Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл
22.11.2018
Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа город Салават Республики Башкортостан УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №7» г. Салавата _______________ Е.В.Вяхирева Приказ от «___»_______20____г. №_____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» уровень образования: _основное_ общее образование, 5а, 5б, 5в классы срок реализации: __2018 - 2019__ учебный год количество часов в неделю: _1_ час Составитель: Уткина_____________ Татьяна Владимировна__________, ФИО (полностью) учитель изобразительного искусства______________ высшей категории _____ должность СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей физической культуры, музыки, ИЗО, искусства, ОБЖ, технология от «30 »_августа 2018г. № 1 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ __Т.А.Горюнова_____ «______»__________________ 20____ г. Салават 2018 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес¬кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Актуальностью изучения данного предмета является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе¬дневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей программы для 5 класса. Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует: развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Рабочая программа составлена в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ №7» г. Салавата, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального закона от 29.12.2014г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Данная рабочая программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9кл.» Просвещение, 2015. Учебник – Горяева .Н .А., Островская О. В «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека\ под редакцией Б. М. Неменского – М,: Просвещение, 2014. Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 34 часа (из расчета 1 час в неделю) для обязательного изучения искусства в 5 классе. Одна из главных целей преподавания изобразительного искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и пони¬мать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. Цели: эстетически воспитывать учащихся, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с изобразительным искусством. Задачи: формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос¬приятия визуального образа реальности и произведений изобразительного искусства; - освоение художественной культуры как формы материального вы¬ражения в пространственных формах духовных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; - развитие творческого опыта как формирование способности к са¬мостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традици¬ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра¬женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь¬ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художе¬ственной культуры; - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали¬зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио¬нально-нравственной оценки; - овладение основами культуры практической работы различными ху¬дожественными материалами и инструментами для эстетической ор¬ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Программа строится так, чтобы дать обучающемуся представле¬ния о значении изобразительного искусства в их личностном становлении. Преду¬сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме¬ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа обучающихся на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отно¬шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Также программа предусматривает внедрение на отдельных занятиях регионального компонента. Систематическое освоение художественного наследия помога¬ет осознавать изобразительное искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску ис¬тины. На протяжении обучения в 5 классе обучающиеся знакомят¬ся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульп-туры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искус¬ство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание ху¬дожественной культуры своего народа, а также знакомство с но¬выми видами искусства и сложным многоголосием современного изобразительного искусства. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др. Формы обучения, применяемые на уроках изобразительного искусства: беседа, экскурсия, викторина, лекция, диспут, КВН. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна¬ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на¬рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур¬ное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от¬ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу¬ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении мо¬ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от¬ветственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и со¬трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь¬ной, творческой деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети¬ческого характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро¬ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де¬ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де¬ятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ¬ствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея¬тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно¬ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу¬ментировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе¬ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля¬ется в процессе освоения учебного предмета: - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного изобразительного искусства, изобразительное искусство современности); - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея¬тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра¬фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); - развитие потребности в общении с произведениями изобразитель¬ного искусства, освоение практических умений и навыков вос¬приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор¬мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Учащиеся должны знать: - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); - несколько народных художественных промыслов России; Учащиеся должны уметь: - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.) - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: - восприятия и оценки произведений искусства; - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во¬ображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Древние корни народного искусства» 9ч Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Вводное занятие. (1ч) Древние образы в народном искусстве. (1ч) Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз¬ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо¬значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бу¬мага. Убранство русской избы. (2ч) Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас-тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен¬тами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. Внутренний мир русской избы. (1ч) Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес¬тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме¬тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. Конструкция, декор предметов народного быта. (1ч) Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру¬да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате¬риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ-ного быта, выявление символического значения декоративных эле¬ментов. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. Русская народная вышивка. (1ч) Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен¬тальных построений в вышивках на полотенце. Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы. Народный праздничный костюм. (2ч) Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно¬образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це-лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об¬разном строе народной праздничной одежды. Задание: создание эскизов народного праздничного костю¬ма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел¬ки, пастель. Народные праздничные обряды (обобщение темы. (1ч) Календарные народные праздники — это способ участия чело¬века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес¬кое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается про¬смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы¬ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища. «Связь времен в народном искусстве». (8 ч) Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Древние образы в современных народных игрушках.(1ч) Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ¬ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг-рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг¬рушек. Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украше¬ние ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп¬ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки¬сти для росписи. Искусство Гжели (1ч) Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур¬ность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас¬тяжением, дополненный изящной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью. Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти. Городецкая роспись.(1ч) Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Ос¬новные приемы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городец¬кой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован¬ная под дерево бумага. Хохлома.(2ч) Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про¬изведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (1ч) Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага 16 тема Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях борисовских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи. Материалы: пластилин, банка, стеки. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).(1ч) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб¬щения информации о тех промыслах, которые не были затрону¬ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. Декор – человек, общество, время. (10ч) Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Белгородской области. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Зачем людям украшения.(1ч) Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ¬значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци¬альную роль ее хозяина. Эта роль ска¬зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Задание: рассмотрение и обсужде¬ние (анализ) разнообразного зритель¬ного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.(2 ч) Роль декоративно-прикладного ис¬кусства в Древнем Египте. Подчеркива¬ние власти, могущества, знатности еги¬петских фараонов с помощью декора¬тивно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Задание: 1. Выполнение эскиза ук¬рашения (солнечного ожерелья, под¬вески, нагрудного украшения-пектора¬ли, браслета и др.), в котором исполь¬зуются характерные знаки-символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти. Одежда «говорит» о человеке. (3 ч) Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламента¬ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха ба¬рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнеки¬тайское своими формами, орнаменти¬кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же ¬выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер¬кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес-сиональному признакам. Черты торжественности, параднос¬ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обще¬стве. Одежда буржуазии, простых горо-жан. Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». (2ч) Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обще¬стве. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебе¬ли и отдельных предметов, а также раз¬ных по величине фигур людей в наряд¬ных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Материалы: бумага, гуашь, большие и ма¬ленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. О чём рассказывают нам гербы. (1ч) Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Республики Башкортостан. История создания герба Салавата. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. Задания: Создание по образцу гербов (коллективная работа). Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы. 27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про¬изведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства (Витраж) Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства ( мозаичное панно) Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Современное выставочное искусство. (2ч) Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно¬го искусства (художественная керами¬ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками ¬мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе¬ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра¬за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Задание: восприятие (рассматрива¬ние) различных произведений совре¬менного декоративного искусства; рас¬суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де¬коративного образа в конкретном мате¬риале, с пониманием выражения «про¬изведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства (Витраж). (2ч) Коллективная реализация в конк¬ретном материале разнообразных твор¬ческих замыслов. Технология работы, постепенное, поэтапное выпол¬нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об¬щей композиции на фрагменты. Соеди¬нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де¬коративное панно. Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука¬ми». Материалы: бу¬мага, кисти, гуашевые краски, фломастеры. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства (мозаичное панно). (2ч) Коллективная реализация в конк¬ретном материале разнообразных твор¬ческих замыслов. Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол¬нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об¬щей композиции на фрагменты. Соеди¬нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де¬коративное панно. Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука¬ми». Материалы: материалы для аппли¬кации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бу¬мага,. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». (2ч.) Роль выразительных средств (фор¬ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози¬ции. Реализация разнообразных твор¬ческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выпол-нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Оформление школьной выставки по итогам года Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука¬ми». Материалы: материалы для аппли¬кации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д. IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание 5а 5б 5в план факт план факт план факт I триместр Вводное занятие (1ч) 1 Вводный инструктаж. 08.09.2018 08.09.2018 05.09.2018 Древние корни народного искусства (9 ) 2 Древние образы в народном искусстве. 1 15.09.2018 15.09.2018 12.09.2018 3 Убранство русской избы. 1 22.09.2018 22.09.2018 19.09.2018 4 Убранство русской избы. 1 29.09.2018 29.09.2018 26.09.2018 5 Внутренний мир русской избы 1 06.10.2018 06.10.2018 03.10.2018 6 Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. 1 13.10.2018 13.10.2018 10.10.2018 7 Русская народная вышивка 1 20.10.2018 20.10.2018 17.10.2018 8 Народный праздничный костюм. 1 27.10.2018 27.10.2018 24.10.2018 II триместр 9 Народный праздничный костюм. 1 10.11.2018 10.11.2018 07.11.2018 10 Народные праздничные обряды. Обобщение темы. 1 17.11.2018 17.11.2018 14.11.2018 «Связь времен в народном искусстве» (8ч.) 11 Древние образы в современных народных игрушках. 1 24.11.2018 24.11.2018 21.11.2018 12 Искусство Гжели. 1 01.12.2018 01.12.2018 28.11.2018 13 Городецкая роспись 1 08.12.2018 08.12.2018 05.12.2018 14 Хохлома. 1 15.12.2018 15.12.2018 12.12.2018 15 Хохлома. 1 22.12.2018 22.12.2018 19.12.2018 16 Жостово. Роспись по металлу. 1 29.12.2018 29.12.2018 26.12.2018 17 Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 1 12.01.2019 12.01.2019 09.01.2019 18 Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы 1 19.01.2019 19.01.2019 16.01.2019 «Декор – человек, общество, время»(10ч.) 19 Зачем людям украшения. 1 26.01.2019 26.01.2019 23.01.2019 20 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 1 02.02.2019 02.02.2019 30.01.2019 21 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 1 09.02.2019 09.02.2019 06.02.2019 22 Одежда «говорит» о человеке. 1 16.02.2019 16.02.2019 13.02.2019 III триместр 23 Одежда «говорит» о человеке. 1 02.03.2019 02.03.2019 27.02.2019 24 Одежда «говорит» о человеке. 1 09.03.2019 09.03.2019 06.03.2019 25 Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 1 16.03.2019 16.03.2019 13.03.2019 26 Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 1 23.03.2019 23.03.2019 20.03.2019 27 О чём рассказывают нам гербы области. 1 30.03.2019 30.03.2019 27.03.2019 «Декоративное искусство в современном мире» (8ч). 28 Современное выставочное искусство. 1 06.04.2019 06.04.2019 03.04.2019 29 Современное выставочное искусство. 1 20.04.2019 20.04.2019 17.04.2019 30 Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства (Витраж) 1 27.04.2019 27.04.2019 24.04.2019 31 Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства (Витраж) 1 29.04.2019 29.04.2019 08.05.2019 32 Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства ( мозаичное панно) 1 04.05.2019 04.05.2019 15.05.2019 33 Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства ( мозаичное панно) 1 11.05.2019 11.05.2019 20.05.2019 34 Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Контрольное тестирование 1 18.05.2019 18.05.2019 22.05.2019
5 изо.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №7» городского округа  город Салават Республики Башкортостан УТВЕРЖДАЮ                 Директор МБОУ «СОШ №7» г. Салавата  _______________ Е.В.Вяхирева Приказ от «___»_______20____г. №_____    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Изобразительное искусство» уровень образования: _основное_ общее образование, 5а, 5б, 5в классы срок реализации: __2018 ­ 2019__ учебный год  количество часов в неделю: _1_ час Составитель: Уткина_____________ Татьяна Владимировна__________, ФИО (полностью) учитель   изобразительного искусства______________  высшей   категории  _____ должность СОГЛАСОВАНО Протокол  заседания  ШМО учителей физической культуры,  музыки, ИЗО, искусства, ОБЖ, технология от «30 »_августа  2018г.  № 1 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР  ____________        __Т.А.Горюнова_____ «______»__________________ 20____ г. Салават 2018 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   графики,   скульптуры, Учебный   предмет   «Изобразительное   искусство»   объединяет   в   единую образовательную   структуру   практическую   художественно­творческую   деятельность, художественно­эстетическое   восприятие   произведений   искусства   и   окружающей действительности. Актуальностью изучения данного предмета является связь искусства с жизнью   человека,   роль   искусства   в   повседневном   его   бытии,   роль   искусства   в   жизни общества — главный смысловой стержень рабочей программы для 5 класса.               Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует: развитию художественно­творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно­образной памяти, эмоционально­эстетического восприятия действительности; воспитанию культуры   восприятия   произведений   изобразительного, прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоению  знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально­практического освоения   окружающего   мира;   о   выразительных   средствах   и   социальных   функциях живописи,   дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формированию устойчивого   интереса   к   изобразительному   искусству,   способности воспринимать его исторические и национальные особенности.   декоративно­прикладного   искусства,   декоративно­ Рабочая     программа   составлена    в   соответствии   с   ООП   ООО   МБОУ   «СОШ   №7»   г. Салавата,   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего общего образования, Федерального закона от 29.12.2014г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Данная   рабочая   программа   «Декоративно­прикладное   искусство   в   жизни Федерации. человека» по изобразительному   искусству   составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского,   «Изобразительное   искусство   и   художественный   труд   1­9кл.» Просвещение, 2015. Учебник – Горяева .Н .А., Островская  О. В «Декоративно­ прикладное  искусство в  жизни  человека\ под  редакцией Б. М. Неменского – М,: Просвещение, 2014.               Учебный план МБОУ «СОШ №7» г. Салавата отводит 34 часа (из расчета 1 час в  неделю) для обязательного изучения искусства в 5 классе. Одна   из   главных   целей   преподавания   изобразительного   искусства  —   развитие интереса   к   внутреннему   миру   человека,   способности   углубляться   в   себя   как   основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. Цели: эстетически   воспитывать   учащихся,   формировать   духовную   культуру   и   потребность постоянного общения с изобразительным искусством. Задачи: формирование опыта смыслового и эмоционально ­ ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений изобразительного искусства;  освоение художественной культуры как формы материального выражения в  пространственных формах духовных ценностей; ­ ­ формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально­ ­ пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; ­ формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к  ­ ­ ­ ­ смысловой, эстетической и личностно­значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,  изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­материальной и  пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения  видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально­нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными  материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,  бытовой и производственной среды.                     Программа строится так, чтобы дать обучающемуся  представления о значении изобразительного искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение   их   жизненного   опыта,   примеров   из   окружающей   действительности. Практическая   творческая   работа   обучающихся   на   основе   наблюдения   и   эстетического переживания   окружающей   реальности   является   важным   условием   освоения   материала. Стремление   к   выражению   своего   отношения   к   действительности   должно   служить источником развития образного мышления учащихся. Также программа предусматривает внедрение на отдельных занятиях регионального компонента.  Систематическое   освоение   художественного   наследия   помогает   осознавать изобразительное искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения   к   природе,   обществу,   поиску   истины.   На   протяжении   обучения   в   5   классе обучающиеся   знакомятся   с   выдающимися   произведениями   живописи,   графики,   скульп­ туры, архитектуры, декоративно­прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного изобразительного искусства.            Формы текущего контроля  знаний, умений, навыков учащихся различны: устная,  письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также  контрольных художественно­практические заданий. В качестве методов диагностики  результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др. Формы   обучения,   применяемые   на   уроках   изобразительного   искусства:   беседа, экскурсия,  викторина,  лекция,  диспут,  КВН. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах  учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета  «Изобразительное искусство»: ­ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и  уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее  многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального  российского общества; ­ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию; ­ формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,  духовное многообразие современного мира; ­ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести  диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ­ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; ­ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности  семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия  народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической  творческой деятельности: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и  формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать  мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и  познавательных задач; ­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в  соответствии с изменяющейся ситуацией; ­ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности ее решения; ­ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и  разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного  предмета: ­ формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей  духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;  развитие эстетического, эмоционально­ценностного видения окружающего мира; развитие  наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного  мышления, художественного вкуса и творческого воображения; ­ развитие визуально­пространственного мышления как формы эмоционально­ ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и  нравственном пространстве культуры; ­ освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и  стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в  пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,  классические произведения отечественного и зарубежного изобразительного искусства,  изобразительное искусство современности); ­ воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; ­ приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах  визуально­пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),  декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над  визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); ­ приобретение опыта работы различными художественными материалами и в  разных техниках в различных видах визуально­пространственных искусств, в  специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и  анимация); ­ развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,  освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки  произведений искусства; формирование активного отношения к традициям  художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно­значимой ценности; ­ осознание значения искусства и творчества в личной и культурной  самоидентификации личности; ­ развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование  устойчивого интереса к творческой деятельности.  Учащиеся должны знать: ­ истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства;  ­   особенности   уникального   крестьянского   искусства   (традиционность,   связь   с природой,   коллективное   начало,   масштаб   космического   в   образном   строе  рукотворных вещей,   множественность   вариантов   –   варьирование   традиционных   образов,   мотивов, сюжетов);  ­   семантическое   значение   традиционных   образов,   мотивов   (древо   жизни,   конь, птица, солярные знаки);  ­ несколько народных художественных промыслов России; Учащиеся должны уметь:  ­   пользоваться   приёмами   традиционного   письма   при   выполнении   практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов­Майдан,  Жостово  и др.) ­   различать   по   стилистическим   особенностям   декоративное   искусство   разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); ­   различать   по   материалу,   технике   исполнения   современные   виды   декоративно­ прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);  ­   выявлять   в   произведениях   декоративно­прикладного   искусства   (народного, классического,   современного)   связь   конструктивных,   декоративных,   изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: ­   умело   пользоваться   языком   декоративно­прикладного   искусства,   принципами декоративного обобщения;  ­ уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);  ­ умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства   на   основе   ритмического   повтора   изобразительных   или   геометрических элементов; ­   создавать   художественно­декоративные   объекты   предметной   среды,   объединённые единой   стилистикой   (предметы   быта,   мебель,   одежда,   детали   интерьера   определённой эпохи); ­ владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма,   пространства   в   процессе   создания   в   конкретном   материале   плоскостных   или объёмных декоративных композиций.  Учащиеся   должны   быть   способны   решать   следующие   жизненно­практические задачи: ­  восприятия и оценки произведений искусства; ­ самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Древние корни народного искусства»     9ч  Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать­земля, древо  жизни, конь­лось­олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается  как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и  мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка  орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно­праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Вводное занятие. (1ч) Древние образы в народном искусстве. (1ч) Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные  знаки, конь, птица, мать­земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических  представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как  обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно­символический  характер. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи,  резьбе по дереву (древо жизни, мать­земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага. Убранство русской избы. (2ч) Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и  средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском  жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского  дома (крыша, фронтон ­ небо, рубленая клеть ­ земля, подклеть (подпол) ­  подземно­водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина,  лобовая доска, наличники, ставни. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома   (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­ тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их  в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.  Внутренний мир русской избы. (1ч) Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства  крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол —  подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в  пространство дома. Единство пользы и красоты. Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей  крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. Конструкция, декор предметов народного быта. (1ч) Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область  конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты,  конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного  быта, выявление символического значения декоративных элементов. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта  (ковш, прялка и т.д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка  или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.  Русская народная вышивка. (1ч) Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их  устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое  значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение  своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага  ножницы. Народный праздничный костюм. (2ч) Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и  южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­ лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной  праздничной одежды. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского)  северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных  деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм  крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Народные праздничные обряды (обобщение темы. (1ч) Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их  символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов,  репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам  народного искусства или как праздничное импровизационно­игровое действо в заранее  подготовленном интерьере народного жилища.    «  Связь времен в народном искусстве».  (8 ч) Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных  художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве  учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными  игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня,  птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного  образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской  керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой  пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно­ сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках.  Искусство Гжели.  Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Древние образы в современных народных игрушках.(1ч) Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние  образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек,  принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­ рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской,  каргопольской и других местных форм игрушек. Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее  декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная  краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи. Искусство Гжели (1ч) Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с  художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм,  единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые  контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик,  ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.  Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.  Городецкая роспись.(1ч) Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца –  национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи,  единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные  элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой  росписи. Основные приемы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба,  подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.  Хохлома.(2ч) Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было  характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался  золотым. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с  использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку»,  роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского  промысла, подлинные образцы Хохломы. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (1ч) Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов   и   вариантов   построения   цветочных   композиций,   сочетание   в   росписи   крупных, средних и мелких форм цветов.   Основные   приемы   жостовского   письма,   формирующие   букет:   замалевок,   тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.  Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие   и   средние   формы   цветов;   составление   на   подносе   большого   размера   общей цветочной композиции.  Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага 16 тема  Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы   и   декора   борисовской   керамики.   Слияние   промысла   с   художественной промышленностью.   Природные   мотивы   в   изделиях   борисовских     мастеров.   Сочетание мазка­пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.  Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка,   крышечка),   используя   для   этого   обклеенную   пластилином   баночку;   украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи. Материалы: пластилин, банка, стеки.  Роль народных художественных промыслов в современной жизни  (обобщение темы).(1ч) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и  достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство  художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно  используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах,  которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу,  предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному  признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы  четверти. Декор – человек, общество, время. (10ч) Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в  классическом декоративно­прикладном искусстве разных народов, стран, времен.  Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его  роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих  отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.  Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности,  чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию,  закрепленную в форме знаков­отличий. Эти знаки имеют общественно­символическое  значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних  греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной  акцент переносится на декоративно­знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,  закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора  одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.  Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при  определении символического характера языка герба как отличительного знака, его  составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в  искусстве геральдики. Зачем людям украшения.  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Белгородской области. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).  Зачем людям украшения.(1ч) Предметы   декоративного   искусства   несут   на   себе   печать   определенных   человеческих отношений.   Украсить   ­  значит   наполнить   вещь   общественно   значимым   смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.  Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.  Задание:   рассмотрение   и   обсуждение   (анализ)   разнообразного   зрительного   ряда, подобранного   по   теме;   роль   украшения   в   жизни   современного   человека;   выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.(2 ч) Роль   декоративно­прикладного   искусства   в   Древнем   Египте.   Подчеркивание   власти, могущества,   знатности   египетских   фараонов   с   помощью   декоративно­прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука­скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.  Задание:  1. Выполнение  эскиза  украшения  (солнечного ожерелья,  подвески,  нагрудного украшения­пекторали,   браслета   и   др.),   в   котором   используются   характерные   знаки­ символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.                                          Одежда «говорит» о человеке. (3 ч) Декоративно­прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая   регламентация   в   одежде   у   людей   разных   сословий.   Символы   правителей   и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.  Декоративно­прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было   совершенно   не   похоже   на   древнеегипетское,   древнегреческое   и   древнекитайское своими   формами,   орнаментикой,   цветовой   гаммой.   Однако   суть   декора   (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­ кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.  Черты   торжественности,   парадности,   чрезмерной   декоративности   в   декоративно­ прикладном искусстве хуп века.  Причудливость формы, пышная декоративная  отделка интерьеров,   мебели,   предметов   быта.   Костюм   придворной   знати,   акцент   в   костюме   на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.  Задание:   1.   Выполнение   эскиза   костюма   Древней   Греции   или   Древнего   Рима   с   учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 3.   Выполнение   эскиза   костюма   Западной   Европы   хуп   века   высших   и   низших   сословий общества в технике «коллаж». Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага,  восковые мелки.  Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». (2ч) Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком ­ знаком   положения   человека   в   обществе,   его   роли   в   обществе.   Сопоставление отличительных   признаков   костюма   различных   стран   и   эпох.   Закрепление   пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание  общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по  величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).  Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. О чём рассказывают нам гербы. (1ч) Декоративность,   орнаментальность,   изобразительная   условность   гербов   Республики Башкортостан.   История   создания   герба   Салавата.   Преемственность   цветового   и символического значения элементов гербов 17 века и современности. Задания: Создание по образцу гербов (коллективная работа). Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы. 27  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая   игра­викторина   с   привлечением   учебно­творческих   работ,   произведений декоративно­   прикладного   искусства   разных   времен,   художественных   открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.  Задания: выполнение различных аналитически ­ творческих заданий, например,  рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил  художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал  (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)  Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла,  металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения  единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе  воплощения замысла. Современное выставочное искусство. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (Витраж) Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства ( мозаичное панно) Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Современное выставочное искусство. (2ч) Многообразие   материалов   и   техник   современного   декоративно­прикладного   искусства (художественная   керамика,   стекло,   металл,   гобелен,   роспись   по   ткани,   моделирование одежды).  Современное   понимание   красоты   профессиональными   художниками  мастерами декоративно­прикладного   искусства.   Насыщенность   произведений   яркой   образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.  Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.  Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного  декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением  отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с  пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции  музея, создание дневника экскурсии. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (Витраж). (2ч) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.  Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза   будущей   работы   в   натуральную   величину.   Деление   общей   композиции   на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.  Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».  Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.  Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (мозаичное панно). (2ч) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.  Технология   работы   с   бумагой,   постепенное,   поэтапное   выполнение   задуманного   панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на   фрагменты.   Соединение   готовых   фрагментов   в   более   крупные   блоки.   Их   монтаж   в общее декоративное панно.  Задания:   1.   Выполнение   творческой   работы,   используя   огромное   разнообразие   видов бумаги  2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими руками».  Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная,  оберточная, жатая бумага,.  Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». (2ч.) Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении  декоративной композиции.  Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых  материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение  задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.   Оформление школьной выставки по итогам года Задания:   1.   Выполнение   творческой   работы,   используя   огромное   разнообразие   видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».  Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль,  веревки, ленты, тесьма и т. д. IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема урока о в т с е ч и л о К в о с а ч Дата проведения 5а 5б 5в план фак т план фак т план фак т е и н а ч е м и р П I триместр Вводное занятие (1ч)   а к о р у №   1 2 5 6 7 Вводный инструктаж. Древние образы в народном  искусстве.  3 Убранство русской избы. 4 Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы Конструкция и декор предметов  народного быта Русские прялки. Русская народная вышивка 8 Народный праздничный костюм. 9 Народный праздничный костюм. 10 Народные праздничные обряды.  Обобщение темы. 1 1 1 1 08.09 .2018 08.09 .2018 Древние корни народного искусства (9 ) 15.09 .2018 22.09 .2018 29.09 .2018 06.10 .2018 13.10 .2018 20.10 .2018 27.10 .2018 15.09 .2018 22.09 .2018 29.09 .2018 06.10 .2018 13.10 .2018 20.10 .2018 27.10 .2018 II триместр 10.11 .2018 17.11 .2018 10.11 .2018 17.11 .2018 1 1 1 1 1 «Связь времен в народном искусстве» (8ч.) 11 Древние образы в современных  народных игрушках. 12 Искусство Гжели.  13 Городецкая роспись 14 Хохлома. 15 Хохлома. 1 1 1 1 1 24.11 .2018 01.12 .2018 08.12 .2018 15.12 .2018 22.12 .2018 24.11 .2018 01.12 .2018 08.12 .2018 15.12 .2018 22.12 .2018 05.09 .2018 12.09 .2018 19.09 .2018 26.09 .2018 03.10 .2018 10.10 .2018 17.10 .2018 24.10 .2018 07.11 .2018 14.11 .2018 21.11 .2018 28.11 .2018 05.12 .2018 12.12 .2018 19.12 .2018 26.12 .2018 09.01 .2019 16.01 .2019 23.01 .2019 30.01 .2019 06.02 .2019 13.02 .2019 27.02 .2019 06.03 .2019 13.03 .2019 20.03 .2019 27.03 .2019 03.04 .2019 17.04 .2019 24.04 .2019 08.05 .2019 15.05 .2019 20.05 .2019 22.05 .2019 1 1 1 1 26.01 .2019 02.02 .2019 09.02 .2019 16.02 .2019 III триместр 02.03 .2019 09.03 .2019 16.03 .2019 23.03 .2019 30.03 .2019 1 1 1 1 1 26.01 .2019 02.02 .2019 09.02 .2019 16.02 .2019 02.03 .2019 09.03 .2019 16.03 .2019 23.03 .2019 30.03 .2019 1 1 1 1 1 1 1 06.04 .2019 20.04 .2019 27.04 .2019 29.04 .2019 04.05 .2019 11.05 .2019 18.05 .2019 06.04 .2019 20.04 .2019 27.04 .2019 29.04 .2019 04.05 .2019 11.05 .2019 18.05 .2019 «Декоративное искусство в современном мире» (8ч). 16 Жостово. Роспись по металлу. 17 Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие  промысла. Роль народных промыслов в  современной жизни. Обобщение  темы 1 1 1 29.12 .2018 12.01 .2019 19.01 .2019 29.12 .2018 12.01 .2019 19.01 .2019 «Декор – человек, общество, время»(10ч.) 18 19 20 21 30 31 32 33 Зачем людям украшения.  Роль декоративного искусства в  жизни древнего общества. Роль декоративного искусства в  жизни древнего общества. 22 Одежда «говорит» о человеке. 23 Одежда «говорит» о человеке. 24 Одежда «говорит» о человеке. 25 Коллективная работа «Бал в  интерьере дворца» 26 Коллективная работа «Бал в  интерьере дворца» 27 О чём рассказывают нам гербы  области. 28 Современное выставочное  искусство. 29 Современное выставочное  искусство. Ты сам ­ мастер декоративно­ прикладного искусства (Витраж) Ты сам ­ мастер декоративно­ прикладного искусства (Витраж) Ты сам ­ мастер декоративно­ прикладного искусства ( мозаичное  панно) Ты сам ­ мастер декоративно­ прикладного искусства ( мозаичное  панно) 34 Создание декоративной  композиции «Здравствуй, лето!».  Контрольное тестирование

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс, ИЗО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018