Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»
Оценка 4.8

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
31.03.2017
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»
Программа факультатива «Жигулёнок» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях.
Жигулёнок. doc.doc
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Гимназия №__» городского округа Тольятти                                                                                 «Утверждаю»:       Директор МБУ  «Гимназия №_» г. о. Тольятти                          _____________                                                                            «____» ___________201_  г. Программа принята  на  основании                                                                        решения педагогического совета                                                  МБУ «Гимназии №___»                                                                         Протокол № ___от «__»  ___201_г.                        Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок» Возраст обучающихся – 7­8 лет Срок реализации – 1 год                       Автор (составитель): Гоголева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов Пояснительная записка                    Программа факультатива «Жигулёнок» составлена для работы с младшими   школьниками   и   направлена   на   социокультурную   адаптацию младшего   школьника,   на   подготовку   его   к   гражданской   и   нравственной деятельности.       Данная   программа   может   быть   применена   в   школах   и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях.             В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности,   изучения   культуры   своего   народа,   изучения   прошлого   и настоящего   своей   “малой   родины”,   восстановление   духовности   для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному   краю,   надо   знать   его   прошлое   и   настоящее,  богатую   духовную культуру, народные традиции, природу. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования   в   настоящее   время   является   освоение   детьми   как   духовных ценностей,   так   и   патриотических,   накопленных   человечеством.   Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его   внутренними   побуждениями,   собственными   взглядами   и   убеждениями. Выработка   таких   взглядов,   убеждений   и   привычек   составляет   сущность нравственного воспитания.   Новизна   программы   в   том,   что   она     направлена       на   поддержку становления   и   развития   высоконравственного,   творческого,   компетентного гражданина   России.   Программа   обеспечивает  реализацию   патриотического   и духовно­нравственного   развития.  Изучение   родного   края   способствует воспитанию   патриотического   курса,   дает   возможность   привлечь   к   поисково­ исследовательской   работе.   Обучение   путем   открытий   –   актуальна   проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана  на учащихся 1­х классов. В ее основе развитие  личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа  реализуется в течение года по одному академическому часу в неделю, 33 часа в  год.                  Целью  программы  является  формирование   основ  этнического самосознания  школьника   и  расширение   собственного  культурного  опыта, интерес к истории города Тольятти и Самарской области.            Задачи программы: образовательные:  познакомить   ребят   с   историей   возникновения   и развития   Малой   Родины;   многонациональным   составом   населения Самарской области, культурными учреждениями города и области;  развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и   инициативу;   развивать   у   детей   способности   проявлять   свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, родному краю; воспитывать  такие личностные качества  как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения;  Основные направления: Программа “Жигулёнок” включает следующие  основные направления учебной деятельности: историческое, духовное  краеведение, краеведение в области литературы и искусства.  Основные принципы, положенные в основу программы: ­ принцип   доступности,  учитывающий   индивидуальные особенности   каждого   ребенка,   создание   благоприятных   условий   для   их развития; ­ принцип   демократичности,   предполагающий   сотрудничество учителя и ученика; ­ научности,   предполагающий   отбор   материала   из   научных источников, проверенных практикой; ­ систематичности   и   последовательности   –   знание   в   программе даются   в   определенной   системе,     накапливая   запас   знаний,   дети   могут применять их на практике. Основными   критериями  отбора   материала   при   составлении программы   является   ее   культурная   значимость   в   жизни   города, актуальность, воспитательная ценность.  Методы работы: ­ словесные   методы:   рассказ,   беседа,   сообщения   ­   эти   методы способствуют   обогащению   теоретических   знаний   детей,   являются источником новой информации. ­ наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального   обследования   объектов,   дополняют   словесные   методы, способствуют развитию мышления детей; ­ практические   методы:   изготовление   рисунков,   плакатов,   схем, практические   работы.   Практические   методы   позволяют   воплотить теоретические   знания  на  практике,   способствуют   развитию   навыков   и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику   курса   «Жигулёнок»   необходимо   использовать   такие  формы проведения занятий как экскурсии, занятия­встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их   причастность   к   культурному   наследию   народа,   его   ценностям. Особенностью   организации   учебного   процесса   по   краеведению   является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица,   дом,     учреждения,   предприятия   и   т.   д.).   Как   можно   больше экскурсий,   целевых   прогулок,   походов,   тематических   актов,   игр   и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.   Наряду   с   традиционными,   в   программе   используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и   обучения,   здоровьесберегающие   технологии,   игровые   технологии, информационно – коммуникативные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.              Программа   «Жигулёнок»   предусматривает   следующие   формы   контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.                   Занятия   факультатива   проходят   1   раз   в   неделю   в   течение   1 академического часа, 33 часа. Принцип программы:  От непосредственных впечатлений и эмоций, которые   формируют   чувство   “малой   родины”   ­   к   систематизированному знанию о родном крае.        Программа курса Тема 1:    Введение.  (1 ч) Человек и его окружение. Что изучает краеведение. История изучения края. Источники изучения родного края.  Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. Тема 2: “Самара и Тольятти на карте Родины”.(2 ч)     1.  Географическое   положение   города   и   области.  Знакомство   с  картой города,   района.   История   образования.   Сбор   материалов   (открыток, литературы). Составление кратких сообщений.    2.  Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение   и   объяснение   наиболее   значимых   топонимов.   Легенды   и предания. Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч)   Мои   предки.   Творческая   работа   «Генеалогическое   древо».   Творческий конкурс   «История   создания   семьи».  Фотовыставка   «Профессии   моих родителей».  Тема 4: “Мой дом – моя крепость”.(2 ч) Рисунок   дома,   выполненного   в   реалистическом   или   сказочном   Проект­изготовление   дома   моей   мечты представлении   учеников. (творческая работа)   с помощью конструирования из бумаги, пластилина, конструктора и подручного материала. Тема 5: “Моя  гимназия”. (2 ч) Моя   гимназия:   знакомство   с   традициями,   историей   своей   гимназии (экскурсия    в  музей). Герб  и  гимн гимназии. Выпускники  – герои (дети заранее   получают   творческие   задания   в   группах, исследовательская работа).   поисково   – Тема 6: “Моя улица”.(1 ч) Урок­экскурсия   по   улицам   города   Тольятти   (ул.   Революционная). Учащиеся   знакомятся   с   названием   улицы,   расположением   домов. Исторические объекты. Тема 7: “Тольятти ­ наш дом родной”.(2 ч) Экскурсия     по   городу,   по   микрорайону.   Знакомство   с   историческими местами, архитектурные объекты Тольятти, памятники. Форма контроля: конкурс творческих работ (сочинения, рисунки, фотографии).. Тема 8: “Природа Самарского края”.(6  ч) Видеофильм о родном крае. Самарская Лука. Жигулёвские горы. Легенды Жигулей. Климат. Животный мир и растительность (2 ч.). Практические занятия: а) разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; б)– изготовление кормушек  для птиц; в) – операция “Чистый двор”. Тема 9:“ВАЗ для вас”.(3 ч) Знакомство с промышленностью города. История ВАЗа. Экскурсия на ВАЗ. Экскурсия в Музей ВАЗа. Творческая работа «Книжка – раскладушка «ВАЗ». Тема 10: “Таланты родного города”.(2 ч) Земляки, прославившие родной край. Практическая   работа:   сбор   и   оформление   краеведческого   материала   о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии   ­   в   местный   краеведческий   музей;   посещение   творческих выставок земляков. Тема 11:“Улицы Памяти”. (5 ч) События   истории,   жизни   и   деятельности   героев   войны,   живших   на территории края. Творческая работа «Я знаю свой город». Дети узнают, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны. Экскурсия в школьный музей Боевой славы.  Концерты для ветеранов войны.  Тема 12: “Герб Тольятти”.(2 ч) Лекция по геральдике. Творческая   работа   по   созданию   символа   (герба)   своего   района,   своего класса. Талисман Гимназии. Тема 13: “Я и мой город”.(2 ч) Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем Учебный план Количество часов Тема 1. Введение 2.Самара и Тольятти   на   карте   Родины 3 . Я и моя семья 4.  Мой   дом   –   моя те ор ия 1 1 1 1 пра кти ка ­ 1 2 1 экск урси и ­ ­ массов ые меропр иятия ­ ­ ­ вс ег о ча с о в 1 2 3 2 крепость. 5. Моя гимназия 6. Моя улица 7. Тольятти – наш  дом родной 8. Природа  Самарского края 9. ВАЗ для вас 10. Таланты  родного города 11. Улицы Памяти 12. Герб  Тольятти 13. Я и мой город 1 ­ 3 2 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 Всего часов: 12 14 ­ 1 1 2 1 1 6 ­ ­ ­ 1 1 2 1 2 6 3 2 5 2 2 3 3 Основные требования к знаниям и умениям При   изучении   программы   факультатива     «Жигулёнок»  учащиеся должны знать:  ­ историю своей семьи и города;           ­      общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);                    ­         общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу».  Развитие воображения;                  ­         навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности; ­     практические   навыки   исследовательской   работы.   Развитие   наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).                   Учащиеся должны уметь: ­ ­ ­ участвовать с беседами с информантами; посещать музеи и другие культурные учреждения; участвовать в конкурсах, в праздниках. Литература и интернет­ресурсы для учителя:  Овсянников В.А. Четыре века Ставрополя­Тольятти: хроника городской  жизни 1737­2007гг.  Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти. Страницы истории —  Тольятти: Изд­ва Фонда «Развитие через образование», 1997.  Мельник С. Улицы памяти».  Книга­альбом «Тольятти. Дела и люди».  Фото­открытки «Знаменитые люди в Ставрополе­Тольятти.  http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Тольятти  http://www.tltkompas.ru/togliatti_culture/history/  http://www.ccitogliatti.ru/  http://guide.tltnews.ru/  http://tolyattinec.narod.ru/kristol.htm  http://www.gradtlt.ru/articles/history/42/view/  для обучающихся:  Детская газета «Ставроша».  Журнал «Библиотечка детской газеты «Ставроша».  http://www.stavrosha.ru/

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Жигулёнок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017