Рабочая программа по географии (6 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии (6 класс)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
география
6 кл
17.04.2017
Рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48) 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 3. Программы для общеобразовательных учреждений по географии (6-11 классы). Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И. Алексеева (стр. 11).Программа на 34 часа (1 час в неделю) в 6 классе.
Программа.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Иткульская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено»                                                                                           «Утверждаю»                     Педагогический  Совет                                                            Директор МКОУ Иткульская МКОУ Иткульская средняя                                                    средняя общеобразовательная общеобразовательная школа                                                  школа _______/__________________/                                               ________/_________________/                            ФИО                                                                                          ФИО Протокол №_____                                                                   Приказ № _____ от «_____»___________201__г.                                            от «______»___________201__г.               РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для 6 класса Уровень: базовый Учитель: Патрахина С.В. Квалификационная категория: первая Рабочая программа составлена на основе примерной государственной  программы по географии для общеобразовательных школ Составитель Е.В. Овсянникова.  Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа  А.И. Алексеева 2016 г. Пояснительная записка Рабочая  программа по  географии  составлена   на  основании  следующих  нормативно­ правовых документов: 1. Федерального   закона   №273­ФЗ   от   29.12.2012   г.   «Об   образовании   в   Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48) 2. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования. 3. Программы   для   общеобразовательных   учреждений   по   географии   (6­11   классы). Составитель   Е.В.   Овсянникова.   Соответствует   федеральному   государственному стандарту основного общего образования. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И. Алексеева (стр. 11). Разработанная   рабочая   программа  реализуется  по     учебнику   А.   И.   Алексеева, В.   В.   Николиной,   Е.   К.   Липкиной   и   др.   «География.   5­6   классы»:   учебник   для общеобразовательных   организаций   с   приложением   на   электронном   носителе   (DVD)   / (А.И.   Алексеев,   В.   В.   Николина,   Е.К.   Липкина   и   др.);   под   ред.   А.И.   Алексеева;     М.: Просвещение,   2015   –192   с.   ­     (Академический   школьный   учебник)   (Полярная   звезда), рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию системно­деятельностного подхода   в   обучении.   Программа   нацелена   на   формирование   ключевых   компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных  География  –   это   классическая   учебная   дисциплина,   активно элементов   культуры. участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса  географии  обусловлена  тем, что объектом  изучения  этой науки   является  природа Земли   и   окружающий   нас   мир.  География   в   основной   школе   формирует   у   обучающихся систему  комплексных  социально  ориентированных  знаний  о Земле  как планете  людей,  об основных   закономерностях   развития   природы,   о   размещении   населения   и   хозяйства, проблемах взаимодействия природы и общества, о географических подходах  к устойчивому развитию территорий.   Выбор  данной   программы   и   учебно­методического   комплекса   обусловлен   тем,   что методическая   система,   реализованная   в   программе   и   УМК,   позволяет   использовать педагогические   технологии,   развивающие   систему   универсальных   учебных   действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС Основными целями изучения географии в основной  школе  являются:  формирование  системы географических знаний  как компонента  научной картины мира;  формирование   целостного   географического   образа   планеты   Земля     на   разных   уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);  понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе   его развития   с учетом исторических факторов;  понимание   основных   природных, геополитических   процессов   пространстве  России и мира;  формирование   системы   интеллектуальных,   практических,   универсальных,   учебных, оценочных,   коммуникативных     умений,   обеспечивающих   безопасное,   социально   и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;   социально­экономических,   и   закономерностей,   происходящих     экологических,     в   географическом  формирование   общечеловеческих   ценностей,   связанных     с   пониманием   значимости географического пространства для человека,   с заботой     о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;  формирование   опыта   жизнедеятельности   через   усвоенные   человеческие   научные, общекультурные   достижения   (карта,     космические   снимки,   наблюдения,   путешествия, традиции,   использование   приборов   и   техники),   способствующие   изучению,   освоению   и сохранению географического пространства;  формирование   опыта   ориентирования   в   географическом   пространстве   с   помощью различных   приборов   (план,   карта,   объекты   природы),   обеспечивающих   реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;  формирование   опыта   творческой   деятельности,   социально­коммуникативных потребностей на основе создания собственных   географических продуктов (схемы, карты, компьютерные  программы, презентации);  понимание   закономерностей   размещения   населения     и   территориальных   организации хозяйства в связи  с природными, социально­ экономическими и экологическими факторами, зависимости   проблем   адаптации   и   здоровья     человека   от   географических   условий проживания;  всестороннее изучение географии России, включая различные виды   ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных  природных, социально­экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;  выработка     у   обучающихся   понимания   общественной   потребности     в   географических знаниях, а также формирование   у них отношения   к географии   как возможной области будущей практической деятельности.   Общая характеристика учебного предмета География   —   единственный   школьный   предмет,   синтезирующий   многие   компоненты   как общественно­научного, так и естественно­научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления   современного   образования,   как   гуманизация,   социологизация,   экологизация, экономизация,   которые  должны  способствовать  формированию  общей  культуры   молодого поколения.  Вследствие   этого   содержание   разных   разделов   курса   географии   для   основной   школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится   тем   звеном,   которое   помогает   учащимся   осознать   тесную   взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии, позволяющее формировать у обучающихся:  целостное   восприятие   мира   как   иерархии   формирующихся   и   развивающихся   по определенным законам взаимосвязанных природно­общественных территориальных систем;  комплексное   представленное   о   географической   среде   как   среде   обитания   (жизненном пространстве)   человечества   посредством   знакомства   с   особенностями   природы,   жизни   и хозяйство людей в разных географических условиях;  социально   значимые   качества   личности:   гражданственность,   патриотизм;   гражданскую социальную   солидарность   и   партнерство;   гражданскую,   социальную   и   моральную ответственность;   адекватное   восприятие   ценностей   гражданского   общества;   заботу   о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. Содержание предмета географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение   видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   классифицировать,   наблюдать,   проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения   и   навыки   проведения   эксперимента,   умения   делать   выводы   и   заключения, структурировать   материал   и   др.   Эти   умения   ведут   к   формированию   познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.  Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной  ориентации обучающихся. Содержание   предмета  направлено   на   формирование   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих     развитие   познавательных   и   коммуникативных   качеств   личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют   такте   учебные   действия,   как   умение   видеть   проблемы,   ставить   вопросы, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперимент,   делать   выводы   и   умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.                                       Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.     Используемые технологии:  интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения. Основные методы, используемые в различных сочетаниях:  Объяснительно   –   иллюстративный,   сочетающий   словесные   методы   (рассказ, 1. объяснение,   работа   с   географическими   источниками)   с   иллюстрацией   различных   по содержанию   источников  (справочники,  картины,  схемы,  диаграммы,   натуральные   объекты, др.). 2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и   познавательного   опыта   обучающихся.   Конкретным   проявлением   этого   метода   является беседа,   которая   в   зависимости   от   дидактических   целей   урока   может   быть   проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей. 3.  Исследовательский   метод  как   один   из   ведущих   способов   организации   поисковой деятельности   обучающихся   в   учебной   работе,   привития   им   умений   и   навыков самостоятельной   работы.   Исследовательский   метод   используется:   в   организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.). Механизмы формирования компетентности обучения Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения.   К   этому   методу   относится   монологическая   речь   учителя   (рассказ,   объяснение, лекция,   разъяснение   способов   деятельности,   приемов   работы   с   каким­либо   источником географической   информации),   работа   обучающихся   с   текстом   учебника   и   другой дополнительной литературой, а также работа с электронным приложением учебника. Часто используется  диалогическая  форма:   беседа  с  классом,   работа  школьников  с   вопросами   и заданиями учебника. В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве,   методы   работы   с   картами,   схемами,   профилями,   статистическими показателями, проектами, компьютерными программами, презентациями, медиаресурсами. На   уроках   географии   сами   школьники   создают   модели,   проекты,   вычерчивают   план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.   Формы организации работы обучающихся: Индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая. Формы   учебных   занятий:  мини   –   лекции;   диалоги   и   беседы;   практические   работы; проектные работы тренажеры,   интерактивные   задания, Виды деятельности обучающихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия. Формы контроля: Тестовый   контроль,   проверочные   работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы,   работа   с   картами   атласа,   заполнение   таблиц,   индивидуальный   устный   опрос, фронтальная письменная работа.  Особенности  УМК:   Всё   необходимое   для   достижения   планируемых   результатов   средствами   предмета сосредоточено непосредственно в учебнике: Широкая  система  разноуровневых   заданий,   охватывающая   все   классы   учебно­ познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией. Система  помощи   в   организации   собственной   учебной   деятельности   (модели   действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы); Система подготовки к аттестации для ученика;  Система  деятельностных   уроков   «Учимся   с   «Полярной   звездой»,   направленных   на формирование универсальных учебных действий. Необходимый набор географических карт (краткий атлас). Электронное приложение к учебнику (DVD) — содержит систему интерактивных учебных заданий  на формирование  предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде. В   пособии   для   обучающихся «Мой   тренажёр» представлены   задания,   направленные   на отработку широкого спектра умений и компетенций, а также блок контурных карт. Структура тренажёра соответствует тематической структуре учебника. «Конструктор» текущего контроля содержит задания и вопросы, которые дают возможность учителю организовывать самые различные формы проверки знаний обучающихся. «Поурочные   разработки» содержат   методические   рекомендации   по   достижению планируемых результатов и по организации уроков.  Пособие «Проектные   и   творческие   работы.   5­9   классы» содержит   рекомендации   для учителей по организации проектной деятельности в школьном курсе географии с 5 по 9 класс (подробное описание этапов проектной деятельности, примерные темы проектов и творческих работ, конкретные разработки проектов).       Место  курса географии в учебном плане География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального  общего   образования   предшествует   курс   «Окружающий   мир»,   включающий определенные   географические   сведения.   По   отношению   к   курсу   географии   данный   курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Школьный   курс   географии   играет   важную   роль   в   реализации   основных  ценностных ориентиров   современного   российского   образования,   заключающихся   в     формировании всесторонне   образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой современных   мировоззренческих   взглядов,   ценностных   ориентаций,   идейно­нравственных, культурных   и   этических   принципов   и   норм   поведения.   В   этой   связи   важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей  как основы воспитания, духовно­нравственного развития и социализации подрастающего поколения.  Информация о количестве часов.  Количество часов в год – 34 (34 учебных недели), 1 час в неделю.  Планируемые результаты изучения учебного предмета «География. 6 класс» Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие: 1. Воспитание   российской   гражданской   идентичности,   патриотизма,   любви   и   уважения   к Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее   многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. 2. Формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию. 3. Формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности   к саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   выбору профессионального   образования   на   основе   информации   о   существующих   профессиях   и личных   профессиональных   предпочтений,   осознанному   построению   траектории   с   учетом устойчивых познавательных интересов. 4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной   работы   с   учебными   пособиями,   книгами,   доступными   инструментами   и техническими средствами информационных технологий. 5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   вере,   гражданской   позиции;   к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. 6. Освоение   социальных   норм   и   правил   поведения   в   группах   и   сообществах,   заданных институтами   социализации   соответственно   возрастному   статусу   обучающихся,   а   также   во взрослых сообществах; формирование основ социально­критического мышления; участие в школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 8. Формирование   коммуникативной   компетентности   в   образовательной,   общественно полезной, учебно­исследовательской творческой и других видах деятельности. 9. Формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни,   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. 10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости  ответственного, бережного отношения к окружающей среде. 11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 12. Развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные  результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. 2. Умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления. 3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией. 5.   Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи и делать выводы;  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.  8. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. 9. Умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой. 10.   Умение   на   практике   пользоваться   основными   логическими   приемами,   методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования, работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке   общего решения   в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение. 11. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. 12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. 13. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям. 14. Формирование осознанной адекватной   и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников. Предметные результаты: 1. Формирование   представлений   о   географической   науке,   ее   роли   в   освоении   планеты человеком,   о   географических   знаниях   как   компоненте   научной   картины   мира,   их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. 2. Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем. 3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического   освоения,   особенностях   природы,   жизни,   культуры   и   хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. 4.   Овладение   элементарными   практическими   умениями   использования   приборов   и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. 5. Овладение   основами   картографической   грамотности   и   использования   географической карты как одного из «языков» международного общения. 6. Овладение   основными   навыками   нахождения, географической информации. 7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной   жизни   для   объяснения   и   оценки   разнообразных   явлений   и   процессов,   са­ мостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории   проживания,   соблюдения   мер   безопасности   в   случае   природных   стихийных   использования   и   презентации бедствий и техногенных катастроф. 8. Формирование   представлений   об   особенностях   экологических   проблем   на   различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД:  Формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   к   саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.  Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).  Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.  Эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры.  Осознание  российской  гражданской  идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.  Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.                         Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.  Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. Регулятивные УУД:  Способности   к  самостоятельному  приобретению  новых  знаний  и   практических   умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.  Умения   организовывать   свою   деятельность,   определять   её   цели   и   задачи,   выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.  Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему,   определять   цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.   В   диалоге   с   учителем   совершенствовать   самостоятельно   выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:  Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.             Анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления.   Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для   указанных   логических   операций;   строить   классификацию   на   основе   дихотомического деления (на основе отрицания).  Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.   Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.  Умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   её   преобразование, сохранение,   передачу   и   презентацию   с   помощью   технических   средств   и   информационных технологий Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.  Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.  Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его.  Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).   Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Содержание учебного предмета Тема 1. Введение (1 час)  Ориентирование в информационном поле учебно­методического комплекта. Повторение правил работы с учебником  и используемыми компонентами УМК.  Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли (11 часов)  Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.  Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана.   Движение   воды   в   Океане.   Использование   карт   для   определения   географического положения   морей   и   океанов,   глубин,   направлений   морских   течений,   свойств   воды.   Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана,  их   значение  и   хозяйственное  использование.   Морской   транспорт,  порты,  каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического по­ ложения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления   течения   рек.   Значение   поверхностных   вод   для   человека,   их   рациональное использование. Происхождение   и   виды   подземных   вод,   возможности   их   использования   человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя   мерзлота:   географическое   распространение,   воздействие   на   хозяйственную деятельность. Человек   и   гидросфера.   Источники   пресной   воды   на   Земле,   проблемы,   связанные   с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Практическая работа № 1.  «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы». Практическая работа № 2.  «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов». Практическая работа № 3. «Описание реки по плану».   Практическая работа № 4. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия». Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (11 часов) Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.  Нагревание  атмосферы,  температура  воздуха, распределение  тепла  на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага   в   атмосфере.   Облачность,   её   влияние   на   погоду.   Атмосферные   осадки,   их   виды, условия   образования.   Распределение   влаги   на   поверхности   Земли.   Влияние   атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их форми­ рования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение   графиков   изменения   температуры   и   облачности,   розы   ветров;   выделение преобладающих   типов   погоды   за   период   наблюдения.   Решение   практических   задач   на определение   изменений   температуры   и   давления   воздуха   с   высотой,   влажности   воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек   и   атмосфера.   Стихийные   явления   в   атмосфере,   их   характеристика   и   правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека   к   климатическим   условиям   местности.   Особенности   жизни   в   экстремальных климатических условиях. Практическая работа № 5. «Построение розы ветров по данным календаря погоды». Практическая работа № 6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды». Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа) Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.  Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) поч­ вообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Человек  и биосфера.  Влияние  человека  на биосферу.  Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Практическая работа №  7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».  Практическая работа №  8. «Описание одного растения или животного своей местности». Тема 5. Географическая оболочка (7 часов) Строение,   свойства   и   закономерности   географической   оболочки,   взаимосвязи   между   её составными частями.  Территориальные   комплексы:   природные,   природно­антропогенные.   Географическая оболочка  —  крупнейший  природный   комплекс  Земли.  Широтная  зональность  и высотная поясность.  Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности   человека   в   разных   природных   зонах.   Географическая   оболочка   как окружающая человека среда. Практическая   работа   №     9.  «Составление   характеристики   природного   комплекса». Практическая   работа   №     10.  «Моделирование   возможных   преобразований   на   участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения». Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Методическая литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Примерная   программа   основного   общего   образования   по   географии   в   соответствии   с требованиями ФГОС ООО.  3. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5­6 классы»: учебник для   общеобразовательных   организаций   с   приложением   на   электронном   носителе   (DVD)   / (А.И.   Алексеев,   В.   В.   Николина,   Е.К.   Липкина   и   др.);   под   ред.     А.И.   Алексеева;   М.: Просвещение, 2015 –192 с. ­  (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). 4. Николина   В.В.   География:   5­6   классы:   Методические   рекомендации:   пособие   для учителя. ­ М.: Просвещение, 2015. 5. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5­9 классы. – М.: Просвещение, 2015.  6. А.И.   Алексеев,   В.В   Николина,   Е.К.   Липкина   и   др.   «География   5­6   классы»: Мой тренажер. М.: Просвещение, 2015. 7. Географический атлас. 6 класс.  8. Контурные карты, 6 класс. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт ­ http://standart.edu.ru/ 10. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/  11. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school­collection.edu.ru  13. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/  14. Федеральный   институт   педагогических   измерений.   http://www.fipi.ru/   методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.  Оборудование и приборы: 1. Географические карты.  2. Глобус. 3. Гербарии   первопроходцев. 4. Тематические презентации к урокам.    5. Электронное приложение к учебнику. География. 5­6 классы. «Полярная звезда». Технические средства обучения:   растений,   иллюстрации   животных,   предметов   древнего   мира;   портреты   князей, Персональный компьютер. Учебно­практическое оборудование: Интерактивная доска Для практических работ:  Термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, схемы, образцы полезных ископаемых, компасы. Цифровые образовательные ресурсы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http   .  ru 2. КМ­Школа   (образовательная   среда   для   комплексной   информатизации   школы).  http  school   3. Диск «География 5­6 классы» 4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/   5. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/    6. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru  7. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/      8. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/  9. Методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.   ­     collection  ://   school  .  edu   .  ra      ://      www   .  km   ­ НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ   географических   закономерностей, Отметка «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно   раскрыто   содержание   понятий,   взаимосвязей и конкретизация их примерами;  правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой   на   ранее   приобретённые   знания   и   дополнительные   сведения   о   важнейших географических событиях современности. Отметка «4»  ответ   удовлетворяет   ранее   названным   требованиям,   он   полный,   правильный;   есть неточности   в   изложении   основного   географического   материала   или   выводах,   легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. Отметка «3»  закономерности;  материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе. Отметка «2»  ответ неправильный;  нераскрыто   основное   содержание   учебного   материала,   не   даются   ответы   на вспомогательные   вопросы   учителя,   грубые   ошибки   в   определении   понятий;   неумение работать с картой. Отметка «1» ­ ответ отсутствует. затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и   ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ самостоятельное   выполнение   и   формулировка   выводов   на   основе   практической правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании  Оценка   за   умение   работать   с   картой   и   другими   источниками   географических знаний: Отметка «5»   правильный   и   полный   отбор   источников   знаний,   рациональное   их   использование   в определённой   последовательности   соблюдение   логики   в   описании   или   характеристике географических территорий или объектов;   деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4»   карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3»     результатов.  Отметка «2»    Отметка «1»   правильное использование основных источников знаний;  допускаются   неточности   в   формулировке   выводов;   неаккуратное   оформление неумение отбирать и использовать основные источники знаний;  допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов. полное неумение использовать карту и другие источники знаний.   ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ: Отметка «5» правильное,   по   правилу   проведенное   наблюдение;   точное   отражение   особенностей правильное, по плану проведённое наблюдение;  недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений. правильная формулировка выводов;  аккуратное оформление наблюдений.  объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;     Отметка «4»      Отметка «3»       Отметка «2»    Отметка «1»   допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;  выделены не все особенности объектов и явлений;  допускаются неточности в формулировке выводов;  имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений. неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений. не владеет умением проводить наблюдения Темы уроков 1.  Введение Основное содержание по темам      Характеристика основных видов деятельности обучающихся Домашнее задание ВВЕДЕНИЕ (1ч.) Ориентирование в информационном поле    учебно­методического   комплекта.  Повторение правил работы с учебником и  используемыми компонентами УМК.  Обучение приёмам работы по ведению дневника  наблюдений за погодой.   Выбор формы дневника погоды и способов его  ведения. Ресурсы урока: учебник; атлас; контурные  карты; тетрадь­тренажёр; тетрадь­практикум,  с.  20­21  («Наблюдения    за   погодой.     Ведение   дневника погоды»); тетрадь­ экзаменатор; электронное приложение к  учебнику Знакомиться   с   устройством   баро­ метра, гигрометра, флюгера,  осадкомера. Измерять количественные характе­ ристики состояния атмосферы с по­ мощью приборов и инструментов.  Начать   заполнение   дневника   на­ блюдений за погодой 2.  Cостав и строение  гидросферы 3.  Мировой океан.(1) ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (11 ч.) Сформировать представление о гидросфере,  выяснить ее состав Сформировать представление о Мировом  Океане Раскрыть  значение воды в природе, для всего живого на Земле Ресурсы урока Параграф 28 ответить на  вопросы 3­7   .выполнить задания 1­2,8­10 Раскрыть понятие» Мировой океан», его  составные части Показать значение океана Сравнивать соотношения отдельных  частей гидросферы  Выявлять   взаимосвязи   между   со­ ставными   частями   гидросферы   по  схеме «Круговорот воды в природе».  § 28 Определять по карте географическое  положение,   океанов,   морей,    заливов, проливов, Определять черты  сходства и различия океанов Земли  § 29 4. Мировой океан (2) Сформировать представление об островах и  полуостровах Познакомить с особенностями дна Мирового  океана Ресурсы урока: параграф 30,  ответить на  вопросы 1.2.4 5. Учимся   с   «Полярной звездой» (5) Проектное задание Освоить решение проектных задач по плану Научиться работать в группе Оценивать и обсуждать результаты проекта Практическая   работа   №   1.    «Обозначение   на контурной карте объектов гидросферы». островов, полуостровов. Наносить на контурную карту океаны моря заливы, проливы, острова   полуострова. Выявлять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по  плану Показать  по   карте   части   Мирового океана Наносить их на контурную карту Выделять части дна Океана Определять  по   карте   географическое положение   островов,   полуостровов, архипелагов Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана Работать на контурной карте Прокладывать по карте маршрут Измерение расстояний по карте Определять географические  координаты Обсуждение  и   оценивание   работы   в группе и классе Оценка своих результатов § 30 § 31 6. Воды океана 7. Реки – артерии Земли  (1) 8. Реки   ­   артерии Земли (2) Сформировать знания  о свойствах вод:  солености, температуры вод  с широтой и  глубиной Выявить географические закономерности  температуры и солености вод океана Раскрыть, чем обусловлено движение вод в  Океане Раскрыть опасные явления в Океане  Практическая   работа   №   2.  «Составление сравнительной   характеристики   географического положения двух океанов». Ресурсы урока:  ответить на вопросы 2­10   параграф 32,выполнить задания 12­15 по выбору  Сформировать понятие о реках, ее частях, речной системе, питании реки Показать роль рек в жизни человека Осуществлять   смысловое чтение при описании  реки Практическая работа № 3.  «Описание реки по плану».   Сформировать    понятие о режиме реки,  типах рек Составлять  описание   реки  по плану  на основе анализа карт Составлять характеристику равнинной и горной рек Ресурсы   урока:   вопросы 2­8 Выполнить задание 1,9   параграф   34.Ответить   на обеспечения   Выявлять    помощью   карт с   закономерности географические изменения   солености,   температуры   вод Океана Показывать и описывать  океанические течения Устанавливать  причинно­следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами Раскрыть идею о постоянном движении воды в Океане, о мерах предупреждения опасных   явлений   и   борьбы   с   ними;   о правилах личной   безопасности Характеризовать  особенности   речной системы Правильно показывать реки по карте Знать  системы мира Осуществлять  смысловое   чтение   в соответствии задачами ознакомления   ,жанрами   и   основной идеей текста Выявлять  по рисунку части реки Характеризовать реки своей местности Анализировать графики изменения уровня воды в реках Выявлять  части долины реки Описывать реку по плану наиболее   крупные   речные с     § 32 § 33 § 34 9. Озера и болота. 10. Подземные   воды   и ледники 11. Гидросфера и человек Сформировать понятие «озеро» Классифицировать  озера   по   различным признакам Выяснить, как образуются болота Показать   роль   озер   и   болот     для   жизни   на Земле Давать описание озера по плану Ресурсы   урока:   параграф35,отвечать   на вопросы 1­6.Выполнить задания 7­9 Сформировать понятие  «подземные воды» Выявить причины образования подземных вод Выявить причины образования ледников Провести  беседу   по   обсуждению   значения подземных вод и ледников на Земле Ресурсы   урока:   параграф   36,ответить   на вопросы 1­5 .выполнить задание 6 Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны Ресурсы урока: параграф 37,ответить на вопрос 1. выполнить задание 2,3 Практическая   работа   №   4. «Прокладывание путешествия».  Проект   маршрута   по   карте 12. Обобщение   по   теме «Гидросфера» Выявить уровень усвоение базового  материала Гидросфера, ее состав и строение Мировой океан и его части, взаимодействие с  атмосферой и сушей, поверхностные и  подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли Определять  по   географической   карте положение   крупнейших   озер   мира   и России. Составлять описание озер по плану Анализировать  карты   и   объяснять причины образования болот Показывать по карте районы  распространения многолетней мерзлоты Понять образование подземных вод Составить  план по тексту   « Что мы знаем о ледниках» Оценивать  значение   подземных   вод   и ледников как источников питьевой воды связь   гидросферы   с Установить  другими оболочками Земли Выявить  хозяйственной деятельности человека значение   Океана   для § 35 § 36 § 37 Составить схему  «Связь гидросферы с другими   оболочками     на   Земле   на примере местной реки» Определять  гидросферы Выполнение   вариантов   контрольной работы в тетради­тренажере меры   по   охране § 28­37 АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (11ч.) 13. Состав   и   строение атмосферы 14. Тепло  в атмосфере (1)  Показать  значение атмосферы в жизни на  планете  Сформировать понятие «атмосфера», показать  ее состав и строение Сформировать понятие о тропосфере как о  части атмосферы, наиболее важной для людей Реализовать принцип связи изучаемого на уроке   с жизнью Научить замечать и понимать окружающие  природные явления Ресурсы урока:  параграф 38,ответить на вопрос  1­5,выполнить задание 6,7 Сформировать представление о нагревании  воздуха от земной поверхности Сформировать представление об изменении  температуры воздуха с высотой Вычислять средние температуры и амплитуду температур Устанавливать  причинно – следственные  связи между изменениями температуры  воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Ресурсы урока: параграф39.ответить на вопрос 1­5,выполнить задание 7  15. Тепло  в атмосфере (2) Выявить  зависимость   суточного   хода температуры от угла падения солнечных лучей Выявить  изменения температуры воздуха от экватора к полюсам Включиться в диалог по объяснению жизненных ситуаций закономерности   Составлять  и   анализировать   схему «Состав воздуха» Выяснить строение  атмосферы Делать выводы о значении  атмосферы для жизни на Земле Понимать  «тропосфера – кухня погоды» выражения смысл   Определять температуру с помощью  термометра Вычислять среднюю суточную  температуру, амплитуду  ,средне  месячную температуру по календарю  погоды Устанавливать  причинно –  следственные связи между  изменениями температуры воздуха и  высотой Солнца над горизонтом. Вычерчивать и анализировать графики  изменения температуры воздуха в  течение суток Выявить  зависимость   суточного хода   температуры   от   угла   падения солнечных лучей Выявить  закономерности   изменения температуры   воздуха   от   экватора   к полюсам § 38 § 39 § 40 16. Атмосферное давление 17. Ветер 18. Влага в атмосфере (1) Ресурсы урока: параграф  40.ответить на  вопрос 2­6  ,выполнить задание 1.7.8  Сформировать  представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления Выяснить,  от   чего   зависит   атмосферное давление Измерять атмосферное давление Использовать знания об атмосферном давлении Ресурсы урока: параграф  41.ответить на  вопрос1­ 2 ,выполнить задание 3­4 Сформировать понятие    « ветер» Раскрыть причины его образования Сформировать понятие о розе ветров и   розу  ветров на основе данных дневника погоды Ресурсы урока: параграф  42.ответить на  вопрос 2  ­  6 ,выполнить задание1.7,8 Практическая   работа   №   5.  «Построение   розы ветров по данным календаря погоды». зависимости Сформировать  представление об абсолютной и относительной влажности воздуха Сформировать    температурой воздуха и его влажностью Сформировать  относительную влажность  Ресурсы урока: параграф  43.ответить на  вопросы 1­4 рассчитывать между умение   Определять  атмосферное   давление   с помощью барометра Рассчитывать  атмосферное  давление на разной высоте в тропосфере § 41 § 42 § 43 Выявлять причинно­следственные   связи при  образовании ветра Определять направление и силу ветра Вычерчивать  розу   ветров   на   основе данных дневника погоды  Раскрывать  значение   ветра   для природных процессов и хозяйственной деятельности человека Показывать примеры описания ветров  в художественной и научно­  популярной литературе Определять  помощью гигрометра Делать выводы о значении   влажности воздуха на Земле Рассчитывать относительную  влажность воздуха на основе имеющихся данных Понимать  значение влажности  воздуха для   жизни   и   хозяйственной деятельности людей влажность   воздуха   с 19.  Влага в атмосфере (2) 20. Погода и климат  21.   Учимся   с   «Полярной звездой» (6) 22. Атмосфера и человек Сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс их образования Сформировать понятие  «  осадки» Научиться проводить наблюдение за  облаками Ресурсы урока: параграф  44 .ответить на  вопрос 2  ­  4 ,выполнить задание 1.5.6 Сформировать понятия  «погода»,  и  «климат» Сформировать понятие о воздушных массах Выявить закономерность климата и  географической широты .воздушных масс,  высоты над уровнем моря. положения по  отношению к горным сооружениям Выявить влияние погодных условий на здоровье  людей Формировать умение давать описания погоды и  климата Ресурсы урока: параграф  45.ответить на  вопрос 2  ­  8 ,выполнить задание1.9.10 Практическая   работа   №   6.  «Наблюдение   за погодой. Обработка данных дневника погоды».   Освоить составление презентации элементов  погоды. Научиться работать в группе Уметь проводить исследование погоды своего  края. Оценивать и обсуждать результаты исследования Показать огромное значение атмосферы для  человека Выявить, как погодные условия влияют на быт и  § 44 § 45 влияние   природных Определять виды облаков Наблюдать за облаками Давать описание облакам Оценивать  значение   облачности осадков   для   жизни   и   деятельности людей. Раскрывать  явлений на творчество людей Анализировать карту «Изменение   климатических  показателей с запада на  восток» Использовать собственные  наблюдения о погоде и климате Составлять характеристику воздушных  масс с разными свойствами Устанавливать  причинно ­   следственные связи между  свойствами  воздушных масс и характером  поверхности, над которыми они  формируются Раскрыть значение прогнозирования  погоды и климата для природы и  хозяйственной деятельности человека   Анализировать карту прогноза погоды. Разработать графическую  модель для  отображения состояния погоды любого  дня. Обсуждение  и   оценивание   работы   в группе и классе Оценка своих результатов Выявлять  значение   атмосферы   для человека § 46 § 47 здоровье люде Составлять и обсуждать правила поведения во  время опасных атмосферных явлений Ресурсы урока: параграф  47.ответить на  вопрос3­6 ,выполнить задание 1.2.7 23. Обобщение по теме   «Атмосфера – воздушная  оболочка Земли» Обобщить знания по теме «Атмосфера  ­    воздушная оболочка Земли» Атмосфера. Состав, строение циркуляция.  Распределение тепла и влаги на Земле  Погода и климат. Элементов погоды.   и   ,полученную   отбирать   из Описывать  влияние погодных условий на быт и здоровье людей Составлять и обсуждать правила  поведения во время опасных  атмосферных явлений Сопоставлять  информацию   нескольких источников Включаться  в   обмен   мнениями   по вопросу охраны природы Оценить значение атмосферы  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных  явлений Выполнение   вариантов   контрольной работы в тетради­тренажере 24. Биосфера – земная  оболочка  БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (4ч.)   живых   организмов   в Выяснить значение биосферы Сформировать понятие «биосфера» Раскрыть   роль   биосфере Выявить  взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере Показать необходимость охраны биосферы   Ресурсы   урока:   параграф     48.ответить   на вопрос 1­5, выполнить задание 6 Практическая работа №  7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».  Сопоставить границы биосферы с  границей других оболочек Земли Выявить роль живых организмов в  переносе веществ на основе анализа  круговорота Доказать, что биосфера ­  уникальная  оболочка Земли,  заселенная живыми  организмами, что человек – часть  биосферы § 38­47 § 48 25. Почвы Сформировать понятие   «почва»,  «типы почв» Раскрыть значение плодородия почв Ресурсы урока: параграф  49.ответить на  вопрос 1­4 ,выполнить задание 5 26. Биосфера – сфера жизни Сформировать представление об организмах  как компонентах природы Определять значение биосферы Сформировать представление о  неравномерности размещения живых  организмов на планете  Показать значение биосферы для человека  и  ее  изменение человеком Ресурсы урока: параграф  50.ответить на  вопрос 1­6 ,выполнить задание 7 Практическая работа №   8.  «Описание одного растения или животного своей местности». Обобщить знания учащихся по теме  « Биосфера – живая оболочка Земли» Биосфера,  ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения Почвенный покров Почва, как особое природное образование Условия образования  почв разных типов ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБООЧКА (7ч.) 27.   Обобщение   по   теме   « Биосфера – живая оболочка Земли»   подзолистой Анализировать образцы почв Сравнивать  профили   почвы и чернозема Выявлять    причины   разной   степени плодородия,  используемых  человеком Понять значение почв Определить    вклад   В.В.   Докучаева   в науку Сделать  выводы   о   необходимости охраны почв Раскрыть взаимосвязи в биосфере Выявить зависимость разнообразия  растительного и животного мира от  климата Высказывать  мнение о воздействии  человека на биосферу в своей местности Наблюдать за растительным и  животным миром своей местности  с  целью определения качества  окружающей среды Понимать,  что биосфера ­  самая  уязвимая оболочка Земли Осознавать, что человек  ­ часть  природы Выполнение вариантов контрольной  работы в тетради­тренажере § 49 § 50 § 48­50 28.Географическая оболочка Сформировать представление о географической  29­30. Природные зоны 31­32.  Культурные       ландшафты оболочке Выяснить строение и свойства географической  оболочки Показать  значение географической  оболочки  для жизни человека Ресурсы урока: параграф  51ответить на  вопрос 1­6 ,выполнить задание 7   9.  «Составление Сформировать  представление   о   природной зональности Выяснить,  как размещаются  природные  комплексы на Земле Объяснить смену природных зон на Земле Показать  разнообразие   природных комплексов суши и океанов Ресурсы урока: параграф  52ответить на  вопрос 2­5,выполнить задание1,6.7 Практическая   работа   №   характеристики природного комплекса».             Сформировать понятие «культурный  ландшафт»  Показать влияние человека на культурные ландшафты Ресурсы урока: параграф  53на вопрос 1­ 3,выполнить задание 4.5 Доклад «Ландшафт, который хочется сохранить» иллюстрируя его фотоснимками .рисунками Практическая работа №  10. «Моделирование  возможных преобразований на участке  культурного ландшафта своей местности с целью  повышения качества жизни населения». Приводить примеры  взаимосвязи   частей  географической оболочки  Иметь   представление  о   природном комплексе Давать  описание природного  комплекса своей местности Выявить  доказательства   существования  главных  закономерностей  географической   оболочки на основе анализа   тематических карт Анализировать карту « географические зоны мира» Объяснять причинно­следственные  связи меду природными зонами и  климатом Характеризовать природные  комплексы  суши и океана Понять  и     уметь   высказывать   свое мнение     о   способах   улучшения культурных ландшафтов Уметь  создавать   образ   культурного ландшафта Приводить примеры положительного и отрицательного     влияния   человека   на культурные ландшафты Подготавливать  сообщения   или проблемам   презентацию антропогенного воздействия на природу Оценить  творение   рук     человека   ­ по   § 51 § 52 § 53 33.   Урок­игра     по   теме «Биосфера­ живая оболочка Земли « и «Географическая оболочка»  Обобщить знания учащихся Решение  проблемных   вопросов   с использованием   информации   о   состоянии природы Умение работать в группе 34. Обобщение по теме « Географическая оболочка» Обобщить знания учащихся Географическая оболочка Земли Широтная и высотная поясность Цикличность, ритмичность процессов Территориальные комплексы: природные и природно­хозяйственные  работать   с   различными культурный ландшафт Объяснять географические термины Умение географическими картами Объяснять  причинно   ­     следственные связи. Сравнивать  между   собой     различные зоны. природные   Анализировать   информацию,   приводить   примеры воздействия человека на природу. Давать оценку  воздействия человека на биосферу Аргументировать  защиты природы Контрольная работа по вариантам   тетради ­ тренажера необходимость атлас § 51­53

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017