Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
07.05.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана в соответствии:
• с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
• с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
• с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
я-гражданин 4 кл..docx
Муниципальное образовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Непецинской
средней общеобразовательной школы
____________________ В.И. Кадацкий
Приказ № ________________________
от «___»_____________________2014 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Я – граждании России»
развивающая система Л. В. Занкова
(базовый уровень)
4 б класс
Составитель: Ферчева Виктория Викторовна
учитель базовой квалификационной категории
2014 учебный год
Коломенский муниципальный район Пояснительная записка.
Введение.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана в
соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение,
2010.
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование./ под ред. В. А. Горского. – 2е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго
поколения).
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, воспитанников.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания
учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям
Московской области, воспитанию любви к родному краю.
Цели:
Задачи:
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории,
биологии, географии, литературе, ОБЖ;
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого
материала;
развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности;
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Принципы и подходы к формированию программы.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее
— Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовнонравственное воспитание личности гражданина России — педагогически
организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей,
имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются
многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные
2 сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в
форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной консолидации российского
общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной
солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу,
государству, настоящему и будущему своей страны.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой
деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к
квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны
даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает
школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Концептуальные положения.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета –
«Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и
организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексносистемный подход к родному краю как некой
целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой
подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это
наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания,
системы научнообоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения
учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей
страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с
использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех
аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Общая характеристика программы.
Представленный курс «Я гражданин» углубляет изучение истории региона на локальном уровне.
В процессе преподавания курса рекомендуется проводить уроки – лекции, уроки – встречи,
викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить
сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России,
контурные карты и ресурсы Интернета.
Содержание учебного предмета.
1 класс (Моя малая Родина)
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине,
воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача:
познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно
связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с
окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений
ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики
поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие
родственных отношений в семье, знакомит с городом.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с
3 предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов
2класс
Программа второго года обучения предполагает знакомство учащихся с городами, селами
и
явлениях
всемирной
отечественной
Московской области, их историей, промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где
они побывали в области, как выглядят города и села для них. Учащиеся знакомятся с природой
Московской области. Происходит знакомство с символикой Московской области.
3 и 4 класс
Содержание учебниковхрестоматий "Я гражданин России" построено с учетом
хронологического принципа. Темы в книге подобраны таким образом, что предыдущее "ведет за собой
следующее", так как они связаны идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей
целостное системное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле.
Таким образом, у младших школьников формируются яркие, образные представления о ключевых
событиях,
истории.
Структура содержания, методическое обеспечение учебниковхрестоматий Н.Я. Чутко создают
эффективные условия для организации изучения текста художественного, научнопопулярного.
Учащиеся погружаются в разные исторические эпохи: знакомятся с жизнью славян Древней Руси;
библейскими и религиозномифологическими представлениями о происхождении и становлении
человека; узнают о чудесах света, созданных древнейшими народами, получая представление не
только об истории, но и об археологии, этнографии и топонимике.
Методическое обеспечение текстов ориентирует учащихся на творческое и осмысленное изучение
учебного содержания. Вопросы включены непосредственно в тексты, что позволяет настроить
младшего школьника на беседу, организовать интерактивное взаимодействие, размышления ученика и
учителя, диалог эпох.
В условиях, когда дети приводят свои доводы, соображения, суждения, когда уясняется
неправильно понятое, решается и проблема развития речи (а следовательно, и развития словесно
логического
детей).
Например, в учебнике для 3 класса дети читают очень актуальное сегодня высказывание В. Гюго ("На
свете нет малых народов… Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как
величие человека не измеряется его ростом") и вопрос к нему "Как ты понимаешь эти слова?". Какое
широкое поле для толкований и размышлений от буквального до символического, философского!
Вопросы и задания не требуют механического воспроизведения, они носят преимущественно
развивающий характер, позволяют формировать необходимые школьнику универсальные
(общеучебные) умения, предполагают элементы исследовательской, творческой и других видов
учебной деятельности. Вместе с тем нравственноэтическая сторона содержания предоставляет
широкие творческие возможности для обыгрывания, инсценирования различных эпизодов, в процессе
которых учащиеся, погружаясь в мир прошлого, осваивают основы коммуникации .
Вопросы, сопровождающие тексты учебников, нацеливают детей на обдумывание, на приложение
отраженных в них сведений к своей жизни, своей судьбе. В учебникаххрестоматиях заложена такая
организация материала, которая стимулирует познавательную активность и самостоятельность
школьников и позволяет учителю сформировать у детей историзм мышления. Задания типа "Попробуй
составить свою родословную" не только ребенка заставят больше узнать о своих предках, но и его
родителей,
о
семьи.
Материалы, представленные в хрестоматиях, можно использовать не только в классе, но и дома, во
внеурочное время, что способствует приобщению родителей к работе над развитием историчности
мышления детей и их общим развитием. Во взаимодействии учителей и родителей плодотворно
реализуется сотрудничество в сложном процессе обучения и развития младших школьников.
"Если человека учат добру учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно
всю семью подтолкнут к тому,
отразилась
чтобы вспомнить о прошлом,
в
истории каждой
большой истории,
которая
мышления
4 нравственности
будет зло, потому что и человеком его надо сделать" писал В.А. Сухомлинский. Сейчас, к
сожалению, можно встретить учебники, которые именно "не учат ни добру, ни злу". В этом плане
учебник Н.Я. Чутко является отрадным примером и внушает надежду на то, что говорить с ребенком
о
нужно.
И разговор этот автор делает простым и интересным. Из дома, из мира бытовых норм и понятий
ребенок приходит в школу и попадает в мир научного осмысления общества.
Но ведь ему так трудно увидеть за терминами, которые нужно заучить, реальную жизнь с реальными
конфликтами и столкновениями. А на примерах из художественных текстов нравственные проблемы
становятся ярче
и размышлять.
На форзаце учебника есть такая иллюстрация дети в национальных костюмах рисуют карту России
(3). Рисуют совместными усилиями, сообща, дружно и согласно. Как же это ощущение совместного
созидательного труда важно сейчас
и как его не хватает россиянам!
и конкретнее,
можно
и
заставляют
сопереживать
Учебнотематический план
№ Название темы
1.
2
3
4
5
6
5
От прошлого к будущему. Зачем мне
история?
Древняя Русь
Московское государство
Российская империя
Россия в XIX веке
XXXXI века. История и современность
Учебнопознавательные поездки и
участие в массовых мероприятиях
Итого
3 класс ( 34 часа)
1. Я живу в России.
Количество часов
Всего
1
Теория
1
Практика
6
6
5
5
8
3
34
4
4
3
4
5
1
22
2
2
2
1
3
2
12
Современная карта России. Москва – столица России. Россиямногонациональное государство.
Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). Наши
праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и
обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы о своём языке, религии, разности
традиций, обычаев нашей страны, о правах и обязанностях граждан России – младших школьников.
2. Без прошлого нет настоящего и будущего.
Человек – самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о
происхождении мира, становлении человека (научная и религиозномифологическая версии).
Представления древних греков, библейские представления о происхождении мира и человека.
Практика: сообщения детей о прошлом человечества, экскурсия в краеведческий музей.
3. Как далёкая Россия становится близкой.
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта)
Практика: сочинения, рисунки, устные рассказы учащихся о происхождении названий своего села,
фамилии и имени.
5 4. Россия и мир
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы
(сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с
использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Практика: сообщения, работа с открытками, фотографиями о культурных, научных достижениях
различных стран мира, об общечеловеческих проблемах сохранения природы, мира, здоровья.
4 класс (34 часа)
Введение.
От прошлого к будущему. Зачем мне история?
(1 час)
Раздел I. Наше далекое прошлое (6 часов)
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская
Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура
древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголотатарское нашествие. Борьба
против монголотатар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском
озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Раздел II. Московское государство (6 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей.
Первопечатник Иван Федоров. Смутное время. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале
XVII века. Минин и Пожарский. Иван Сусанин, Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII
веке.
Раздел III. Российская империя (5 часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, быту). Новая столица России.
Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.В. Ломоносов. А.В. Суворов. Культура
России.
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Николай I и декабристы.
Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура
России.
Раздел V. XX; XXI века. История и современность (8 часов)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война.
Образование СССР. Великая Отечественная война. Городагерои. Герои фронта и тыла. Послевоенное
восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического
пространства. Культура России. Новая Россия государственное устройство (Российская Федерация,
президент, правительство. Федеральное собрание. Государственные символы (герб, флаг, гимн).
Заключение (3 часа)
3.Учебнопознавательные поездки и участие в массовых мероприятиях
Таким образом, курс «Я – гражданин России» реализует гражданскопатриотическое направление
во внеурочной деятельности в 34 классах в рамках эксперимента по апробации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
6 Календарнотематическое планирование.
№
Тема.
Решаемая
проблема
Понятия
Планируемые результаты
Предметные
результаты
УУД
Личностные
результаты
План
ируе
мые
сроки
прохо
жде
ния
Скор
ректи
рован
ные
сроки
прохо
жден
ия
1
От прошлого
к будущему.
Зачем мне
история?
Как сохранить
прошлое.
История,буду
щее, прошлое.
Человек самое
необычное
существо на Земле.
Связь настоящего с
прошлым.
Формирование
учебно
познавательного
интереса к
предмету.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
деятельности.
Формирование
основ
граждановедчес
кой культуры.
ПСтроить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте, его
строении, свойствах
и связях.
РПланировать свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во внутреннем
плане.
Учитывать
установленные
правила в
планировании и
контроле способа
решения.
7 КДопускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в том
числе не
совпадающих с его
собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и
взаимодействии.
Учитывать разные
мнения и стремиться
к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
ПОсознанно и
произвольно строить
сообщения в устной
и письменной
форме.
Осуществлять выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Осуществлять
синтез как
Формирование
понятия
общечеловеческ
ой ценности
жизни.
Формирование
общественно
значимых знаний
ребёнка о самом
себе с
дополнением
знаний по
истории – о
нашем далёком
27
Древняя Русь Как образовывалось
Древнерусское
государство; какая
была культура в
древности, родной
край в древности (на
отдельных
примерах).
Объединение
русских земель
вокруг Москвы.
Куликовская
битва. Дмитрий
Донской.
славяне,
варяги, князь,
дружина,
печенеги,
половцы,
кириллица,
дань, кумир,
усобица, иго,
Золотая орда,
вече, ярлык.
Восточные славяне
и их соседи.
Образование
Древнерусского
государства.
Крещение Руси.
Киевская Русь.
Владимир
Мономах,
Ярослав Мудрый.
Основание
Москвы. Юрий
Долгорукий.
Культура
8 и недавнем
прошлом, о
социальном
начале человека,
о его
становлении и
развитии с
опорой на опыт
и уроки
прошлого.
древности,
родной край в
древности (на
отдельных
примерах).
Монголотатарское
нашествие. Борьба
против
монголотатар.
Новгородская Русь
и Александр
Невский. Невская
битва
и битва на
Чудском озере.
Объединение
русских земель
вокруг Москвы.
Куликовская
битва. Дмитрий
Донской.
9
составление целого
из частей,
самостоятельно
достраивая и
восполняя
недостающие
компоненты.
РАдекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и других
людей.
Различать способ и
результат действия.
К Адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде всего –
речевые, средства
для решения
различных
коммуникативных
задач, строить
монологическое
сообщение, владеть
диалогической
формой
коммуникации,
используя, в том
числе средства и 813
Московское
государство
царь,
митрополит,
помещики,
казак, холоп,
ополчение,
сотник,
дворяне.
Как расширялись
границы
государства. Жизнь
и быт людей. Защита
Отечества от
иноземных
захватчиков
в начале XVII века.
Жизнь, быт и
культура России в
XVII веке.
инструменты ИКТ и
дистанционного
общения.
Допускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в том
числе не
совпадающих с его
собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и
взаимодействии.
ПОсуществлять
сравнение, сериацию
и классификацию,
самостоятельно
выбирая основания
и критерии для
указанных
логических
операций.
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных
связей.
РПланировать свои
Формирование
основы
гражданской
идентичности
личности в
форме
осознания «Я»
как гражданина
России, чувства
сопричастности
и гордости за
свою Родину,
народ и
историю,
осознание
ответственности
человека за
Первый русский
царь Иван Грозный.
Расширение границ
государства.
Жизнь и быт
людей.
Первопечатник
Иван Федо_
ров.
Смутное время.
Защита Отечества
от иноземных
захватчиков
в начале XVII века.
Минин и
Пожарский. Иван
Сусанин, Степан
10 Разин. Жизнь, быт
и культура России
в XVII веке.
1418
Российская
империя
реформа,
регулярная
армия,
манифест,
Эрмитаж.
Как
преобразовывалась
Россия при Петре I.
Послепетровская
Россия. Екатерина
II. М.В. Ломоносов.
А.В. Суворов.
Культура России.
Петр I и
преобразования в
России (в армии, на
флоте, в обра_
зовании, быту).
Новая столица
России.
Полтавская битва.
Послепетровская
11
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во внутреннем
плане. Учитывать
установленные
правила в
планировании и
контроле способа
решения.
К Формулировать
собственное мнение
и позицию.
Договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов.
ПОсуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов библиотек
и сети Интернет.
Записывать,
фиксировать
информацию об
общее
благополучие,
осознание своей
этнической
принадлежности
.
Формирование
интереса и
эмоционального
отклика,
чувства
гордости за
достижения
своей страны.
Формирование Россия. Екатерина
II. М.В.
Ломоносов.
А.В. Суворов.
Культура России.
1923
Россия в XIX
веке
Отечественная
война,
генеральное
сражение,
фельдмаршал,
амнистия,
тайное
общество
Как произошло
отменение
крепостного права.
Отечественная
война 1812 года.
Бородинское
сражение.
М.И. Кутузов.
Николай I и
декабристы.
Российская империя
во второй половине
XIX века.
Отечественная
война 1812 года.
Бородинское
сражение.
М.И. Кутузов.
Николай I и
декабристы.
Российская
империя во второй
половине XIX
века. Отмена
крепостного права.
Жизнь, быт и
культура России.
12
окружающем мире с
помощью
инструментов ИКТ.
РАдекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и других
людей.
Различать способ и
результат действия.
К Задавать вопросы.
Использовать речь
для регуляции
своего действия
ПСтроить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте, его
строении, свойствах
и связях.
РПланировать свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе во внутреннем
плане.
Учитывать
осознанных
устойчивых
эстетических и
интеллектуальн
ых
предпочтений и
ориентации на
искусство и
науку как
значимые сферы
человеческой
жизни.
Формирование
учебно
познавательного
интереса к
предмету.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
деятельности.
Формирование
основ
граждановедчес
кой культуры. установленные
правила в
планировании и
контроле способа
решения.
КДопускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в том
числе не
совпадающих с его
собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и
взаимодействии.
Учитывать разные
мнения и стремиться
к координации
различных позиций в
сотрудничестве.
2431
XXXXI века.
История и
современност
ь
конституция,
президент,
правительство,
Федеральное
собрание
Как наступил конец
Российской
империи. Падение
царской власти.
Октябрьская
революция.
Гражданская война.
Образование СССР.
Великая
Конец Российской
империи. Падение
царской власти.
Октябрьская
революция.
Гражданская
война. Образование
СССР.
Великая
Формирование
понятия
общечеловеческой
ценности жизни.
Формирование
общественно
значимых знаний
ребёнка о самом
себе с дополнением
13 Отечественная
война. Городагерои.
Герои фронта
и тыла.
Послевоенное
восстановление
хозяйства страны.
Достижения
науки и техники.
Освоение
космического
пространства.
Культура
России.
Новая Россия _
государственное
устройство
(Российская Фе_
дерация, президент,
правительство.
Федеральное
собрание. Госу_
дарственные
символы (герб, флаг,
гимн).
Отечественная
война. Города
герои. Герои
фронта
и тыла.
Послевоенное
восстановление
хозяйства страны.
Достижения
науки и техники.
Освоение
космического
пространства.
Культура
России.
Новая Россия _
государственное
устройство
(Российская Фе_
дерация,
президент,
правительство.
Федеральное
собрание. Госу_
дарственные
символы (герб,
флаг, гимн).
14
3234
Учебно
познавательн
ые поездки и
участие в
массовых
знаний по истории –
о нашем далёком и
недавнем прошлом,
о социальном начале
человека, о его
становлении и
развитии с опорой
на опыт и уроки
прошлого.
ПОсуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
внеучебных заданий
Ориентация на
понимание
причин успеха
во внеучебной
деятельности, в мероприятиях
том числе на
самоанализ и
самоконтроль
результата, на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи.
с использованием
учебной литературы
и в открытом
информационном
пространстве,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
контролируемом
пространстве
Интернета.
РСамостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения
действия и вносить
необходимые
коррективы в
исполнение как по
ходу его реализации,
так и в конце
действия.
К Задавать вопросы.
Использовать речь
для регуляции
своего действия.
15 Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами
практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд
на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и
культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинноследственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации
в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и
проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами,
конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
16
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
Выпускник получит возможность научиться:
Интернет;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
17 Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Способы и формы оценки и их достижения.
Согласно Письму Министерства образования России от 25.09.2000г №2021/1113 «Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» система бального обучения
(отметочного) оценивания исключается. Система оценивания результатов обучения в 1 классе (критерии,
процедуры, измерители) основывается на наблюдении, самооценке, самоконтроле, на самостоятельной
коррекционной работе ученика (посмотри, сравни, сделай вывод). Для проверки сформированности
учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) проводится текущая диагностика, тематическая,
итоговая. Формы контроля: устный опрос, письменный опрос в виде проверочных работ, контрольных
работ (начиная со 2 класса), тестирования.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Чутко Н.Я. Я гражданин России (Я моя страна мой мир). Учебное пособие для 3 класса
Чутко Н.Я. Я гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое). Учебное пособие для 4 класса
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические рекомендации к курсу "Я гражданин России". 3 класс
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу "Я гражданин России". 4 класс
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
18 классная доска;
магнитная доска;
экспозиционный экран;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
наглядные пособия
видеофрагменты и другие информационные объекты
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№____________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________/Беневоленская И.Е./
19
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Я - гражданин" (4 класс, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.