Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Оценка 4.6
Документация +1
docx
воспитательная работа +2
6 кл—11 кл +1
26.01.2018
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно- тематического планирования и оценочных материалов ( ) , помогает в изучении истории Южного Урала с древнейших времён до начала XX века, может использоваться при подготовке учащихся к олимпиадам по истории России и способствует формированию любви к родному краю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 10»
г. Коркино
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании Директор МКОУ «ООШ № 10»
протокол № __ Нечаева Е.Г ________
«__» _______ 2017г. 2017г. «__» _______ 2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ИСТОРИИ
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЮЖНОГО УРАЛА»
КЛАСС: 8
УЧИТЕЛЬ: Федюшина О.М. 2017г
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента
образовательного стандарта, на основе авторской (либо примерной) программы по предмету
«История» с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области
(в извлечениях)особенностей территории / под ред. Кузнецова В.М. –Челябинск: ГБОУ ДПО
ЧИППКРО, 2015.
Рабочая программа разработана на основе нормативно – правовых документов:
1. Федерального Закона от29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.9,13,14,15,32) (с внесенными
Федеральными законами от 04.06.2014г. №145ФЗ, от 06.04.2015 № 68 –ФЗ)
2. Постановление Главного государственного врача РФ от 929.12.2010 г № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.282110…» с изменениями от24.11.2015 № 81
3. Приказ МОиН России от 30.08.2013г. № 1015 (в редакции приказов от 13.12.2013 № 1342, от
28.05.2014г. № 598, от 17.07.2015г. № 734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об
утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О
внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций
Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
6. Инструктивнометодического письма Министерства образования и науки Челябинской области от
06.06.2017г. № 1213/5227 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального,
основного и среднего общего образования в 2017 – 2018 учебном году».
7. Приказа МО и Н РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников» (в
редакции Приказов МО и Н РФ от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38, от
21.04.2016 №т459, от 29.12.2016 № 1677)
8. Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
9. Учебный план МКОУ «ООШ №10» на 2017 – 2018 учебный год.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34 часов из расчета 1 учебных час в неделю.
возраст обучающихся 1314 лет (8 класс)
срок реализации – 1 год
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом
корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с
ними при решении многих практических социальнополитических и иных задач. Прошлое обязательный
элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен,
которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.
Новизна и актуальность курса:
1.Данный курс
фактического материала.
2.Материал отсутствует в учебниках.
3.Недостаточно уделено времени для изучения истории родного края.
является крайне редким в изучении истории родного края, содержит много
Цель курса:
1. Пояснительная записка Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность как
члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общностии желающего
принять активное участие в развитии культуры родного города (села).
региональногои мирового культурно
2.Задачи изучения:
–определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире,
формирование у них российской гражданской идентичности;
–овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов нашей страны, региона и всего
человечества с древнейших времён и до наших дней;
–приобретение опыта активного освоения российского,
исторического наследия;
–воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав
человека и демократических ценностей;
–усвоение базовых национальных ценностей на основе изучения российского, регионального и мирового
исторического опыта;
–формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений и их оценки;
–развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
–выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной
жизни.
Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный,
справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного
образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции
с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь
разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
• проблемные задания;
• исторические диктанты;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование
творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения
по конкретной теме.
Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого
учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение
социальногуманитарных дисциплин.
3.По окончании курса учащиеся должны:
1. сравнивать предлагаемые оценки и версии, выявлять сходства и отличия.
Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, и
оценивать их.
2. –используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время, а так же Челябинской области в различные
периоды истории. –использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
–сравнивать развитие России и других стран в Новое время, а так же Челябинской области
объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
–применять знания по истории России и своего края в Новое, а так же Челябинской области,время
при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города и края.
Курс рассчитан на 34 часа. 5. Учебнотематический план
п/
п
Раздел,
тема урока
Введение в историю родного края –Южного Урала
Источники знаний о прошлом.
1.
Кол
ичес
тво
часо
в
1
Вспомогательные (специальные) исторические
дисциплины
2
2.
Южный Урал – край между Европой и Азией
2
3.
Тема II. История и культура народов Южного Урала в древности
Памятники каменного века на Южном Урале
2
4.
Основные виды учебной деятельности
Понимать, что история воспитывает уважение к традициям
народа. Классифицировать, давать описание вещественных
исторических источников на примере музейных экспонатов.
Объяснять понятия «музей», «архив». Понимать, что
историческая карта –важный источник информации. Объяснять,
какую информацию могут предоставить различные виды
исторических карт Южного Урала. Приводить примеры
использования карт, планов поселений при изучении истории
родного края. Оценивать действия людей по отношению к
памятникам старины.
Сформировать общее представление о работе археолога.
Объяснять необходимость труда археологов для познания
исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок,
проводимых случайными людьми. Понимать, как этнография
помогает историкам в изучении прошлого родного края;
понимать особенности работы этнографов; развивать умение
анализировать сказы, исторические песни с целью извлечения
информации об истории Южного Урала.
Понимать, что «история вокруг нас». Приблизиться к
пониманию, что история семьи, происхождения имени,
географических названий – всё это важные составляющие, из
которых складывается историческая память человека
Объяснять, почему не существует точных дат в древнейшей
истории нашего края. Характеризовать основные занятия,
произведения искусства и религиозные верования жителей
Южного Урала в древности. Показывать по карте на карте
древнейшие стоянки и поселения человека на территории
Южного Урала. Усвоить, что географические названия
заключают в себе информацию, необходимую для изучения
Форма
проведения
Лекция
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1 час). Укрепленные поселения бронзового века на Южном
Урале
1
5.
Памятники раннего железного века на Южном
Урале
1
6.
7
Памятники раннего средневековья на Южном
Урале
1
отношения
к родному
исторического прошлого. Учебные материалы на доступном
уровне подводят школьников к осмыслению необходимости
бережного
языку и
историческимназваниям. Составлять словарь «Исследователи
Южного Урала». Объяснять, как природные условия влияли на
образ жизни и занятия древних южноуральцев. Формулировать
выводы на основе информации об общих названиях предметов в
финноугорских языках. Раскрывать взаимосвязь первобытного
искусства и религиозных верований на примере рисунков в
пещерах и писаниц.
Правильно показывать территории,
где располагались
укрепленные поселения «Страны городов». Приводить примеры
изобретений древних жителей степей Евразии, которыми
пользуются современные люди. Давать характеристику
исторических источников различных археологических культур.
Описывать представления о загробном мире жителей
южноуральских степей в бронзовом веке.
Характеризовать основные занятия, произведения искусства и
религиозные верования жителей Южного Урала в раннем
железном веке. Изучать свидетельства древних греков и римлян
об Урале. Показывать по карте территорию расселения финно
угорских и тюркских племён на Южном Урале, торговый путь
из Северного Причерноморья на Южный Урал, описанный
Геродотом. Извлекать информацию из
Перечислять в хронологической последовательности кочевые
народы средневековья. Находить свидетельства арабских
путешественников об Урале. Объяснять существование разных
версий значения этнонима башкир. Показывать на карте районы
компактного расселения башкир в Челябинской области.
Объяснять связь между традиционными занятиями, типом
жилища и
области. Объяснять связь между традиционными занятиями,
типом жилища и системой питания башкир.
Лекция (1 час)
Лекция (1час)
Лекция (1час) 8 Южный Урал под властью Золотой Орды.
2
9
Открытие Урала русскими
Тема III. Южный Урал в XVI–XVII вв.
10 Вхождение Башкирии в состав России.
11 Вотчины Строгановых и Сибирское ханство
12 Поход Ермака и его дружины.
2
2
2
2
Приводить примеры героизма народов Южного Урала при
защите своей Родины. Показывать по карте направления
монгольских завоеваний в XIII в. Составлять рассказ о
событиях прошлого, используя картину художника. Приводить
примеры тюркского и монгольского влияния на историю и
политическую культуру других народов. Понимать, почему
ханы Золотой Орды провоцировали усобицы между
покоренными народами. Понимать, что ликвидация Казанского
и Астраханского ханств была продолжением борьбы с
воинственными «осколками» Золотой Орды. Составлять
описание мавзолея Кесене. Объяснять, в чем заключается
познавательная ценность рисунков XVIII .
Читать русские письменные свидетельства о территории
Уральских гор. Показывать на карте направления движения
первых русских отрядов на Урал. Объяснять значение
топонимов «Урал», «Пермь». Давать характеристику христиа
низации Верхнего Прикамья и вхождения Перми Великой в
состав Русского
Показывать на карте владения Строгановых.
Давать
характеристику деятельности Строгановых в Прикамье.
Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили
начало русской эпохе Вели
Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили
начало русской эпохе Великих географических открытий. Знать
имена выдающихся исторических деятелей.
Правильно
показывать маршрут отряда Ермака на исторической карте.
Составлять рассказ о событиях «сибирского взятия» от имени
участника похода, татарского воина или чусовского вогула.
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1 час). 13 Первые русские поселения в Южном Зауралье
2
Тема III. ЮжныйУрал в XVIII в.
Строительство крепостей на Южном Урале в
XVIIIв.
3
14.
Создание
Южного Урала
горнозаводской промышленности
15.
События восстания под предводительством
Емельяна Пугачева на Южном Урале
16.
Век Просвещения на Южном Урале
17.
3
3
2
Объяснять, почему рассказы этих людей об одном и том же
событии не могут быть
Показывать на карте Бабиновскую дорогу, объяснять её
значение. Разработать проект памятника основателям Русской
течи и Бродокалмака –первых русских поселений на Южном
Урале.
Лекция (1час)
Семинар
(1 час).
Объяснять, в чем особенности Оренбургской экспедиции.
Характеризовать значение строительства Оренбурга и линии
крепостей на Южном Урале в истории России. Анализировать
причины переноса поселений на новые места.
Характеризоватьсостав первых жителей Челябинска.
Показывать на плане Челябинска предполагаемое место
расположения крепости, первых улиц, памятников архитектуры.
Объяснять, какие изменения произошли в Челябинске после
того, как он получил статус центра Исетской провинции.
Использовать данные статистических источников, карты и
иллюстрации при изучении развития заводов Урала. Применять
знания,
полученные из курса всеобщей истории о
промышленном
факты,
свидетельствующие как о техническом прогрессе, так и об
отсталости предприятий.
какие изменения
произошли в сельском хозяйстве Урала под влиянием заводов.
Составлять таблицу «Заводы Южного Урала в XVIIIв.».
Определять причины событий и их последствия на примере
восстания Пугачёва. Понимать, что способы борьбы с
несправедливостью, применяемые Пугачёвым, приводили к
неоправданной жестокости, гибели ни в чём неповинных людей,
бессмысленным разрушениям.
Понимать, что российские землепроходцы внесли большой
вклад в Великие географические открытия. Составлять
презентацию об одном из ученых, посетивших Южный Урал в
XVIII в., показывать маршруты научных экспедиций.Составлять
описание памятника культуры на основе иллюстраций,
Приводить
Объяснять,
перевороте.
Лекция (2часа)
Семинар
(1 час).
Практическое
занятие (1 час).
Лекция (2часа)
Семинар
(1час).
Практическое
занятие (1 час).
Лекция (1час)
Семинар
(1час).Практич
еское занятие
(1 час)
Лекция (1 час)
Семинар
(1 час). материалов Интернета, и непосредственного наблюдения.
Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие
родного края». Систематизировать материал о достижениях
18
Защита рефератов, докладов, сообщений.
1
Итого 34 часа
6. Содержание
Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по
истории России и Южного Урала. Основные этапы развития исторической мысли в России. Историко
географические координаты Южного Урала. Роль Южного Урала в экономической, политической, социальной и
духовной жизни России.
История и культура народов Южного Урала в древности. Заселение территории Урала человеком. Памятники
каменного века на Южном Урале. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на
территории Южного Урала. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их
влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии на Южном Урале. Кочевые общества
евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Памятники бронзового и железного века на Урале.
Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до
середины I тысячелетия до н.э. Связи населения степей с античными городамигосударствами Северного
Причерноморья. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Финноугры и тюрки – соседи славян. Хозяйство,
общественный строй и политическая организация, традиционные верования древних народов Южного Урала.
История и культура народов Южного Урала в средние века. Природноклиматический фактор и политические
процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Тюркский
каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Отношения Руси с кочевниками европейских степей. Волжский
торговый путь. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы. Русь в социальнополитическом контексте
Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с печенегами, половцами (ДештиКипчак).
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы, Урала и Сибири в XIII–XV вв. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Золотая Орда: государственный строй, население, экономика,
культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие
Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское
ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Изменения в представлениях о картине мира в
Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и
взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Этногенез башкир.
Южный Урал в XVI–XVII веках. Внешняя политика России в XVI–XVII вв.Отношения Московского княжества с
Крымским и Казанским ханствами, посольства в среднеазиатские государства. Присоединение Казанского и
Астраханского ханств. Значение включения Поволжья и Приуралья в состав Российского государства. Поход Ермака
Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура
российского общества. Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского
государства. Финноугорские народы. Народы Поволжья и Урала после присоединения к России. Служилые татары.
Нагайбаки. Строительство российских крепостей и засечных черт. Остроги и слободы Зауралья. Раскол в церкви,
формирование религиозной традиции старообрядчества на Урале.
Экономическое развитие Урала в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и
развитие хозяйственнойспециализации регионов Российского государства. Торговля с Востоком. Социальная
структура населения. Служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые
иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.Зауральская деревня в XVII в. Урал и Сибирь как регионы, свободные от кре
постничества. Крестьянская колонизация Южного Урала. Первые русские поселения на территории современной
Челябинской области. Северозападная Башкирия —первый очаг земледелия на Южном Урале. Побеги крестьян на
Урал и в Сибирь. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытий и русские географические
открытия. Освоение Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые
земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Башкирские восстания. Формирование
многонациональной элиты. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Семья и
семейные отношения. Религия и суеверия. Архитектура. Монастырские ансамбли и крепости. Далматов монастырь.
Изобразительное искусство. Строгановская школа иконописи. Летописание и начало книгопечатания.
Южный Урал в конце XVII – XVIII веке. Восточная политика Петра I. Каспийский поход. Оренбургский проект и
его значение. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Переписи
населения (ревизии). Областная (губернская) реформа. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания
в Башкирии. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений.
Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге.
Россия после Петра. Укрепление границ Российской империи на юговосточной окраине.Переход Младшего жуза в
Казахстане под суверенитет Российской империи. Оренбургская экспедиция и основание Оренбургской
крепости.Создание оренбургской оборонительной линии. Формирование Оренбургского казачества. Башкиро
мещерякское войско. Деятельность Уложенной комиссии. Губернская реформа. Национальная политика.
Укрепление начал толерантности и веротерпимости. Экономическое развитие Южного Урала во второй половине
XVIII в. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд.
Начало известных предпринимательских династий. Роль предпринимателей И.Б. и Я.Б. Твердышевых, И.С.
Мясникова, М.П. Губина, бр. Мосоловых в развитии доменных, железоделательных и медеплавильных заводов на
Южном Урале. Покупка уральскими заводчиками башкирских земель. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые
пути внутри страны. Ирбитская, Оренбургская и Троицкая ярмарки и их роль во внутренней торговле. Обострение
социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и
антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние
восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Культурное пространство в XVIII в. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли,
публицистике и литературе. Русская культура и культура народов Урала в XVIII в. Распространение основных
стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм и т.п.). Вклад в развитие русской
культуры ученых, художников, мастеров, прибывших изза рубежа. Культура и быт сословий. Российская наука в
XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические
экспедиции. Роль И.К. Кирилова и И.И. Неплюева в колонизации Южного Урала. Исследования в области
отечественной истории. П.И.Рычков – первый членкорреспондент Петербургской Академии наук. Образование в
XVIII в. Архитектура XVIII в. Регулярный характер застройки городов. Народы Урала в XVIII в. Управление
национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Оренбуржья.
6. Литература. 1. Историческоекраеведение / Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. Челябинская область: учеб. пособие. –
Челябинск. АБРИС, 2009. –128 с.
2. История. Челябинская область: атлас. 5–9 кл. / Н.В.Виноградов, П.Ф.Назыров, И.А.Новиков, А.А.Рыбалко; под
ред. Н.Н.Алеврас, В.М.Кузнецова. –Челябинск: АБРИС, 2015. –24 с.
3. География. Челябинская область. 5–11 кл.: атлас / В.В.Латюшин, Е.Ф.Павленко, Г.И.Пуртова, Н.П.Строкова,
Т.И.Таранина, В.Н.Удачин; под ред. М.В. Паниной, В.М. Кузнецова. –Челябинск: Край Ра, 2014. –48 с.
4. Главные праздники современной России и малой Родины: метод. рекомендации / предс. ред. коллегии
В.М.Кузнецов. –2е изд. –Челябинск: АБРИС, 2012. –(Гражданскоправовое и патриотическое воспитание).
5. История Урала в XI–XVIII вв. / Н.Н.Алеврас, А.И.Конюченко. –4. Главные праздники современной России и малой
Родины: метод. рекомендации / предс. ред. коллегии В.М.Кузнецов. –2е изд. –Челябинск: АБРИС, 2012. –
(Гражданскоправовое и патриотическое воспитание).
6. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в./отв. ред. В.А.Шкерин.–Екатеринбург: Сократ, 2005. –168 с.
7. Краеведение. Магнитогорск. 9–11 кл. / под ред. М.А.Абрамзона, М.Н.Потемкиной. –Челябинск: АБРИС, 2013. –
160 с.
8. Краеведение. Челябинская область. 6 кл. / В.В. Дерягин, М.С. Гитис. –Челябинск: АБРИС, 2011. –144 с.
9. Краеведение. Челябинская область. 7 кл. / под ред. Г.С.Шкребня. –Челябинск: АБРИС, 2011. –144 с.
10. Краеведение. Челябинская область. 8 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. –Челябинск: АБРИС, 2012. –144 с.
11. Краеведение. Челябинская область. 9 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. –Челябинск: АБРИС, 2012. –160 с.
12. Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: раб.тетр. / М.С.Салмина, науч. ред. В.М.Кузнецов. –Челябинск:
АБРИС, 2012. –96 с. –(Познай свой край).
13. Краеведение. Челябинская область. 8 кл.: раб.тетр. / М.С.Салмина, науч. ред. В.М.Кузнецов. –Челябинск:
АБРИС, 2015. –160 с. –(Познай свой край).
14. Челябинская область: атлас / под ред. В.В. Латюшина. –Изд. 5е, перераб. и доп. –Челябинск: АБРИС, 2014. –32
с.
15. Челябинская область: контурные карты по географии / сост. М. С. Гитис. –3е изд., испр. –Челябинск : АБРИС,
2014. –24 с.
Оценочные материалы по содержательной линии «Страницы Южного Урала»
Цель проведения контрольной работы: оценка качества исторического образования с учетом региональных
особенностей в 8 классах, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по истории.
Задачи проведения контрольной работы:
– определить уровень усвоения содержания образования по историческому краеведению;
– предоставить младшим подросткам возможность самореализации в учебной деятельности;
– определить пути совершенствования преподавания курса истории России с учетом НРЭО Челябинской
области.
Характеристика контрольноизмерительных материалов. Контрольная работа состоит из 23 заданий.
Работа содержит 22 задания с записью краткого ответа, из них: 9 заданий с ответом в виде одной цифры, 3
задания с ответом в виде слова или словосочетания, 8 заданий с ответом в виде числа или последовательности
цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на
поставленный вопрос. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется.
Задания с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развернутым
ответом проверяются в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Выполнение задания
в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за
выполнение всей контрольной работы – 32.
План (спецификация) контрольной работы
№
п/п
Часть 1
1
2
3
4
5
Знание дат
Знание фактов
Знание причин и следствий
Поиск информации в источнике
Знание выдающихся деятелей отечественной
Проверяемые виды
деятельности, раздел курса
КО
КО
КО
КО
КО
Уровень сложности
задания
Тип
задания
Макс. балл за
задание
Б
Б
Б
Б
Б
1
1
1
1
1 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
истории
Знание основных фактов истории культуры
России
Работа с исторической картой, схемой
Работа с иллюстративным материалом
Установление последовательности событий
Систематизация исторической информации
(соответствие)
Систематизация исторической информации
(множественный выбор)
Работа со статистическим источником
информации
Знание понятий, терминов
Сравнение исторических событий и явлений
Работа с информацией, представленной в виде
схемы
Знание понятий, терминов (задание на выявление
лишнего термина в данном ряду)
Соотнесение тезисов и аргументов
Систематизация исторической информации
(установление последовательности событий)
Работа с исторической картой и иллюстративным
материалом
Б
Б
Б
П
П
П
Б
П
П
П
Б
П
П
П
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
КО
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
* Включается местный материал, ответ определяет учитель.
Уровень сложности задания Б – базовый, П – повышенный, В – высокий; тип задания КО – задание с кратким
открыты ответом, РО – задание с развернутым открытым ответом.
Инструкция по выполнению работы для учащихся
Контрольная работа состоит из 23 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 урок (45 минут). Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Работа включает 9 заданий, в которых представлены
варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру
правильного ответа. Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и
8 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. В работе 3 задания, на
которые следует дать полный развернутый ответ. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите
рядом новый.
Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно
пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.История. Челябинская область. 5–7(8)классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных
организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных
особенностей территории / под ред. Кузнецова В.М. –Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2015. –88с.
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Рабочая программа факультативного курса "Страницы Южного Урала" (история России, 8 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.