познанию и творчеству; 2  содействие личностному и профессиональному их адаптации в  приобщение подрастающего поколения к ценностям самоопределению обучающихся, современном динамическом обществе; мировой культуры и искусству;  сохранение и охрана здоровья детей. Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на детей, не имеющих специальных способностей для занятия танцами, включает в себя: упражнения на развитие слуха, ритма, координации; элементы партерной гимнастики; танцевальные этюды и композиции; азбуку классического, народного и современного танцев, знакомит детей с историей танца и его национальными особенностями. Программный материал даётся циклами, что значительно снижает физическую нагрузку, помогает успешному освоению программного материала. И если один из разделов программы не удается проработать сразу полноценно, то при повторе данного цикла есть возможность доработать упущенное, не утомляя детей одними и теми же упражнениями. Цели и задачи программы. Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Стратегической целью программы является развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. Цели и задачи 1 года обучения: Цель: Создание общего представления о движении во взаимосвязи с музыкой. Образовательные:  Учить детей пластической импровизации, выразительности быстроте реакции, основами (ритмичности, координации движений) детей с историей танца, с музыкальности,  Знакомить хореографии. Развивающие:  Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, выносливость)  Развивать умение эмоционально выражать чувства в танце, игре музыкально – ритмическими движениями.  Сохранять и укреплять здоровье. Воспитательные: 3  Воспитывать морально – волевые, эстетические качества и интерес к танцевальному искусству  Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.) Цели и задачи 2 года обучения: Цель: Формирование умения выполнять движения в соответствии музыкальной выразительности. Образовательные: средствами со детей со средствами музыкальной знаний в области современного хореографического искусства;  Продолжить знакомство с историей танца и его  Знакомить выразительности.  Расширение национальными особенностями. Развивающие:  Развивать умение передавать собственные ощущения, используя язык хореографии;  Развивать координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость;  Сохранять и укреплять здоровье. Воспитательные: танца.  Воспитывать умение чувствовать и ценить красоту музыки,  Воспитывать морально – волевые и нравственные качества. Цели и задачи 3 года обучения: Цель: обучающихся. Образовательные: Раскрытие потенциальных способностей  Знакомить с различными направлениями в хореографии.  Формировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.  Учить пластической импровизации. Развивающие:  Содействовать гармоничному развитию личности.  Развивать творческие способности обучающихся.  Совершенствовать исполнительские навыки.  Развивать выносливость, сохранять и укреплять здоровье. 4 Воспитательные:  Воспитывать и развивать художественный вкус.  Воспитывать чувство товарищества и личной ответственности. Цели и задачи 4 года обучения: Цель: Формирование всесторонне развитой личности, способной к творческому самовыражению. Образовательные:  Формировать систему знаний, умений, навыков по основам  Формировать навыки эмоционального и выразительного  Познакомить с современными танцами хх века.  Содействовать созданию самостоятельных групповых хореографии. исполнения танцев. проектов. Развивающие:  Развивать и поддерживать творческую инициативу.  Совершенствовать исполнительские навыки.  Сохранять и укреплять здоровье. Воспитательные:  Воспитывать и развивать художественный вкус.  Воспитывать морально – волевые и нравственные качества, чувство товарищества и личной ответственности. Условия реализации программы. Программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся в группах. В них занимаются дети 7 – 11 лет по 12 – 15 человек в группе. Занятия проводятся по четыре часа в неделю. Всего 144 часа. Учебный материал включает в себя следующие разделы: 1. Музыкально – ритмические занятия. 2. Элементы историко-бытового танца.( на 1 году обучения) 3. Элементы народно – сценического танца. 4. Основы классического танца. 5. Элементы танца модерн.(на 2,3,4 голу обучения) 6. Элементы бального танца. (на 4 году обучения) 7. Элементы современного танца ХХ века.( на 4 году обучения) 8. Вспомогательные и корригирующие упражнения. 9. Репетиционно-постановочные занятия. Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году занятий, затем расширяется, 5 совершенствуется и обогащается в последующие годы. Кроме того, работа ведётся определенными периодами – циклами. Первая неделя цикла отводится освоению новых заданий. Вторая – повторению пройденного с некоторыми усложнениями. Третья – окончательному закреплению пройденного. Проведение занятий циклами значительно снижает физическую нагрузку, помогает успешному освоению программного материала. И если один из разделов программы не удается проработать сразу полноценно, то при повторе данного цикла есть возможность доработать упущенное, не утомляя детей одними и теми же упражнениями. 1. Тренировочные упражнения: б)вспомогательные и корригирующие упражнения. 2. Основные элементы классического (народного и т.д.) танца: Урок включает в себя три раздела: а) разминка, а) экзерсис у станка, б) экзерсис на середине зала, в) подготовка к прыжкам. 3. Танцевальные элементы. В связи с тем, что в группы набираются дети, не имеющие профессиональных данных, в программе большое место отводится подготовительным упражнениям у станка и на середине зала. На занятиях дети знакомятся с терминологией, проводятся беседы об истории танца, мирового балета, о богатстве русской хореографии, о знаменитых танцорах и балеринах, об особенностях народного костюма. Дети знакомятся с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. В занятия включается просмотр видеоматериалов с записями уроков, танцев, концертных номеров известных коллективов, а так же посещение отчетных концертов коллективов города. Прогнозируемые результаты. В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны знать: позиции рук и ног; названия классических движений; первичные сведения об искусстве хореографии. 6 уметь воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения; соединять отдельные движения в хореографической исполнять движения классического экзерсиса. композиции; В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально- активной личностью, должны знать: названия классических движений нового экзерсиса; уметь: грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических значение слов метр, форма и фразировка, темп. постановок; определять темп, форму, характер в предлагаемой мелодии; самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр. В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, раскрыть свои потенциальные способности, должны знать: значение слов ритм, ритмический рисунок; классические термины; жанры музыкальных произведений. уметь: выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции; передавать ритмический рисунок различными способами; контролировать и координировать своё тело; выражать свои собственные ощущения, используя хореографии; поддержку. язык сопереживать, осуществлять взаимовыручку и В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно- эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны знать: виды и жанры хореографии; историю создания танцев народов мира; классические термины; лучшие образы хореографического, музыкального искусства. уметь: выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца; 7 язык выражать свои собственные ощущения, используя хореографии; свободно двигаться под музыку, импровизировать; По окончании учебного курса воспитанники: 1. Овладеют специальной терминологией; Изучат основные элементы классического, историко- 2. бытового, народно – сценического танца, современного танца ХХ века и танца модерн. Разовьют выносливость, ловкость, гибкость, координацию 3. движений; 4. Сформируются красивые манеры, походка, осанка, выразительность движений; Научатся двигаться под музыку, импровизировать. 5. Способы определения результативности и формы отчета. Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается. А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы, в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно. Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во-первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во-вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой взгляд, соперничество и 8 конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха. Поэтому, диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Диагностика субъективного опыта ребёнка». Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностный рост. Одной из форм итоговой проверки являются: выступления на отчётных концертах, участие в конкурсах, фестивалях. Тематическое планирование программного материала. 1 год обучения (144 часа) 9 п/п Наименование раздела Теория (кол.час .) 1 Музыкально – ритмические 2 3 4 5 6 Музыкально – ритмические 7 8 9 10 Репетиционно- постановочные занятия Элементы историко-бытового танца Элементы основ классического танца Элементы народно – сценического танца. Репетиционно- постановочные занятия занятия Элементы историко-бытового танца Элементы основ классического танца Элементы народно – сценического танца. занятия итого 18.5 125.5 Второй год обучения (144 часа) п/п Наименование раздела Теория (кол.час .) 1 Музыкально – ритмические 2 3 4 5 6 Музыкально – ритмические 7 занятия Элементы народно – сценического танца. Элементы основ классического танца Элементы танца модерн Репетиционно-постановочные занятия занятия Элементы народно – 10 2 2 2 2 2 2 2 а практик (кол.час .) 10 10 10 10 22 10 10 а практик (кол.час .) 11.5 10 9 10 22 11 10 10 10 22 0.5 2 3 2 2 1 2 2 2 2 всего часов 12 12 12 12 24 12 12 12 12 24 144 всего часов 12 12 12 12 24 12 12 8 9 10 Репетиционно-постановочные сценического танца. Элементы основ классического танца Элементы танца модерн занятия итого 2 2 2 20 10 10 22 124 Третий год обучения (144 часа) п/п Наименование раздела Теория (кол.час .) 1 Музыкально – ритмические занятия Элементы основ классического 2 танца Элементы народного танца. 3 Элементы танца модерн 4 Репетиционно-постановочные 5 занятия 6 Музыкально – ритмические занятия Элементы народного танца. 7 Элементы основ классического 8 танца Элементы танца модерн 9 10 Репетиционно- постановочный занятия итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 а практик (кол.час .) 10 10 10 10 22 10 10 10 10 22 124 Четвёртый год обучения (144 часа) п/п Наименование раздела 1 2 3 4 5 6 Элементы основ классического танца Элементы народного танца. Элементы бального танца. Элементы танца модерн Репетиционно-постановочные занятия Элементы основ классического 11 Теория (кол.час .) 2 2 2 3 2 1 а практик (кол.час .) 10 10 10 9 22 11 12 12 24 144 всего часов 12 12 12 12 24 12 12 12 12 24 144 всего часов 12 12 12 12 24 12 7 8 9 10 Репетиционно- постановочный танца Элементы народного танца Элементы современных танцев хх века Элементы танца модерн занятия итого 2 2 1 2 19 10 10 11 22 125 12 12 12 24 144 Учебно – тематическое планирование 1 года обучения. занятий воображение) движения) п/п Наименование раздела и тема 1 Музыкально – ритмические 1.1 Вводное занятие 1.2 1,2,3 фигура… замри (на 1.3 Мумия ( на координацию 1.4 В цирке ( актёрское мастерство) 1.5 Хлопаем в ладоши (развитие 1.6 Сказочный лес (на воображение) 1.7 Лабиринт ( на координацию 1.8 Полька дедушка (подражание) 12 занятия чувства ритма) движения) дат а теор ия 0.5 0.5 - - - - - - - практ ика 11.5 - 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 всег о 12 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 коллектива) Элементы историко – бытового танца менуэт, полька) 1.9 Пожелание в кругу (сплочение 2 2.1 Знакомство с музыкой (гавот, 2.2 Поклон по 3 позиции. 2.3 Положение корпуса, головы, плеч, ног и рук 2.4 Шаги по свободной позиции с вытянутого носка. Шаги по 1 позиции с вытянутого носка. 2.5 Лёгкий танцевальный шаг. 2.6 Pas польки.Pas галопа. 2.7 Закрепление изученного 3 3.1 Беседа о классическом танце 3.2 Постановка корпуса (ноги в Элементы основ классического танца 3.3 Позиции ног (I – II – III) при свободном положении) Понятия: рабочая нога и опорная нога. относительной выворотности ног. 3.4 Подготовительное положение рук. Позиции рук. 3.5 Demi –plie (I позиция) 3.6 Battement tendu во всех направлениях (I позиция) 3.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, спины, гибкости. Элементы народно – сценического танца Знакомство с ансамблем И. Моисеева. (Просмотр видеозаписи) 4 4.1 Русский народный танец. 4.2 Поклон(поясной, праздничный) 4.3 Положение рук, 4.4 Движения рук (руки раскрыты в стороны, движение руки с платком, скрещивание на груди) боковой, 4.5 Ходы (простой, переменный, 13 - 2 1 - 0.5 - - 0.5 - 3 1 - 0.5 0.5 0.5 0.5 - 2 1 - - 0.5 0.5 1 10 - 1 1.5 1 1 1.5 4 9 - 1 1 1 1 1 4 10 - 1 1 1.5 1.5 1 12 1 1 2 1 1 2 4 12 1 1 1.5 1.5 1.5 1.5 4 12 1 1 1 2 2 4.6 Ход боковой «припадание» 4.7 Закрепление изученного. Укрепление мышц тазобедренного и голеностопного суставов Репетиционно-постановочные занятия занятия мастерство) движений). игры). 5 5.1 Постановка, изучение танца. 5.2 Отработка движений танца. 6 Музыкально – ритмические 6.1 Путешествие в весёлом автобусе 6.2 В зоопарке (на актёрское 6.3 Ласточка. Аист (на координацию 6.4 Изгиб. Ромашка (познавательные 6.5 Портрет. Музыкальный теремок. 6.6 Пропоем, прохлопаем любимую 6.7 Колокол. Великий мастер (снятие 6.8 Времена года (развитие слуха) 6.9 Отражение в движении 7 7.1 Шаг вперед с каблука, с 7.2 Pas eleve 7.3 Pas degage 7.4 Pas balance 7.5 Реверансы. 7.6 Знакомство с вальсом. 7.7 Вальсовая дорожка. Pa вальса 7.8 Закрепление характера музыки. Элементы историко - бытового танца вынесением ноги на каблук мелодию (развитие слуха). внутренних зажимов). изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. классического танца Вагановой. Положение en face 8 Элементы основ 8.1 Точки класса по методике 8.2 Повороты головы на ½, ¼. 14 - - 2 2 - 1 - - - - - - - - 1 2 - 0.5 0.5 1 - - 2 1 - 1 4 22 8 14 11 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1 1 - 10 1 1 1 1 1 1 1 3 10 - 1 1 4 24 10 14 12 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1 1 1 12 1 2.5 2.5 2 1 3 12 1 1 8.3 Passé par terre. 8.4 Releve на полупальцы (в невыворотных позициях) 8.5 Перегиб корпуса вперед, в стороны. 8.6 Temps leve sauté 8.7 Исполнение классического экзерсиса. 9 Элементы народно – сценического танца 9.1 Ход простой дробный, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад 9.2 «Ковырялочка» 9.3 «Моталочка» 9.4 Demi –plie (плавное по не выворотным позициям) 9.5 Battement tendu с переходом ноги с носка на каблук 9.6 Каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления 9.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, спины, гибкости. занятия 10 Репетиционно-постановочные 10.1 Постановка, изучение танца. 10.2 Отработка движений танца. 0.5 - - 0.5 - 2 - 0.5 0.5 - 0.5 0.5 - 2 2 - 1 1.5 1.5 1 4 10 1 1 1 1 1.5 1.5 3 22 8 14 1.5 1.5 1.5 1.5 4 12 1 1.5 1.5 1 2 2 3 18 10 14 Календарно-тематическое планирование 2 года обучения. теор ия практи ка всег о дат а занятия занятий п/п Наименование раздела и тема 1 Музыкально – ритмические 1.1 Вводное занятие 1.2 Темп движений. Устойчивость в 1.3 Переключение с одного темпа на 1.4 Постепенное ускорение или 1.5 Характер и динамика движений. темпе. другой. замедление темпа. Отражение в движении 15 1 0.5 - - 0.5 - 1 1.5 1.5 1.5 1 1.5 1.5 1.5 2 характера музыки. 1.6 Отражение в движении динамических оттенков. 1.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Элементы народно – сценического танца не выворотным позициям) ноги с носка на каблук вынесением ноги на каблук с работой пятки опорной ноги 2 2.1 Demi –plie (плавное и резкое по 2.2 Battement tendu с переходом 2.3 Каблучные упражнения с 2.4 Flic – flac от себя к себе в сторону 2.5 Подготовка к «верёвочке» 2.6 «Верёвочка» 2.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Элементы основ классического танца 3 3.1 Demi –plie (II - III позиции) 3.2 Battement tendu во всех направлениях (III позиция) 3.3 Battement jete во всех направлениях 3.4 Battement releve lent 3.5 Перегиб корпуса назад. Port de bras 3.6 Переход рук из одной позиции в другую 3.7 Исполнение классического экзерсиса. Элементы танца модерн 4 4.1 Параллельные позиции, которые дополняют уже известные классические. Положение рук в танце модерн ( на талии, с отведенными назад локтями) 16 - - 1.5 3 1.5 3 0.5 0.5 0.5 - 0.5 - - - 0.5 0.5 0.5 - 0.5 - 0.5 1.5 1.5 1 1 1 1 3 1.5 1 1 1 1 1.5 3 1 2 2 1.5 1 1.5 1 3 1.5 1.5 1.5 1.5 1 2 3 1.5 4.2 Release - в положении, лежа, сидя, стоя на коленях, во весь рост 4.3 Isolation а) в одном направлении, б) в двух направлениях, а) голова,б) руки,в)плечи,г) бедра,д) ноги, е) комбинирование различных элементов. 4.4 Demi –plie в относительно 4.7 Закрепление изученного. выворотных и невыворотных позициях. 4.5 Battement tendu в VI позиции, невыворотно, во всех направлениях а) просто, 4.6 б) с сокращением стопы, в) с многократным сокращением стопы, Укрепление мышц тазобедренного и голеностопного суставов Репетиционно-постановочные занятия 5 5.1 Постановка, изучение танца. 5.2 Отработка движений танца. 6 Музыкально – ритмические занятия 6.1 Форма и фразировка( часть; предложение; фраза.) 6.2 Метр. Движение, отмечающее начало такта; 6.3 Вступление в движение на такт позднее своего соседа. 6.4 Затактовое построение; 6.5 Дирижёрские жесты на 2/4, 3/4, 6.6 Дирижёрские жесты, 4/4. совмещенные с шагами, бегом, прыжками. изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов. Элементы народно – 6.7 Закрепление 7 17 0.5 0.5 - 0.5 - - 2 - 1 0.5 - 0.5 - - - 1 1 1 1 1 4 8 14 - 1 1 1 1 1 4 1.5 1.5 1 1.5 1 4 10 14 1 1.5 1 1.5 1 1 4 7.1 Demi –plie (плавное и резкое по сценического танца относительно выворотным позициям) 7.2 Battement tendu с переходом ноги с носка на каблук (с работой пятки опорной ноги) 7.3 Каблучные упражнения с вынесением ноги на каблук с работой пятки опорной ноги, в сочетании с «ковырялочкой» выстукивания в характере русского танца. Дробь с двойным ударом. 7.4 Простейшие дробные 7.5 Дробь "ключ отбой". 7.6 Дробная дорожка (мелкая непрерывная дробь). 7.7 Молоточки 7.8 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. классического танца 8 Элементы основ 8.1 Понятия en dehors и en dedans 8.2 Demi-rond de jambe par terre 8.3 Полуповороты в III позиции. Повороты и наклоны головы на ½, ¼. 8.4 Pas echappe 8.5 Pas couru 8.6 Allegro . Temps leve sauté (II – III позиции) 8.7 Исполнение классического экзерсиса. Элементы танца модерн 9 9.1 Battement tendu jete во всех направлениях. а) просто в VI позиции, б)с demi –plie в окончании движения в VI позиции. 9.2 в) с demi –plie при броске, 9.3 Rond de jambe par terre в невыворотной позиции. а) Demi- 18 - - 0.5 0.5 0.5 - 0.5 - 0.5 0.5 - 0.5 - 0.5 - 0.5 0.5 0.5 1 1 1 1 1 1 1 3 - 1.5 1 1 1 1.5 4 1 1 1 1 1 1.5 1.5 1.5 1 1.5 3 0.5 2 1 1.5 1 2 4 1.5 1.5 1.5 9.4 б) с окончанием в с demi –plie в VI 9.5 Releve lent на 45° и выше во всех rond на ¼ круга en dehors и en dedans, позиции направлениях из положения лежа на полу. 9.6 Grand battement jete лежа на боку. 9.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, спины, гибкости. занятия 10 Репетиционно-постановочные 10.1 Постановка, изучение танца. 10.2 Отработка движений танца. - 0.5 - - 2 - 1 1 1 4 8 14 1 1.5 1 4 10 14 Календарно-тематическое планирование 3 года обучения. занятий занятия п/п Наименование раздела и тема 1 Музыкально – ритмические 1.1 Вводное занятие 1.2 Строение музыкального произведения 1.3 Ритмический рисунок. Целая нота, половинная. 1.4 Четверть, восьмая 1.5 Шестнадцатая 1.6 Передача ритмического рисунка изученного. 1.7 Закрепление Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Элементы основ классического танца - V позиции) 2 2.1 Позиции ног ( IV - V) Demi –plie (IV 2.2 Grand plie 2.3 Battement tendu по V позиции 2.4 Battement tendu с demi –plie по I хлопками, шагами. -V позиции 19 теор ия практ ика всег о дат а 0.5 0.5 0.5 0.5 - - - 0.5 - 0.5 0.5 - - 1.5 1.5 1 2 4 1 1 1 1 0.5 0.5 2 2 1 2 4 1.5 1 1.5 1.5 3.3 2.5 Battement tendu jete 2.6 Grand battement jete 2.7 Исполнение классического 3 3.1 экзерсиса. Элементы народного танца Характер медленных, напевных и быстрых, задорных движений украинской народной хореографии. 3.2 Основные положения и движения рук, корпуса, головы в украинской хореографии. Ходы. "Бегунец","Дорожка проста" 3.4 "Дорожка плетена","Тынок". 3.5 - Притоп-перескок на всю стопу с двумя последующими поочередными ударами всей стопой о пол по 6 позиции. 3.6 Вихилястник",вращение на подскоках,"Угинание". 3.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, спины, гибкости, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Элементы танца модерн 4 4.1 Положение рук в танце модерн (с фиксацией на грудной клетке и т.п.) 4.2 Release - в положении, лежа, сидя, стоя на коленях, во весь рост а) в комбинациях. plie в невыворотных 4.3 Grand 4.4 Battement tendu в VI позиции, позициях. невыворотно, во всех направленияха)c demi –plie и головы. 4.5 б)с различными движениями рук 4.6 в)с участием бедра. 4.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного 20 0.5 - - 0.5 0.5 0.5 - - 0.5 - 0.5 0.5 0.5 0.5 - - - 1 1 4 - 1 1 1 1.5 1.5 4 1 1 1 1 1 1 4 1.5 1 4 0.5 1.5 1.5 1 1.5 2 4 1.5 1.5 1.5 1.5 1 1 4 6.7 Закрепление и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Репетиционно-постановочные занятия 5 5.1 Постановка, изучение танца. 5.2 Отработка движений танца. 6 Музыкально – ритмические занятия 6.1 Повторение знаний о ритмическом рисунке 6.2 Передача ритмического рисунка бегом и другими движениями. 6.3 Передача ритмического рисунка соблюдением пауз. 6.4 Передача ритмического рисунка синкопированными движениями, ритмическим контрапунктом. 6.5 Повторение пройденных тем на новом музыкальном материале. 6.6 Расширение знаний, представление о танцевальных жанрах. изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Элементы основ классического танца 7 7.1 Battement tendu jete pique 7.2 Battement fondu 7.3 Rond de jambe par terre 7.4 Passé par terre 7.5 1-я и 2 –я формы Port de bras 7.6 1-я, 2-я, 3-я формы arabesques 7.7 Allegro позициям 1.Temps sauté по I – II – V 2.Pas assemble в сторону. 7.8 Исполнение классического 8 Элементы основ народного 8.1 экзерсиса. танца Изучение элементов молдавского танца. 21 2 - 1 - - - - 1 - 0.5 - 0.5 - 0.5 - 0.5 - 1 8 14 - 1.5 1.5 1.5 1.5 - 4 1 1 1 1 1 1 1 3 10 14 1 1.5 1.5 1.5 1.5 1 4 1.5 1 1.5 1 1.5 1 1.5 3 0.5 1.5 8.2 Положение рук, положение рук в паре. Ходы. Бег вперед с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад в прямом положении, шаг с последующим прыжком и одновременным подъемом другой согнутой ноги вперед в прямом положении. 8.3 Бег на полупальцах с подъемом согнутых ног вперед в прямом положении. 8.4 Плавные поочередные шаги в перекрещенное положение с продвижением. Шаг вперед на ребро каблука с последующим соскоком на всю стопу. Прыжки с согнутыми ногами в прямом положении. 8.6 Вращение в паре на различных движениях. изученного. 8.7 Закрепление Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Элементы танца модерн направлениях. 9 9.1 Battement tendu jete во всех 8.5 а) Battement jete pique в VI позиции, 9.2 б) с участием головы и рук, 9.3 Rond de jambe par terre в невыворотной позиции. 9.4 Battement developpe на 45° и выше, вперед и в сторону из положения лежа, 9.5 Grand battement jete лежа на спине, животе, на боку. 9.6 Port de bras. Дискоимпровизация. 9.7 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, спины, гибкости. 22 0.5 1.5 2 - - 0.5 - - - 0.5 0.5 0.5 0.5 - - 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1.5 1 4 1 1.5 1.5 .5 1.5 1 4 занятия 10 Репетиционно-постановочные 10.1 Постановка, изучение танца. 10.2 Отработка движений танца. 2 - 8 14 10 14 Календарно - тематическое планирование 4 года обучения. танца занятий п/п Наименование раздела и тема 1 Элементы основ классического 1.1 Вводное занятие 1.2 Battement frappe носком в пол. 1.3 Battement soutenu 1.4 Rond de jambe en l'air 1.5 Petit battement 1.6 Tire-bouchon 1.7 Исполнение классического 2 Элементы народного танца 2.1 Знакомство с испанским танцем 2.2 Положение головы, рук, корпуса. 2.3 Движения рук 2.4 Ходы. Дорожки. 2.5 Удары. Дроби . 2.6 Закрепление экзерсиса. изученного. Упражнения на выработку и шага танцевального выворотности ног. 3 Элементы бального танца 3.1 Знакомство с вальсом. 3.2 Исходное положение. Положение головы, рук, корпуса. 3.3 Неполный правый поворот. 3.4 Полный правый поворот. 3.5 Неполный левый поворот. 3.6 Полный левый поворот. 3.7 Вращение. 3.8 Свей. 3.9 Закрепление изученных 4 Элементы танца модерн 4.1 Знакомство с музыкой и танцем движений. Хип-хоп сальса. 23 теор ия практ ика всег о дат а 0.5 0.5 0.5 - 0.5 - - 0.5 - 0.5 0.5 0.5 - 0.5 - 0.5 0.5 - - 0.5 - - 0.5 - 1.5 1.5 1.5 1 1.5 3 0.5 1.5 1.5 1.5 2 3 - 1 1 1 1 1 1 1 3 - 0.5 2 2 1.5 1.5 1.5 3 2 1.5 2 2 2.5 3 1.5 1 1.5 1.5 1 1 1.5 1 3 0.5 движений. занятия 4.2 Шаги . 4.3 Ахиллес. 4.4 Прыжки. 4.5 Твист и коллапс. 4.6 Твист и соло. 4.7 Слайд. 4.8 Совершенствование изученных 5 Репетиционно-постановочные 5.1 Постановка, изучение танца. 5.2 Отработка движений танца. 6 Элементы основ классического танца 6.1 Основные классические движения Allegro. Temps leve sauté (II – III позиции), Temps sauté по I – II – V позициям .Pas echappe . Changement de pied. Pas assemble в сторону. усовершенствование исполнения классическогоо экзерсиса. комбинации в экзерсисе. 6.3 Включение прыжковой 6.4 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов. 6.2 Закрепление и 7 Элементы народного танца 7.1 Знакомство с музыкой и танцем 7.2 Основные положения рук, 7.3 7.4 Основные движения в восточных 7.5 Совершенствование изученных корпуса, головы в восточных танцах. Движения рук, кистей, головы. танцах движений. Упражнение на развитие гибкости. хх века. Знакомство с музыкой и танцами «Чарльстон», «Твист», «Рок – н - ролл». 8 Элементы современного танца 8.1 24 - 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 - 2 - 0.5 - 0.5 - 1 - - 1 - 1 1 1 1 1 1 1 3 8 14 2 4 2 3 - 1 2 3 4 - 1 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3 10 14 2.5 4 2.5 3 1 1 2 4 4 1 8.2 Основные положения головы, рук, корпуса. 8.3 Шаги. Дорожки. Вращения. 8.4 Закрепление изученного. Упражнения для укрепления мышц ног, мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. стилей и направлений. 9 Элементы танца модерн 9.1 Молодёжь танцует. Что? И как? 9.2 Стили в музыке и танце. 9.3 Основные движения различных 9.4 Дискоимпровизация. 10 Репетиционно-постановочные 10. 1 Постановка, изучение танца. 10. 2 Отработка движений танца. занятия 0.5 0.5 - - 1 - - 2 - 3.5 3.5 3 3 - 4 4 8 14 4 4 3 3 1 4 4 10 14 Содержание программы. Раздел 1. Тренировочные упражнения. Разминка. 1. Поклон по 3 позиции. 2. Шаги по свободной позиции с вытянутого носка. 3. Шаги с вытянутого носка по 1 позиции. 4. Шаги с подъёмом ноги, согнутой в колене. 5. Мелкие шаги на полупальцах. 6. Мелкий бег по кругу на полупальцах. 7. Бег по кругу с остановкой на счет 4. 8. Бег с вытянутыми ногами вперёд. 9. Бег с вытянутыми ногами вперёд с остановкой на счет 4. 10. 11. 12. 13. 14. Бег с отбрасыванием вытянутых ног назад. Бег с отбрасыванием вытянутых ног назад с Боковой приставной бег по кругу. Бег с высоко поднятыми коленями вперед. Бег с высоко поднятыми коленями вперед с остановкой на счет 4. остановкой на счет 4. 1. Упражнения для мышц шеи, Вспомогательные упражнения. 25 2. Упражнения для укрепления мышц ног, спины, гибкости, укрепление мышц тазобедренного и голеностопного суставов и на выработку выворотности ног. Музыкально – ритмические занятия. 1 год- 18 часов, 2 год – 18 часов, 3 год – 18 часов. Раздел 2. Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением. На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения. В музыкально - ритмические занятия 1 года обучения включаются игровые темы, разработанные С. Л. Слуцкой: «1,2,3…фигура замри», «Путешествие в весёлом автобусе», «Сказочный лес», «Времена года», «В зоопарке», «В цирке», «Кукла», «Полька дедушки», «Лабиринт» и др. строятся по следующим направлениям: Музыкально – ритмические занятия 2 и 3 года обучения «Музыкальный теремок», 2 год обучения – 18 часов. Темп движений Характер и динамика движений 1. Устойчивость в темпе; 2. Переключение с одного темпа на другой; 3. Постепенное ускорение или замедление темпа. 1.Отражение в движении характера музыки; 2.Отражение в движении динамических оттенков; Форма и фразировка 1. часть; 26 Метр прыжками. 2. предложение; 3. фраза. 1.Движение, отмечающее начало такта; 2.Вступление в движение на такт позднее своего соседа; 3.Затактовое построение; 4.Дирижёрские жесты на 2/4, 3/4, 4/4. 5.Дирижёрские жесты, совмещенные с шагами, бегом, 6. Ритмический рисунок 1.Целая нота, 2.Половинная, 3.Четверть, 4.Восьмая, шестнадцатая. 1.Хлопками, шагами, 2.Бегом и другими движениями, 3.Соблюдением пауз, 4.Синкопированными движениями, 5. Ритмическим контрапунктом. Передача ритмического рисунка 3 год обучения - 18 часов. Элементы основ классического танца. 1 год – 18 часов, 2 год – 18 часов, 3 год – 18 часов, 4 Раздел 3 год – 18 часов. 1 год обучения –18часов. Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков. Экзерсис у станка 1.Постановка корпуса (ноги в свободном положении) 2.Понятия: рабочая нога и опорная нога. 3.Позиции ног (I – II – III) при относительной выворотности 4.Demi –plie (I позиция) ног. 27 Экзерсис на середине зала 5.Battement tendu во всех направлениях (I позиция) 6.Passé par terre. 7.Releve на полупальцы (в невыворотных позициях) 8.Перегиб корпуса вперед, в стороны. 1.Точки класса по методике Вагановой 2.Положение en face 3.Подготовительное положение рук 4.Позиции рук 5.Повороты головы на ½, ¼. 6.Pas польки и галоп. 1. Temps leve sauté 2 год обучения - 18 часов Allegro Экзерсис у станка Экзерсис на середине зала 1. Demi –plie (II - III позиции) 1. Battement tendu во всех направлениях (III позиция) 2. Battement tendu c demi –plie. 3. Battement jete во всех направлениях 4. Понятия en dehors и en dedans, 5. Demi-rond de jambe par terre 6. Battement releve lent 7. Перегиб корпуса назад. 1.Положение epaulement 2.Переход рук из одной позиции в другую 3.Port de bras 4.Повороты и наклоны головы на ½, ¼. 5.Pas balance 6.Полуповороты в III позиции 7.Pas couru Allegro 1.Temps leve sauté (II – III позиции) 2.Changement de pied 3.Pas echappe 3 год обучения - 18 часов Экзерсис у станка 1.Позиции ног ( IV - V) 2. Demi –plie (IV - V позиции) 3.Grand plie 4.Battement tendu по V позиции 5.Battement tendu с demi –plie по I -V позиции 6.Battement tendu jete 7.Battement tendu jete pique 8.Grand battement jete 9.Battement fondu 10. 11. Rond de jambe par terre Passé par terre 28 12. Releve на полупальцы Экзерсис на середине зала 1. Те же упражнения, что и у станка 2. 1-я и 2 –я формы Port de bras 3. 1-я, 2-я, 3-я формы arabesques 1.Temps sauté по I – II – V позициям 2.Pas assemble в сторону. Allegro 4 год обучения – 18 часов. Экзерсис у станка То же что и в 3 классе 1. Battement frappe носком в пол. 2. Battement soutenu 3. Rond de jambe en l'air 4. Petit battement 5. Tire-bouchon 6. Включение прыжковой комбинации в экзерсисе. 7. Закрепление и усовершенствование исполнения классического экзерсиса. Allegro. 1. Temps leve sauté (II – III позиции), 2. Temps sauté по I – II – V позициям . 3. Pas echappe . 4. Changement de pied. 5. Pas assemble в сторону. Раздел 4. 1 год обучения -18 часов. Элементы историко-бытового танца. Изучение историко-бытового танца начинается со знакомства с элементами простейших танцевальных форм: каблука, с вынесением ноги на каблук) 1.Шаги (бытовой, лёгкий танцевальный, шаг вперед с 2.Положение корпуса, головы, плеч, ног и рук. 3.Pas польки и галопа. 4.Pas eleve 5.Pas degage 6.Pas balance 7.Реверансы. Танцевальные композиции - падеграс, полонез, краковяк, гавот, менуэт. Элементы народно – сценического танца. 1год – 18 часов, 2 год – 18 часов, 3 год – 18 часов, 4 Раздел 5. год – 18 часов. Простейшие элементы изучаются как у станка, так и на середине зала. Затем из разученных элементов составляются 29 танцевальные этюды, или законченные по форме танцевальные миниатюры. 1 год обучения – 18 часов. Экзерсис у станка 1.Demi –plie (плавное по не выворотным позициям) 2.Battement tendu с переходом ноги с носка на каблук 3.Каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления Экзерсис на середине зала. Изучение элементов русского танца. 1.Поклон(поясной, праздничный) 2.Положение рук, 3.Движения рук (руки раскрыты в стороны, движение руки с 4.Ходы (простой, переменный, боковой, шаркающий, простой платком, скрещивание на груди) дробный, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад, боковой «припадание») 5.«Ковырялочка» 6.«Моталочка» 4.Подготовка к дробям (притопы, удары полупальцами, удары каблуком) Экзерсис у станка 2 год обучения – 18 часов. 1. Demi –plie (плавное и резкое по не выворотным и 2.Battement tendu с переходом ноги с носка на каблук 3.Каблучные упражнения с вынесением ноги на каблук с относительно выворотным позициям) (просто и с работой пятки опорной ноги) работой пятки опорной ноги, в сочетании с «ковырялочкой» 4.Flic – flac от себя к себе в сторону. 5.Подготовка к «верёвочке» 6.Простейшие дробные выстукивания в характере русского танца. 3 год обучения – 18 часов. 4 год обучения – 18 часов. Далее возможно изучение элементов танца стран Балтии и других народов. 1.Положение рук, как в сольных танцах, так и в массовых композициях 2.Движения рук и кистей (сгибание и разгибание в запястье, вращение, волнообразные движения, щелчки) 3.Ходы (простые и боковые, легкий бег, шаги с подскоками, галоп и полька) Раздел 6. Элементы танца модерн. 2 год -18 часов, 3 год – 18 часов, 4 год – 18 часов. 30 Сейчас танец модерн изучается во всех хореографических училищах и институтах культуры, но специально для детей такая система не создана, поэтому наиболее целесообразен отбор доступных и полезных для развития ребенка движений. 2 год обучения - 18 часов. 1. Параллельные позиции, которые дополняют уже известные 2. Положение рук в танце модерн ( на талии, с отведенными 3. Release - в положении, лежа, сидя, стоя на коленях, во весь Экзерсис на середине зала. классические. назад локтями) рост а) в одном направлении, б) в двух направлениях, 4. Isolation а) голова, б) руки, в)плечи, г) бедра, д) ноги, е) комбинирование различных элементов. 5. Demi –plie в относительно выворотных и невыворотных позициях. 7. Battement tendu в VI позиции, невыворотно, во всех направлениях 8. Battement tendu jete во всех направлениях. а) просто, б) с сокращением стопы, в) с многократным сокращением стопы, а) просто в VI позиции, б)с demi –plie в окончании движения в VI позиции, в) с demi –plie при броске, 9. Rond de jambe par terre в невыворотной позиции. а) Demi-rond на ¼ круга en dehors и en dedans, б) с окончанием в с demi –plie в VI позиции, положения лежа на полу. 10. Releve lent на 45° и выше во всех направлениях из 12. Grand battement jete лежа на боку. 13. Port de bras. 3 год обучения – 18 часов. 1. Положение рук в танце модерн (с фиксацией на грудной 2. Release - в положении, лежа, сидя, стоя на коленях, во весь клетке и т.п.) рост а) в комбинациях. 3. Grand plie в невыворотных позициях. 31 4. Battement tendu в VI позиции, невыворотно, во всех направлениях а)c demi –plie б)с различными движениями рук и головы. в)с участием бедра. а) Battement jete pique в VI позиции, б) с участием головы и рук, 5. Battement tendu jete во всех направлениях. 6. Rond de jambe par terre в невыворотной позиции. 7. Battement developpe на 45° и выше, вперед и в сторону из положения лежа, 8. Grand battement jete лежа на спине, животе, на боку. 9. Port de bras. 4 год обучения – 18 часов. На 4 году обучения повторяются и совершенствуются знания, умения и навыки, полученные за 3 года обучения. А так же рассматриваются новые направления в музыке и танце, разучиваются элементы танца Хип – хоп сальса. Отводится большое место творчеству и импровизации. Раздел 7. Современные танцы хх века. 4 год обучения – 9 часов. На 4 году обучения происходит знакомство с современными танцами хх века, такими как: «Рок-н-ролл», «Твист», «Чарльстон», и др. Разучиваются основные движения танцев, положения рук, головы, корпуса. Включение этого раздела направлено на обогащение знаний детей о хореографии вообще. Раздел 8. Бальные танцы. 4 год обучения – 9 часов. Раздел 9. В этом разделе учащиеся знакомятся с «Вальсом», его основными движениями: неполными и полными поворотами, вращением, свейем. Включение этого раздела продиктовано потребностью детей в изучении этого танца. Репетиционно - постановочные занятия. 36 часов. 1 год – 36 часов, 2 год – 36 часов, 3 год - 36 часов, 4 год – На этих занятиях педагог ставит и разучивает с детьми танцы по желанию.  Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится 32 анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» - не нравится», «интересно - • не очень интересно». Материальное обеспечение. Для проведения занятий необходимо иметь специально оборудованный зал, костюмы, музыкальный проигрыватель, телевизор и DVD проигрыватель. Методические рекомендации. Обучение хореографии – это всегда диалог. От настойчивости, целеустремлённости ребенка в желании постигнуть тайны искусства танца зависит успех совместного труда. С первых минут занятий необходимо заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. И здесь всё имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид педагога. Ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но так, же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Дети активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нём старшего друга. Начинать занятия с детьми необходимо с самых простых, интересных упражнений, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. В этом смысле очень хорош марш. Движение демонстрирует преподаватель, показывает разницу между бытовым и танцевальным шагом. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли движение сразу за преподавателем, а внимательно следили за исполнением. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его характеру и форме. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому они должны стремиться. При несовершенном показе у детей может сложиться неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут закрепиться и перейти в навык. Далее можно демонстрировать отдельные части движения с меньшей амплитудой или в более медленном темпе, 33 Полезны Кабалевского, Это построения, сосредотачивая внимание на важных деталях. После первого исполнения упражнения детьми необходимо разъяснить, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует повторный образцовый показ. В занятия лучше включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов. На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются различные перегибания и выгибания упражнения, позвоночника. способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления лучше всего выбирать какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. И. Чайковского, миниатюры Д. музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов. Заканчивать занятия следует заданиями на расслабление, несложными танцевальными комбинациями, составленными из элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинаться и заканчиваться занятие должно традиционно – поклоном, маленьким знаком вежливости. В заключение несколько рекомендаций общего характера: В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать вслух, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ребенку возможность самому вслушаться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом начале обучения новому движению. Танцевальные способности следует развивать, в равной степени работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не сложится должное впечатление от исполнения. Основами хореографии все дети группы занимаются одновременно, благодаря чему повышается плотность занятия и физиологическая нагрузка на организм ребенка. Упражнения строго дозируются: сложные чередуются с легкими; движения, 34 и Принцип доступности требующие большого мышечного напряжения, - с движениями на расслабление. Занятия нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков. Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснения преподавателя. Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Принцип систематичности – один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных Только при многократных повторениях навыков. вырабатывается двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Метод показа. Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. 35 Метод иллюстративной наглядности. Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Импровизационный метод. На занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные движения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И какой бы метод не выбрал педагог, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым, и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем. 36 Литература для педагога 1964. М., 1994. для хореографических школ) 1.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - М. – Л., 2.Барышникова Т., Азбука хореографии. – М., 1999. 3.Балдина Л. П., Балдин С. А. Классический танец (программа 4.Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: 1983. 5.Богаткова Л., И мы танцуем. – М., 1964. 6.Ваганова А. Основы классического танца. – Л.,1980. 7.Васильева Е. Танец. – М., 1968. 8.Васильева – Рождественская М. Историко-бытовой танец. – 9.Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара, 1992. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Гюнтер Х. Джаз – данс (техника, теория, практика). – Зайцев Е.В. Основы народно-сценического танца. – Климов А. Основы русского народного танца. – М., Конорова Е. Ритмика в театральной школе. – М., - Л., Константинова А. Стретчинг. Учебное пособие. – СПб., Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М., Новицкая М., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, Поляков С.С. Основы современного танца, Ростов-на- Берлин, 1982. Киев.,1975. 1981. 1947. 1993. 1986. мы идем с тобой играть. – М., 1995. Дону, 2006. 37 18. 19. 20. 21. М., 1972. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. – М., 2006. Слонимский Ю. В честь танца. – М.: 1988. Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993. Литература для обучающихся 1.Блейз О.С. Всё о музыке. – АСТ., 2006 2.Борзова А.А. Танцы народов СССР. – М., 1983. 3.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.,1980. 4.Васенина Е. Российский современный танец. – М.: 5.Иванникова О.В. Танцуют все. Народные танцы. – АСТ., 6.Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое. – 7.Пасютинская В. В. Волшебный мир танца. - М., 1985. 8.Светличная А.В. Новая сказка о музыке. – М.,2004. 9.Худенков С.Н. Всеобщая история танца.- Эксмо, 2009. 10. Emergency Exit., 2005. 2007. П.,1994. Детская энциклопедия. Балет. 38

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"

Рабочая программа дополнительного образования "В мире танца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017