РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ» (5, 6 классы)
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ» (5, 6 классы)

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
Междисциплинарный 6
5 кл—6 кл
06.11.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ» (5, 6 классы)
Программа «Ступени познания» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов первого, второго и третьего уровней, обозначенных в Программе внеурочной деятельности согласно ФГОС и реализует общеинтеллектуальное и общекультурное направление. В основе программы лежит деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию учащегося средствами театра, то есть на всех уровнях – от первого года обучения к третьему – учащийся включен в продуктивную исследовательскую и творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (ученика), а с другой (на более высоких ступенях) – творца. Необходимость ощутить на себе социальную эту роль настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, а значит, внутренней свободы-открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором ученика. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания проекта и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Предполагается ознакомление и формирование умения оперировать необходимым словарем исследователя (факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и др.) В процессе осуществления различных исследований на занятиях этого внеурочного курса дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся: • Анализировать; • Классифицировать; • Сравнивать, сопоставлять; • Выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; • Рассматривать проблему с разных точек зрения; • Проверять; • Доказывать; • Устанавливать причинно-следственные вязи; • Делать умозаключения; • Комбинировать; • Преобразовывать; • Предсказывать; • Придумывать новое; • Вести диалог и решать проблемы в малых группах. Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:  Ставить исследовательские вопросы;  Формулировать проблемы;  Выдвигать гипотезы;  Составлять планы работ;  Вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;  Планировать и проводить небольшие интервью;  Собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т.п.);  Организовывать (систематизировать) информацию. Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад, интервью, репортаж и др. Программа предполагает изучение отдельных тем естествознания, лингвистики, литературы, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причёсок, интерьера и т. д. Программа охватывает несколько лет пребывания ребенка в школе. Глобальная тема, которая объединяет все года обучения, - это «Изменение». Ее смысл раскрывается постепенно через серии междисциплинарных обобщений. Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно. Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития школьника и имеют стадии, условно названные как: • период накопления (погружения) – 1-й год обучения (5 класс); • период моделирования – 2-3-4-й года обучения (6-7-8 классы); • период становления собственного «Я» – 5-й год обучения (9 класс). Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала. 1-й год обучения – период накопления. Основная цель этой ступени – выявление и развитие общих интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование интереса к исследовательской и творческой деятельности. В течение первого года накапливаются первоначальные знания и умения в области исследования, закладывается фундамент для углубленного представления о проектно-исследовательской деятельности. Основной формой работы на первом этапе являются игры, упражнения-импровизации, экскурсии, встречи, беседы. Данные программы представляют собой первую часть многолетней программы по внеурочной деятельности.
Скачать файл