Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от
26. 11. 2010г. № 1241),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от
22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования»,
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. № 17.
сентябрь 2009,
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа/ состав. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с. (Стандарты второго поколения).
– ISBN 978509022564 – 9,
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС
второго поколения
Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных
учреждений под редакцией Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, УМК. «Школа
России».Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра
мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного
опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценно
стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в
информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и
способы реализации выбранного жизненного пути. В процессе обучения детей в начальной школе
решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание
умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный
прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной,
саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в
процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так какон нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие
у них эмоциональноценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование
функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и
универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в
начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение
их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения
искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же – умению пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как
индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний
мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и
цельно постигать окружающий мир.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе является:
развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоциональноценностного
опыта восприятия произведений искусства и опыта художественнотворческой
деятельности, формирование представления о многообразии культур народов Земли и о
единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно
прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в
себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика,
скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а
так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и
т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека.Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им
понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально
пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства,
декоративноприкладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности
присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной
деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только
на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с
искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности
представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они
помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей
жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественноэмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти,
стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка,
бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников
к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятияпроизведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ,
выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию
своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения
детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у
ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима
ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения,
обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с
присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой
художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая
первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая
выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на
способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной
оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных
искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и
каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на
празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по
разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской
красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся
видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит
сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою
родную кульгуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке
воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально
коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Чаще всего такая работа — это подведение итога какойто большой темы и возможность более
полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение
имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Характеристика организации учебного процесса
При организации учебного процесса используются:
информационно коммуникационные технологии;
технология личностноориентированного обучения,
организации учебного сотрудничества;
элементы здоровьесберегающих технологий.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных (уроки
путешествия, творческие лаборатории), уроков, обобщающих уроков
Используется индивидуальная работа
Методы организации учебного процесса
методы организации учебнопознавательной деятельности:– словесные, наглядные, практические;
– проблемнопоисковый, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего: наблюдения за явлениями природы и
общественной жизни; выполнение практических работ и опытов, в том числе
исследовательского характера;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии,
создание эмоциональнонравственных ситуаций);
– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,
«упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля
интерактивные методы обучения
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Изобразительное искусство»
проводится в форме беседы, викторин, кроссвордов, выставок творческих (индивидуальных и
коллективных) работ, тестирования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Изобразительное искусство» во 2 классе соответствует образовательной
области «Искусство» базисного учебного плана.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч
в неделю.
Программа рассчитана на 135 ч за 4 года обучения.
Во 2 классе — 34 ч за год (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че
ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого
опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми,
связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности
ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только
через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка,
средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению
— основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание
должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит
развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоциональноценностных
критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе
«Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться работать по предложенному учителем плану. учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и
рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона; умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
Требования к уровню подготовки обучающихся
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовнонравственных ценностей личности, будет проявляться
эмоциональноценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно
продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурноисторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры
и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится
социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, от
ветственности за общее благополучие.Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать
образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные
музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно
творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис
пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы,
людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст,
картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды
произведений (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство и
архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец,
Дымково);
различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный,
фиолетовый, коричневый) цвета;
различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый)
цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно
прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые
мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна,
цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Содержание курса (135ч)Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией. Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.Дом снаружи и внутри.
Строим город. Все имеет свое строение.
Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три БратаМастера всегда трудятся вместе. Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным
(обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность Изображение и фантазия. Украшение и реальность.
Украшение и фантазия Постройка и реальность. Постройка и фантазия.
БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении:
мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных
состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через
украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения:
ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол Афиша и плакат.
Праздник в городе. Школьный праздниккарнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картинапейзаж.
Картинапортрет. Картинанатюрморт. Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ
ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства –
Пейзаж родной земли Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский городкрепость. Древние соборы. Древний город и его жители.
Древнерусские воинызащитники. Города Русской земли. Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой
Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
Ты и искусство
Содержание учебного предмета 2 класс (34 ч)Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Здесь и первоэлементы языка
(образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей
жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их
личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Чем и как работают художники (8 ч)
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов.
Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными
изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Пять красок — все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.
Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без
предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана,
солнечного дня.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и
выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью
и акварелью.
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.
Работа групповая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение
зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа
в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,
«лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально,
группами, коллективно). Работа по воображению.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели,
графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина,
конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Реальность и фантазии (8 ч)
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть
мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Изображение и фантазияРазвитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных,
несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже
растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у
природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов
украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок,
подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел,
головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая
работа по воображению.
БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник
(обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и
украшение.
О чем говорит искусство (10 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство
выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать
важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность,
развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Выражение характера изображаемых животных
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в
изображении характер животного.
Выражение характера человека в изображении (мужской образ)
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например,
«Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех
последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Выражение характера человека в изображении (женский образ)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (ЦаревнаЛебедь и баба Бабариха,
Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие
— злых.
Образ человека и его характер, выраженные в объеме
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: ЦаревнаЛебедь, баба Бабариха, Баба
яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное,
радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Выражение характера человека через украшение
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников
(индивидуально).Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и
злого, пиратского). Работа коллективноиндивидуальная. Панно. Аппликация.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных
героев (обобщение темы)
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на
фоне которых стоит дом.
Как говорит искусство (8 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно.
Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной,
серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и
впечатлению).
Линия как средство выражения: ритм линий
Изображение весенних ручьев.
Линия как средство выражения: характер линий
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два
человека; по впечатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо
акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Ритм пятен как средство выражения
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен
изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация.
Работа индивидуальная или коллективная.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая
головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных
результатов служит способность второклассниками решать учебнопознавательные и учебно
практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом
сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений
являются материалы стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так,
чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний,
достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального
общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных
действий.
Особенности организации контроля по изобразительному искусству
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в
форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания детского рисунка
решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как
связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует
штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном
деле, его вкус.
Во 2 классе используется только словесная оценка, критериями которой является
соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся
хранятся в портфолио.
Используется «Алгоритм самооценки». Во втором классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
1.
2.
3.
4.
В конце урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в
год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративноприкладного
творчества на школьном и муниципальном уровнях.
Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьейто помощью? (Учимся оценивать процесс)
Формы контроля
текущая аттестация
индивидуальный и фронтальный опрос
работа в паре, в группе
проектная деятельность
презентация своей работы
отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
итоговая (четверть, год) аттестация
конференция достижений учащихсяурочная деятельность
анализ динамики текущей успеваемости
портфолио
анализ психологопедагогических исследований
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Наименование раздела
программы, тема
Чем и как работают
художники
1. Три основные краски,
строящие многоцветие мира
2. Пять красок все богатство
цвета и тона
3. Пастель и цветные мелки,
акварель; их выразительные
возможности
4. Выразительные возможности
аппликации
5. Выразительные возможности
графических материалов
6. Выразительность материалов
для работы в объеме
7. Выразительные возможности
бумаги
8. Для художника любой
материал может стать вырази
тельным (обобщение темы)
Характеристика деятельности учащихся
Колво
часов
8ч
Познакомиться с новым видом выразительности изо
бражения. Соотнести личные наблюдения со
стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского.
Определять материалы и инструменты, необходимые
для изготовления изделий.
Беседовать о красоте осенней природы, о
многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с
полотнами известных художников, наблюдение за
природой, изображённой мастерами. Работа в
группах без предварительного рисунка.
Познакомиться с другими материалами для
изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах
построения композиции, о законе «ближе
дальше», «большеменьше».
Сопоставить изображение на плоскости и
объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём.
Закрепить навыки работы с пластилином. Само
стоятельно составить план работы по
изготовлению работы.
Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание,
перевод плоскости листа в разнообразные
объёмные формы цилиндр, конус, лесенки, гар
мошки. Конструировать из бумаги различные
сооружения.
Сделать вывод о способах выразительности в
художественных произведениях.
Определять
материалы и инструменты, необходимые для
изготовления изделий.
Реальность и фантазия
8ч1. Изображение и реальность
2. Изображение и фантазия
3. Украшение и реальность
4. Украшение и фантазия
5. Постройка и реальность
6. Постройка и фантазия
78. БратьяМастера Изобра
жения, Украшения и Постройки
всегда работают вместе (обоб
щение темы)
10ч
О чем говорит искусство
1. Выражение характера
изображаемых животных
2. Выражение характера
человека в изображении;
мужской образ
3. Выражение характера
человека в изображении;
женский образ
4. Образ человека и его
характер, выраженный в объеме
5. Изображение природы в
разных состояниях
6. Человек и его украшения.
Выражение характера человека
через украшения
Рассказывать о красоте природы, о животных.
Наблюдать за изображениями животных: изгиб
тела, стройность лап, шеи, пластика переходов
одной части тела в другую. Выделять особенности
животных. Наблюдать за пропорциями частей тела
животных.
Осознать связь фантазии с реальной жизнью.
Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о
связи реальных и фантастических объектов. Правила
изображения фантастических образов. Использовать в
индивидуальной деятельности гуашь.
Наблюдать за разнообразием объектов природы.
Осознать красоту и неповторимость этих объектов.
Высказываться и приводить примеры из личного
опыта. Изображать при помощи линий.
Наблюдение за конструктивными особенностями
орнаментов и их связью с природой. Анализировать
орнаменты различных школ народноприкладного
творчества. Создать собственный орнамент
кокошника.
Наблюдение за постройками в природе. Определять
форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим
представлениям, конструировать из бумаги, используя
основные приёмы работы с этим материалом. Работать
в группах.
Сопоставлять современные постройки и сказочные.
Использовать для выразительности композиции
сходство и контраст форм.
Наблюдать за разнообразием форм новогодних
украшений, конструировать новогодние игрушки в
виде зверей, растений, человека. Работать в группах.
Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за
настроением животных. Выбирать и применять
выразительные средства для реализации замысла
в рисунке. Рассказывать о своих домашних
питомцах: поведение, игры, внешний вид.
Анализировать картины известных художников:
образ героя картины. Наблюдение за изображением
доброго лица и злого. Познакомиться с понятием
«внутренняя красота». Работать в группах вариативно.
Анализировать скульптуры.
Наблюдать за
средствами выразительности в изображении добрых и
злых героев. Выполнить работу из пластилина или
глины. Вспомнить правила работы с пластичными
материалами. Работать в группах вариативно.7. Выражение намерений через
украшение. «Морской бой
Салтана и пиратов»
8. Образ здания и его
назначение
910. В изображении, украшении
и постройке человек выражает
свои чувства, мысли, настроение
Как говорит искусство
1. Цвет как средство выражения:
«теплые» и «холодные» цвета
2. Цвет как средство выражения:
«тихие» («глухие»)
и «звонкие» цвета
3. Линия как средство
выражения: ритм линий
4. Линия как средство
выражения: характер линий
5. Ритм пятен как средство
выражения
6. Пропорции выражают
характер
7. Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции
средства
выразительности
8. Обобщающий урок года
Рассказывать по своим наблюдениям о различных со
стояниях природы. Анализировать на основе сказки
А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные со
стояния моря. Рассмотреть картины художников
маринистов. Предлагать свои варианты изображения
моря в разных состояниях.
Рассмотреть предметы с элементами декора.
Определить причину желания людей украшать свои
вещи. Изучить, какими средствами выразительности
пользуются народные умельцы. Выяснить причины
различия украшений одних и тех же предметов.
Приводить примеры, используя свои наблюдения.
Освоить основы изобразительного языка художников.
Учиться выражать намерения через украшения.
Выяснить, какими средствами пользуются художники
для выражения своих намерений. Закрепить знания по
составлению орнамента. Делать выводы.
Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что
внешний вид здания соответствует жильцу по
характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров
Постройки,
Украшения.
Проектировать сказочный город, учитывая материалы.
Работать в группе.
Изображения
и
8 ч
Наблюдать за цветом в картинах художников.
Понимать, с помощью каких художественных средств
художник добивается того, чтобы нам стало понятно,
что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что
цвет придает дополнительную эмоциональную
выразительность произведению
Беседовать о возможностях цвета в создании
настроения. Подобрать цвета для изображения грусти,
печали, тревоги, нежности. Провести параллель с
музыкой. Выяснить, какой отрывок соответствует
образу нежному и светлому, а какой тревожный и
тяжёлый. Уяснить возможности цветов: чёрного,
белого, серого. Создать шкалу оттенков серого цвета
Сравнивать фотографии с видами весны в разные ме
сяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться
своими наблюдениями. Соотнести свои представления
с музыкальным произведением, с отрывками описания
весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на
рисунке с предыдущего урока.
Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сде
лать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба
мощные, похожие на лапы дракона. Учиться
выражать характер работы с помощью линий. Рассмотреть и сравнить картины известных
художников; выявить, какими выразительными
средствами они пользовались; познакомиться с
ещё одним выразительным средством это ритм и
движения пятна. Выполнить задание в технике
аппликации.
Наблюдать за пропорциями тела, массы, длины рук
и ног. Соотносить части тела по размеру. Выполнить
изделие из пластичных материалов. Закрепить
основные приёмы обработки пластичных материалов.
Обобщить свои знания о средствах выразительности.
Планировать свои действия и следовать плану.
Использовать свои знания в выражении своих
замыслов. Начать создание коллективного панно и
дать оценку совместной деятельности.
Обобщить свои знания по теме года «Искусство и
ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти.
Использовать свои знания в выражении своих ответов.
Закончить создание коллективного панно и дать
оценку совместной деятельности.
Описание
учебнометодического
и материальнотехнического
обеспечения
образовательного
процесса.
Учебнометодическое обеспечение для учителя:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» М.:
Просвещение, 2012 г.
Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г.
Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2012
г.
Шампарова Л.В. и др. «Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А.
Неменской: 14 классы.
Учебнометодическое обеспечение для учащихся:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» М.: Просвещение,
2021 г.
Оборудование и приборы:
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
классная доска.
персональный компьютер
мультимедийный проектор.
Интернет. Медиоресурсы:http://www.openclass.ru/
http://www.zavuch.info/
http://900igr.net/prezentaciipoizo.html
http://tapisarevskaya.rusedu.net/
www.planetaznaniy.astrel.ru
www.nachalka.com
www.school.edu.ru
www.4stupeni.ru
www.zavuch.info
www.openclass.ru
www.festival.1september.ru
www.uroki.netКАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(приложение к рабочей программе по изобразительному искусству 2 класс «Школа России»)
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной
деятельности
Планируемые
результаты
освоения материала
Вид
контроля
Универсальные
Дата
учебные
действия
по
плану
по
факту
№
урока
1 четверть
1
2
Три основные
строящие
многоцветие мира
краски,
Урок
введения
в новую
тему
Пять красок все богатство
цвета и тона
Комбинир
ованный
Беседовать о красоте осенней
природы, о многообразии её
цветовой гаммы. Наблюдать
и делать выводы о значении
трёх красок.
Работать с
кистью.
« Чем и как работают художники» 8 ч
Знание правил работы с
кистью, смешивания
красок. Умение строить
свою работу с разной
последовательностью,
делать выводы на основе
личного опыта и наблю
дений.
Знание художников,
изображающих природу.
Умение изображать
настроение природы,
природных стихий, ра
ботать с инструментами и
материалами художника.
Понимать разницу в
изображении природы.
Беседовать о красоте осенней
природы, о многообразии её
цветовой гаммы. Знакомство
с полотнами известных
художников, наблюдение за
природой,
изображённой
мастерами. Работа в группах
без
предварительного
рисунка.
Текущий Наблюдать природу и
природные явления.
Овладеть на практике
основами цветоведения.
Осуществлять
самоконтроль и корректи
ровку хода работы и
конечного результата.
Текущий Осуществлять поиск
04.09
11.09
информации, используя
материалы
представленных картин и
учебника, выделять
этапы работы.
Участвовать в
совместной творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
проектов.
3
Пастель и цветные мелки,
акварель; их выразительные
возможности
Комбиниро
ванный
Познакомиться с другими ма
териалами для изображения:
мелки, пастель. Узнать о
вариантах
построения
композиции, о законе «ближе
дальше», «большеменьше».
Знание понятия
«композиция». Умение
наблюдать за природой,
различать её характер и
эмоциональное со
стояние. Умение
пользоваться мелками и
Текущий Создавать элементарные
композиции на заданную
тему, используя такие ма
териалы, как мелки или
пастель. Использовать
правила для передачи
пространства на
18.094
Выразительные
ности аппликации
возмож
Комбиниро
ванный
5
Выразительные
возмож
ности графических мате
риалов
Комбиниро
ванный
6
Выразительность
материалов для работы в
объеме
Комбиниро
ванный
Познакомиться с новым ви
дом выразительности изо
бражения. Соотнести личные
наблюдения со стихотворе
ниями Тютчева и музыкой
Чайковского. Определять ма
териалы и инструменты,
необходимые для
изготовления изделий.
Познакомиться с другими ма
териалами выразительно
стями: тушь и уголь. Наблю
дать за природой зимнего
леса. Учиться изображать
линии разной выразительно
сти. Овладение приёмами
работы с тушью и углём.
Сопоставить изображение на
плоскости и объёмное. На
блюдение за скульптурой, её
объём. Закрепить навыки
работы с пластилином. Само
стоятельно составить план
работы по изготовлению
работы.
пастелью и
реализовывать с их
помощью свой замысел.
Знание видов
выразительности, правил
техники безопасности при
работе с ножницами.
Умение передавать на
строение композиции
цветом, работать в
группе, распределять
обязанности, планировать
свою работу.
Знание о выразительных
возможностях линии,
точки, тёмного и белого
пятен. Умение
пользоваться новыми
материалами для
выразительности
изображения, пользо
ваться правилами работы
с графическими
материалами.
Знание понятия
«скульптура», правил
работы с пластичными
материалами. Умение
различать произведения
искусства на плоскости и
в пространстве,
подбирать материалы
для изображения
животного в
плоскости в
изображениях природы.
Текущий Участвовать в
25.09
совместной творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
проектов. Осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата.
02.10
09.10
Текущий Участвовать в
обсуждении содержания и
выразительных средств
художественных
произведений. Овладе
вать основами языка гра
фики. Осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата.
Текущий Анализировать образцы,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Проектировать изделие:
создавать образ в
соответствии с замыслом
и реализовывать его.7
Выразительные
ности бумаги
возмож
Комбиниро
ванный
8
Для художника любой
материал может
стать
выразительным (обобщение
темы)
Комбинир
ованный
9
Изображение и реальность
Урок
введения в
новую
тему
Освоить работу с бумагой:
сгибание, разрезание, перевод
плоскости листа в разно
образные объёмные формы
цилиндр, конус, лесенки, гар
мошки. Конструировать из
бумаги различные соору
жения.
Сделать вывод о способах
выразительности в художест
венных
произведениях.
Определять материалы и
инструменты,
необходимые
для изготовления изделий.
пространстве.
Знание понятия «макет»,
этапов постройки
сооружений. Умение
применять правила
работы с бумагой,
планировать свои
действия в соответствии с
замыслом, работать в
группе.
Знание способов вырази
тельности в
художественных
произведениях. Умение
использовать различные
приёмы и способы
выразительности в
изображении природы и
животных.
Рассказывать о красоте при
роды, о животных. Наблю
дать за изображениями жи
вотных: изгиб тела, строй
ность лап, шеи, пластика пе
реходов одной части тела в
другую. Выделять особенно
сти животных. Наблюдать за
пропорциями частей тела
животных.
«Реальность и фантазия» (8 ч)
Знание понятия
«пропорция». Умение
соблюдать пропорции
при изображении
животного, передавать
характерные черты
изображаемого объекта.
Умение пользоваться
правилами художника
(начинать изображение с
общего абриса).
16.10
Текущий Участвовать в совместной
творческой деятельности
при выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
проектов; моделировать.
Тематически
й
23.10
Анализировать образец,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Текущий Осуществлять анализ
30.10
объектов с выделением
существенных и
несущественных
признаков; строить
рассуждения в форме
связи простых суждений
об объекте, его строении.
Использовать правила
пропорции при
изображении животного.
2 четверть
10 Изображение и фантазия
Комбинир
ованный
Осознать связь фантазии с
реальной жизнью. Наблюде
ние за фантастическими
Знание правил рисования
с натуры. Умение
выражать свои чувства,
Текущий Участвовать в
13.11
обсуждении содержания
и выразительных средств11 Украшение и реальность
Комбинир
ованный
12 Украшение и фантазия
Комбинир
ованный
образами. Выводы о связи
реальных и фантастических
объектов. Правила изобра
жения фантастических
образов. Использовать в
индивидуальной
деятельности гуашь.
Наблюдать за разнообразием
объектов природы. Осознать
красоту и неповторимость
этих объектов.
Высказываться и приводить
примеры из личного опыта.
Изображать при помощи
линий.
Наблюдение за конструктив
ными особенностями орна
ментов и их связью с приро
дой. Анализировать
орнаменты различных школ
народноприкладного
творчества. Создать
собственный орнамент
кокошника.
13
Постройка и реальность
Комбинир
ованный
Наблюдение за постройками в
природе. Определять форму,
материал. Учиться
самостоятельно, по своим
представлениям,
настроение с помощью
света, насыщенности
оттенков, изображать
форму, пропорции,
соединять воедино
образы животных и птиц.
Знание правил рисования
с натуры. Умение
рисовать ветку хвойного
дерева, точно передавая
её характерные
особенности форму,
величину, расположение
игл; правильно разводить
гуашевые краски.
Знание понятия
«орнамент»; приёма
выполнения узора на
предметах декоративно
прикладного искусства;
известных центров
народных
художественных
промыслов. Умение
выполнять кистью
простейшие элементы
растительного узора для
украшения кокошника.
Знание основных
приёмов работы с
бумагой. Умение
выполнять
моделирование форм
художественных
произведений. Строить
рассуждения в форме
связи простых суждений
об объекте, его строении.
Учитывать правила в
планировании и контроле
способа решения.
20.11
27.11
Текущий Учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем;
формулировать
собственное мнение и
позицию.
Текущий Анализировать образцы,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Проектировать изделие:
создавать образ в
соответствии с замыслом
и реализовывать его.
Текущий
04.12
Видеть и понимать
многообразие видов и
форм в природе;
конструировать
различные формы;14 Постройка и фантазия
Комбинир
ованный
15
16
БратьяМастера Изобра
жения, Украшения и По
стройки всегда работают
вместе (обобщение темы)
Комбинир
ованный
конструировать из бумаги,
используя основные приёмы
работы с этим материалом.
Работать в группах.
подводного мира, пла
нировать свою работу и
следовать инструкциям.
Сопоставлять современные
постройки и сказочные.
Использовать для
выразительности
композиции сходство и
контраст форм.
Наблюдать за разнообразием
форм новогодних
украшений, конструировать
новогодние игрушки в виде
зверей, растений, человека.
Работать в группах.
Текущий
Тематически
й
Знание основных приёмов
работы с бумагой. Умение
выполнять
моделирование
фантастических зданий,
передавать настроение в
творческой работе.
Знание правил
выполнения
коллективной работы.
Умение различать
основные и составные,
тёплые и холодные
цвета; сравнивать
различные виды и
жанры изобразительного
искусства; использовать
художественные
материалы.
давать эстетическую
оценку выполненных
работ, находить их
недостатки и корректи
ровать их.
Анализировать образец,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Анализировать образец,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Формулировать
собственное мнение и
позицию.
11.12
18.12
25.12
3 четверть
17
Выражение характера
изображаемых животных
Урок
введения в
новую
тему
«О чем говорит искусство» (10 ч)
Знание понятия
«художник анималист»;
творчества художников В.
Серова,
И. Ефимова, Т.
Мавриной,
М. Кукунова, В.
Ватагина. Умение
рисовать силуэты
Познакомиться с иллюстра
циями. Наблюдать за
настроением животных.
Выбирать и применять
выразительные средства для
реализации замысла в
рисунке. Рассказывать о
своих домашних питомцах:
поведение, игры, внешний
Текущий
15.01
Выражать своё
отношение к
произведению
изобразительного
искусства в выска
зывании, рассказе.
Участвовать в
обсуждении содержания
и выразительныхвид.
18
Выражение характера
человека в изображении;
мужской образ
Комбинир
ованный
Анализировать картины из
вестных художников: образ
героя картины. Наблюдение
за изображением доброго
лица и злого. Познакомиться
с понятием «внутренняя кра
сота». Работать в группах
вариативно.
19
Выражение характера
человека в изображении;
женский образ
Комбинир
ованный
20 Образ человека и его
характер, выраженный в
объеме
Комбинир
ованный
Анализировать картины из
вестных художников: образ
героя картины. Наблюдение за
изображением доброго лица и
злого. Закрепить понятие
«внутренняя красота». Работать
в группах вариативно.
Анализировать скульптуры.
Наблюдать за средствами
выразительности в изобра
жении добрых и злых героев.
Выполнить работу из
пластилина или глины.
животных; передавать
свои наблюдения и
переживания в рисунке;
передавать в тема
тических рисунках
пространственные
отношения; правильно
разводить и смешивать
гуашевые краски.
Знание понятия
«внутренняя красота».
Умение изображать
мужской образ;
выполнять творческую
работу; передавать в
рисунках пространст
венные отношения,
реализовать свой
замысел.
Знание понятия
«внутренняя красота».
Умение изображать
женский образ;
выполнять творческую
работу; передавать в
рисунках пространст
венные отношения,
реализовать свой
замысел.
Знание основных жанров
и видов произведений
изобразительного
искусства. Умение
передавать образ
человека и его характер,
средств. Изображать
животное на основе
своих наблюдений.
Давать оценку своей
работе по заданным
критериям.
Текущий
22.01
Понимать взаимосвязь
изобразительного
искусства с литературой
и музыкой. Находить
общие черты в ха
рактере произведений
разных видов искусства.
Давать оценку своей
работе по заданным
критериям.
Текущий Понимать взаимосвязь
29.01
изобразительного
искусства с литературой.
Находить общие черты в
характере произведений
разных видов искусства.
Давать оценку своей
работе по заданным
критериям.
Участвовать в
совместной творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
05.02
Текущий21 Изображение природы в
разных состояниях
Комбинир
ованный
Вспомнить правила работы с
пластичными материалами.
Работать в группах
вариативно.
Рассказывать по своим на
блюдениям о различных со
стояниях природы. Анализи
ровать на основе сказки А.С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке» разные состояния
моря. Рассмотреть картины
художников маринистов.
Предлагать свои варианты
изображения моря в разных
состояниях.
используя объём;
выполнять
коллективную
творческую работу;
самостоятельно
выбирать материалы
для творчества;
передавать в рисунках
пространственные
отношения.
Знание понятия
«художник маринист».
Умение изображать
природу в разных со
стояниях; выполнять
коллективную
творческую работу;
самостоятельно
выбирать материал для
творческой работы,
передавать в рисунках
пространственные
отношения, реализовать
свой замысел;
правильно разводить и
смешивать гуашевые
краски.
проектов.
Моделировать.
Давать оценку своей
работе по заданным
критериям.
Текущий
12.02
Выражать своё
отношение к
произведению
изобразительного
искусства в выска
зывании, рассказе.
Участвовать в
обсуждении содержания
и выразительных
средств. Изображать
море на основе своих
наблюдений. Давать
оценку своей работе и
работе товарища по
заданным критериям.
22 Человек и его украшения.
Выражение характера
человека через украшения
Комбинир
ованный
Рассмотреть предметы с
элементами декора. Опреде
лить причину желания
людей украшать свои вещи.
Изучить, какими средствами
выразительности
пользуются народные
Знание правил
выражения характера
человека через
украшение. Умение
сравнивать виды и
жанры изобразительного
искусства (графика,
Текущий Анализировать и
сопоставлять
произведения разных
видов искусства. Образно
воспринимать искусство
и окружающую
действительность.
19.0223
Выражение намерений через
украшение. «Морской бой
Салтана и пиратов»
Комбинир
ованный
24 Образ здания и его
назначение
Комбинир
ованный
умельцы. Выяснить
причины различия
украшений одних и тех же
предметов. Приводить при
меры, используя свои
наблюдения. Освоить основы
изобразительного языка ху
дожников.
Учиться выражать намерения
через украшения. Выяснить,
какими средствами пользу
ются художники для выраже
ния своих намерений. Закре
пить знания по составлению
орнамента. Делать выводы.
Наблюдать за конструкциями
зданий. Осознать, что внеш
ний вид здания соответствует
жильцу по характеру. Делать
выводы о взаимосвязи Мас
теров Постройки, Изобра
жения и Украшения.
Проектировать сказочный
город, учитывая материалы.
Работать в группе.
живопись, декоративно
прикладное искусство);
узнавать отдельные
произведения
выдающихся
отечественных и
зарубежных художни
ков, называть их
авторов.
Знание правил
составления орнаментов;
тёплые и холодные цвета.
Умение определять
форму, размер, после
довательность
выполнения работы;
соблюдать правила
составления
коллективной работы,
оценивать результат.
понятия
Знание
«украшение».
Умение
передавать настроение в
творческой работе с
помощью цвета,
тона,
композиции и формы;
выбирать и применять
выразительные средства
для реализации замысла в
работе.
Умение пла
нировать свою работу в
группе и реализовывать
замысел.
Текущий
Различать произведения
ведущих центров на
родных художественных
ремёсел России.
Понимать ценность
искусства в соответствии
гармонии человека с
окружающим миром.
Участвовать в
совместной творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ и
реализации несложных
проектов.
Моделировать коллек
тивное панно и давать
оценку итоговой работе.
Текущий Участвовать в совместной
творческой деятельности
при выполнении учебных
практических работ и реа
лизации несложных
проектов. Моделировать
сказочный город из
выбранных самостоятельно
материалов и давать
оценку итоговой работе
26.02
05.03
25
26
В изображении, украшении и
постройке человек выражает
свои чувства, мысли,
Комбинир
ованный
Наблюдать за конструкциями
зданий. Осознать, что внешний
вид здания соответствует
Знание понятия
Тематически
«украшение». Умение
передавать настроение в
й
Участвовать в совместной
творческой деятельности
при выполнении учебных
12.03
19.03настроение
жильцу по характеру. Делать
выводы о взаимосвязи Мастеров
Постройки, Изображения и
Украшения. Проектировать
сказочный город, учитывая
материалы. Работать в группе.
творческой работе с
помощью цвета, тона,
композиции и формы;
выбирать и применять
выразительные средства
для реализации замысла в
практических работ и реа
лизации несложных
проектов. Моделировать
сказочный город из
выбранных самостоятельно
материалов и давать
оценку итоговой работе
работе. Умение пла
нировать свою работу в
группе и реализовывать
замысел.
«Как говорит искусство» (8 ч)
Знание средств
художественной
выразительности, поня
тия «цвет»; тёплые и
холодные цвета. Умение
высказывать простейшие
суждения о картинах;
передавать свои
наблюдения и
переживания в рисунках;
передавать в тема
тических рисунках
пространственные
отношения; правильно
разводить гуашевые
краски.
Знание средств
художественной
выразительности, поня
тия «цвет»; тёплые и
холодные, звонкие и
глухие цвета. Умение
высказывать простейшие
суждения о картинах;
Текущий Участвовать в
02.04
обсуждении содержания
и выразительных
средств. Понимать
ценность искусства в
соответствии гармонии
человека с окружающим
миром. Изображать
замок Снежной
королевы, используя тёп
лые и холодные цвета.
Давать оценку своей
работе и работе
товарища по заданным
критериям
Участвовать в
обсуждении содержания
и выразительных
средств. Понимать
ценность искусства в
соответствии гармонии
человека с
окружающим миром.
09.04
Текущий
4 четверть
27 Цвет как средство выражения:
«теплые» и «холодные» цвета
Урок
Наблюдать за цветом в картинах
введения в
новую
тему
художников. Понимать, с
помощью каких художест
венных средств художник до
бивается того, чтобы нам стало
понятно, что и зачем он
изображает. Делать выводы о
том, что цвет придает до
полнительную эмоциональную
выразительность произведению
28
Цвет как
средство
выражения:
«тихие»
(«глухие»)
и «звонкие»
цвета
Комбинир
ованный
Беседовать о возможностях
цвета в создании настроения.
Подобрать цвета для изо
бражения грусти,
печали,
тревоги, нежности. Провести
параллель с музыкой. Выяснить,
какой отрывок соответствует
образу нежному и светлому, а29
Линия как средство
выражения: ритм линий
Комбинир
ованный
30 Линия
как
выражения: характер линий
средство
Комбинир
ованный
какой тревожный и тяжёлый.
Уяснить возможности цветов:
чёрного, белого, серого. Создать
шкалу оттенков серого цвета
Сравнивать фотографии с
видами весны в разные ме
сяцы. Определять понятие
ритма в природе. Делиться
своими наблюдениями. Со
отнести свои представления
с музыкальным
произведением, с отрывками
описания весны в рассказе
Пришвина. Изобразить
ручьи на рисунке с
предыдущего урока.
Рассмотреть и сравнить
предложенные ветки, сде
лать выводы: у берёзы ветки
нежные, гибкие, а у дуба
мощные, похожие на лапы
дракона. Учиться выражать
характер работы с помощью
линий.
31
Ритм пятен как средство
выражения
Комбинир
ованный
Рассмотреть и сравнить кар
тины известных художников;
выявить, какими выразитель
передавать свои наблю
дения и переживания в
рисунках; передавать в
тематических рисунках
пространственные
отношения; правильно
разводить гуашевые
краски.
Знание понятий:
«пейзаж», «ритм»;
творчества художников
пейзажистов. Умение
самостоятельно
компоновать сюжетный
рисунок; передавать в
тематических рисунках
пространственные
отношения; правильно
разводить гуашевые
краски; последовательно
вести линейный рисунок
на заданную тему.
Умение различать
основные и составные
цвета; сравнивать
различные виды и жанры
изобразительного искус
ства; использовать
художественные
материалы, использовать
линии для изображения
характера работы.
Знание понятий: «ритм и
движения пятна»,
«аппликация»; техники
Текущий
Текущий
Изображать весеннюю
землю, используя
звонкие и глухие цвета.
Давать оценку своей
работе и работе то
варища по заданным
критериям.
Участвовать в
обсуждении содержания
и выразительных
средств. Понимать
ценность искусства в
соответствии гармонии
человека с
окружающим миром.
Изображать весенний
пейзаж. Давать оценку
своей работе и работе
товарища по заданным
критериям.
Анализировать образец,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Давать оценку своей
работе и работе
товарища по заданным
критериям.
16.04
23.04
Текущий Участвовать в
обсуждении содержания
и выразительных
30.0432 Пропорции выражают
характер
Комбинир
ованный
33
Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции
средства
выразительности
Комбинир
ованный
средствами
ными
они
пользовались; познакомиться
с ещё одним выразительным
средством это ритм и дви
жения пятна. Выполнить за
дание в технике аппликации.
Наблюдать за пропорциями
тела, массы, длины рук и ног.
Соотносить части тела по раз
меру. Выполнить изделие из
пластичных
материалов.
Закрепить основные приёмы
обработки
пластичных
материалов.
Обобщить свои знания о
средствах выразительности.
Планировать свои действия и
следовать плану. Использо
вать свои знания в выражении
своих замыслов.
Начать
создание коллективного панно
и дать оценку совместной
деятельности.
выполнения апплика
ции. Умение делать
выводы на основе
рассуждений; составлять
композицию, последова
тельно её выполнять;
составлять
последовательность и
придерживаться ритма.
Знание понятия
«пропорция»; приёмов
обработки пластичных
материалов. Умение вы
бирать материл для
работы; выражать
характер изделия через
отношение между ве
личинами (пропорцию).
Знание средств
выразительности. Умение
применять средства
выразительности;
работать в группе,
использовать
художественные мате
риалы, использовать
средства
выразительности для изо
бражения характера
работы.
Текущий
средств. Понимать
ценность искусства в
соответствии гармонии
человека с окружающим
миром. Моделировать
коллективное панно и
давать оценку итоговой
работе.
Анализировать образец,
определять материалы,
контролировать и
корректировать свою
работу. Оценивать по
заданным критериям.
Формулировать
собственное мнение и
позицию.
Текущий Участвовать в
обсуждении содержания
и средств
выразительности.
Понимать ценность
искусства в соответствии
гармонии человека с
окружающим миром
Изображать весенний
пейзаж. Давать оценку
своей работе и работе
товарища по заданным
критериям.
07.05
14.05
34
Обобщающий урок
года
Контрольн
о
обобщающ
ий
Обобщить свои знания по
теме года «Искусство и ты».
Назвать ведущие идеи каж
дой четверти. Использовать
Знание основных
жанров и видов
произведений изобра
зительного искусства;
Итоговый Участвовать в
21.05
обсуждении содержания
и выразительных
средств. Пониматьсвои знания в выражении
своих ответов. Закончить
создание коллективного пан
но и дать оценку совместной
деятельности.
ведущих
художественные музеев
России; художников.
Умение высказывать
простейшие суждения о
картинах и предметах
декоративно
прикладного искусства.
ценность искусства в
соответствии гармонии
человека с окружающим
миром. Моделировать
коллективное панно и
давать оценку итоговой
работе.
28.05
35
Резервный урок.
Примечание: В соответствии с годовым календарноучебным графиком общеобразовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год количество
часов составляет 34. Данная программа согласно расписанию будет реализована раньше, поэтому в календарнотематический план включены резервные
уроки для повторения и закрепления пройденного материала в конце учебного года .