Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".
Оценка 4.9

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
3 кл
22.04.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".
Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе по программе "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочей программе отражены: пояснительная записка по предмету, содержание программы, планируемые результаты, учебно- тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, оценка достижений планируемых результатов, материально-техническое обеспечение.Текстовый документ содержит печатный материал и таблицы.
ИЗО.docx
Пояснительная записка      Рабочая  программа по изобразительному искусству для 3а класса составлена на  основе:  Основная  образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней школы № 527 разработана в соответствии с нормативно­правовыми документами:  Конституция Российской Федерации;  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  СанПин,   2.4.2.1178­02   «Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;  Приказ МОиН РФ  № 1067 от 19.12.2012 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего   образования   и   имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год";  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);  Устав МБОУ СОШ №9 ;      Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011. ( Стандарты второго поколения)  Программы курса «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой, «Просвещение»,2012г  /Система учебников «Перспектива» 1­4 классы.  Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.       Учебный  план  МБОУ  «Средняя общеобразовательная  школа  №9  городского  округа  город    Кумертау Республики Башкортостан» на 2014­2015учебный год        Локальный   акт   образовательного     учреждения     (об   утверждении     структуры   рабочей программы) Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования) Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.  Изучаются   такие   закономерности   изобразительного   искусства,   без   которых   невозможна ориентация   в   потоке   художественной   информации.   Учащиеся   получают   представление   об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы   избежать   излишней   детализации,   расчлененности   и   препарирования   явлений,   фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.  Содержание   художественного   образования   предусматривает   два   вида   деятельности   учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно­творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух   сторон   жизни   человека   в   искусстве,   раскрыть   характер   диалога   между   художником   и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом   учитывается   собственный   эмоциональный   опыт   общения   ребенка   с   произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.  Наряду   с   основной   формой   организации   учебного   процесса   –   уроком   –   рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при   прохождении   отдельных   тем   рекомендуется   использовать   межпредметные   связи   с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи   в   природе),   математикой   (геометрические   фигуры   и   объемы),   трудом   (природные   и искусственные материалы, отделка готовых изделий).  Основные содержательные линии В     программе   выделены   три   содержательные   линии,   реализующие   концентрический   принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его   с   учетом   конкретного   этапа   обучения:   «Мир   изобразительных   (пластических)   искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1час в неделю (34 ч).  Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального   общего   образования,   примерной   программы   начального   общего   образования   по предмету   «Изобразительное   искусство»,   основной   образовательной   программы   начального общего. Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной   деятельности,   развитие  индивидуальности,  дарования   и   творческих способностей ребенка.  Изучаются   такие   закономерности   изобразительного   искусства,   без   которых   невозможна ориентация   в   потоке   художественной   информации.   Учащиеся   получают   представление   об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы   избежать   излишней   детализации,   расчлененности   и   препарирования   явлений,   фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.  Содержание   художественного   образования   предусматривает   два   вида   деятельности   учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно­творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух   сторон   жизни   человека   в   искусстве,   раскрыть   характер   диалога   между   художником   и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом   учитывается   собственный   эмоциональный   опыт   общения   ребенка   с   произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.  Наряду   с   основной   формой   организации   учебного   процесса   –   уроком   –   рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при   прохождении   отдельных   тем   рекомендуется   использовать   межпредметные   связи   с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи   в   природе),   математикой   (геометрические   фигуры   и   объемы),   трудом   (природные   и искусственные материалы, отделка готовых изделий).  Цели обучения В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:     развитиеспособности   к   эмоционально­ценностному   восприятию   произведений изобразительного   искусства,   выражению   в   творческих   работах   своего   отношения   к окружающему миру; освоениепервичныхзнаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно­ прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка; овладениеэлементарнымиумениями, навыками, способами художественной деятельности;  воспитание  эмоциональной   отзывчивости   и   культуры   восприятия   произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств:   любви   к   родной   природе,   своему   народу,   Родине,   уважение   к   ее   традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задачи, реализуемые в 3 классе: 1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура,   декоративно­прикладное   искусство,   с   их   особенностями,   художественными материалами   и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства. 2. Познакомить   учащихся   с   жанрами   пейзажа   и   натюрморта,   с   некоторыми   произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах. 3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой. 4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать. 5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее. 6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки. Содержание рабочей программы ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)     народов                          Развитие эмоционально­эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно­прикладного   искусства,   отражающих   единство   и   многообразие   мира,   сходство мотивов,   сюжетов,   приемов   художественной   обработки   материалов   в искусстве   России   и других мира.       Формирование   эстетических   представлений   и   художественных   умений в работе:       с цветом как   основным   выразительным   средством   живописи.   Возможности   цвета в передаче   своеобразия   природы   (цветов,   плодов,   ландшафтов)   в разных   местах   Земли. Продолжение   знакомства   с приемами   работы   акварелью,   гуашью,   тушью,   фломастерами. Возможности   нюансных   и   контрастных   цветовых   сочетаний   в создании   определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях,   мазки   плоские   и   заостренные).   Экспериментирование   с цветом:   тональная   и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое бумаге;   Роль линии в различных   видах       с   изобразительного   искусства   (графика,   живопись,   декоративно­прикладное   искусство, скульптура,   архитектура).   Черно­белые   и   цветные силуэты. Способы   получения   силуэтных изображений   (заливка   контура   тоном,   цветом;   штамп,   трафарет,   набойка   и т. д.). Передача объема с помощью   света   и   тени.   Отражение   в рисунке   характерных особенностей формы (округлость,   плоскостность,   удлиненность,   наклон   и т. д.);   передача пропорций частей   и   целого   в изображении   предметов   комбинированной   формы.   Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы графическими средствами   выразительности. растяжение по   сырой   цвета сухой   и центр,         ритм, статика, динамика,   силуэт,     симметрия   и   асимметрия,   ритм, художественно­творческой (горизонт,   уровень   зрения,   изменение   тона   по   мере   удаления   предметов   от   зрителя);       по   составлению   станковой   композиции (на   примерах   натюрморта,   пейзажа,   портрета, сюжетно­тематической   композиции).   Продолжение   знакомства   со   средствами   композиции: зрительный равновесие;       по   составлению   декоративной   композиции (декоративный   натюрморт,   сюжетно­ тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы   декоративного   обобщения   природных   форм   и   предметов:   выделение   главных признаков,   упрощение   или   усложнение   второстепенных   деталей,   укрупнение,   уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на   плоскости,   условность   форм.       Опыт деятельности:       изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины»,   «Как   красивы   русские   зимы»).   Отражение   своеобразия   природы   своего   края. Передача   ближних   и   дальних   планов   с помощью   темных   и   светлых   оттенков,   изменения насыщенности   цвета;   передача   цветовой   гаммы   морского   пейзажа   («Глубокая   вода   не мутится»);       изображение   натюрморта   с натуры,   по   памяти   и   представлению. Выполнение зарисовок   отдельных   предметов   (цветов,   овощей,   фруктов,   новогодних   игрушек,   гирлянд). Рисование   натюрморта   с использованием   сближенной   или   контрастной   цветовой   гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов,   цветовой   окраски.   Передача   цветовых   различий   тени   и   света,   колорита, соответствующего  искусственному  освещению  («Каждая  изба  удивительных  вещей  полна»);       изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»).   Создание   портретного   женского   образа   («Дорогие,   любимые,   родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы   («Чужой   земли   не   хотим,   а своей   не   отдадим»),   создание   карнавальной   маски с передачей матушки­зимы;       составление   сюжетно­тематических   и   декоративных   композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости   в движениях   фигур   человека,   смысловой   связи   между   ними.   Создание   эскиза композиции   «Широкая   Масленица»   с последующим   выполнением   ее   в материале   на   уроках труда   в технике   обрывной   мозаики.   Выполнение   композиции   «Салют   Победы»   с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта. образа в ней       ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА (17 часов)   эмоционально­эстетического   восприятия произведений   народного       Развитие декоративно­прикладного   искусства,   отражающих   общность   представлений   разных   народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально­ региональные   различия   художественно­образного   языка   традиционного   зодчества,   керамики, подносов, одежды.       Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы­символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных.   Особенности   орнамента   деревянной   резьбы   (в декоре   избы),   жостовского   подноса игрушки, (имитация) памятников своеобразия художественно­творческой (каймы   и   центральной   части),   гжельской   керамики,   павловских   шалей,   лоскутного   шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных   мотивов   (в японском   искусстве   воздушных   змеев),   кайма,   зеркально­ симметричный,   сетчатый   орнамент;   характер   элементов   (геометрический,   растительный   и зооморфный). деятельности:       Опыт       ознакомление   с русской   деревянной   и   каменной   архитектурой. Символика   орнаментов в декоре   крестьянского   дома   Русского   Севера:   повтор   традиционной   схемы   узоров   фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор,   что   город,   изба,   что   терем»),   создание   красоты   образа   древнего   города   («Город чудный...»),   могущества   крепостей­монастырей   («Россия   державная»).   Отражение   в рисунках регионального архитектуры;       ознакомление   с богородской   резной   игрушкой. Сравнительные   особенности   игрушек   из дерева —   токарной,   топорно­щепной,   резной.   Своеобразие,   пластичность   форм   богородской игрушки,   специфика   приемов   резьбы.   Отражение   в забавном   образе   игрушки   представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок   (повтор,   вариации)   богородских   игрушек,   составление   эскиза   собственной   игрушки с последующим   конструированием   (имитация   на   основе   импровизаций)   на   уроках   труда;       ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов   росписи   (послойное   кистевое   письмо).   Упражнения   по   освоению   этапов   росписи (замалевка,   тенежка,   бликовка,   чертежка)   на   основе   повтора   и   вариаций.   Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием росписью;       ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация)   для   росписи   майоликовой   тарелки   («Родные   края   в росписи   гжельской майолики»);       ознакомление   с народным   костюмом   народов   России   (Сибири)   и мира   (Финляндии, Латвии). Знакомство   с традиционной зимней   одеждой   народа   саами (лопари,   лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);       продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном   и   южном   костюмном   комплексе,   регионального   своеобразия   в костюме   разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов   русской   вышивки.   Рисование   отгадок   на   загадки   о русском   народном   костюме;       знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки,   былины   или   спектакля   на   историческую   тему   («Жизнь   костюма   в театре»);       ознакомление   с искусством   павловских   шалей. Плат —   головной   убор   в костюме   русской крестьянки.   Зарубежные   истоки   русских   шалей.   Творческое   освоение   орнаментального   строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной   земли   (роза,   шиповник,   незабудки,   ромашки   и т. д.).   Восточные   мотивы —   «огурец», «перец»,   «опахало».   Цветовая   гамма   (контрастная,   нюансная;   с включением   основного   цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков.   Композиционные   схемы   ритмического   строя   узоров   для   шали.   Создание   варианта труда   и     на   уроках для украшения композиции орнаментальной платка;       ознакомление   с искусством   лоскутного   шитья. Особенности   композиции,   характер орнаментальных   мотивов   (геометрические —   квадрат,   треугольник,   прямоугольник).   Модуль лоскутного   шитья —   квадрат —   символ   дома.   Композиционные   схемы   узоров   лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному;   контрастная —   с подбором   лоскутков   контрастных   оттенков).   Создание   эскиза орнамента   для   лоскутного   коврика   («То   дорого,   что   доброго   мастерства»)   с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда. Планируемые результаты  формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного     искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно­ прикладное искусство); применять   главные   средства   художественной   выразительности   живописи,   графики, скульптуры,   декоративно­прикладного   искусства   в   собственной   художественной творческой деятельности; полученные   знания   и   умения   использовать   в   практической   и   повседневной   жизни   для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного   искусства   при   посещении   художественных   выставок   и   музеев изобразительного искусства и народного декоративно­прикладного творчества. Требования к уровню подготовки обучающихся     В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:       знать/понимать:       • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и  жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;       понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное  декоративно­прикладное искусство;       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров       • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного цвета;       • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь вещи);       • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно­тематической композиции);средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, равновесие;       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                   уметь:       • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, иголкой;       • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, цвет; с материалом, конструкцию, ступенчатого назначением растяжения пропорции, строение, формой стекой, шилом, кистью декора ритм,   клея,   для и     их               и от     по   удаления мере   их в рисунке предметов композициях в соответствии с передаваемым       • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков настроением;       • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;  учитывать в рисунке особенности  изображения ближних  и дальних  планов, изменение цвета зрителя;       •   применять   основные   средства   художественной   выразительности   в рисунке   и   живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно­тематических и декоративных замысла;       •   рисовать   кистью   без   предварительного   рисунка   элементы   жостовского   орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;      выполнять   сюжетно­тематические   и   декоративные   композиции   по   собственному   замыслу,   по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани       использовать   приобретенные   знания   и   умения   в практической   деятельности:       • выражать свое эмоционально­эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного   декоративно­прикладного   искусства,   к окружающему   миру;   чувствовать   гармонию в сочетании предметов;       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно­прикладного искусства;       • воспитывать нравственно­эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира; в очертаниях, и   форме   пропорциях   цветов,   с учетом     Планируемые результаты Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов: Личностные результаты  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.  Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе.     Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты Познавательные: 1. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера. 2. Использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для   создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации, передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст   с   помощью   клавиатуры,   фиксировать   (записывать)   в   цифровой   форме   измеряемые величины   и   анализировать   изображения,   звуки,   готовить   свое   выступление   и   выступать   с аудио­,   видео­   и   графическим   сопровождением;   соблюдать   нормы   информационной избирательности, этики и этикета. 4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями   и   задачами;   осознанно   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с   задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям 6. Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Регулятивные: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации;   определять   наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: 1. Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий. Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся Оценка достижений планируемых результатов В   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на   выявление   и   оценку   образовательных   достижений   учащихся   с   целью   итоговой   оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.  Особенностями системы оценки являются:  комплексный   подход   к   оценке   результатов   образования   (оценка   предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование   планируемых   результатов   освоения   основных   образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка   успешности   освоения   содержания   отдельных   учебных   предметов   на   основе системно­деятельностного   подхода,   проявляющегося   в   способности   к   выполнению учебно­практических и учебно­познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание   внешней   и   внутренней   оценки   как   механизма   обеспечения   качества образования;          использование   персонифицированных   процедур     итоговой   оценки   и   аттестации обучающихся   и   неперсонифицированных   процедур   оценки   состояния   и   тенденций развития системы образования; уровневый   подход   к   разработке   планируемых   результатов,   инструментария   и представлению их; использование   накопительной   системы   оценивания   (портфолио),   характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; использование   контекстной   информации   об   условиях   и   особенностях   реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.   Оценка личностных результатов Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки: Вторым   методом   оценки   личностных   результатов   учащихся   используемым   в образовательной   программе   является   оценка  личностного   прогресса   ученика  с   помощью портфолио, способствующего  формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта  не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных   результатов   учащихся   отражает   эффективность   воспитательной   и образовательной деятельности школы.  Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов  предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных       сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально­положительном   отношении   обучающегося   к   образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового,   овладение   умениями   и   новыми   компетенциями,   характер   учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; сформированности   основ   гражданской   идентичности   —   чувства   гордости   за   свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и   мира;   развития   доверия   и   способности   к   пониманию   и   сопереживанию   чувствам других людей; сформированности   самооценки,   включая   осознание   своих   возможностей   в   учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности   мотивации   учебной   деятельности,   включая   социальные,   учебно­ познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам   решения   проблем,   приобретению   новых   знаний   и   умений,   мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания   моральных   норм   и   сформированности   морально­этических   суждений, способности   к   решению   моральных   проблем   на   основе   децентрации   (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.      способность   обучающегося   принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачи; самостоятельно   преобразовывать   практическую   задачу   в   познавательную;   умение планировать   собственную   деятельность   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение   существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач; способность   к   осуществлению   логических   операций   сравнения,   анализа,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установлению   аналогий,   отнесению   к известным понятиям; умение   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при   решении   учебных   проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. действий   обучающихся,   которые   направлены   на   анализ   своей   познавательной   деятельности   и управление ею. К ним относятся: Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное  содержание оценки метапредметных результатовна ступени начального общего   образования   строится   вокруг   умения   учиться.   Оценка   метапредметных   результатов проводится   в   ходе   различных   процедур   таких,   как   решение   задач   творческого   и   поискового характера,   учебное   проектирование,   итоговые   проверочные   работы,   комплексные   работы   на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка предметных результатов Достижение   предметных   результатов   обеспечивается   за   счет   основных   учебных   предметов. Поэтому   объектом   оценки   предметных   результатов   является   способность   учащихся   решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания,   так   и   в   ходе   выполнения   итоговых   проверочных   работ.   Результаты   накопленной оценки,   полученной   в   ходе   текущего   и   промежуточного   оценивания,   фиксируются,   в   форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.  Предметом итоговой оценки   освоения   обучающимися   основной   образовательной   программы   начального   общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Основным   инструментом   итоговой   оценки   являются   итоговые   комплексные   работы   – система   заданий   различного   уровня   сложности   по   чтению,   русскому   языку,   математике   и окружающему миру. В   учебном   процессе   оценка   предметных   результатов   проводится   с   помощью диагностических   работ   (промежуточных   и   итоговых),   направленных   на   определение   уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ –   по   русскому   языку,   родному   языку,   математике   –   и   итоговой   комплексной   работы   на межпредметной основе.  Системная   оценка   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.  Оценка "5"  учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4"  учащийся   полностью   овладел   программным   материалом,   но   при   изложении   его   допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка "3" учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2"  учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. Учебно­ методическое и материально ­ техническое обеспечение учебного процесса 1. Примерные   http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/ программы   начального   общего   образования. 2. Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М.,  Дрофа, 2013. 3. Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. – М., Просвещение, 2013. 4. Шпикалова   Т.   Я.,   Ершова   Л.   В.,   Макарова   Н.   Р.   и   др.   Изобразительное   искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2012. 5. Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 3 класс. – М., Просвещение, 2013. 6. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений. – М., Просвещение, 2012. Литература 1. Галлямова Л. Г. Краски Башкирии. – Уфа: Китап, 1997. 2. Геронимус. 150 уроков труда. 3. Башкирский народный орнамент. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. 4. Дидактический материал по трудовому обучению. 1 класс. 5. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль, академия развития, 1997. 6.Порте П. Учимся рисовать от А до Я. – М.: ООО «Мир книги», 2004. 7. Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. – Уфа: Китап, 1993. Календарно – тематическое  планирование  по изобразительному искусству Класс3 № п/п Тема урока 1 семестр (5 часов) «Земля одна, а цветы на ней разные». «В жостовском подносе ­ все цветы  России». Русские лаки. «О чем может рассказать русский  поднос». «Каждый  художник урожай своей  земли хвалит». Натюрморт.  «Славный урожай» 2 семестр (5 часов) «Лети, лети бумажный змей».  Орнамент народов мира. «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их  дела». «Живописные просторы Родины».  Пейзаж. Пространство и цвет. «Родные края в росписи гжельской  майолики 3 семестр  (5 часов) «Двор, что город.  Изба, что терем».  В мире народного творчества. «То ли терем, то ли царев дворец». «Каждая птица своим пером  красуется».  Живая природа. «Каждая изба удивительных вещей  полна». Натюрморт. 4 семестр  (6 часов) «Русская зима». Пейзаж в графике. «Зима не лето, в шубу одета».  Орнамент народов мира. «Зима за морозы, а мы за праздники». Карнавальные фантазии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Колич. часов Дата проведения урока Примечани Планир. Фактич. е 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Всякая  красота фантазии да умения требует». Маски. «В  каждом посаде в своем наряде».  Узоры­обереги в русском народном  костюме. «Жизнь костюма в театре».  Сценический костюм героев. 5 семестр  (6 часов) «Россия державная».  В мире народного зодчества.  Памятники архитектуры. «Город чудный…» Памятники архитектуры. «Защитники земли русской».  Сюжетная композиция. «Дорогие любимые, родные».  Женский портрет. «Широкая Масленица» Сюжетно­декоративная композиция. 6 семестр  (7 часов) «Красота и мудрость народной  игрушки». Зарисовка игрушек. «Город чудный…» Памятники архитектуры. «Защитники земли русской».  Сюжетная композиция. «Дорогие любимые, родные».  Женский портрет. «Широкая Масленица» Сюжетно­декоративная композиция. «Красота и мудрость народной  игрушки». Зарисовка игрушек. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2014 г.                 «____»_________2014 г.                       Приказ №_______                 __________________                                                                                    от «___» __________2014 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – изобразительное искусство Учитель – Наседкина Марина Николаевна Ступень образования – начальное общее образование  Класс – 3а Количество часов в неделю – 1 час Количество часов в год – 34 часа Срок реализации программы – 2014 ­ 2015 уч. год системы   учебников   «Перспектива», Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Перспектива»,   курс «Изобразительное искусство». Авт. Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 2012. Базовый   учебник   –  Т.   Я.   Шпикалова.   Изобразительное   искусство.   3 класс. М.: «Просвещение», 2012 г. 2014г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2014 г.                 «____»_________2014г.                       Приказ №_______                  __________________                                                                                    от «___» __________2014 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – математика Учитель – Наседкина Марина Николаевна Ступень образования – начальное  общее образование  Класс – 3а Количество часов в неделю – 5 часов  Количество часов в год – 170 часов Срок реализации программы – 2014 ­ 2015 уч. год Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Перспектива», системы учебников «Перспектива», курс «Математика». Авт. Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013. Базовый учебник –  Л. Г. Петерсон. Математика. 3 класс. В 3 ч. М.: «Ювента», 2013г. 2014 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2014 г.                 «____»_________2014 г.                       Приказ №_______                 __________________                                                                                    от «___» __________2014 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – окружающий мир Учитель – Наседкина Марина Николаевна Ступень образования ­ начальное  общее образование Класс – 3а Количество часов в неделю – 2  часа  Количество часов в год – 68 часов Срок реализации программы – 2014 ­ 2015 уч. год Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Перспектива», системы учебников «Перспектива», курс «Окружающий мир». Авт. А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2013. Базовый учебник – А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2013 г.  2014 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2013 г.                 «____»_________2013 г.                       Приказ №_______                 __________________                                                                                    от «___» __________2013 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – родной язык и литература Учитель – Самарина Марина Викторовна Ступень образования ­ начальное  общее образование  Класс – 3б Количество часов в неделю – 3 часа Количество часов в год – 102 часа Срок реализации программы – 2013 ­ 2014 уч. год Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Планета знаний», системы учебников «Планета знаний», курс «Русский язык». Авт. Л. Я. Желтовская.  М.: Просвещение, 2006. Базовый учебник – Л. Я. Желтовская. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2006 г. 2013 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2014 г.                 «____»_________2014 г.                       Приказ №_______                 __________________                                                                                    от «___» __________2014 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – труд Учитель – Наседкина Марина Николаевна Ступень образования ­ начальное  общее образование  Класс – 3а Количество часов в неделю ­  1 час Количество часов в год ­  34 часа Срок реализации программы – 2014 ­ 2015 уч. год Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Перспектива», системы учебников «Перспектива», курс «Технология». Авт.   Н.   И.   Роговцева,   Н.   В.   Богданова,   Н.   В.   Добромыслова.   М.: Просвещение, 2013. Базовый учебник – Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова,  Н. В. Добромыслова. 3 класс. М.: «Просвещение», 2013 г. 2014 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2014 г.                 «____»_________2014 г.                       Приказ №_______                 __________________                                                                                    от «___» __________2014 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – русский язык Учитель – Наседкина Марина Николаевна Ступень образования ­ начальное  общее образование  Класс – 3а Количество часов в неделю – 5 часов Количество часов в год – 170 часов Срок реализации программы – 2014 – 2015 уч. год Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Перспектива»,   системы   учебников   «Перспектива»,   курс   «Русский язык». Авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2012. Базовый учебник – Л Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012 г. 2014 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                            Согласовано                                            Утверждаю              засед. ШМО                                 Зам. директора  по УВР                         Директор МБОУ СОШ № 9 Протокол №__                              _______/Л. В. Мастюнина/ от «__»  ______2014 г.                 «____»_________2014 г.                       Приказ №_______                 __________________                                                                                    от «___» __________2014 г. _________/С. Х. Агишева/ Рабочая учебная программа Наименование предмета  – литературное чтение Учитель – Наседкина Марина Николаевна Ступень образования ­ начальное  общее образование  Класс – 3а Количество часов в неделю – 4 часа Количество часов в год – 136 часов Срок реализации программы – 2014 – 2015 уч. год Планирование   составлено   на   основе  сборника   рабочих   программ «Перспектива», системы учебников «Перспектива», курс «Литературное чтение». Авт. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.  М.: Просвещение, 2013. Базовый учебник – Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская,  В. Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение», 2013 г.  2014 г

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".

Рабочая программа по изобразительному искусству. (3 класс) Программа "Перспектива".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017