Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
искусство
5 кл
03.09.2017
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.Целью данной программы является эстетическое осмысление учащимися действительности. Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Более того, искусство должно способствовать формированию такой эмоциональной культуры подростков, которая обеспечит становление гармоничной, самодостаточной и счастливой личности. В содержание предмета входят эстетическое восприятие искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Программа логически развивает идеи начальной школы, способствует формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях отечественного и зарубежного изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.
рабочая программа 5 кл 17-18 г.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя
общеобразовательная школа №1 имени 70летия Победы в Великой Отечественной войне»
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол №1 от ________2017г
Утверждено
Директор МОБУ СОШ №1
_____________ /В.А.Есипова/
«_____»__________20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
5 класс
Разработана: учителем изобразительного искусства
Киреевой Анной Вячеславовной 2017 2018 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативная основа программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован Минюстом
России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644; в ред. приказа от 31.12.2015 №1577);
Основная образовательная программа основного общего образования
МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 1 имени 70летия Победы в
Великой Отечественной войне» на 2017 2022 гг.;
Учебный план МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 1 имени 70
летия Победы в Великой Отечественной войне» на 2017 2018 гг.
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на
развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в
различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной
культуры.
В программе предусмотрена практическая художественнотворческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы
разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, театра, фото и
киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой
деятельности:
ценностноориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративноприкладная деятельность (основы народного и декоративно
прикладного искусства);
художественноконструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественнотворческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
2 Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения
знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Целью данной программы является эстетическое осмысление учащимися
действительности. Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественнотворческой деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Более того,
искусство должно способствовать формированию такой эмоциональной культуры
подростков, которая обеспечит становление гармоничной, самодостаточной и счастливой
личности. В содержание предмета входят эстетическое восприятие искусства и практическая
художественная деятельность учащихся. Программа логически развивает идеи начальной
школы, способствует формированию опыта художественнотворческой деятельности,
способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим
ценностям, запечатленным в произведениях отечественного и зарубежного изобразительного
искусства, воспитанию эмоциональнонравственного отношения к миру и осознанию себя в
этом мире.
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Задачи обучения:
развитие
образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, способности к
эмоциональноценностному восприятию произведения изобразительного искусства и
действительности, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру, формирование понимания красоты;
художественнотворческих способностей учащихся,
освоение школьниками знаний о выразительных средствах и социальных функциях
живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры, основ знаний по истории культуры, а именно основных направлений
,стилей в изобразительном искусстве, а также творчества выдающихся художников
прошлого и настоящего;
овладение учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности
(с натуры, по памяти, представлению, воображению);
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
3 Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер,
включает основы разных видов визуально пространственных искусств: живопись, графику,
скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративноприкладное искусство. Учебный материал
представлен программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно
нравственную сущность художественного образования «Виды пластических искусств»,
«Жанры изобразительного искусства», «Язык пластических искусств и художественный
образ», «Стили и направления в изобразительном искусстве», « История изобразительного
искусства», «Художественнотворческая деятельность».
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34
ч. для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5 классах, из
расчета 1 ч в неделю.
Обучение осуществляется по учебнику:
5 класс Горяева Н.А. Островская О.В. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2016 год.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО
КУРСА.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края (Оренбургской области, п. Саракташа), основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
4 школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях(готовность к исследованию природы Оренбургской области, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы,
к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности в Саракташском районе);
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
‒ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
‒ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
‒ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
‒ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
‒ формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
‒ обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
‒ определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
‒ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
‒ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
5 ‒ выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
‒ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
‒ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
‒ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;
‒ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
‒ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
‒ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
‒ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
‒ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
‒ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
‒ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
‒ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
‒ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
‒ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
самостоятельно.
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
‒ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
‒ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
‒ свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
‒ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
‒ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
‒ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6 Обучающийся сможет:
‒ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
‒ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
‒ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
‒ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
‒ ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
‒ демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся сможет:
‒ подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
слов;
сходство;
‒ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
‒ выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
‒ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления
‒ выделять явление из общего ряда других явлений;
‒ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
‒ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
‒ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
‒ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
‒ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации
‒ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
‒ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
‒ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
7 вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинноследственный анализ;
‒ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
‒ обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
‒ определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
‒ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
‒ строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
‒ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
‒ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
‒ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
‒ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
‒ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
‒ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
‒ определять возможные роли в совместной деятельности;
‒ играть определенную роль в совместной деятельности;
‒ принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
‒ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
‒ строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
‒ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
‒ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
‒ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
‒ выделять общую точку зрения в дискуссии;
‒ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
‒ организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
8 распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
‒ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
средства;
‒ определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
‒ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
‒ представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
‒ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
‒ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
деятельности;
рамках диалога;
‒ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
‒ создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
‒ использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
‒ использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
‒ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
Обучающийся сможет:
‒ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
‒ выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
‒ выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
‒ использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
‒ использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
‒ создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
‒ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
‒ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
‒ формировать множественную выборку из поисковых источников для
9 объективизации результатов поиска;
‒ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
‒ определять свое отношение к природной среде;
‒ анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
‒ проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
‒ прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
‒ распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
‒ выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Предметные:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств.
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Ученик научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
10 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративноприкладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной
формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
различать виды и материалы декоративноприкладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве
11 как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
культуре зрительского восприятия;
Ученик получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведениям искусства;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
III.
5 класс должен соблюсти преемственность с начальной школой, дать основы изобразительной
грамоты. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры.
«Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты».
Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного
быта. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые
действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных
особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в
народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).Русская матрёшка.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство
Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и
дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Современное
выставочное искусство. Ты сам мастер (витраж, мозаика).
Народное художественное творчество –
12 неиссякаемый источник самобытной красоты –
34 часа.
№
Наименование
разделов, тем
Колво
часов
Элементы содержания
1 четверть «Древние корни народного искусства»
1
Солярные знаки.
1
2 четверть «Связь времен в народном искусстве»
6
2
Орнамент как основа
декоративного
украшения.
7
Праздничный народный
4
2
3
4
5
Древние образы в
народном творчестве.
Русская изба: единство
конструкции и декора.
Крестьянский дом как
отражение крестьянской
жизни
Конструкция и декор
предметов народного
быта
1
2
2
2
Декоративные решения традиционных образов в
народном искусстве: орнаментах народной
вышивки, резьбе и росписи по дереву.
Многообразное варьирование трактовок
изображения.
Создание выразительных декоративнообобщенных
изображений на основе традиционных образов.
Освоение навыков декоративного обобщения в
процессе выполнения практической творческой
работы.
Целостность образного строя традиционного
крестьянского жилища, выраженного в его
трёхчастной структуре и декоре. Символическое
значение, содержательный смысл знаковобразов в
декоративном убранстве избы. Отдельные детали
декоративного убранства избы как проявление
конструктивной, декоративной и изобразительной
деятельности.
Создание эскизов декоративного убранства избы.
Конструктивные декоративные элементы
устройства жилой среды крестьянского дома.
Интерьеры крестьянских жилищ у разных народов,
находить в них черты национального своеобразия.
Создание цветовой композиции внутреннего
пространства избы.
Декор не только украшение, но и носитель
жизненно важных смыслов.
характерные черты украшения предметов
народного быта, свойственные народным
мастерамумельцам.
Изображение выразительной формы предметов
крестьянского быта и украшение её.
Особенности образного языка народной
(крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок
традиционных образов.
Создание самостоятельного орнаментального
построения вышивки с опорой на народную
традицию. Выделять величиной, выразительным
контуром рисунка, цвета, декором главный мотив
(матьземля, древо жизни, птица света и т. д.),
дополняя его орнаментальными поясами.
Особенности декора народного праздничного
13 костюм
8
9
Национальные
особенности орнамента
народов России.
действия
Обрядовые
народного праздника.
Тест по итогам 1
полугодия.
1
1
костюма с мировосприятием и мировоззрением
наших предков. Понимание образного строя
народного праздничного костюма, давать ему
эстетическую оценку.
Создавать эскизы(северорусский и южнорусский)
народного праздничного костюма, его отдельных
элементов на примере северорусского или
южнорусского костюмов, выражать в форме,
цветовом решении, орнаментике костюма черты
национального своеобразия.
Особенности декора орнаментальной вышивки в
костюмах других народов России. Различие
национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России.
Праздник как важное событие, как синтез всех
видов творчества (изобразительного, музыкального,
устнопоэтического и т.д.).
Ценность уникального крестьянского искусства
как живой традиции, питающей живительными
соками современное декоративноприкладное
искусство.
3 четверть «Связь времен в народном искусстве»
10 Древние образы в
2
народных игрушках.
История возникновения современной народной
игрушки. Сравнение формы, декора игрушек,
принадлежащих различным художественным
промыслам. Распознавать и называть игрушки
ведущих народных промыслов (дымковская,
филимоновская, каргопольская игрушки).
Осуществление собственного художественного
замысла, связанного с созданием выразительной
формы игрушки и украшением её декоративной
росписью в традиции одного из промыслов.
Владение приёмами создания выразительной
формы в опоре на народные традиции.
История возникновения русской матрёшки.
Разновидности матрешек, особенности росписи.
Создание эскиза матрешки.
Знакомство с гжельской росписью, её
особенностями.
Эскиз подноса гжельской росписью. Осваивать
приёмы гжельского кистевого мазка «мазка с
тенями».
Выявлениё общности и различия в городецкой и
гжельской росписях, определение характерных
особенностей произведений городецкого промысла.
Освоение основных приёмов кистевой росписи
Городца. Создание композиции росписи в традиции
Городца.
Особенности хохломской росписи, её элементы:
14
11 Русская матрёшка.
12 Искусство Гжели.
13
Городецкая роспись.
14 Хохлома.
2
2
2
2 15 Жостово, щепа, роспись
по лубу и дереву,
тиснение и резьба по
бересте.
1
«травка», «кудрина», «розан», «купавка».
Создать композицию травной росписи в единстве с
формой, используя основные элементы травного
узора.
многоцветье цветочной росписи на подносах с
красотой цветущих лугов.
Знакомство с изделиями мастеров Русского
Севера, с особенности мезенской деревянной
росписи, её ярко выраженной графической
орнаментикой.
Важность сохранения традиционных
художественных промыслов в современных
условиях
4 четверть «Связь времен в народном искусстве».
16 Современное
2
выставочное искусство.
17
18
Ты сам мастер.
Витраж.
Ты сам мастер.
Мозаика.
19 Связь времен в народном
искусстве.
Тест по итогам 2
полугодия.
2
2
1
Материалы и техника современного декоративно
прикладного искусства ( майолика, керамика,
терракота, ансамбль, фактура художественное
стекло, гнутое стекло металл, ковка, литье,)
Витраж, его разновидности, способы и материалы
изготовления. Разработка эскиза мозаичного панно.
Мозаика, её разновидности, способы и материалы
изготовления. Разработка эскиза мозаичного панно.
Обобщение темы четверти.
15
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.