Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе
Образовательной системы «Школа 2100». Федерального государственного образовательного стандарта. Примерной основной образовательной программы. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь¬ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»)Программы по изобразительному искусству, 4 класс. О.А. Куревиной, Е.Д.
1Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
составлена на основе
1. Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г.
№ 273ФЗ).
2. Приказа Минобрнауки России от 31марта 2014 года № 253 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 20142015 учебный год»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря
2009 года №17785)
4. Положения о рабочих программах в МБОУ: Морозовская ООШ
5. Календарного плана работы МБОУ: Морозовская ООШ на 20142015 учебный год
6. Расписания уроков МБОУ: Морозовская ООШ на 20142015 учебный год.
7. Образовательной системы «Школа 2100». Федерального государственного
образовательного стандарта. Примерной основной образовательной программы. В 2х
книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под
науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2е, испр. М. : Баласс, 2011. 416 с.
(Образовательная система «Школа 2100»)
8. Программы по изобразительному искусству, 4 класс. О.А. Куревиной, Е.Д.
Ковалевской
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части
общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в
искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных
произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов
изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых
компетенций) в проектной деятельности.
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
21. Расширение художественноэстетического кругозора (начальные темы каждого
учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства,
его классификацией).
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и
эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на
языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу
мастера»).
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы,
относящиеся к истории искусства).
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и
инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка,
графики, пластики.
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Особенности программы
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на
практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять
грамотно анализировать
различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их
собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными
практическими умениями для выполнения собственных творческих работ:
разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся
продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько
применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию.
Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в
учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не
столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет
уметь их применять в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем
изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и
желательно быть связанными с какойлибо практической деятельностью (писать,
рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и
возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все
задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний
и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и
правил.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом
минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны
усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. Таким
образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём
заданий в учебнике и рабочей тетради.
3Рабочая программа ориентирована на использование учебника .
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. Прекрасное
рядом с тобой»: Учебник для 3 класса. М.: Баласс, 2014
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ: Морозовская ООШ, рабочая программа
рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю)
УМК:
для учителя:
1. Программа по изобразительному исскуству, 4 класс, Образовательная система
«Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.
Примерная основная образовательная программа. В 2х книгах. Книга 2. Программы
отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.
Фельдштейна. Изд. 2е, испр. М. :Баласс, 2011. 416 с. (Образовательная система
«Школа 2100»)
2. Учебник «Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 4 класса. О.А.
Куревина, Е.Д Ковалевская, М.: Баласс, 2014г.
3. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» для 4 класса. О.А. Куревина, Е.Д
Ковалевская, М.: Баласс, 2014г.
4. Куревина, Е.Д Ковалевская.
Методические рекомендации для учителя.
Изобразительное искусство. Разноцветный мир» 4 класс, М.: Баласс, 2012г
для учащихся:
1. Учебник «Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 4 класса. О.А.
Куревина, Е.Д Ковалевская, М.: Баласс, 2014г.
2. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» для 4 класса. О.А. Куревина, Е.Д
Ковалевская, М.: Баласс, 2014г.
Контроль знаний и умений осуществляется в рабочей тетради («Разноцветный
мир» для 4 класса. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, М.: Баласс, 2014г.).
Содержание программы
Все краски жизни (32 часа, 1 час в неделю)
I.Основные художественноэстетические понятия.
Настроение в декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Законы
построения произведения искусства.
Ритм, колорит, фактура, композиция в декоративноприкладном и изобразительном
искусстве.
Образ как часть и целое. Образназвание. Совокупность всех средств художественной
выразительности в создании целостного образа(цвет, форма, фактура, композиция).
Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.
Театр как синтетический вид искусства (образ, обрамления, и оформления).
4II. Основы композиции.
1.Средства художественной выразительности.
2.Обобщённые знания о единстве формы и содержания как средства существования
изобразительного искусства.
III.Из истории развития искусств.
От искусства нового времени к искусству современности.
Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства и связи
улитарного и эстетического в них.
Содержание программы.
1. Общее представление о художественных материалах.
Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении
художественных произведений различных видов.
2.Основы композиции.
Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного
художественного изобразительного (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива,
колорит, композиция, фактура) и пластического образа(Фактура материала, его
пластичность).
3.Компоненты изобразительной деятельности.
Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение
частей, композиция, свет и тень).
Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.
Простейший анализ художественного произведения (художественный образ, как
единство формы и содержания), его структура.
Роль эмоционального состояния при создании художественного образа .Знакомствос
особенностями современного дизайна, фотографии, компьютерной графики.
Восприятие художественного образа как средство игармонизации человека в
контексте художественного процесса.
Музеи мира.
Региональный компонент.
Виды работ
Использование различных материалов в соответствии с художественным замыслом.
Конструирование трансформера.
Закрепление навыков пользования средствами художественной выразительности:
цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура. Их
роль в создании образа.
Знание особенностей технологического процесса создания художественного образа в
зависимости от используемого материала (получение и моделирование цвета, набросок и
прорисовкасмешанные техники и др.)
Коллаж.
Связь художественных ассоциаций с жизненными впечатлениями человекаи их передача
в образе.
Знакомство с компьютерной графикой.
Пользование фотошопом.
Знакомство с основами дизайна.
Сценический дизайн, сценография.
Оформление книги.
Дизайн ордежды. Театральный костюм.
Знакомство с музеями мира(обзор): Эрмитаж., Третьяковская галерея, Русский музей,
Лувр, Уффици).
5Создание классного музея.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на
практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять
грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём
особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными
практическими умениями для выполнения собственных творческих работ:
разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися
продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в
тексте, сколько применить полученные знания к конкретному
практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший
самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради,
усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить
определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их
применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве
придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем
изложенным критериям(прежде всего требовать творческого применения
знаний) и желательно быть связанными с какойлибо практической
деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня
знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости
выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип
минимакса).Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное
повторение важнейших понятий, законов и правил.
.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с
принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования
программы),который должны усвоить все ученики, но и максимум, который
могут усвоить школьники.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо
6б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других
людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных
задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными
и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку
художественнотворческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого,
метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в
учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
7б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»
являются:
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт,
пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр,
историческая живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись,
фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садовопарковая
скульптура), икона, дизайн, художникдизайнер, фотография, градация светотени,
рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная
перспектива перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,
пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
рассказывать о живописны произведениях с использованием уже изученных
понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных
произведений;
уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в
различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы
предметов;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью градаций
светотени);
разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
работать в смешанной технике;
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров
Хохломы и Гжели).
5. Умение анализировать произведения признанных мастеров изобразительного
искусства и рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Наличие понятий об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих, штрих
для графики.
Условные обозначения:
ПП – печатное пособие (Тетрадь на печатной основе)
ПК – персональный компьютер
МП – мультимедийный проектор
8КП – компьютерная презентация
АП аудиоприложения
Х хрестоматии
Э – энциклопедии
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Использовать технологию оценивания образовательных достижений (учебных
успехов) учащихся – в соответствии с развивающей, личностно ориентированной
Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е.
насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат свои действий,
контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным
контролем и оцениванием;
4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень
деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать
гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к
искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения
останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую
жизнь.
Нормы оценивания по ИЗО
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применитьполученные знания на
практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
9характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
10Календарнотематическое планирование уроков
изобразительного искусства в 4 классе
Тема урока
Дата
прове
дени
урока
Раздел 1. Монументальнодекоративное искусство (13 часов)
Кол
во
часов
04.09
Монументальнодекоративное искусство. Рождение монументальной
живописи. Что такое фреска.
Монументальнодекоративное искусство. Что такое мозаика и витраж.
Русская икона. Звенигородская находка.
Монументальная скульптура.
Новые виды искусств: дизайн и фотография.
На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа.
Изучаем работу мастера (Д.Митрохин «Яблоки»)
Градация светотени. Рефлекс. Падающая тень.
Градация светотени. Рефлекс. Падающая тень.
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.
Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
Раздел 2. Новые виды искусства. (3 часа)
11.12
18.12
25.12
Раздел 3. На пути к мастерству . (19 часов)
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.
Композиция и ее основные законы.
Композиция и ее основные законы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15.01
22.01
29.01
05.02
21
12.02
22
23
24
25
26
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская
резьба по дереву.
Линейная перспектива.
Линейная перспектива. Старый город.
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А.Дайнеко
«Оборона Севастополя», П.Оссовский «Салют Победы») Коллективный
проект «Альбом Славы»
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А.Дайнеко
«Оборона Севастополя», П.Оссовский «Салют Победы») Коллективный
проект «Альбом Славы»
Фигура человека. Пропорции.»Быстрее, выше, сильнее»
Фигура человека. Пропорции.
Фигура человека. Пропорции.
Фигура человека. Пропорции.
Для любознательных: китайский рисунок кистью.
1127
01.04
28
29
30
31
32
33
34
35
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05
27.05
Для любознательных: родная история и искусство – русский народный
театр.
Кукольный спектакль по сказке С. Козлова «Снежный цветок»
Кукольный спектакль по сказке С. Козлова «Снежный цветок»
Кукольный спектакль по сказке С. Козлова «Снежный цветок»
Учимся видеть: Эрмитаж
Проекты. Панно к праздникам.
Проекты. Панно к праздникам.
Музеи мира.
Музеи Ростовской области.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12Развёрнутое календарнотематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе
№
п/п
Тема урока
Коли
чест
во ча
сов
Тип
урока
Элементы
содержания
Характеристика деятельности
учащихся. Универсальные
учебные действия (УУД)
Форма и вид
контроля
1.
1
Монументально
декоративное
искусство.
Рождение
монументальной
живописи.
Что
такое фреска.
Раздел 1. Монументальнодекоративное искусство (13 часов)
1
Урок
Индивидуаль
наяпарная
развития
умений и
навыков
Знать об
исторических
традициях
русского
народа,
устройство
русской избы.
Украшения
избы.
Рассказывать о происхождении
монументальной живописи, об
особенностях фресковой
живописи, о таких мастерах
фрески, как Феофан Грек и
Андрей Рублёв.
иметь представление о таких
техниках монументально
Материально
–
техническое
обеспечение
урока
Дата
прове
дения
урока
а
к
в
о
р
и
т
к
е
р
р
о
К
05.09
Стихи
С. Есенина
ПП
С№1
Гуашь, кисти
132.
3.
4.
Монументально
декоративное
искусство. Что
такое мозаика и
витраж.
1
1
Урок
развития
умений и
навыков
Русская икона.
Звенигородская
находка.
Монументальная
скульптура.
1
1
1 Урок
развития
умений и
навыков
Комбиниро
ванный урок
Рождение
монументаль
ной
живописи.
Что такое
фреска.
Особенности
этой
техники.
Фрески А.
Рублёва. Что
такое
мозаика и
витраж.
История
иконы на
Руси
Памятники
войны.
Индивидуаль
наяпарная
декоративного искусства, как
мозаика и витраж.
Выбирать последовательность
действий; оценивать ход и
результат выполнения работы;
участвовать в осуждении
учебной задачи.
12.09
ПК
КП№1
МП
Э№2
Бумага,
картон,
пластилин,
ножницы.
Рассказать об истории иконы на
Руси.
иметь представление о
звенигородских иконах,
написанных Андреем Рублёвым.
понимать задачи дизайна и уметь
рассказывать о его
происхождении и целях работы
художниковдизайнеров.
Индивидуаль
ная парная
Индивидуаль
ная парная
19.09
26.09
ПП
АП
С
Гуашь, кисти.
ПК
КП№2
МП
С№1
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь.
145.
6.
7.
8
Что должен
учитывать
дизайнер в
своей работе.
Виды
фотографий.
Художествен
ная
фотография.
Украшения в
народном
костюме.
Иметь представление о
различных видах фотографии,
отличать художественные
фотографии от других видов
этого искусства.
Выбирать последовательность
действий; оценивать ход и
результат выполнения работы;
участвовать в осуждении
учебной задачи.
Иметь представление о
своеобразии русской природы,
деревенской местности, ее
жителях, специфике их труда.
Новые виды
искусств: дизайн
и фотография.
1
Комбиниро
ванный урок
1
На пути к
мастерству.
Родная природа.
Поэт пейзажа.
Изучаем работу
мастера
(Д.Митрохин
«Яблоки»)
Градация
светотени.
Рефлекс.
Падающая тень.
1
1
1
1
1
1
1
Комбиниро
ванный урок
Комбиниро
ванный урок
Знать характер
сельского
труда, образы
связанные с
ним, повадки и
особенности
домашних
животных
Урок лекция Техника
отмывки,
светотеневой
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
03.10
С№2
Э№3
ПП
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
Индивидуаль
ная
10.10
17.10
24.10
С №2
Э №3
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
С№2
Э№2
ПП
АП
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПК
КП№3
МП
ПП
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком
изобразительного искусства:
Индивидуаль
ная парная
159
10
11
12
13
Градация
светотени.
Рефлекс.
Падающая тень.
Композиция на
заданную тему.
Оформление
творческих
работ.
Композиция на
заданную тему.
Оформление
творческих
работ.
Зарисовки
животных. Твоя
мастерская: от
зарисовок к
иллюстрации.
Зарисовки
животных. Твоя
мастерская: от
зарисовок к
иллюстрации.
1
1
1
1
1
1
Комбиниро
ванный урок
эскиз.
Падающая тень
донести свою позицию до
собеседника;
Уметь слушать и понимать
высказывания собеседников.
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
1
Комбиниро
ванный урок
1
Комбиниро
ванный урок
Одежда и
оружие
древнерусских
воинов
княжеской
дружины.
Ремесленные
цеха.
Архитектура
Западной
Европы
Осуществлять практический
поиск и открытие нового знания и
умения; анализировать и читать
графическое изображение
(рисунки).
воплощать мысленный
образ в материале с опорой (при
необходимости) на графические
изображения, соблюдая приемы
безопасного и рационального
труда.
1
Комбиниро
ванный урок
Зарисовки
животных
1
Комбиниро
ванный урок
Эскиз, рисунок,
фактура
Выбирать последовательность
действий; оценивать ход и
результат выполнения работы;
участвовать в осуждении
учебной задачи.
Коллективная
, групповая
Коллективная
,групповая
Коллективная
, групповая
Индивидуаль
ная парная,
групповая
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПК
КП№3
МП
ПП
ПК
КП№4
МП
Бумага,
клей,
ножницы,
гуашь
ПК
МП
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПК
КП№6
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПП
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
1614
15
16
Для
любознательных
Отмывка.
гризайль. Чудеса
акварели.
Композиция и ее
основные
законы.
Пространство на
бумаге.
Композиция и ее
основные законы
Фотографии.
Художественная
фотография.
1
1
1
Раздел 2. Новые виды искусства. (3 часа)
1
Урок
развития
умений и
навыков
Отмывка.
гризайль.
Чудеса
акварели
1
1
Комбиниро
ванный
урок
Конструкция,
символика.
Планировать.
С помощью учителя и под его
руководством организовывать
свою деятельность: работать, а в
малых группах, осуществлять
сотрудничество.
осуществлять самоконтроль
качества выполненной работы
(соответствие предложенному
образцу или заданию),
корректировку хода работы и
конечного результата..
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
Урок
развития
умений и
навыков
Композиция и
ее основные
законы
Выбирать последовательность
действий; оценивать ход и
результат выполнения работы;
участвовать в осуждении
учебной задачи.
Индивидуаль
ная групповая
Раздел 3. На пути к мастерству . (18часов)
17
12.12
19.12
26.12
ПК
КП№6
МП
ПП
АП
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПК
КП№7
МП
С№2
Э№4
ПП
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПК
КП№8
МП
ПП
Бумага, клей ,
ножницы,
гуашь.1
1
1
2
17
18
19
Родная история
и искусство.
Нижегородские
промыслы.
Резные узоры
(рельеф).
Линейная
перспектива.
Передача
светотени
цветными
карандашами.
Старый город.
Линейная
перспектива
2021
Родная история
и искусство.
Изучаем работы
мастеров
(А.Дайнеко
Комбиниро
ванный
урок
Урок
развития
умений и
навыков
Изображение
природы,
людей через
детали,
характерные
для
художников
гор и степей.
Знакомство со
своеобразием
разных древних
городов.
Образы
теремной
архитектуры.
Проектный
урок
Древние
города.
Урок
развития
умений и
навыков
Героиборцы,
защитники.
Памятники
героям.
Овладевать навыками:
Рисование цветными
карандашами;
Рисование простым карандашом
(передача объема предмета с
помощью светотени);
Построения растительного
орнамента с использованием
различных видов его композиции;
Различных приемов работы
акварельными красками;
Работы гуашевыми красками.
Регулятивные УУД
Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного. Выбирать
последовательность действий;
оценивать ход и результат
выполнения работы; участвовать
в осуждении учебной задачи.
Познавательные УУД
Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
18
Индивидуаль
ная парная,
групповая
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
Индивидуаль
ная парная,
групповая
Групповая
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
ПК
КП№9
МП
АП
ПП
Иллюстрации
к былинам и
русским
сказкам.
ПК
КП№10
МП
АП
ПП
Э№4
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПП
АП
ПК
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
ПК
КП №11
МП
ПП
С№1«Оборона
Севастополя»,
П.Оссовский
«Салют Победы»)
Коллективный
проект «Альбом
Славы»
Фигура
человека.
Пропорции.
Быстрее, выше,
сильнее.
22
23 25 Фигура человека.
Пропорции.
26
Китайский
рисунок кистью.
Алфавит.
Шрифтовая
композиция.
1
3
1
Урок
лекция
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
полученную на уроке.
Сравнивать и группировать
произведения изобразительного
искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
Пропорции
человеческой
фигуры,
различие
мужской и
женской
фигуры
Олимпийские
спортсмены.
Эскиз, рисунок,
фактура
Эмоционально воспринимать и
оценивать произведения
искусства:
чувствовать образный характер
различных произведений
искусства, замечать и понимать,
для чего и каким образом
художники передают свое
отношение к изображенному, на
картине.
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
Индивидуаль
наяпарная,
групповая
Э№2
АП
Колыбельные
песни
Бумага, клей,
ножницы,
гуашь
АП
ПК№12
ПП
С№1,2
Э№1,2,4
ПК
КП№12
МП
Э№1
ПП
Бумага,
ножницы, гуашь
клей,
Шрифтовая
композиция
Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Индивидуаль
ная
ПП
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27
Родная история
1
Комбиниро Театрбалаган, Планировать
Индивидуаль ПК
03.04
19и искусство.
Русский
народный театр.
ванный
урок
фигурка, фон,
задник
декорации
28
29
30
Кукольный
спектакль по
сказке С.
Козлова
«Снежный
цветок»
Кукольный
спектакль по
сказке С.
Козлова
«Снежный
цветок»
Кукольный
спектакль по
сказке С.
Козлова
«Снежный
цветок»
1
1
1
Монтаж,
спектакль,
театрбалаган,
фигурка, фон,
задник,
кулиса
Пропорции,
пропорциональ
ная сетка,
пропорции
сказочных
персонажей
Комбиниро
ванный
урок
Урок
развития
умений и
навыков
Комбиниро
ванный
урок
последовательность
практических действий для
реализации поставленной задачи.
с помощью учителя и под его
руководством организовывать
свою деятельность: работать, а в
малых группах, осуществлять
сотрудничество.
осуществлять самоконтроль
качества выполненной работы
(соответствие предложенному
образцу или заданию),
корректировку хода работы и
конечного результата.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком
изобразительного искусства:
донести свою позицию до
собеседника;
Уметь слушать и понимать
высказывания собеседников.
Эмоционально воспринимать и
оценивать произведения
искусства:
наяпарная,
групповая
Индивидуаль
ная парная.
Индивидуаль
ная парная,
групповая
Индивидуаль
ная парная,
групповая
КП №13
МП
ПП
С№1
Э№2
АП
Колыбельные
песни
ПП
АП
ПК
10.04
ПП
17.04
24.04
2031
Учимся видеть:
Эрмитаж
1
Урок
лекция
3234 Проекты. Панно
3
к праздникам.
Урок
развития
умений и
навыков
Пропорции
человеческой
фигуры,
различие
мужской и
женской
фигуры
Олимпийские
спортсмены.
чувствовать образный характер
различных произведений
искусства, замечать и понимать,
для чего и каким образом
художники передают свое
отношение к изображенному, на
картине. Познавательные УУД
Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
08.05
Индивидуаль
ная парная,
групповая
АП
ПК№14
ПП
С№1,2
Э№1,2,4
Индивидуаль
ная
15.05
22.05
29.05
ПК
КП№15День
победы
день защиты
детей
МП
21Приложение
Описание материально – технического оснащения
образовательного процесса
№п\п
1
2
3
4
5
Название технического средства обучения
Компьютер
Принтер
Телевизор с встроенным DVD
Музыкальный центр
Интерактивная доска
Компьютерные презентации
1. Что такое мозаика и витраж.
2. Монументальная скульптура.
3. Падающая тень.
4. Одежда и оружие древнерусских воинов княжеской дружины.
5. Зарисовки животных.
6. Чудеса акварели.
7. Композиция и ее основные законы
8. Художественная фотография
9. Нижегородские промыслы
10. Линейная перспектива
11. Оборона Севастополя
12. Фигура человека. Быстрее, выше, сильнее
13. Русский народный театр.
14. Эрмитаж
15. День защиты детей
Словари
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
Толковый словарь. В. Даль.
Энциклопедии
1. Великие живописцы.
2. Энциклопедия живописи для детей. 100 великих художников.
3. Энциклопедия для детей. Искусство.
4. Энциклопедия. Искусство. Изобразительное и декоративно –
прикладное искусство.
2216. Что такое мозаика и витраж.
17. Монументальная скульптура.
18. Падающая тень.
19. Одежда и оружие древнерусских воинов княжеской дружины.
20. Зарисовки животных.
21. Чудеса акварели.
22. Композиция и ее основные законы
23. Художественная фотография
24. Нижегородские промыслы
25. Линейная перспектива
26. Оборона Севастополя
27. Фигура человека
28. Русский народный театр.
29. Эрмитаж
30. День защиты детей
23