Рабочая программа по географии (8 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии (8 класс)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
география
8 кл
17.04.2017
Рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48) 2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 3. Программы для общеобразовательных учреждений по географии (6-11 классы). Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И. Алексеева (стр. 11).«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю.
Программа.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Иткульская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено»                                                                                           «Утверждаю»                      Педагогический  Совет                                                            Директор МКОУ Иткульская МКОУ Иткульская средняя                                                    средняя общеобразовательная общеобразовательная школа                                                  школа _______/__________________/                                               ________/_________________/                            ФИО                                                                                          ФИО Протокол №_____                                                                   Приказ № _____ от «_____»___________201__г.                                            от «______»___________201__г.                РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для 8 класса Уровень: базовый Учитель: Патрахина С.В. Квалификационная категория: первая Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному компоненту  государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И.  Алексеева 2016 г. Пояснительная записка  Рабочая   программа   по   географии   составлена   на   основании   следующих   нормативно­ правовых документов: 1. Федерального закона №273­ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48) 2. Федерального компонента государственного  стандарта  основного  общего образования по географии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 3. Программы   для   общеобразовательных   учреждений   по   географии   (6­11   классы). Составитель   Е.В.   Соответствует   федеральному   компоненту государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И. Алексеева (стр. 11).     Овсянникова.   Курс   «География   России»   занимает   центральное   место   в   системе   школьной   географии. Особая   его   роль   определяется   тем,   что   помимо   научно   –   ознакомительных   функций   он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой   –   территориально   –   дифференцированным,   разнообразным.   Представление   о целостности   вырабатывается   в   процессе   усвоения   знаний   и   всеобщей   связи   явлений,   при изучении   природы,   населения   и   хозяйства   России,   рассматриваемых   в   их   историческом развитии.   Представление   о   разнообразии   России   формируется   как   путем   изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через   усвоение   образов   мест   разного   масштаба   (крупных   районов,   городов,   отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних   по   России   характеристик,   уяснить,   что   понять   Россию   можно   только   через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем   более   они   взаимосвязаны.   Таким   образом,   целостность   и   разнообразие   взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии. Осознание   своей   включенности   в   жизнь   своей   страны   формируется   у   учащихся   путем привязки содержания  курса  к жизни каждого  из  них: через  личностно  – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.       Данный   курс   готовит   учащихся   к   ориентации   в   российском   пространстве,   к   умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется,   и   современный   человек   должен   быть   готов   быстро   переориентироваться   в   ней, получать   другие   трудовые   навыки   или   вообще   менять   профессию,   по   –   другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты   географии   России,   а   с   другой   –   подводит   учащихся   к   пониманию   необходимости перемен.   Последнее   достигается   за   счет   подачи   материала   в   историко   –   географическом ключе (как население  России  реагировало  на изменение условий  жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.           Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек.   На   нем   замыкаются   и   природа,   и   хозяйство;   они   показаны   глазами   человека,   во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее   окружение,   почувствовать   себя   участником   многовекового   процесса   освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.       «География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического   положения,   особенностей   природы   и   населения   России;   в   9   классе   – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России.       Программа   курса   «География   России»   построена   с   учетом   реализации   научных   основ содержания географии,  раскрытия  методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.              На изучение  курса  по  федеральному  базисному  учебному плану  выделено   2 часа  в неделю, т.е. 72 часа в год. Рабочая программа не модифицирована.  Рабочая программа реализуется при работе с УМК: 1.  Учебник под редакцией А.И. Алексеева. «Полярная звезда» География. Россия. 8 кл. ­ М.: Просвещение, 2014 2.  Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. 3.  Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. М.: Дрофа, 2014 Дополнительная литература: 1.   Алексеев A.И. География России. Природа и население. ­ М.: Дрофа, 2008. 2.   Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8­9 классы. — М.: Дрофа, 2007. 3.   Маерова H.Ю. Уроки географии. 8­9 классы. ­ М.: Дрофа, 2006. 4.   За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2006 5.   Учебные электронные издания. 8 класс. 6.   Интернет – ресурсы. Формы   промежуточного   контроля: топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.   проверочные   работы,  тестовый   контроль, Содержание программы № Название раздела К/ч по рабочей программе П/р и Л/р по рабочей программе 1. 2. 3. 4. Введение Россия в мире Россияне Природа  Геологическое строение,           рельеф и полезные ископаемые 1 5 10 24 6 ­­ 5 5 15 3 Климат и погода Моря. Внутренние воды и      водные ресурсы Почва и почвенные  ресурсы Хозяйство Природно­хозяйственные зоны Наше наследие Обобщающее повторение ВСЕГО: 5. 6. 7. 8 9 6 3 19 7 5 1 72 4 6 2 9 6 ­­ ­­ 40 Требования к уровню подготовки учащихся       В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:   1) знать/понимать:  ­   географическое   положение   России   на   карте   мира,     границы,     пограничные   государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;  ­ положение России на карте часовых поясов;  ­  административно­территориальное деление России;  ­   историю   формирования   и   заселения   территории   России;   путешественников, землепроходцев в освоение территории России;   ­ численность, плотность и воспроизводство населения России;   особенности естественного движения   населения;   основные   направления   миграций;   состав   трудовых   ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений; ­   связь   рельефа   с   тектоническим   строением;   закономерности   размещения   полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; ­   факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы; ­     особенности   морей,   омывающих   берега   России;   ресурсы   морей   и   их   использование человеком;   крупнейшие   речные   системы   и   озера   страны;   границу   распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; ­     основные   типы   почв,   их   размещение   по   территории   страны;     особенности   земельных ресурсов и их рациональное использование;   вклад   исследователей, ­  состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие  отрасли  промышленности,  межотраслевые  комплексы  и их  географию;  главные промышленные   и   сельскохозяйственные   районы   России;   главные   отрасли   хозяйства   своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;  ­   природные   зоны   России;   особенности   природно­хозяйственных   зон;   влияние   природных условий   на   жизнь,   быт   и   хозяйственную   деятельность   населения;   пути   рационального природопользования в природно­хозяйственных зонах; ­  что такое территориальная организация общества;  ­ что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.    2) уметь: ­ характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);  ­ определять поясное время; ­     определять   плотность   населения,   объяснять   различия   в   размещении   населения, естественном   и   механическом   движении   населения,   современную   демографическую ситуацию;   использовать   карты,   статистические   таблицы,   диаграммы   для   получения необходимой информации по населению России;  ­     устанавливать   зависимость   между   рельефом,   тектоническим   строением   территории, размещением полезных ископаемых,  по физической и тектонической картам;  ­   пользоваться   климатической   картой,   климатической   диаграммой   для   определения   типов климата   и   формирования   представлений   об   условиях   жизни   населения   на   отдельных территориях; ­   представления о взаимосвязях компонентов природы;  ­ устанавливать  по  картам  связи  между   размещением   населения,  хозяйства  и  природными условиями территории России;  ­   анализировать   статистические   показатели   развития   хозяйства   России;   анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;  ­   составлять   географическую   характеристику   отрасли   хозяйства   по   плану;   объяснять структуру экспорта и импорта в России;  ­   устанавливать   причины,   сущность   и   пути   решения   экологических   проблем   в   России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;   3) оценивать:   географическое положение России, своей области (республики, края); природно­ресурсный потенциал   страны;   климатические   ресурсы   России;   водные   ресурсы   России   и   своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.    анализировать   почвенную   карту   и   карту   растительности   с   целью   формирования №  урока 1. Введение. Тема урока Вид контроля, измерители Требование стандарта Введение (1 час) Фронтальная беседа Знать: основные средства и методы  получения географической    информации.  Уметь: объяснять роль географии в  решении социально –           экономических проблем      страны Домашнее задание презентация 2. 3. 4. 5. 6. Россия на карте мира.  Уникальность географического  положения России Россия на карте часовых поясов  Ориентирование по карте России.  Районирование Формирование территории России. Заселение территории России Обобщающий урок по теме               « Россия в мире» Россия в мире (5 часов) 1. Обозначение на к/к             государственной границы   России 2. Определение разницы во  времени на карте часовых    поясов 3. Ориентирование по            физической карте России.               4. Сравнение способов         районирования (природного и  экономического) 5. Подготовка доклада о        русском первопроходце (по  выбору) Россияне (10 часов) Знать: особенности разных видов  географического положения  России.  Уметь: наносить на к\к объекты,  характеризующие  географическое положение  России. Сравнивать ГП и размеры государственной территории  России и других стран.  Выявлять особенности формирования  государственной территории  России, ее заселения и  хозяйственного освоения на  разных исторических этапах  к/к § 1 § 2 § 3 § 4 § 1­4 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Население России.  Воспроизводство населения  Численность населения. Темпы      роста численности населения Миграции населения. Мигранты.  Этические нормы в отношении      мигрантов «Демографический портрет»           населения России Рынок труда. Трудоспособный      возраст. Трудовые ресурсы Россия ­ многонациональное            государство. Национальный состав 6. Анализ графиков                 рождаемости и смертности в  России 7. Построение графика          численности населения своего  района (области) Сообщение 8. Анализ половозрастных      пирамид России и отдельных её  регионов 9. Выявление на основе опроса  рейтинга профессий и их       соотношения на рынке труда в  своём регионе 10. Анализ карты народов   России Размещение населения. Зона           очагового заселения Устный опрос Расселение и урбанизация Презентация Знать:  численность населения России;  причины, влияющие  на  изменение численности  населения; основные термины,  особенности миграций в России;  причины и проблемы. Процессы  урбанизации в России; типологию и функции городов; основные  типы сельских поселений, образ  жизни  жителей села, особенности деревенской национальной  культуры; влияние  урбанизации  на деревню, последствия  и  возможные пути решения  Уметь:  работать со статистическими  материалами; проводить        социологический опрос;       приводить примеры, работать с  картой Города и сельские поселения.  Типы городов Географический диктант Обобщающий урок по теме              « Население России» Тест  Природа  (24часа) § 5 § 6 § 7 § 8 § 9 § 10 § 11 § 12 § 13 § 5­13 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Геологическое строение, рельеф  и полезные ископаемые (6 часов) История развития земной коры.    Геологическое летосчисление Особенности рельефа России.       Тектонические структуры Скульптура поверхности. Влияние  внешних сил на рельеф России Полезные ископаемые России Стихийные  явления на территории России Устный опрос 11. Описание рельефа России по  плану С/р 12. Определение по картам     закономерностей размещения  основных месторождений     полезных ископаемых 13. Изучение по различным    источникам стихийных        природных явлений Знать: основные геологические эры,  структуры земной коры,  сейсмические опасные  территории.  Уметь: объяснять образование и      размещение форм рельефа,    закономерности размещения  наиболее крупных                  месторождений полезных      ископаемых. Определять      особенности размещения и    потребления разных видов  природных ресурсов на        территории страны. Обобщающий урок по теме               «Геологическое строение и  рельеф» Тест Климат России. Понятие  «солнечная радиация» Атмосферная циркуляция.             Воздушные массы над территорией России Климат и погода (9 часов) 14. Определение по картам    закономерностей                    распределения солнечной      радиации, средних температур  января и июля, годового        количества осадков по          территории России 15. Анализ прогноза погоды за  определённый период по       материалам средств массовой  информации Знать: климатообразующие факторы,  особенности погоды в          циклонах и антициклонах.  Уметь: определять погоду по             синоптическим картам.  Объяснять образование          атмосферных фронтов,        циклонов и антициклонов, их  § 14 § 15 § 16 § 17 презентация § 14­17 § 18 § 19 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Влияние на климат России ее          географического положения Климатические пояса и типы         климата России Устный опрос Работа с атласом Климат своего региона  Климат и хозяйственная                   деятельность людей Коэффициент увлажнения Неблагоприятные климатические    явления Обобщающий урок по теме  «Климат и погода» 16. Анализ агроклиматических  ресурсов своей местности для  развития сельского хозяйства 17. Оценка климатических   условий отдельных регионов  страны с точки зрения их    комфортности для  жизни и   хозяйственной деятельности  населения Решение задач Сообщение Тест § 20 § 21 влияние на состояние погоды Определять погоду по            синоптическим картам.      Определять районы               распространения разных типов  климата на территории страны по карте климатических        поясов  и типов климата.     Объяснять  воздействие       климатических  условий на   человека презентация § 22 § 22 презентация § 18­22 Моря. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) Россия — морская держава.          Особенности российских морей Ресурсы морей и их использование  человеком. Рекреационное  значение морей. Экологические  проблемы   морей 18. Обозначение на к/к морей,  омывающих берега России 19. Описание одного из        российских морей по типовому  плану Знать: особенности внутренних вод,  распределение рек страны по  бассейнам океанов; меры по  § 23 § 23 34. Реки России. Режим рек России Озёра России. Распространение  озёр. Крупнейшие озёра. Типы озёр России Болота. Распространение болот.  Подземные воды. Водные ресурсы  родного края. Ледники. Охрана    водных ресурсов Обобщающий урок по теме          «Моря. Внутренние воды и водные  ресурсы» 35. 36. 37. 38. 39. 40. защите людей от стихийных  природных явлений. Уметь: объяснять распространение  многолетней мерзлоты, ее  влияние на состояние природных  комплексов. На к/к отмечать внутренние воды 20. Обозначение на к/к      крупных  рек России.                21. Определение падения и уклона одной из российских рек (по  выбору).                       ГИП 1.  Учимся с «Полярной звездой»  Решаем проблему: преобразование  рек 22. Описание одной из         российских рек с                     использованием тематических  карт; выявление возможностей её  хозяйственного                   использования 23. Разработка маршрута     речной «кругосветки» по     водным путям России Тест § 24 § 25 § 26 § 23­26 § 28 § 29 § 28­29 Почва и почвенные ресурсы (3 часа) Почва — особое природное тело Почвообразующие факторы. Типы  почв. Зональность почв. Почвы     своего края Обобщающий урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» 24. Анализ земельных и        почвенных ресурсов по картам  атласа 25. Ознакомление с                образцами почв своей    местности Тест Знать: зональные типы почв, их     главные свойства, примеры  мелиорации земель в разных  зонах и регионах. Уметь: объяснять                               почвообразовательные         процессы.  Хозяйство (19 часов) 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. Хозяйство России. Понятия «экономика» и  «хозяйство» Цикличность развития хозяйства 26. Выделение циклов в        развитии экономики своего  региона 27. Составление схемы «Виды  предприятий по формам      собственности» Топливно­энергетический  комплекс, Состав. Особенности  топливной  промышленности Нефтяная и газовая  промышленность Электроэнергетика. Роль              электроэнергетики в хозяйстве    страны Металлургия. История развития     металлургического комплекса.       Состав и его значение в хозяйстве  страны Особенности размещения            предприятий черной и цветной       металлургии Машиностроение — ключевая        отрасль экономики Химическая промышленность.       Состав химической                         промышленности 28. Составление схемы «Структура ТЭК» Сообщение ГИП 2. Выбор места для  строительства электростанции с  учётом факторов, влияющих на  размещение (на примере ГЭС) Презентация 29. Установление основных  факторов размещения        предприятий чёрной и цветной  металлургии 30. Составление                       характеристики                       машиностроительного         предприятия своей местности Сообщение Знать: основные понятия;  особенности   структуры хозяйства России,   проблемы.     Место и роль  хозяйства России в мировой  экономике; перспективы  развития. Состав, географию,  факторы размещения       межотраслевых комплексов;  проблемы и пути их решения,  значение  в экономике России.   Уметь:  работать  со статистическими  материалами, составлять  логические схемы; различать типы экономических  систем, зная преимущества и  недостатки каждой. Работать с  диаграммами, картосхемами,  анализировать  их, формировать    представление  о роли  межотраслевых      комплексов в  хозяйстве страны, его  современных проблемах, о  влиянии   различных   отраслей на развитие НТР.                                  Принимать  участие в     дискуссии;                     аргументировано             выступать, слушать          выступления  уащихся.  § 30 § 31 § 32 § 33 § 34 § 35 § 35 § 36 § 37 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. Лесопромышленный комплекс Сельское хозяйство — важнейшая  отрасль экономики.  Растениеводство Главные сельскохозяйственные    районы России. Районы                  возделывания Животноводство. Особенности      животноводства России Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь  пищевой промышленности с         другими отраслями Легкая промышленность. История  развития легкой промышленности.  Проблемы легкой  промышленности Транспорт — «кровеносная»  система страны Судоходные каналы. Главные       морские порты. Внутригородской  транспорт Презентация 31. Установление по               материалам периодической  печати проблем с/х 32. Обозначение на к/к      главных  с/х районов страны ГИП 3. Учимся с «Полярной  звездой». АПК. Состав.        Взаимосвязь отраслей АПК.  Проблемы. АПК своего района Сообщение Устный опрос 33. Составление                       характеристики одного из    видов  транспорта (по выбору) Устный опрос § 37 § 38 § 38 § 39, 40 § 39 § 39 § 41 § 42 ГИП 4. Учимся с «Полярной  звездой». Особенности         развития сферы услуг своей  местности.                                      34. Оценка степени                 доступности сферы услуг и  удовлетворения потребностей  различных слоёв населения на  примере своей местности Тест 58. Сфера услуг. Состав и значение    сферы услуг Обобщающий урок по теме  « Хозяйство России» Зональность в природе и жизни     людей Северные безлесные зоны 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. Природно­хозяйственные зоны (7 часов) Знать: понятия ­  «природная зона», « широтная зональность.      Особенности размещения     природно­хозяйственных зон и  районов распространения     высотной поясности по карте  природных зон.  Уметь: объяснять разнообразие       природных комплексов на    территории страны 35. Анализ карт» Природные зоны  России» и «Природно­  хозяйственные зоны России» 36. Сопоставление карты     природных зон, графика  «Смена  ПЗ с севера на юг» и таблицы  «Природно­хозяйственные зоны  России» Приложения 37. Описание особенностей жизни  и хозяйственной         деятельности людей в разных ПЗ 38. Составление                  характеристики природно­    хозяйственной зоны по плану 39. Описание зависимости жизни и  быта населения от природных  условий зоны (ПЗ по выбору) 40. Описание природно­         ­хозяйственной зоны своей  местности Лесные зоны. Зоны тайги,              смешанных и широколиственных   лесов. Россия — лесная держава Степи и лесостепи. Особенности     лесостепной и степной зон Южные безлесные зоны Субтропики § 43, 44 § 30­44 § 45 § 46 § 47 § 48 § 49 § 50 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. Обобщающий урок по теме              « Природно­хозяйственные зоны» Тест Территориальная организация        общества Природно­территориальные и         социально­экономические      комплексы Природное и культурное наследие  России Стратегия развития России и  своего региона в 21 веке Наше наследие  (5 часов) Презентация Устный опрос ГИП 5. Разработка проекта  «Сохранение природного и  культурного наследия России —  наш нравственный долг» Сообщение § 45­50 § 51 Знать: тенденции развития отдельных отраслей  хозяйства России; современные  § 52 проблемы России.    Уметь: объяснять экологическую       ситуацию в § 53 России. Осознавать свою степень ответственности  влияния  на природу.  Устанавливать         причины, сущность и пути  решения экологических           проблем в  России; использовать карты, статистические таблицы,  диаграммы для получения необходимой  информации       презентация Обобщающий урок по теме «Наше  наследие» Тест Итоговый урок Обобщающее повторение (1 час) Тест §51­53  тест

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017