Уровень образования – базовый
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2015 г.)
Учебник: Литература 7 класс (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М. «Просвещение», 2015г.).
Праграмма по литер 7.docx
Департамент образования Администрации Пуровского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Сывдарма Пуровского района
Рассмотрено
Принято Утверждаю
на заседании МО педагогическим советом
Протокол №1
от «___» августа 2018г
гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «___» августа 2018 г
Руководитель МО
________Е.В.Мырзак
Приказ № _89__
от 01.09.2018г
Директор МБОУ «СОШ№2»
п. Сывдарма
______Ю.А. Кузьмич
Рабочая программа
по литературе
для 7 класса
Всего 70 часов (2 ч. в неделю)
Уровень образования – базовый
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,
утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской
Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2015 г.)
Срок реализации программы – 20182019 учебный год
Учебник: Литература 7 класс (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.
«Просвещение», 2015г.).
О.Н. Иванова, учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория п.Сывдарма
20182019 учебный год
I.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 7 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2015 г.) и учебников «Литература» 7 класс (ч.1,2)
для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М. «Просвещение», 2015г.).
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на
основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценностных
ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к
жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа
лизации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессиональнотрудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой
знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретиколитературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно
художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обу
чения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа,
сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся
понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоз
зренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной
культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству,
воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на
передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками
и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику
адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую
зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу,
искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее
важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова
тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты
представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В
государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает
повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение
конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред
ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и
явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это
предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий и
т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника гражданина и патриота России, развитие духовнонравственного мира школьника, его
национального самосознания.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ
эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным
критериям, викторины, игры, конкурсы;
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом,
проверяющие начитанность учащегося, теоретиколитературные знания. II.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретиколитературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие
представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный
герой (развитие ); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); геройповествователь (развитие понятия); портрет как средство
характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие
представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха
(развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира
и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные
представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и
лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,
определять смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом
произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения от отдельного тропа до композиции и целостно
воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения,
рассказа, повести, пьесы;
оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему. III.Содержание тем учебного курса
Введение (1ч.)
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном
произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество (1ч.)
Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы», «Петр
и плотник».
Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств
(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство
собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна по выбору). Для внеклассного чтения.
Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович».
Киевский цикл былин.
(Новгородский цикл былин. «Садко». Особенности былин. «Калевала» карелофинский мифологический эпос).
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка.
Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).
Из древнерусской литературы (2ч.)
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Из русской литературы XVIII века
М.В.Ломоносов (1ч.)
Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества
государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).
«Река времен в своем стремленьи…» («На птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни и творчестве.
Г.Р.Державин (1ч.) Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин (6ч.)
Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории Росси в поэме «Полтава» (отрывок).
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Последствия деяний Петра I
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца Пимена.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина».
Изображение «маленького человека»
Слово о поэте. «Песня … про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
М.Ю.Лермонтов (3ч.)
М.Ю.Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. («Когда волнуется желтеющая нива…», Молитва», «Ангел»).
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Н.В.Гоголь (3ч.)
И.С.Тургенев (1ч.)
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода («Встреча княгини Трубецкой с
«Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины
губернатором Иркутской области»).
Слово о писателе. Сказки для детей изрядного возраста. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
М.Е. СалтыковЩедрин (2ч.)
Н.А.Некрасов (2ч.)
Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
Л.Н.Толстой (2ч.)
И.А.Бунин (2ч.)
Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
«Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства».
А.П.Чехов (4ч.)
Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».
Стихи русских поэтов XIX века о природе (В.А.Жуковский, А.А.Фет, А.К.Толстой)
«Край ты мой, родимый край!» (1ч.)
А.М.Горький (5ч.)
Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
«Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни». Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
В.В.Маяковский (2ч.)
Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека.
В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности.
А.П.Платонов (3ч.)
Л.Н.Андреев (1ч.)
Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. (Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли
в жизни сочувствие и сострадание?»)
Б.Л.Пастернак (1ч.)
Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта.
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.
На дорогах войны (1ч.)
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. (Понятие о литературной традиции.)
лирики.
Ф.А.Абрамов (1ч.)
Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».
Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Ю.П.Казаков (1ч.)
Е.Н.Носов (1ч.)
«Тихая моя Родина» (1ч.) Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов). Человек и природа.
Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятиии родной природы
русскими поэтами.
Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и
природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
А.Т.Твардовский (1ч.)
Слово о писателе. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Д.С.Лихачев (1ч.)
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М.М.Зощенко (1ч.)
Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века (1ч.)
А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро
текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из
Из литературы народов России (1ч.)
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возврата, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим
людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
цикла «Восмистишия»), «О моей Родине».
Слово о поэте. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Из зарубежной литературы
Р.Бернс (1ч.)
Дж. Гордон Байрон (1ч.)
Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой…» как прославление подвига во имя Родины.
Японские хокку (хайку). Особенности жанра. (1ч.)
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Р. Д. Брэдбери (1ч.)
Слово о писателе. «Зеленое утро». «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.
О.Генри (1ч.) Мечта о чудесной победе добра.
Содержание
Введение
Устное народное творчество
Литература 19 в
Литература 20 в
Зарубежная литература
Итого
Учебнотематический план
Количество часов
Развитие речи
Контрольные работы
1
6
47
10
6
70
3
2
5
8
1
10 V.Календарнотематическое планирование по литературе
7 класс70 часов
колво
часов
Планируемый результат обучения
Тема
Вид деятельности,
виды
контроля
Дом.
задание
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная
проблема литературы.
1
З н а т ь: образную природу словесного
искусства, цели и задачи обучения литературе в 7
Самостоятельное
чтением учебной
Стр. 710
в учебн.
Введение.
№
п/п
1 классе, роль статей о писателях.
У м е т ь: пользоваться справочным разделом,
составлять тезисы и план прочитанного; владеть
различными видами пересказа.
Устное народное творчество.
статьи, составлением
плана и тезисов.
читать
2
3
4
Предания как поэтическая автобиография народа.
Былины как героические песни эпического характера. Былина
«Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и
Микула Селянинович».
56
7
Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей
разбойник». Черты характера Ильи Муромца.
(Новгородский цикл былин. «Садко». Особенности былин.
«Калевала» карело финский мифологический эпос).
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка.
1
1
1
1
1
З н а т ь: определение понятия «предание»
У м е т ь: пересказывать текст предания,
объяснять особенности жанра
З н а т ь: определение понятия «былина».
своеобразие былин как героических песен
эпического характера.
У м е т ь: составлять характеристику героев,
определять художественные особенности
былинного жанра
З н а т ь: приемы раскрытия величия, доблести
подвигов русского богатыря.
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтику былин, определять отношение авторов
рассказчиков к героям.
У м е т ь: самостоятельно
проводить исследование
художественного
своеобразия былин
З н а т ь: определение понятий «пословица» и
«поговорка», своеобразие пословиц и поговорок
как малого жанра устного народного творчества
народов мира.
У м е т ь: анализировать поэтику
пословицы и поговорки.
Пересказ преданий.
Сравнительная
характеристика
героев.
Беседа.
Сравнительная
характеристика
героев, анализ поэтики
былины.
Домашнее сочинение
«Художественное
своеобразие былины
…»
Тематический подбор
и толкование пословиц
и поговорок
Сообщени
я. Читать
былины
«Илья
Муромец и
Соловей
разбойник»
(прочитать
)
Прочитат
ь былину
«Илья
Муромец
и
Соловей
разбойник
».
Принести
книгу
«Калевала
»
Составить
свой
сборник
пословиц
и
поговорок
(710 шт.),
можно
проиллюс
трировать
. 8
9
Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира
Мономаха» (отрывок).
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о
Петре и Февронии Муромских»
10 РР Подготовка к домашнему сочинению по устному
народному творчеству
и древнерусской литературе
Древнерусская литература
1
1
1
З н а т ь: особенности «поучения» как жанра,
основы христианской морали,
понятие жанра летописи.
П о н и м а т ь: смысл поучения Владимира
Мономаха.
У м е т ь: воспринимать и анализировать
древнерусский текст.
З н а т ь: содержание повести, нравственные
законы, по которым живут герои.
У м е т ь: понимать и выразительно читать
древнерусский текст в соответствии с его
стилистикой.
У м е т ь: самостоятельно делать
выводы, строить рассуждения
на нравственноэтические
темы.
Из русской литературы XVIII века.
11 М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке,
творцах. («К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея величества
государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
12
Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…» («На
птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни
и творчестве.
1
1
З н а т ь: основные сведения о
М. Ломоносове как поэте и ученом,
новаторство Ломоносова в
стихотворчестве
У м е т ь: воспринимать и анализировать
текст в жанре оды, выразительно читать его.
З н а т ь: основные сведения о
жизни и творчестве Г.Р. Державина, новаторство
Державина в стихотворчестве
У м е т ь: воспринимать и анализировать
державинские стихотворения, самостоятельно
делать выводы, строить рассуждения на темы
общественной жизни
XVIII века.
Рассказ о поэте.
Работа с понятием
«философский».
Заучивание и
выразительное чтение
стихотворения «На
птичку».
Сочиненииминиатюра
«Поучение…»,
стилизация
Выучить
определени
е поучения
Выразительное чтение
древнерусского
текста, развернутые
ответы на вопросы
сочинение
«Нравственные
заветы Древней Руси в
«Повести о Петре и
Февронии
Муромских»
Ответы на вопросы,
выразительное чтение
отрывка их оды,
работа с языком оды
Подготови
ться к
пересказу
эпизодов.
Рассказ о
Февронии
Написать
сочинение
Отзыв на
стихотворе
ние.
Выучить
отрывок из
оды
наизусть
наизусть
стихо
творение
«На
птичку».
Сообщение
о
Пушкине
инд.з. Из русской литературы XIX века.
1 3
14
15
16
17
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории
Росси в поэме «Полтава» (отрывок).
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение
чувства любви к Родине. Последствия деяний Петра I
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный
источник. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.
Значение труда летописца Пимена.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из
цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького
человека»
18
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у
Минского».
19 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня … про купца
Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в
понимании характеров и идеи поэмы.
1
1
1
1
1
1
1
З н а т ь: историческую основу
изучаемых произведений А.С. Пушкина,
понятие жанров: поэмы, баллады, драмы
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать стихотворный отрывок
З н а т ь: содержание повести А.С. Пушкина,
понятие «образ маленького человека» в русской
литературе
У м е т ь: воспринимать и анализировать
текст, объяснять способы выражения авторской
позиции (эпиграф, имя главного героя, роль детали
в описании жилища станционного смотрителя),
роль автора и рассказчика в повести
П о н и м а т ь: идейный замысел повести
(социальное неравенство).
У м е т ь: анализировать эпизод художественного
текста и определять его роль в произведении.
З н а т ь: содержание поэмы, особенности сюжета,
исторической основы поэмы, ее нравственную
проблематику.
У м е т ь: владеть различными
видами пересказа, участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
Выучить
лекцию
Выучить
отрывок
наизусть
Выучить
стихотворе
ние
целиком
Стр. 9697
(вопросы)
Дочитатат
ь повесть
Вопросы в
тетради.
Инд.з.
сообщени
е о
Лермонто
ве
Рассказ
«Пир
Ивана
Грозного»
Чтение отрывка из
поэмы подготовлен
ным учеником
Выразительное чтение
отрывка из поэмы.
Устное словесное
рисование, работа с
изобразительными
средствами языка.
Сравнение
стихотворения с
летописным
источником
Комментированное
чтение
Первичное
восприятие, анализ
текста, определение
авторской позиции
Анализ эпизода
повести, нахождение
основных проблем и
обсуждение,
цитирование.
Первичное восприятие
поэмы.
Развернутый ответ на
вопрос.
Презентации проектов
«Картины быта XVI
века» 20
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным.
21 М.Ю.Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы.
(«Когда волнуется желтеющая нива…», Молитва», «Ангел»).
22
23
Внеклассное чтение. Любимые книги учащихся.
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и
М.Ю.Лермонтова.
24
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая
и фольклорная основа повести.
25
26
Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
Патриотический пафос повести.
РР Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя
( «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл
противопоставления образов Остапа и Андрия в повести
Гоголя «Тарас Бульба».( Роль картин природы в понимании
1
1
1
1
1
1
1
З н а т ь: понятие «лирический герой»
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать стихотворение
Словесное рисование с
эл. рассуждения,
выводами,
цитированием.
Работа со словарем:
«гармония».
Выразительное чтение
стихотворений
З н а т ь: материал по теме
«Творчество А.С.Пушкина и М.Ю.
Лермонтова», технологию тестовой
работы с выбором варианта ответа
У м е т ь: давать развернутый ответ на вопрос.
Контроль.
Ответы на вопросы
З н а т ь: содержание повести;
содержание понятия “деталь” произведения,
нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа,
участвовать в диалоге по
прочитанному произведению; знать понятие
«литературный герой», «патриотический пафос».
У м е т ь: выделять смысловые части
художественного текста, сопоставлять
эпизоды и сравнивать героев.
З н а т ь: содержание повести.
У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему,
составлять план, формулировать идею, подбирать
цитаты.
Рассказ на основе
прочитанной статьи о
писателе.
Инд.: историческая и
фольклорная основа
повести.
развернутые ответы на
вопросы.
Сравнительная
характеристика героев
по самостоятельно
составленному плану.
Выбор жанра
сочинения, темы,
составление плана,
формулировка идеи,
Рассказ
«Кулачный
бой на
Москва
реке»
Анализ
стихотворе
ния.
Выучить
стихотворе
ние( на
выбор)
Подготовк
а к
контрольно
й работе
. Инд. з.
сообщени
е о
Гоголе.
Прочитат
ь повесть
«Тарас
Бульба».
Выучить
лекци
рассказ об
Остапе и
Андрии.
Работа «с
карандаш
ом»
сочинение человеческих характеров» и др.)
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки
охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как
произведение о бесправных и обездоленных.
РР И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык»,
«Близнецы», «Два богача». Авторские критерии
нравственности в стихотворениях в прозе.
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода
(«Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутской
области»).
Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Размышление у парадного подъезда» и
другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа.
Образ Родины
Контрольная работа. Литературный ринг «Герои
произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова
Внеклассное чтение. Любимые книги учащихся
27
28
29
30
31
32
З н а т ь: факты жизни и творчества
И.С.Тургенева, историю появления сборника
«Записки охотника», содержание рассказа
«Бирюк», понятие «пейзаж».
У м е т ь: составлять тезисы и план
прочитанного; владеть различными
видами пересказа.
З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтику стихотворений в прозе,
выразительно читать стихотворения в прозе.
З н а т ь: особую роль жен декабристов,
их высокий нравственный подвиг
У м е т ь: выделять черты героев, размышлять об
их словах и поступках, убеждениях, давать
характеристику героям поэмы
З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза"
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно читать
стихотворный отрывок
подбор цитат.
Рассказ учителя.
Беседа.
Тезисный план ответа
на вопрос «Как автор
относится к
изображенному в
рассказе?»
Беседа.
Сочинение
рассуждение «Почему
характер языка
–«свидетельство
судьбы народа»?
Рассказ учителя.
Беседа. Практикум.
Выразительное чтение.
Анализ эпизода
«Встреча княгини
Трубецкой с
губернатором
Иркутска»
Урок внеклассного
чтения.
Выразительное чтение.
Анализ текста
стихотворений.
З н а т ь; изученное по творчеству И.С.Тургенева,
Н.А.Некрасова,
литературный
ринг
1
1
1
1
1
1
Отзыв на
видеосюже
т
Наизусть
стихотвор
ение в
прозе (на
выбор).
Инд. з.
сообщени
е о
Некрасове
Стр. 244
245
(вопросы)
Устный
рассказ о
героине с
цитировани
ем
Подготовк
а к
контрольно
й работе
Инд. з.
сообщени
е о С.
Щедрине 33 М.Е. СалтыковЩедрин. Слово о писателе. Сказки для детей
изрядного возраста. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик»
34
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).
Автобиографический характер повести.
35
36
37
38
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность
взаимоотношений детей и взрослых.
РР И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.
Подготовка к сочинению «Золотая пора детства».
Сочинение «Золотая пора детства» (по творчеству
Л.Н.Толстого, И.А.Бунина)
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина
нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова
«Хамелеон».
39
Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
1
1
1
1
1
1
1
З н а т ь: содержание сказок.
У м е т ь: выявлять парадоксы
в народной жизни, отраженные
в сказках, составлять рассуждения
о сильных и слабых сторонах
народного характера.
З н а т ь: отдельные факты биографии писателя,
содержание повести;
нравственную проблематику
повести, понятие «автобиографический»
У м е т ь: владеть различными
видами пересказа, участвовать
в диалоге по прочитанному
произведению.
З н а т ь: содержание понятия
“деталь произведения”.
У м е т ь: выделять смысловые
части художественного текста.
П о н и м а т ь смысл рассказа.
У м е т ь: выбирать тему, определять основную
мысль сочинения.
Развернутые ответы с
элементами
рассуждения и
пересказа.
Пересказ полный и
сжатый глав повести.
Развернутый ответ на
вопрос.
Нахождение и
формулировка
поднятых проблем в
рассказе.
Подготовка к
сочинению «Золотая
пора детства» в
произведениях
Л.Н.Толстого,
И.А.Бунина»
Знать содержание произведений, основные мысли.
Изобразительные особенности, авторское
отношение к героям.
Сочинение
З н а т ь: сюжет и образную систему
рассказов.
У м е т ь: давать оценку действиям героев
Слово о писателе на
основе прочитанной
статьи.
Развернутый ответ на
вопрос.
художеств
енный
пересказ
эпизодов.
Инд. з.
сообщение
о Толстом
Устный
рассказ о
героях.
Инд. з.
сообщение
о Бунине
Прочитат
ь рассказ
Бунина
«Лапти»
Подготов
ка к
сочинени
ю работа
«с
карандаш
ом»
Инд. з.
сообщени
е о
Чехове
Инсцениро
вка
рассказа
З н а т ь: содержание рассказа, понимать и
анализ рассказа.
Прочитат 40
Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска»,
«Размазня».
41
Стихи русских поэтов XIX века о природе (В.А.Жуковский,
А.А.Фет, А.К.Толстой)
42
А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы).
Автобиографический характер повести.
43
РР М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни».
Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».
44
Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха
Изергиль».
1
1
1
1
1
объяснять особенности композиции рассказа и его
смысла.
У м е т ь: анализировать произведение, видеть
«смех и слезы» автора, раскрывать роль
художественной детали и особенности речи
героев. Выразительно читать фрагменты.
Викторина по
творчеству
И.А.Бунина и
А.П.Чехова (15 мин.).
З н а т ь/ п о н и м а т ь: содержание рассказов,
позицию автора.
У м е т ь: видеть смешное и грустное в
произведении.
Толкование смысла
рассказа, выявление
художественной
детали как средства
создания комического.
Выразительное чтение
наизусть.
Рассуждение на основе
цитаты «свинцовые
мерзости жизни».
.Сочинение.
Анализ эпизода
«Бабушка на пожаре»
З н а т ь: стихотворения о родной природе
состояние души поэта, переданное через
описание природы
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать стихотворение
З н а т ь: автобиографический характер повести,
ее содержание, причины поступков героев.
У м е т ь: воспринимать текст, делать
художественный пересказ частей сюжета,
выделять наиболее важные для героя и читателя
события.
З н а т ь: специфические черты характеров,
присущие отдельным героям повести: бабушке,
Алеше, Цыганку, деду, Хорошему Делу.
У м е т ь: видеть авторскую позицию по
отношению к героям сопоставлять поступки
героев,, давать характеристику литературному
герою по плану.
З н а т ь: содержание рассказа;
приемы сопоставительного анализа
У м е т ь: характеризовать особенности
ь рассказы
Чехова
«Тоска»,
«Размазня
».
Стихи
русских
поэтов
XIX века
о
природе.
Наизусть
стихотвор
ение на
выбор
Горький
«Детство».
Читать.
Подготови
ться к
художеств
енному
пересказу
Рассказ по
плану.
Характеристика героя. Инд. з.
сообщени
е о 45
46
47
48
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль
поэзии в жизни человека.
Вн. чт. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
Два взгляда на мир.
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и
бессердечие как критерии нравственности.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги
главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.
(Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни
сочувствие и сострадание?»)
49
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в
доме…» Своеобразие природы в лирике поэта.
50
Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой
сюжета, композиции, роль изобразительно
выразительных средств в
рассказе; выявлять авторскую позицию;
использовать сравнительные
характеристики; участвовать в дискуссии
З н а т ь: факты из жизни поэта, своеобразие
художественной формы, содержание понятия
«сатира».
У м е т ь: выразительно читать стихотворение,
выделять смысловые части
художественного текста, определять его
своеобразие.
З н а т ь: понятие о лирическом герое.
У м е т ь: видеть идейную позицию автора,
способного сопереживать героям.
З н а т ь: сведения о жизни и творчестве писателя,
сюжет рассказа, его идейнотематическое
содержание.
У м е т ь: выражать собственное отношение к
героям. сопереживать им. владеть различными
видами пересказа..
З н а т ь: основные сведения о жизни
Платонова А.П., сюжет рассказа, его идейно
тематическое содержание.
У м е т ь: читать платоновские
рассказы, видеть их красоту, воспринимать
чувства, передаваемые автором
Маяковск
ом
Ответы на вопросы,
выразительное чтение
стихотворения.
Выучить
отрывок из
стихотворе
ния
Развернутые ответы на
вопросы
Пересказ, близкий к
тексту «Юшка наедине
с природой».
ответы на вопросы.
Отзыв на
стихотворе
ние
Платонов
«Юшка»
(прочитать
)
Домашнее
сочинение
«Нужны
ли в
жизни
сочувстви
е и
сострадан
ие?»
З н а т ь: своеобразие поэтического мастерства
поэта, тематики стихотворений.
У м е т ь: анализировать поэтическое
произведение, видеть красоту природы,
передаваемую изобразительновыразительными
средствами.
Анализ стихотворений. Читать
интервью с
поэтом
участнико
м ВОВ
З н а т ь: особенность поэтических текстов о
Выразительное чтение
Выучить
1
1
1
1
1
1 Отечественной войны.
Контрольная работа. Анализ эпизода или одного
стихотворения.
Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и
нравственные проблемы рассказа. (Понятие о литературной
традиции.)
Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»).
Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». (Обучение
целостному анализу произведения. )
Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои
рассказа и их поступки.
Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе,
восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб,
С.Есенин, Н.Рубцов).
51
52
53
54
55
56
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя
родная…» и др
1
1
1
1
1
1
Великой Отечественной войне, своеобразие жанра
интервью.
У м е т ь: выразительно читать стихотворения
патриотической напра вленности.
У м е т ь: анализировать эпизод или стихотворение
(на выбор)
стихотворений.
Сочинение.
стихотворе
ние о войне
на выбор
Инд. з.
сообщени
е об
Абрамове
Ответы на
проблемны
е вопросы
Развернутый ответ на
вопрос «Какие
раздумья вызвал у вас
этот рассказ?»
З н а т ь: основные сведения о жизни
Абрамова Ф.А., познакомиться в
произведениях художественной
литературы с проблемой экологической
защиты человека.
У м е т ь: составлять план
рассказа, готовить краткий,
выборочный, художественный
пересказы
З н а т ь: основные сведения о жизни
Носова Е.И.
У м е т ь: составлять план
рассказа, готовить краткий,
выборочный, художественный
пересказ.
З н а т ь: основные сведения о жизни
Казакова Ю.П.
У м е т ь: составление плана,
художественный и краткий пересказы
З н а т ь: основные средства
художественной выразительности
У м е т ь: выразительно читать наизусть
стихотворение о природе, сопоставить
стихотворения,
посвященные различным явлениям
природы, определенному времени года
З н а т ь: сведения о жизни и творчестве поэта,
план анализа стихотворения.
У м е т ь: выразительно читать стихотворения,
Практикум.
Ответы на вопросы на
основе компьютерной
презентации как
элементы анализа
произведения.
Работа со статьей о
писателе и его труде
(вопр. к тексту)
Выразительное чтение
стихотворений
наизусть.
Выучить
теоретичес
кий
материал.
«Живое
пламя»
(прочитать
)
Готовиться
к уроку
композици
и
Выучить
стихотворе
ние
Написать короткий
рассказ с включением
в него стихотворения.
Инд. з.
сообщение
о
Лихачёве. 57
Вн.чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная».
58 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и
грустное в рассказах.
59
Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века.
1
1
1
анализировать лирическое стихотворение.
З н а т ь: биографию автора, определение понятий
«публицистика», «мемуары»
У м е т ь: выстраивать ответырассуждения по
поднятой проблеме, оценивать отношение автора к
прочитанному.
З н а т ь/п о н и м а т ь: сведения об авторе и его
произведения, авторскую позицию в оценке героев.
У м е т ь: видеть смешное и грустное в
произведении
З н а т ь: что такое «лирическое размышление».
У м е т ь: анализировать содержание песен,
лирические размышления о жизни, времени и
вечности.
Ответрассуждение.
Отзыв на рассказ.
Анализ прослушанных
и прочитанных песен
Из литературы народов России.
60
Лирика Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля»,
«Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине».
1
Из зарубежной литературы
61
62
Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Дж. Гордон
Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой…» как
прославление подвига во имя Родины.
2
З н а т ь: факты жизни и творческой биографии
поэта. План анализа поэтического произведения.
У м е т ь: выразительно читать стихотворения,
анализировать лирический текст.
Развернутый ответ на
вопрос.
З н а т ь: факты жизненного и творческого пути
авторов, темы творчества.
У м е т ь: выразительно читать стихотворные
тексты в соответствии с содержанием,
настроением текста.
Пересказ статьи о
поэте.
Выразительное чтение
текстов, ответы на
вопросы.
63
Японские хокку (хайку). Особенности жанра.
О.Генри. «Дары волхвов».
64,
65
1
1
З н а т ь: историю возникновения жанра,
представителей жанра и их творчество.
У м е т ь: видеть лирические переживания через
предметный мир.
сочинение хокку
З н а т ь: автора, этапы жизненного пути,
нравственные проблемы в зарубежной литературе,
Развернутый ответ на
вопрос: как вы
Инд. з.
сообщение
о Зощенко
Готовиться
к уроку
композици
и
Индивиду
альные
сообщени
я
Индивиду
альные
сообщени
я
Миниатюра
«Каким я
себе
представля
ю поэта».
Сообщения
;
иллюстрац
ии
О. Генри
«Дары
волхвов»
(прочитать
)
Бэй
Брэдбери. 66,
67
68
70
Вн.чт. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро».
«Каникулы»
Итоговый тест по литературе за курс 7 класса
содержание рассказа.
У м е т ь: видеть гуманизм и легкий юмор в
рассказах.
1
2
З н а т ь: факты жизненного и творческого пути
автора, темы творчества, понятие
«фантастический рассказ».
У м е т ь: видеть лирические переживания через
предметный мир.
Показать свою ступень усвоения материала,
уровень литературного развития.
понимаете слова
Р.Бернса : «Душа
человека – это
королевство»
урок внеклассного
чтения.
Письменный ответ на
проблемный вопрос.
читать«Зел
еное
утро».
«Каникул
ы»
Подготов
ка к
итоговому
тесту
Вопросы к
игре
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Рабочая программа по литературе для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.