Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2014.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Особенности построения курса
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувствен¬ной формы в модель, где выделены существенные характе¬ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (суще¬ственных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
• определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
• выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
ИНФОРМАТИКА 4 класс.doc
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на
основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и
коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа 2100». Примерная
основная образовательная программа. В 2х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа.
Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2014.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в
содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения
развитого логического и алгоритмического мышления.
Логикоалгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического,
алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения
учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с
информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и
программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно
технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логикоалгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению,
которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно
относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём
применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или»,
«не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность
действий для достижения какойлибо цели, а также решать широкий класс задач, для которых
ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более
простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования
объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей
системы;
объектноориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий,
умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие
признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение
описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с
графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией
(«начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими
приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией
на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по
аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Особенности построения курса В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода
задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что
объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий
как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других
людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД
:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая
или знаковосимволическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке
таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из
нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные
заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять
короткие цепочки правил «если …, то …».
Содержание курса
Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение
указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных
параметров.
Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава.
Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом
сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных
объектах.
Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций.
Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то
…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём
«наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь
изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых
приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.). Тематическое планирование
Тема
Число
часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если
– то»)
Ветвление в построчной записи алгоритма
(команда «Если – то – иначе»)
Цикл в построчной записи алгоритма (команда
«Повторяй»)
Алгоритм с параметрами («Словаактеры»)
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма
(«Выполняй и записывай»)
Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы»
Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы»
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Повторение
Общие свойства и отличительные признаки группы
объектов («Что такое? Кто такой?»)
Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме –
дверь, в двери – замок»)
Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол –
один»)
Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам
с вершок, голова с горшок»)
Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»
Контрольная работа №2 по теме: «Объекты»
Анализ работы. Работа над ошибками
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Составлять и записывать
вложенные алгоритмы.
Выполнять, составлять
алгоритмы с ветвлениями и
циклами и записывать их в
виде схем и в построчной
записи с отступами.
Выполнять
алгоритмы с параметрами.
составлять
и
Определять составные части
предметов, а также состав
этих составных частей,
составлять схему состава (в
том числе многоуровневую).
Описывать местонахождение
предмета, перечисляя
объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с
почтовым адресом).
Записывать признаки и
действия всего предмета или
существа и его частей на
схеме состава.
Заполнять таблицу признаков
для предметов из одного
класса (в каждой ячейке
таблицы записывается
значение одного из
нескольких признаков у
одного из нескольких
предметов).
Изображать на схеме
совокупности (множества) с
разным взаимным
расположением:
вложенность, объединение,
пересечение.
Определять истинность
высказываний со словами
«НЕ», «И», «ИЛИ».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Повторение
18
19
20
21
22
23
24
Множество. Подмножество. Пересечение множеств
(«Расселяем множества»)
Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
(слова «не», «и», «или»)
Описание отношений между объектами с помощью графов
(«Строим графы»)
Пути в графах («Путешествие по графу»)
Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение
подграфов. «Разбираем граф на части»
Правило «Если – то»
Схема рассуждений («Делаем выводы») 25
26
Подготовка к контрольной работе по теме «Логические
рассуждения»
Контрольная работа №3 по теме «Логические
рассуждения»
27
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
28
29
30
31
32
33
Составные части объектов. Объекты с необычным составом
Действия объектов. Объекты с необычным составом и
действиями («Что стучит и что щекочет?»)
Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и
действиями («У кого дом вкуснее?»)
Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм
обратного действия («Все наоборот»)
Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в
информатике»
Контрольная работа №4 по теме «Модели в
информатике»
34
Анализ контрольной работы. Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Строить графы по
словесному описанию
отношений между
предметами или существами.
Строить и описывать пути в
графах.
Выделять часть рёбер графа
по высказыванию со словами
«НЕ», «И», «ИЛИ».
Записывать выводы в виде
правил «если …, то …»; по
заданной ситуации
составлять короткие цепочки
правил «если …, то …»;
составлять схемы
рассуждений из правил «если
…, то …» и делать с их
помощью выводы.
Придумывать и описывать
предметы с необычным
составом и возможностями.
Находить действия с
одинаковыми названиями у
разных предметов.
Придумывать и описывать
объекты с необычными
признаками.
Описывать с помощью
алгоритма действие,
обратное заданному.
Соотносить действия
предметов и существ с
изменением значений их
признаков.
Рабочая программа ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ
Рабочая программа ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ
Рабочая программа ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ
Рабочая программа ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ
Рабочая программа ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.